ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1-84/2022 от 14.06.2022 Бежецкого городского суда (Тверская область)

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

14 июня 2022 года г. Весьегонск

Бежецкий межрайонный суд Тверской области (постоянное судебное присутствие в г. Весьегонск) в составе:

председательствующего судьи Шишовой Е.А.,

при помощнике судьи Шабрамовой С.А.,

с участием представителя процессуального истца – заместителя прокурора Весьегонского района Титовой Е.С.,

заинтересованного лица Серяковой С.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Весьегонского района Тверской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Весьегонского муниципального округа Тверской области о признании незаконным бездействия администрации Весьегонского муниципального округа Тверской области и Отдела ЖКХ и благоустройства территории Весьегонского муниципального округа выразившееся в непринятии мер по организации надлежащего водоснабжения на территории д.Елейцино Весьегонского муниципального округа Тверской области и возложении на администрацию Весьегонского муниципального округа Тверской области и Отдел ЖКХ и благоустройства территории Весьегонского муниципального округа обязанности организовать мероприятия по надлежащему водоснабжению на территории д.Елейцино Весьегонского муниципального округа Тверской области в соответствии с требованиями СанПин 2.1.3684-21,

у с т а н о в и л:

Прокурор Весьегонского района обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации Весьегонского муниципального округа Тверской области о признании незаконным бездействия и обязании организовать мероприятия по надлежащему водоснабжению на территории д.Елейцино Весьегонского муниципального округа Тверской области в соответствии с требованиями СанПин 2.1.3684-21, мотивируя тем, что прокуратурой района на основании поручения прокуратуры Тверской области по обращению гражданина, проведена проверка соблюдения норм законодательства при водоотведении на территории Весьегонского муниципального округа, по итогам которой установлено что администрацией Весьегонского муниципального округа Тверской области надлежащим образом не организовано хозяйственно-питьевое водоснабжение жителей д. Елейцино Весьегонского муниципального округа Тверской области, ввиду отсутствия в населенном пункте общественных колодцев, иных источников водоснабжения населения, чем нарушены санитарно-эпидемиологические требования к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению.

По факту указанных нарушений прокурором Весьегонского района 31.08.2021 в администрацию Весьегонского муниципального округа Тверской области вносилось представление, однако действенных мер по устранению допущенных нарушений не принято. Подвоз воды в данном населенном пункте так же не организован.

Таким образом, бездействие администрации Весьегонского муниципального округа Тверской области по непринятию мер к организации надлежащего водоснабжения на территории д. Елейцино Весьегонского муниципального округа Тверской области не соответствует требованиям закона. Непринятие мер по надлежащему водоснабжению не позволяет удовлетворить хозяйственно-питьевые нужды населения, что приводит к нарушению прав неопределенного круга лиц в сфере водоснабжения, санитарно-эпидемиологического благополучия, охраны жизни и здоровья, права на благоприятные и безопасные условия проживания. Истец просит суд признать незаконным бездействие администрации Весьегонского муниципального округа Тверской области выразившееся в непринятии мер по организации надлежащего водоснабжения на территории дер. Елейцино Весьегонского муниципального округа Тверской области.

Обязать администрацию Весьегонского муниципального округа Тверской области и Отдел ЖКХ и благоустройства территории Весьегонского муниципального округа, в срок до 01.12.2022 организовать в рамках своих полномочий мероприятия по обеспечению надлежащего водоснабжения на территории дер. Елейцино Весьегонского муниципального округа Тверской области в соответствии с СанПИН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий»

Определением суда от 16.05.2022 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено МУП «Весьегонские коммунальные системы».

Определением суда от 23.05.2022 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Серякова Светлана Геннадьевна.

Определением суда от 02.06.2022, занесенным в протокол судебного заседания, по ходатайству представителя административного ответчика администрации Весьегонского МО к участию в деле в качестве соответчика привлечен Отдел ЖКХ и благоустройства территорий Весьегонского муниципального округа Тверской области.

В судебном заседании представитель административного истца заместитель прокурора Титова Е.С. поддержала исковые требования, уточнила их с учетом привлечения соответчика и просила так же признать бездействие незаконным и соответчика Отдела ЖКХ и благоустройства территорий Весьегонского муниципального округа Тверской области и возложить и на него обязанности указанные в иске совместно с администрацией Весьегонского МО.

Представители административных ответчиков администрации Весьегонского муниципального округа Тверской области и Отдела ЖКХ и благоустройства территорий Весьегонского муниципального округа Тверской области в судебное заседание не явились, в заявлениях просили ввиду отсутствия возражений по иску, рассмотреть дело без их участия.

Представители заинтересованных лиц МУП «Весьегонские коммунальные системы» и Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тверской области о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился, не ходатайствовали об отложении судебного заседания.

Заинтересованное лицо Серякова С.Г. в судебном заседании поддержала требования прокурора и просила их удовлетворить, пояснила, что она проживает в д.Елейцино Весьегонского МО Тверской области. На постоянной основе в д.Елейцино проживает 7 человек, 4 из которых инвалиды, в летний период приезжают дачники. От ее дома в 0,5 км. имеется родник, куда они ходят за водой. В зимний период времени на родник дорогу никто не чистит. Раньше, когда существовал колхоз, в деревне была водонапорная башня, и они брали воду из колонки. Но с 2012 года колхоз ликвидирован и водоснабжение прекратилось, питьевой воды в деревне нет. Три года назад проверяли воду в роднике, она не пригодна для пищи. Подвоз воды никогда не осуществлялся. Колодец начали делать, но не доделали. У одной семьи есть частный колодец, у другой сделана скважина. Они очень нуждаются в питьевой воде.

Исследовав материалы дела, выслушав доводы представителя административного истца, заинтересованное лицо, суд пришел к следующему.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления РФ» (далее – ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления РФ»), п. 4 ст. 9 Устава администрации Весьегонского муниципального округа к вопросам местного значения муниципального округа относится, в том числе, организация в границах муниципального округа водоснабжения населения, водоотведения.

Законом Тверской области от 17.05.2019 № 23-ЗО «О преобразовании муниципальных образований, входящих в состав территорий муниципального образования Тверской области «Весьегонский район», путем объединения поселений и создании вновь образованного муниципального образования с наделением его статусом муниципального округа и внесении изменений в отдельные законы Тверской области» муниципальные образования, ранее входящие в состав муниципального образования «Весьегонский район», в том числе сельские поселения, городское поселение – город Весьегонск преобразованы в Весьегонский муниципальный округ. Решениями Думы Весьегонского муниципального округа от 18.12.2019 №№ 35, 39 администрация Весьегонского муниципального округа, являющаяся правопреемником администрации Весьегонского района, реорганизована путем присоединения к ней ранее функционирующих администраций сельских поселений, городского поселения – город Весьегонск Тверской области.

Под водоснабжением понимается водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировка и подача горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение) (п. 4 ст. 2 Федерального закона Российской Федерации от 07 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» - далее ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»).

Пунктом 9 ст. 7 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» установлено, что в случае отсутствия на территории (части территории) поселения, городского округа централизованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения и (или) подвоз питьевой воды в соответствии с правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

В случае отсутствия на территории (части территории) поселения, городского округа централизованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения и (или) подвоз питьевой воды в соответствии с настоящими Правилами и законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (п. 71 Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 644).

Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

В силу ч. 1 ст. 18 указанного закона водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.

Частями 1, 3 ст. 19 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» определено, что питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.

Население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей (ч. 3 ст. 19 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).

Из материалов дела следует, что в ходе проверки по обращению жителей д. Елейцино Весьегонского муниципального округа прокуратурой выявлены нарушения законодательства о водоснабжении, а именно что администрацией Весьегонского муниципального округа Тверской области надлежащим образом не организовано хозяйственно-питьевое водоснабжение жителей д. Елейцино Весьегонского муниципального округа Тверской области, ввиду отсутствия в населенном пункте общественных колодцев, иных источников водоснабжения населения, созданных и обслуживаемых органом местного самоуправления, чем нарушены санитарно-эпидемиологические требования к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению.

Согласно письма администрации Весьегонского МО от 10.08.2021 направленного в адрес прокуратуры Весьегонского района в д.Елейцино расположено 4 хозяйства в которых имеются скважина и колодец. Общественный колодец отсутствует.

По факту нарушений прокурором Весьегонского района 31.08.2021 в адрес главы Весьегонского муниципального округа Тверской области внесено представление об устранении нарушений закона. В представлении прокурора изложено требование на: безотлагательное рассмотрение представления и принятию мер к устранению выявленных нарушений закона, причин и условий, им способствующих, уведомлении о месте и времени рассмотрения представления прокурора Весьегонского района, о сообщении по результатах рассмотрения представления и принятых мерах в прокуратуру района в письменной форме в установленный законом месячный срок с приложением документов, подтверждающих фактическое устранение.

Из письма администрации Весьегонского МО от 21.09.2021 следует, что строительство нового колодца в д.Елейцино невозможно, колодец законсервирован. Вопрос об организации хозяйственно-питьевого водоснабжения населения д.Елейцино будет рассмотрен в ближайшее время.

На основании установленных в судебном заседании обстоятельств и приведенных выше норм законодательства, суд считает, что администрацией Весьегонского муниципального округа и Отделом ЖКХ и благоустройства территории Весьегонского муниципального округа, не исполняются возложенные на неё действующим законодательством обязанности организовать мероприятия по обеспечению надлежащего водоснабжения на территории дер. Елейцино Весьегонского муниципального округа Тверской области в соответствии с СанПИН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», в результате чего выявлены нарушения. В нарушение указанных требований органом местного самоуправления в течение длительного времени меры, направленные на устранение выявленных нарушений, по водоснабжению населения д.Елейцино, Весьегонского муниципального округа Тверской области водой в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.4.1175-02, не предприняты, около десяти лет надлежащее водоснабжение в деревне отсутствует.

Таким образом, бездействие администрации Весьегонского муниципального округа Тверской области и Отдела ЖКХ и благоустройства территории Весьегонского муниципального округа выразившееся в непринятии мер по организации надлежащего водоснабжения населения д.Елейцино, Весьегонского муниципального округа Тверской области не соответствует требованиям закона и нарушает права неопределенного круга лиц.

При указанных обстоятельствах, административные исковые требования прокурора Весьегонского района Тверской области к администрации весьегонского МО обоснованы и подлежат удовлетворению.

В части требований и возложения обязанности на привлеченного к участию в дело соответчика Отделу ЖКХ и благоустройства территорий Весьегонского муниципального округа Тверской области, суд так же полагает подлежащими удовлетворению. В связи с тем, что полномочия по водоснабжению населения Весьегонского муниципального округа делегированы Отделу ЖКХ и благоустройству территорий Весьегонского муниципального округа Тверской области, которое является структурным подразделением с правами юридического лица в составе Администрации Весьегонского муниципального округа Тверской области на основании Решения думы Весьегонского муниципального округа Тверской области №52 от 18.12.2019 г. В рамках которых данное лицо заключает муниципальные контракты в пределах полномочий по водоснабжению.

В соответствии со ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъекта РФ, муниципального образования.

В данном случае прокурор обратился в суд в целях обеспечения соблюдения требований законодательства о водоснабжении населения в защиту интересов неопределенного круга лиц, т.е. лиц, которых невозможно индивидуализировать, привлечь в процесс и разрешить вопрос о правах и обязанностях каждого из них, поскольку несмотря на небольшое количество постоянных жителей д.Елейцино, в разное время года туда приезжают иные лица, круг которых меняется. Суд полагает, что прокурор Весьегонского района действовал в рамках представленных ему полномочий.

Таким образом, заявленные административные исковые требования к администрации Весьегонского МО и Отделу ЖКХ и благоустройства территорий Весьегонского муниципального округа Тверской области подлежат удовлетворению и по данному основанию.

При принятии решения, обязывающего административных ответчиков совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных средств, если данные действия могут быть совершены только административными ответчиками в рамках своих полномочий, суд устанавливает в решении срок, в течение которого это решение суда должно быть исполнено.

Принимая во внимание позицию административного истца, заинтересованного лица, а так же представителей административных ответчиков, финансовые возможности административных ответчиков, длительность не исполнения возложенных законодательством обязанностей на административных ответчиков, иные обстоятельства, суд полагает необходимым установить срок, в течение которого ответчики должны устранить допущенные нарушения требований законодательства - произвести работы указанные в иске, учитывая отсутствие возражений ответчиков, суд полагает возможным удовлетворить требования истца в срок до 01.12.2022.

В соответствии с подп. 19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков), в связи, с чем государственная пошлина с административного ответчика взысканию не подлежит.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, ст.227 КАС РФ суд

р е ш и л:

административное исковое заявление прокурора Весьегонского района Тверской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Весьегонского муниципального округа Тверской области и Отделу ЖКХ и благоустройства территории Весьегонского муниципального округа - удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Весьегонского муниципального округа Тверской области, Отдела ЖКХ и благоустройства территории Весьегонского муниципального округа выразившееся в непринятии мер по организации надлежащего водоснабжения на территории дер. Елейцино Весьегонского муниципального округа Тверской области.

Обязать администрацию Весьегонского муниципального округа Тверской области и Отдел ЖКХ и благоустройства территории Весьегонского муниципального округа, в срок до 01.12.2022 организовать в рамках своих полномочий мероприятия по обеспечению надлежащего водоснабжения на территории дер. Елейцино Весьегонского муниципального округа Тверской области в соответствии с СанПИН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий»

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд, в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи жалобы через Бежецкий межрайонный суд Тверской области (постоянное судебное присутствие в г. Весьегонске Тверской области).

Председательствующий Е.А.Шишова

Решение в окончательной форме принято 20.06.2022

Председательствующий Е.А.Шишова

1версия для печатиДело № 2а-1-84/2022 ~ М-1-68/2022 (Решения)