Дело №2а-1-8/2021 г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Бежецкий межрайонный суд Тверской области в составе:
председательствующего судьи Субботина А.И.,
при секретаре Алашкиной Е.Ю.,
с участием помощника прокурора Весьегонского района Тверской области Сергеева П.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное гражданское дело по административному иску прокурора Весьегонского района Тверской области в интересах Российской Федерации к Администрации Весьегонского муниципального округа Тверской области о признании незаконным бездействия выразившееся в непринятии мер по не постановке на государственный кадастровый учет земельных участков под объектами недвижимости и возложении обязанности по обращению с заявлениями в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним о постановке на государственный кадастровый учет земельных участков и осуществить государственную регистрацию прав муниципальной собственности на земельные участки под объектами недвижимости,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Весьегонского района Тверской области обратился в Бежецкий межрайонный суд Тверской области в интересах Российской Федерации с административным исковым заявлением к Администрации Весьегонского муниципального округа о признании незаконным бездействия выразившееся в непринятии мер по не постановке на государственный кадастровый учет земельных участков под объектами недвижимости и возложении обязанности по обращению с заявлениями в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним о постановке на государственный кадастровый учет земельных участков и осуществить государственную регистрацию прав муниципальной собственности на земельные участки под объектами недвижимости, в обоснование, которого указал, что прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства в сфере эффективности использования муниципальной собственности в деятельности администрации Весьегонского муниципального округа Тверской области, в ходе которой установлено следующее.
Объекты недвижимого имущества:
- здание Иван-Горской сельской библиотеки, расположенное по адресу: <...>;
- здание Рябинкинской сельской библиотеки, расположенное по адресу: <...>;
- здание Дюдиковской сельской библиотеки, расположенное по адресу: Тверская область. весьегонский район, <...>;
- здание Чисто-Дубровской сельской библиотеки, расположенное по адресу: <...>, учитываются в реестре муниципального имущества муниципального образования Весьегонский муниципальный округ Тверской области, то есть находятся в собственности органа местного самоуправления.
В настоящее время указанные объекты недвижимости находятся в оперативном управлении муниципального учреждения культуры «Весьегонская централизованная библиотечная система».
По состоянию на 12.11.2021 земельные участки под зданиями сельских библиотек, расположенных в д. Телятово, д. Дюдиково, д. Овинище, д. Чистая ФИО1 Весьегонского района, на государственный кадастровый учет не поставлены.
Просит суд:
Признать незаконным бездействие администрации Весьегонского муниципального округа Тверской области по постановке на государственный кадастровый учет земельных участков под объектами недвижимости:
- зданием Иван-Горской сельской библиотеки, расположенным по адресу: <...>;
- зданием Рябинкинской сельской библиотеки, расположенным по адресу: <...>;
- зданием Дюдиковской сельской библиотеки, расположенным по адресу: Тверская область. весьегонский район, <...>;
- зданием Чисто-Дубровской сельской библиотеки, расположенным по адресу: <...>.
Возложить на администрацию Весьегонского муниципального округа Тверской области, в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу решения суда, обратиться с заявлениями в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним о постановке на государственный кадастровый учет земельных участков и осуществить государственную регистрацию прав муниципальной собственности на земельные участки под объектами недвижимости под объектами недвижимости:
- зданием Иван-Горской сельской библиотеки, расположенным по адресу: <...>;
- зданием Рябинкинской сельской библиотеки, расположенным по адресу: <...>;
- зданием Дюдиковской сельской библиотеки, расположенным по адресу: Тверская область. весьегонский район, <...>;
- зданием Чисто-Дубровской сельской библиотеки, расположенным по адресу: <...>.
В судебном заседании помощник прокурора Весьегонского района Тверской области Сергеев П.С. заявленные требования поддержал в полном объеме по указанным в административном исковом заявлении основаниям, уточнив тем, что в адресах объектов допущена описка, написано Весьегонский район, тогда как необходимо читать и считать Весьегонский муниципальный округ.
Представитель административного ответчика администрации Весьегонского муниципального округа Тверской области в судебное заседание не явился, о дате и месте судебного заседания уведомлен надлежащим образом, не ходатайствовал об отложении судебного заседания, возражений по исковым требованиям не предоставил.
Представители заинтересованных лиц МУК «Весьегонская централизованная библиотечная система и Управления Росреестра по Тверской области в судебное заседание не явились о дате и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом, не ходатайствовали об отложении судебного заседания.
Заслушав административного истца, исследовав все представленные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обращаться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан неопределенного круга лиц, интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований. Прокурор, подавший заявление, пользуется всеми процессуальными правами и несет все процессуальные обязанности.
Подпунктом 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации закреплен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которого все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В соответствии со статьей 6 Земельного кодекса РФ объектом земельных отношений является земельный участок, границы которого описаны и удостоверены в установленном порядке.
В силу части 3 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» земельные участки, занятые зданиями, строения, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований, являются собственностью соответствующего муниципального образования.
В соответствии с частью 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся, в том числе земельные участки. Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре (ч. 1 ст. 131 ГК РФ).
Согласно статьи 70 Земельного кодекса Российской Федерации государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости». В свою очередь часть 7 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» определено, что государственный кадастровый учет недвижимого имущества – это внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений, в том числе о земельных участках, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.
В силу пункта 3 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального округа относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального округа.
Согласно статей 209, 210 и 215 Гражданского Кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник может передать свое имущество в доверительное управление другому лицу (доверительному управляющему). Передача имущества в доверительное управление не влечет перехода права собственности к доверительному управляющему, который обязан осуществлять управление имуществом в интересах собственника или указанного им третьего лица. Имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. Собственник несет бремя содержания, принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с частью 5 статьи 15 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в случае осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на объект недвижимости, принадлежащий Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию (поступающий в собственность Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования), от их имени при подаче заявлений о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав выступают уполномоченные органы государственной власти, органы местного самоуправления либо уполномоченные юридические лица и граждане.
Таким образом, обязанность по надлежащему установлению границ земельных участков, учету муниципальной собственности возложена на администрацию Весьегонского муниципального округа Тверской области.
В судебном заседании установлено и не оспаривается административным ответчиком, что здание Иван-Горской сельской библиотеки, расположенное по адресу: <...>; здание Рябинкинской сельской библиотеки, расположенное по адресу: <...>; здание Дюдиковской сельской библиотеки, расположенное по адресу: Тверская область. весьегонский район, <...>; здание Чисто-Дубровской сельской библиотеки, расположенное по адресу: <...>, включены в реестре муниципального имущества муниципального образования Весьегонский муниципальный округ Тверской области и находятся в собственности органа местного самоуправления.
В настоящее время указанные объекты недвижимости переданы в оперативном управлении муниципального учреждения культуры «Весьегонская централизованная библиотечная система», на основании постановления Главы Весьегонского района Тверской области №96 от 20.02.2009 года и акта №2 приемки-передачи муниципального имущества с приложением к нему.
По состоянию на земельные участки под зданиями сельских библиотек, расположенных в д. Телятово, д. Дюдиково, д. Овинище, д. Чистая ФИО1 Весьегонского района, на государственный кадастровый учет не поставлены.
Бездействие администрации Весьегонского муниципального округа Тверской области по непринятию мер по постановке на государственный кадастровый учет земельных участков под объектами недвижимости, а именно зданиями сельских библиотек, расположенных в д. Телятово, д. Дюдиково, д. Овинище, д. Чистая ФИО1 Весьегонского района, в установленном законом порядке может привести к невозможности реализации защиты прав собственника от неправомерных посягательств третьих лиц, приводит к уменьшению казны муниципального образования – Весьегонского муниципального округа Тверской области.
В связи с чем, административные исковые требования прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме.
В соответствии со ч. 3 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства РФ при принятии решения суда, обязывающего административного ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Учитывая все обстоятельства данного дела, суд считает возможным удовлетворение требования прокурора об исполнении данного решения, в со сроком исполнения в течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу поскольку определенные в нем действия, неразрывно связаны с проведением кадастровых работ, которые могут быть проведены в весенне-летний период и данные срок суд считает разумным. Исполнение данного решения может быть связано с применением действующего законодательства в области госзакупок и заключением муниципального контракта, поэтому суд, считает разумным установить административному истцу срок для исполнения настоящего решения в течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу, в течение которого у последнего будет возможность предпринять все меры по постановки на кадастровый учет и осуществления регистрации права муниципальной собственности земедбных участком под объектами недвижимости.
При этом, судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением данного административного дела в виде государственной пошлины, подлежат возмещению за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета на основании ч. 3 ст. 114 Кодекса административного судопроизводства РФ, поскольку обе стороны по делу освобождены от ее уплаты в силу положений подп. 9 ч. 1 ст. 333.36, подп. 19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 176 - 180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Административные исковые требования прокурора Весьегонского района Тверской области удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Весьегонского муниципального округа Тверской области по постановке на государственный кадастровый учет земельных участков под объектами недвижимости:
- зданием Иван-Горской сельской библиотеки, расположенным по адресу: Тверская область, Весьегонский муниципальный округ, <...>;
- зданием Рябинкинской сельской библиотеки, расположенным по адресу: Тверская область, Весьегонский муниципальный округ, <...>;
- зданием Дюдиковской сельской библиотеки, расположенным по адресу: Тверская область, Весьегонский муниципальный округ, <...>;
- зданием Чисто-Дубровской сельской библиотеки, расположенным по адресу: Тверская область, Весьегонский муниципальный округ, <...>.
Возложить на администрацию Весьегонского муниципального округа Тверской области, в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу решения суда, обратиться с заявлениями в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним о постановке на государственный кадастровый учет земельных участков и осуществить государственную регистрацию прав муниципальной собственности на земельные участки под объектами недвижимости:
- зданием Иван-Горской сельской библиотеки, расположенным по адресу: Тверская область, Весьегонский муниципальный округ, <...>;
- зданием Рябинкинской сельской библиотеки, расположенным по адресу: Тверская область, Весьегонский муниципальный округ, <...>;
- зданием Дюдиковской сельской библиотеки, расположенным по адресу: Тверская область, Весьегонский муниципальный округ, <...>;
- зданием Чисто-Дубровской сельской библиотеки, расположенным по адресу: Тверская область, Весьегонский муниципальный округ, <...>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Бежецкий межрайонный суд Тверской области (постоянное судебное присутствие в г. Весьегонск Тверской области) в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Решение принято в окончательной форме.
Председательствующий:
Дело №2а-1-8/2021 г.