ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1-892/2022 от 11.08.2022 Красноуфимского городского суда (Свердловская область)

№2а-1-892/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

11.08.2022 г. Красноуфимск

Красноуфимский районный суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Бунаковой С.А., с участием старшего помощника Красноуфимского межрайонного прокурора Турышевой Е.А., при секретаре Некрасовой З.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Красноуфимского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной в сети «Интернет», запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,

УСТАНОВИЛ:

Красноуфимский межрайонный прокурор Свердловской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с вышеуказанным иском, указав, что в рамках проведения мониторинга информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на предмет размещения для неопределенного круга лиц публичных оферт документов об образовании и об обучении установлено, что на страницах сайта с URL-адресом https:// rossia-diplomix.com/spravka-dlya-voenkomata, содержится информация о продаже документов об образовании и об обучении( в том числе справки в военкомат для получения отсрочки от призыва на военную службу либо получения освобождения от военных сборов), содержащая все существенные условия договора: характеристика, фото материал, цены, способы заказа и условия доставки, контакты продавцов, что является прямым нарушением законодательства РФ об образовании. Полагает, что в целях защиты прав неопределенного круга лиц, пресечения возможного нарушения прав граждан, информация, размещенная на указанном сайте, должна быть признана запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.

В судебном заседании старший помощник Красноуфимского межрайонного прокурора Турышева Е.А. заявленные требования поддержала, обосновав их доводами, изложенными в заявлении.

Представитель заинтересованного лица Территориального органа Роскомнадзора -Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Уральскому Федеральному округу Солодкий В.В. в судебное заседание не явился, в отзыве на административное исковое заявление указал, что требования об ограничении доступа к запрещенной информации, заявленные в порядке административного судопроизводства, должны идентифицировать запрещенную информацию по указателю страницы сайта в сети Интернет. Полагает, что необходимо привлечь к участию в деле правообладателя ( владельца) Интернет ресурса. Также просит рассмотреть дело в свое отсутствие.

Заслушав старшего помощника Красноуфимского межрайонного прокурора Турышеву Е.А., изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона Российской Федерации от 29. 12.2012 года № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее -Закон № 273 - ФЗ) основными принципами реализации государственной политики в области образования являются: признание приоритетности образования; обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования; приоритет прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, а также единство образовательного пространства на территории Российской Федерации.

В силу частей 1 и 4 статьи 60 Закона № 273 - ФЗ в Российской Федерации выдаются следующие документы об образовании: 1) документы об образовании и (или) о квалификации, к которым относятся документы об образовании, документы об образовании и о квалификации, документы о квалификации; 2) документы об обучении, к которым относятся свидетельство об обучении, свидетельство об освоении дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств, иные документы, выдаваемые в соответствии с законом организациями, осуществляющими образовательную деятельность. Документы об образовании и документы об образовании и о квалификации выдаются лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию. Таким образом, законодательство в качестве необходимого условия получения гражданином документа об образовании и (или) квалификации напрямую предусматривает прохождение и усвоение обучающимся образовательной программы и всего курса обучения в полном объеме.

Возможность беспрепятственного приобретения документов об образовании и обучении без прохождения курса обучения в образовательном учреждении, имеющим государственную аккредитацию и соответствующем отечественным и международным образовательным стандартам, нарушает право граждан Российской Федерации на всестороннее, равное, общедоступное и в пределах, установленных законом, бесплатное образование, гарантированное статьей 43 Конституции Российской Федерации и Законом № 273 - ФЗ.

В соответствии с частью 8 статьи 60 Закона № 273 — ФЗ уровень профессионального образования и квалификация, указываемые в документах об образовании и о квалификации, выдаваемых лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, дают их обладателям право заниматься определенной профессиональной деятельностью, в том числе занимать должности, для которых в установленном законодательством Российской Федерации порядке определены обязательные требования к уровню профессионального образования и (или) квалификации, если иное не установлено федеральными законами. Образцы таких документов об образовании и приложений к ним, описание указанных документов и приложений, порядок заполнения, учета и выдачи указанных документов устанавливаются федеральным органом исполнительной власти осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно - правовому регулированию в сфере образования.

Федеральным законом Российской Федерации от 28 марта 1998 года № 53 - ФЗ (далее - Закон № 53 - ФЗ) осуществляется правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества, а также правовое регулирование поступления на военную службы и военной службы в Российской Федерации иностранных граждан.

В соответствии с пунктом 2 статьи 24 Закона № 53 - ФЗ право на отсрочку от призыва на военную службу имеют граждане, обучающиеся по очной форме обучения.

В силу пункта 2 статьи 55 Закона № 53 - ФЗ от военных сборов освобождаются граждане, обучающиеся по заочной форме обучения в образовательных организациях, на период прохождения промежуточной и итоговой аттестации, подготовки дипломной работы.

За нарушение требований Закона № 53 - ФЗ предусмотрена ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Из этого следует, что поддельный документ об образовании и об обучении предоставляет его обладателю право заниматься определенной профессиональной деятельностью, в том числе занимать должности, для которых в установленном законодательством Российской Федерации порядке определены обязательные требования к уровню профессионального образования и (или) квалификации.

Поддельный документ об обучении (справки в военкомат) предоставляет его обладателю право для получения отсрочки от призыва на военную службу либо для получения освобождения от военных сборов.Деятельность по использованию или сбыту таких документов квалифицируется по статье 327 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Исходя из вышеизложенного, деятельность по продаже документов об образовании и об обучении является прямым нарушением законодательства Российской Федерации об образовании и о лицензировании отдельных видов деятельности, размещение на вышеуказанном сайте публичной оферты о продаже документов об образовании и об обучении представляет собой угрозу конституционному строю Российской Федерации, правопорядку и нравственности, в том числе и в городском округе Красноуфимск и муниципальном образовании Красноуфимский округ.

Статья 327 Уголовного кодекса Российской Федерации устанавливает уголовную ответственность за подделку удостоверения или иного официального документа, предоставляющего права или освобождающего от обязанностей, в целях его использования либо сбыт такого документа, а равно за изготовление в тех же целях или сбыт поддельных государственных штампов, печатей, бланков, а также за использование заведомо подложного документа.

Статья 19.23 Кодекса Российской Федерации об административных нарушениях устанавливает административную ответственность за подделку документа, удостоверяющего личность, подтверждающего наличие у лица права или освобождение его от обязанности, а равно за подделку штампа, печати, бланка, их использование, передачу либо сбыт.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона Российской Федерации от 27 июля 2006 года № 149 - ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - Закон № 149 - ФЗ) в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством. В силу части 5 статьи 15 Закона № 149 - ФЗ передача информации посредством использования информационно - телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности и может быть ограничена в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.

Согласно статьи 9 Закона № 149 - ФЗ ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В соответствии с ч. 5 ст. 15 Федерального закона № 149-ФЗ передача информации по средствам использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности и может быть ограничена в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.

В целях ограничения доступа к сайтам в сети Интернет, содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет». В реестр включаются сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети Интернет, содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено. Основанием для включения в реестр указанных сведений является, в том числе, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети Интернет, информацией распространение которой в Российской Федерации запрещено (ч. 1, 2, 5 ст. 15.1 Федерального закона от 27 июля 2006 года №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»).

Согласно рапорта старшего помощника Красноуфимского межрайонного прокурора Турышевой Е.А. (л.д.12-13), акта изготовления скриншота( л.д.10об-11),фототаблицы (л.д. 15-19), осуществлен мониторинг сети «Интернет», в ходе которого установлено, что на страницах сайта с URL-адресом: https:// rossia-diplomix.com/spravka-dlya-voenkomata размещена информация о продаже документов об образовании и об обучении.

В соответствии с ч. 1 ст.62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Проведя анализ представленных доказательств, суд приходит к выводу, что информация, размещённая в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на странице с адресом https:// rossia-diplomix.com/spravka-dlya-voenkomata носит противоправный характер, способствует совершению преступлений.

Установление факта распространения на Интернет-сайте информации, запрещенной к распространению необходимо для включения указателя сайта в сети «Интернет» в Единый реестр для последующего ограничения доступа к запрещенной информации.

Иного суду не доказано. Обоснованных возражений не заявлено.

При таких обстоятельствах требования Красноуфимского межрайонного прокурора Свердловской области законны и обоснованы и подлежат удовлетворению.

В силу ч. 4 ст. 265.5 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение суда об удовлетворении административного искового заявления о признании информации запрещенной подлежит немедленному исполнению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 265.5 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования Красноуфимского межрайонного прокурора удовлетворить.

Признать информацию, размещенную на Интернет – ресурсе с URL-адресом https:// rossia-diplomix.com/spravka-dlya-voenkomata – запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.

Настоящее решение является основанием для включения Интернет –ресурса с URL-адресом https:// rossia-diplomix.com/spravka-dlya-voenkomata в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено и ограничения к ним доступа (блокирования).

В соответствии с требованиями ч. 4 ст. 265.5 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации данное решение обратить к немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд через Красноуфимский районный суд Свердловской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме-11.08.2022.

Судья- С.А.Бунакова