Дело № 2а-1-836/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 ноября 2018 г. город Мценск
Мценский районный суд Орловской области в составе:
председательствующего судьи Волковой Н.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Коссовой С.Н.,
с участием помощника Мценского межрайонного прокурора Орловской области Лазенковой Е.С.,
представителя административного ответчика администрации Мценского района Орловской области ФИО1, действующей по доверенности от 11 января 2018 г. №,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению заместителя Мценского межрайонного прокурора Орловской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц к администрации Мценского района Орловской области, отделу коммунального хозяйства администрации Мценского района о признании бездействия незаконным, обязании создать специализированную службу по вопросам похоронного дела,
установил:
заместитель Мценского межрайонного прокурора Орловской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации Мценского района Орловской области о признании бездействия незаконным, обязании создать специализированную службу по вопросам похоронного дела.
В обосновании заявленных требований указал, что Мценской Межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о погребении и похоронном деле. Ранее прокуратурой в 2016 г. в адрес главы администрации Мценского района Орловской области 1 августа 2016 г. внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства в сфере организации ритуальных услуг и содержании мест захоронения. 30 сентября 2016 г. данное представление было рассмотрено, установлен срок до 1 декабря 2016 г. в который должны быть организованы мероприятия по созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела.
Вместе с тем в ходе проведенной проверки установлено, что администрацией района не создана специализированная служба. Отсутствие подобной службы нарушает гарантированные законом права неопределенного круга лиц, права родственников и близких умершего на безвозмездное получение гарантированных услуг по погребению; лиц, принявшее на себя обязанность осуществить погребение умершего, кроме того данная служба осуществляет погребение лиц, личность которых не установлена и иные функции предусмотренные законом.
Полагая, что административным ответчиком не выполняются требования положения статей 6, 9, 12, 25, 29 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" просит признать незаконным бездействие администрации Мценского района Орловской области, выразившееся в непринятии мер по созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории муниципального образования и обязать администрацию Мценского района Орловской области создать специализированную службу по вопросам похоронного дела.
Определением суда от 22 октября 2018 г. в ходе подготовке дела к судебному разбирательству в качестве соответчика привлечен отдел коммунального хозяйства администрации Мценского района Орловской области.
В судебном заседании помощник Мценского межрайонного прокурора Лазенкова Е.С. поддержала заявленные требования, просила их удовлетворить по основаниям в них изложенным.
Представитель административного ответчика администрации Мценского района по доверенности ФИО1 с административным иском не согласилась, указав на то, что организацией погребения может заниматься не только специализированная служба, но и иные лица, взявшие на себя обязанность осуществить погребение. Родственники умершего вправе на свое усмотрение выбрать организацию для осуществления захоронения и осуществить захоронение за свой счет с получением затем пособия на погребение. Считает, что организация похоронного дела не относится к полномочиям администрации района.
Представитель административного ответчика - отдела коммунального хозяйства администрации Мценского района Орловской области, извещенный надлежащим образом о месте, времени рассмотрения административного дела не явился, ходатайств об отложении дела не поступило.
Суд в порядке статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным рассмотреть административное исковое заявление в отсутствие неявившегося лица.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации регламентировано производство по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
В соответствии с частью 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, пунктом 3 статьи 35 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-I "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, государственные гарантии его осуществления устанавливает Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ), который к вопросам местного значения муниципального района относит организацию ритуальных услуг (пункт 17 части 1 статьи 15).
Межгосударственный стандарт ГОСТ 32609-2014, введенный в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии с 1 января 2016 г. и устанавливающий обязательные для применения в документах термины и определения в области похоронного дела (далее - ГОСТ 32609-2014), определяет ритуальные услуги как результат непосредственного взаимодействия исполнителя и потребителя, а также деятельность исполнителя по погребению останков, праха умерших или погибших, проведению похорон, содержанию мест захоронений, указывая в примечании, что под ритуальными услугами следует подразумевать похоронные и мемориальные услуги (пункт 2.1.4).
Статья 17Статья 17 Федерального закона № 131-ФЗ содержит перечень полномочий, которыми обладают органы местного самоуправления в целях решения вопросов местного значения, не являющийся исчерпывающим, поскольку по вопросам, отнесенным в соответствии со статьями 14, 15 и 16 названного закона к вопросам местного значения, федеральными законами, уставами муниципальных образований также могут устанавливаться полномочия органов местного самоуправления по решению указанных вопросов местного значения (подпункт 9 пункта 1, пункт 1.1).
Отношения, связанные с погребением умерших, регулирует Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (далее - Закон № 8-ФЗ), который устанавливает гарантии погребения умершего с учетом волеизъявления, выраженного лицом при жизни, и пожелания родственников; гарантии предоставления материальной и иной помощи для погребения умершего; санитарные и экологические требования к выбору и содержанию мест погребения; основы организации похоронного дела в Российской Федерации как самостоятельного вида деятельности (статья 1).
Гарантии осуществления погребения умершего в соответствии с поименованным законом реализуются путем организации в Российской Федерации похоронного дела как самостоятельного вида деятельности, которая осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются создаваемыми органами местного самоуправления специализированными службами по вопросам похоронного дела (далее - специализированная служба), порядок деятельности которых определяется названными органами (пункты 1 и 2 статьи 25, статья 29 Закона № 8-ФЗ).
Именно специализированная служба на безвозмездной основе оказывает супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, гарантированный законом следующий перечень услуг по погребению: оформление документов, необходимых для погребения; предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения; перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий); погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом) (пункты 1 и 2 статьи 9 Закона № 8-ФЗ).
В Указе Президента Российской Федерации от 29 июня 1996 г. № 1001 "О гарантиях прав граждан на предоставление услуг по погребению умерших" установлено, что специализированные службы оказывают на безвозмездной основе перечисленные выше услуги по погребению по первому требованию указанных в пункте 1 статьи 9 Закона № 8-ФЗ лиц, а также обращено внимание на недопустимость отказа специализированных служб в оказании таких услуг в связи с отсутствием у них необходимых средств и по другим основаниям (пункт 1), предусмотрено, что органы местного самоуправления выделяют специализированным службам необходимые средства для оказания гарантированного перечня услуг по погребению.
При отсутствии супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего или при невозможности осуществить ими погребение, при отсутствии иных лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение, погребение умершего на дому, на улице или в ином месте после установления органами внутренних дел его личности, погребение умерших, личность которых не установлена органами внутренних дел, также осуществляется специализированной службой, предоставляющей услуги, включающие оформление документов, необходимых для погребения; облачение тела; предоставление гроба; перевозку умершего на кладбище (в крематорий); погребение (статья 12 этого закона).
Специализированная служба принимает решение о погребении на общественном кладбище (пункт 1 статьи 18 Закона № 8-ФЗ).
ЗаконЗакон № 8-ФЗ не содержит понятие специализированной службы. Согласно пункту 2.1.3 ГОСТа 32609-2014 это хозяйствующий субъект, на который возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших или погибших, которые кроме ритуальных и мемориальных услуг оказывают дополнительные обрядовые, юридические и другие виды услуг.
Из положений статей 9 и 10 упомянутого закона в их системном единстве следует, что, устанавливая гарантии, связанные с погребением умерших, в частности, возлагая обязанность по осуществлению погребения умерших на специализированные службы, федеральный законодатель не конкретизирует способ и порядок их реализации и не исключает возможности выполнения данной деятельности другими хозяйствующими субъектами, определяя, лишь, что качество предоставляемых услуг должно соответствовать требованиям, устанавливаемым органами местного самоуправления.
Статьей 9Статьей 9 Закона № 8-ФЗ определено, что стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, возмещается специализированной службе в зависимости от категории, к которой относится умерший, за счет Пенсионного фонда Российской Федерации, федерального бюджета, Фонда социального страхования Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации (пункт 3).
В силу положений статьи 10 названного закона в случае, если погребение осуществлялось за счет средств супруга, близких родственников, иных родственников, законного представителя умершего или иного лица, взявшего на себя обязанность по погребению умершего, им выплачивается социальное пособие на погребение в размере, равном стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, указанному в пункте 1 статьи 9 этого закона.
Исходя из оценки полномочий по содержанию на территории муниципального района межпоселенческих мест захоронения и организации ритуальных услуг, отнесенных Федеральным законом № 131-ФЗ к ведению муниципальных районов вопросов в сфере похоронного дела, во взаимосвязи с Законом № 8-ФЗ, органы местного самоуправления должны осуществлять меры организационно-властного воздействия, направленные на создание условий для обеспечения безусловного исполнения закона, гарантирующего каждому человеку после его смерти погребение с учетом его волеизъявления, предоставление бесплатно участка земли для погребения тела (останков) или праха в соответствии с названным законом (пункт 1 статьи 7 Закона № 8-ФЗ), и оказание на безвозмездной основе определенного законом перечня услуг по погребению (статья 9 приведенного закона).
Администрация Мценского района является органом местного самоуправления этого муниципального образования. Её полномочиям по содержанию на территории муниципального района межпоселенческих мест захоронения, организации ритуальных услуг определены в пункте 17 части 1 статьи 4, пункте 30 части 1 статьи 26 Устава Мценского района Орловской области, принятого постановлением Мценского районного Совета народных депутатов от 21 июня 2005 года №.
В силу частей 1, 3 статьи 25 Устава Мценского района администрация района является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, включает в себя структурные подразделения администрации района с правами юридического лица – органы специальной компетенции.
Решением Мценского районного Совета народных депутатов от 29 января 2015 г. № утверждено Положение «Об отделе коммунального хозяйства администрации Мценского района», в соответствии с которым Отдел является органом специальной компетенции администрации Мценского района и организует реализацию полномочий администрации Мценского района по вопросу в том числе организации ритуальных услуг и содержание мест захоронения (пункт 2.1 Положения).
Согласно части 2 статьи 26 Устава полномочия, указанные в части 1 настоящей статьи, осуществляются администрацией района, в том числе органами специальной компетенции.
В соответствии с частью 1 статьи 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
В соответствии со статьями 9, 86, 139, 140 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия нормативных правовых актов органов местного самоуправления по вопросам местного значения; органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, а также инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Следовательно, орган местного самоуправления вправе самостоятельно определить конкретную организационно-правовую форму создания специализированной службы, уполномоченную выполнять функции, предусмотренные для таковой Законом № 8-ФЗ.
Из материалов дела следует, что Мценской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства по вопросам похоронного дела и оказания ритуальных услуг на территории Мценского района Орловской области.
1 августа 2016 г. Мценской межрайонной прокуратурой внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства в сфере организации ритуальных услуг и содержании мест захоронения в адрес администрации Мценского района Орловской области.
Согласно ответа главы администрации района от 30 сентября 2016 г. № на представление прокурора следует, что выявленные нарушения устраняются: специализированная служба по вопросам похоронного дела будет создана до 1 декабря 2016 г., должностное лицо отдела коммунального хозяйства администрации Мценского района привлечено к дисциплинарной ответственности.
Из ответа и.о. начальника коммунального хозяйства администрации Мценского района от 26 сентября 2018 г. № следует, что 1 августа 2018 г., а также 26 сентября 2018 г. в газете «Мценский край» размещены извещения о проведении открытого конкурса по отбору специализированной службы по вопросам похоронного дела и оказанию услуг по погребению умерших на территории муниципального образования Мценский район.
В результате проведенной прокурорской проверки было установлено, что полномочия по организации ритуальных услуг администрацией Мценского района в течение продолжительного периода времени не выполнены, а именно, в соответствии с решением от 29 апреля №, утвержденным Мценским районным советом народных депутатов не создана специализированная служба по вопросам похоронного дела.
Вместе с тем действия отдела коммунального хозяйства администрации Мценского района по размещению в средствах массовой информации извещения о проведение конкурса по отбору специализированной организации не свидетельствует о непринятие административным ответчиком мер по созданию подобной организации, однако данные действия носили несвоевременный характер.
Не создание специализированной службы по вопросам похоронного дела и реализации прав и гарантий неопределенного круга лиц на получение гарантированного перечня услуг по погребению противоречит вышеприведенным нормам Федерального закона «О погребении и похоронном деле», чем нарушаются права граждан на выбор между погребением, включающим в себя гарантированный перечень бесплатных услуг.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что отсутствие подобной специализированной службы на территории Мценского района, нарушает права жителей данного района.
Исходя из установленных обстоятельств, суд приходит к выводу об удовлетворении иска прокурора, поданного в интересах неопределенного круга лиц.
Требования прокурора не ущемляют самостоятельность органа местного самоуправления в решении вопросов местного значения, а направлены на понуждение их в судебном порядке исполнить возложенные законом обязанности.
Довод представителя администрации Мценского района о самостоятельном осуществлении реализации вопросов местного значения в соответствии с законодательством Российской Федерации отделом коммунального хозяйства администрации Мценского района не может быть принят во внимание судом и не освобождает администрацию Мценского района Орловской области, как уполномоченный орган местного самоуправления от исполнения обязанностей в рамках полномочий по организации ритуальных услуг, возложенных на нее федеральными законами.
Учитывая порядок бюджетного финансирования, суд полагает возможным установить срок для исполнения требования прокурора в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.
На основании изложенного, и руководствуясь статьями 228, 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд,
решил:
административное исковое заявление Мценского межрайонного прокурора Орловской области в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Мценского района Орловской области, отдела коммунального хозяйства администрации Мценского района выразившееся в не создании специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории муниципального образования.
Обязать администрацию Мценского района Орловской области, отдел коммунального хозяйства администрации Мценского района создать специализированную службу по вопросам похоронного дела в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Орловский областной суд через Мценский районный суд в течение одного месяца со дня его вынесения.
Председательствующий Н.А. Волкова