ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-10005/2023 от 05.12.2023 Сыктывкарского городского суда (Республика Коми)

УИД 11RS0001-01-2023-011875-51

Дело № 2а-10005/2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Сыктывкарский городской суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Котова Р.В.,

при секретаре Мокиевой А.О.,

с участием административного истца Рочева А.А., представителя административных ответчиков ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми, УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России Шомысовой Л.Н.,

рассмотрев 05 декабря 2023 года в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре посредством видеоконференц-связи административное дело по административному исковому заявлению Рочева Александра Алексеевича к ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России о признании условий содержания ненадлежащими, взыскании компенсации за ненадлежащие условия содержания,

установил:

Рочев А.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России о признании условий содержания ненадлежащими, взыскании денежной компенсации в размере 50 000 рублей.

В обоснование заявленных требований указано, что административный истец, отбывая наказание в ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми, в период времени с ** ** ** по ** ** ** периодически водворялся в ШИЗО ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми. Находясь в указанном учреждении условия его содержания в камерах ШИЗО являлись ненадлежащими, а именно: как в одиночных №...), так и в обычных №... камерах ШИЗО отсутствовало горячее водоснабжение, отсутствовала вытяжка (воздуховод), в связи с чем имела место повышенная влажность воздуха, нарушалась санитарная норма жилой площади на одного человека, в туалетах отсутствовали перегородки и двери, в связи с чем отсутствовали условия приватности, на окнах отсутствовали отмычки для их открытия и закрытия, в связи с чем не обеспечивалось проветривание помещений, в помещении камер была полная антисанитария (обшарпанные стены и полы, наличие грибка и плесени), умывальники в камерах были ржавые, имели дефекты (сквозные отверстия), отсутствовали баки с питьевой водой. Изложенное повлекло нарушение его прав и законных интересов. В связи с указанными обстоятельствами, административный истец просит взыскать в его пользу компенсацию за нарушение условий содержания в исправительных учреждениях в размере 50 000 рублей.

Судом к участию в деле привлечены в качестве административного соответчика УФСИН России по Республике Коми, в качестве заинтересованных лиц – начальник ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми, начальник ФКУ ИК-19 УФСИН России по Республике Коми.

В судебном заседании административный истец Рочев А.А. на требованиях, изложенных в исковом заявлении, настаивал, просил их удовлетворить.

Представитель административных ответчиков ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми, УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России с иском не согласилась, просила в удовлетворении требований отказать.

Иные лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились, явку представителей не обеспечили.

Заслушав стороны, изучив материалы административного дела, оценив в соответствии с требованиями ст. 84 Кодекса административного судопроизводства РФ представленные сторонами доказательства и установленные по делу обстоятельства, суд приходит к следующим выводам.

Федеральным законом от 27.12.2019 № 494-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в Федеральный закон от 15.07.1995 №103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», УИК РФ, КАС РФ в части введения положений о праве на получение компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении.

Так, в соответствии со ст. 12.1 УИК РФ, лицо, осуждённое к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение (ч. 1). Компенсация за нарушение условий содержания осуждённого в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих (ч. 2).

Согласно ст. 4 Федерального закона от 27.12.2019 № 494-ФЗ, финансовое обеспечение выплаты компенсации за нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении осуществляется за счёт средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели.

В соответствии с положениями ст. 227.1 Кодекса административного судопроизводства РФ лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении (ч. 1).

Требование о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении рассматривается судом одновременно с требованием об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих по правилам, установленным настоящей главой, с учётом особенностей, предусмотренных настоящей статьей (ч. 3).

При рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с частью 1 настоящей статьи, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия (ч. 5).

Компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя с учётом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих.

В пункте 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания» разъяснено, что условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий.

Так, судам необходимо учитывать, что о наличии нарушений условий содержания лишенных свободы лиц могут свидетельствовать, например, переполненность камер (помещений), невозможность свободного перемещения между предметами мебели, отсутствие индивидуального спального места, естественного освещения либо искусственного освещения, достаточного для чтения, отсутствие либо недостаточность вентиляции, отопления, отсутствие либо непредоставление возможности пребывания на открытом воздухе, затрудненный доступ к местам общего пользования, соответствующим режиму мест принудительного содержания, в том числе к санитарным помещениям, отсутствие достаточной приватности таких мест, не обусловленное целями безопасности, невозможность поддержания удовлетворительной степени личной гигиены, нарушение требований к микроклимату помещений, качеству воздуха, еды, питьевой воды, защиты лишенных свободы лиц от шума и вибрации.

Частью 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации допускается возможность ограничения федеральным законом прав человека и гражданина как средство защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Как указано в п. 12 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 № 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания», проверяя соблюдение предусмотренного ч.1 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства РФ трехмесячного срока для обращения в суд, судам необходимо исходить из того, что нарушение условий содержания лишенных свободы лиц может носить длящийся характер, следовательно, административное исковое заявление о признании незаконными бездействия органа или учреждения, должностного лица, связанного с нарушением условий содержания лишенных свободы лиц, может быть подано в течение всего срока, в рамках которого у органа или учреждения, должностного лица сохраняется обязанность совершить определенное действие, а также в течение трех месяцев после прекращения такой обязанности.

В данном случае, поскольку на момент подачи административного иска в суд Рочев А.А. продолжает отбывать наказание в местах лишения свободы, установленный законодательством срок для обращения в суд им не пропущен.

Как следует из материалов дела и установлено судом, административный истец содержался в ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми в период с ** ** ** по ** ** **. За период отбывания наказания периодически водворялся в штрафной изолятор, а именно: с ** ** ** по ** ** ** (10 суток, камера 13), с ** ** ** по ** ** ** (10 суток, камера 6), с ** ** ** по ** ** ** (6 суток, камера 8), с ** ** ** по ** ** ** (8 суток, камера 2), с ** ** ** по ** ** ** (6 суток, камера 9), с ** ** ** по ** ** ** (8 суток, камера 11), с ** ** ** по ** ** ** (8 суток, камера 7), с ** ** ** по ** ** ** (9 суток, камера 16), с ** ** ** по ** ** ** (7 суток, камера 5), с ** ** ** по ** ** ** (7 суток, камера 2 и 7), с ** ** ** по ** ** ** (10 суток, камера 7), с ** ** ** по ** ** ** (5 суток, камера 18 и 13), с ** ** ** по ** ** ** (14 суток, камера 12, 10, 9), с ** ** ** по ** ** ** (4 суток, камера 11, 20), с ** ** ** по ** ** ** (7 суток, камера 11), с ** ** ** по ** ** ** (7 суток, камера 16), с ** ** ** по ** ** ** (10 суток, камера 11), с ** ** ** по ** ** ** (12 суток, камера 14), с ** ** ** по ** ** ** (7 суток, камера 14), с ** ** ** по ** ** ** (9 суток, камера 14), с ** ** ** по ** ** ** (5 суток, камера 1, 9, 14), с ** ** ** по ** ** ** (11 суток, камера 13), с ** ** ** по ** ** ** (12 суток, камера 16, 14), с ** ** ** по ** ** ** (10 суток, камера 9, 14), с ** ** ** по ** ** ** (7 суток, камера 14), с ** ** ** по ** ** ** (10 суток, камера 14), с ** ** ** по ** ** ** (10 суток, камера 14), с ** ** ** по ** ** ** (10 суток, камера 16, 15, 8), с ** ** ** по ** ** ** (6 суток, камера 15), с ** ** ** по ** ** ** (10 суток, камера 14), с ** ** ** по ** ** ** (9 суток, камера 15, 13), с ** ** ** по ** ** ** (9 суток, камера 13), с ** ** ** по ** ** ** (8 суток, камера 13), с ** ** ** по ** ** ** (8 суток, камера 15), с ** ** ** по ** ** ** (7 суток, камера 14, 13), с ** ** ** по ** ** ** (6 суток, камера 13), с ** ** ** по ** ** ** (9 суток, камера 16, 13).

Проверяя доводы административного истца об отсутствии в ШИЗО ФКУ ИК-25 горячего водоснабжения в указанный в иске период времени, суд приходит к следующему.

На основании части 3 статьи 101 УИК РФ администрация исправительных учреждений несет ответственность за выполнение установленных санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований, обеспечивающих охрану здоровья осужденных.

Здание ШИЗО и ПКТ на территории ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми построено и введено в эксплуатацию в 1979 году. При его проектировании и строительстве также применялись действовавшие на тот момент «Указания по проектированию и строительству ИГУ и военных городков войсковых частей МВД СССР» (ВСН 10-73/МВД СССР).

Инструкция по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, утвержденная Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от ** ** **№... (далее - Инструкция СП 17-02), действовала с 2003 года, с ** ** ** действует Свод правил.

Пунктами 20.1 и 20.5 Инструкции СП 17-02, определено, что здания исправительных учреждений должны быть оборудованы хозяйственно-питьевым и противопожарным водопроводом, горячим водоснабжением, канализацией и водостоками согласно требованиям в том числе СНиП 2.04.01-85 «Внутренний водопровод и канализация зданий». Подводку холодной и горячей воды в жилой (режимной, лечебной) зоне следует предусматривать, в том числе, к умывальникам и душевым установкам во всех зданиях.

В силу пунктов 19.2.1, 19.2.5 Свода правил 308.1325800.2017 «Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования», утвержденного Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 20.10.2017 № 1454/пр, здания исправительных учреждений должны быть оборудованы хозяйственно-питьевым и противопожарным водопроводами, горячим водоснабжением, канализацией и водостоками.

Подводку холодной и горячей воды следует предусматривать к санитарно-техническим приборам, требующим обеспечения холодной и горячей водой (умывальникам, раковинам, мойкам (ваннам), душевым сеткам и т.п.), а также ко всем зданиям исправительных учреждений, требующим обеспечения холодной и горячей водой.

Вместе с тем, из содержания Приказа Министерства юстиции Российской Федерации от ** ** **№..., утвердившего Инструкцию СП 17-02, не следует, что приведенные в ней нормативные требования должны применяться к тем зданиям и помещениям, которые были спроектированы и построены до издания вышеуказанного приказа.

На основании изложенного, поскольку из материалов дела следует, что здание ШИЗО и ПКТ в ФКУ ИК-25, в которых в заявленный в исковом заявлении период времени в том числе содержался истец, построено в 1979 году, суд приходит к выводу о том, что Инструкция СП 17-02, предусматривающая, что здания ИУ и СУ должны быть оборудованы хозяйственно-питьевым и противопожарным водопроводом, горячим водоснабжением, канализацией и водостоками согласно требованиям, в том числе СНиП 2.04.01-85 «Внутренний водопровод и канализация зданий», подводка холодной и горячей воды в жилой (режимной, лечебной) зоне следует предусматривать, в том числе к умывальникам и душевым установкам во всех зданиях, а также п. п. 19.2.1, 19.2.5 Свода правил, не могут применяться при рассмотрении настоящего дела.

В соответствии со справкой отдела капитального строительства и ремонта УФСИН России по Республике Коми в учреждении ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми до мая 2020 года горячее водоснабжение имелось только в банно-прачечном комбинате, душевых ШИЗО/ПКТ, СУОН и столовой учреждения. С мая 2020 года горячее водоснабжение имеется во всех зданиях, где проживают осужденные.

Кроме того, в здании ШИЗО и ПКТ ИК-25 для помывки осужденных имеются помещения раздевалки и помывочной. Помывка осужденных проходит согласно Приложения № 3 «Распорядка дня осужденных, содержащихся в камерах ШИЗО, ПКТ, безопасном месте (БМ) ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми», Приказа №75 от 08.03.2018 ФКУ ИК-25 «Об утверждении распорядка дня осужденных учреждения, отряда строгих условий отбывания наказания, содержащихся в штрафном изоляторе, в помещениях камерного типа, в безопасном месте и в карантинном отделении ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми».

Доказательств того, что административный истец в период содержания в ШИЗО ФКУ ИК-25 обращался с жалобами в части отсутствия горячего водоснабжения, материалы дела не содержат.

Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, свидетельствующие о том, что при проектировании и строительстве здания ШИЗО и ПКТ ФКУ ИК-25 применялись действовавшие на тот момент правовые акты, которыми подведение горячего водоснабжения к умывальникам не предусматривалось, при этом возможность подозреваемых, обвиняемых и осужденных поддерживать личную гигиену обеспечивалась помывкой в бане и душе, возможность нагреть воду обеспечивалась наличием водонагревательных приборов, доводы административного истца об отсутствии горячего водоснабжения, с учетом кратковременности его нахождения в камерах ШИЗО в указанный период времени, судом признаются не свидетельствующими о нарушении условий его содержания в исправительном учреждении.

Проверяя доводы административного истца о нарушении в камерах ШИЗО ФКУ ИК-25 в виде отсутствия вытяжки (воздуховода), нарушении санитарной нормы жилой площади на одного человека, нарушении условий приватности в туалетах, отсутствие на окнах отмычек для их открытия и закрытия, антисанитарии, отсутствии баков с питьевой водой, суд приходит к следующему.

В состав здания ШИЗО-ПКТ входит 19 камер, для нужд ШИЗО отведено 16 камер, а именно камера №..., для нужд ПКТ - 3 камеры, а именно №....

В соответствии со ст. 99 УИК РФ норма жилой площади в расчете на одного осужденного к лишению свободы в исправительных колониях не может быть менее двух квадратных метров.

В камерах ШИЗО в указанные в административном иске периоды содержалось от 1 до 4 человек, что с учетом площади каждой из камер, свидетельствует о соблюдении нормы площади на одного человека, которая составляла не менее двух квадратных метров.

Согласно ст.99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации осужденным предоставляются индивидуальные спальные места и постельные принадлежности.

Камера ШИЗО оборудована в соответствии с требованиями ведомственных нормативных актов, находящиеся в камере откидные металлические кровати опускаются только во время сна и закрываются в дневное время. Кровати в камерах ШИЗО оборудованы деревянным настилом. Камеры ШИЗО оборудованы согласно приказа Минюста РФ № 512 от 27.07.2006 откидной металлической кроватью с деревянным покрытием, столом для приема пищи, тумбой для сидения, умывальником (одним на камеру).

Температурный режим в помещениях здания ШИЗО, ПКТ составляет не ниже 18 гр. Цельсия. При проведении замеров параметров микроклимата (проведено в марте 2020 года) параметры микроклимата соответствуют СаНПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях», а именно температура 18-20 гр.С, влажность 45%.

Освещенность камер ШИЗО и ПКТ составляет более 100 лк, что соответствует нормативным требованиям предъявляемым к освещению для данной категории помещений (п.3.1.7, 3.2.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03). Освещенность обеспечена установкой светодиодных светильников в антивандальном исполнении и естественное через оконные проемы.

Согласно СП308.1325800.2017 п. 34.2 «Требования к заполнению оконных проемов» с внутренней стороны на оконных проемах камер устанавливаются отсекающие оконные решетки. Допускается применять отсекающие оконные решетки с выступом от стены на 250-260 мм.

Согласно п. 20.10 Приказа Минюста РФ от 04.09.2006 № 279 «Об утверждении наставления по оборудованию инженерно-техническими средствами охраны и надзора объектов УИС», в камерах устанавливаются металлические решетки, преграждающие доступ к окнам со стороны камер, согласно п.32.8 окна в камерах ПКТ, ШИЗО с двойными оконными переплетами оборудуются форточкой, открывающейся вовнутрь. С внешней стороны устанавливаются металлические сварные решетки. Со стороны камер окна отгораживаются решеткой, исключающей доступ к стеклу.

Камеры ШИЗО и ПКТ оборудованы раковинами и Чашами Генуя. Согласно п.14.53 Инструкции по проектированию исправительных учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ (СП 17-02 Минюста России) в камерах допускается устанавливать на два и более мест в кабине только напольные чаши (унитазы), умывальники – за пределами кабины. В соответствии с п.20.17 Инструкции во всех рабочих камерах следует размещать приточную вентиляцию с механическим побуждением; вытяжную вентиляцию с естественным побуждением.

Санитарный узел выполнен в виде запираемой кабинки и дверцей, которая при использовании обеспечивает степень приватности.

Канализация во всех камерах находится в работоспособном состоянии. Санитарно-гигиеническое состояние камер ШИЗО, моечной и раздевалки ШИЗО оценивается медицинскими работниками филиала «Медицинская часть №...» ежедневно, результат осмотра фиксируется в «Журнале санитарного состояния ШИЗО, ПКТ». Санитарно-гигиеническое состояние камер ШИЗО, моечной и других помещений ШИЗО удовлетворительное.

Качество воды, поступающей в водопроводные сети учреждения, соответствует требованиям СанПин 2.1.4.1074-01 и ГН 2.1.5.1315-03. В соответствии с обязательными ежемесячными лабораторными анализами, проводимой химической и бактериологической лабораториями ОАО «Сыктывкарский водоканал», вода, поступающая в водопроводные сети учреждения, в том числе ШИЗО и ПКТ, соответствуют требованиям СанПин 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода...» и ГН 2.1.5.1315-03 «ПДК химических веществ в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования».

Здание ШИЗО и ПКТ обеспечено централизованными сетями электроснабжения, отопления, холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, системой вытяжной вентиляции.

Камеры ШИЗО оборудованы вентиляцией с естественным побуждением, что допускается требованиями СанПиН 2.1.2.2645-10. Имеется одно окно, оборудованное форточкой, позволяющей обеспечивать проветривание помещения. В коридоре здания ШИЗО и ПКТ установлена вентиляция с механическим побуждением.

В 2013 году в здании ШИЗО и ПКТ проведен капитальный ремонт кровли с установкой новой вытяжной вентиляции с естественным побуждением с выводом на крышу здания, что отвечает требованиям п.20.17 СП 17-02 Минюста России. В июне 2018 году произведена установка вентилятора.

В здании ШИЗО и ПКТ в 2017 году проведены работы по замене магистралей системы отопления. Произведены работы по утеплению перекрытия здания. Проведена реконструкция принудительной вытяжной вентиляции в здании. В 2018 году закончены работы по капитальному ремонту помещения №... «душевой» и помещения №... «раздевалки», а именно: усилены и восстановлены фундаменты и наружная стена; реконструированы сети отопления, электроснабжения, водоснабжения и водоотведения, выведена отдельная вытяжная и приточная вентиляция этих помещений. По указанным помещениям и помещению №... проведены отделочные работы по потолкам, стенам и полам в полном объеме.

Изложенное в том числе подтверждается справками о санитарно-гигиеническом состоянии ШИЗО, ПКТ ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми от ** ** ** и ** ** **.

По результатам проверки санитарно-эпидемиологического состояния помещений ШИЗО ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми на основании актов ЦГСЭН ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России от 30.05.2017 № 27, от 07.05.2018 № 43, от 20.09.2019 № 122, от 16.03.2020 № 18, от 19.03.2021 № 17 установлено, что санитарное состояние помещений ШИЗО в целом удовлетворительное.

Вместе с тем, из акта ЦГСЭН ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России от 07.05.2018 № 43 следует, что помещения моечной и раздевалки душевой комнаты ШИЗО-ПКТ находятся в неудовлетворительном санитарном состоянии, поскольку нарушена целостность покрытия стен (дефекты покрасочного слоя) и потолков (из-за высокой влажности штукатурка висит клочьями), требуется проведение косметического ремонта. Из акта ЦГСЭН ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России от 16.03.2020 № 18 следует, что на время проверки санитарно-техническое состояние камер ШИЗО-ПКТ неудовлетворительное: практически во всех камерах отделка поверхности стен требует обновления (аналогично по акту ЦГСЭН от 19.03.2021 № 17), механическая вентиляция работает не эффективно. Покрытие раковин также требует обновления.

Исходя из анализа статьи 227.1 КАС РФ, для правильного разрешения вопроса о размере компенсации за нарушение условий содержания под стражей судам необходимо учитывать в совокупности характер выявленных нарушений условий содержания, их продолжительность, какие последствия они повлекли именно для административного истца с учетом его индивидуальных особенностей.

Таким образом, принимая решение по доводам иска в части установленных незначительных нарушений требований законодательства, изложенных в вышеуказанных актах ЦГСЭН ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России, суд исходит из того, что характер выявленных нарушений условий содержания, их продолжительность, с учетом сроков нахождения истца в камерах ШИЗО, составляющего в основном от 4 до 10 суток, имеющего перерывы между помещениями в камеры ШИЗО, а также последствия для административного истца с учетом его индивидуальных особенностей, в том числе его возраста, не свидетельствует при установленных конкретных обстоятельствах о существенном нарушении прав и законных интересов административного истца, в связи с чем не подлежат учету при оценке нарушения прав истца, влекущих взыскание в его пользу заявленной компенсации.

Исходя из положений ч. 2 ст. 227 КАС РФ, суд отказывает в удовлетворении заявления, если признает оспариваемое решение или действие (бездействие) соответствующими нормативным правовым актам и не нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

С учетом изложенного суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований Рочева А.А., поскольку существенных нарушений действующего законодательства и прав административного истца со стороны ответчиков по настоящему делу не усматривается.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175 - 180, 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

В удовлетворении административного искового заявления Рочева Александра Алексеевича к ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми, УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России о признании условий содержания в исправительном учреждении ненадлежащими, о взыскании компенсации за ненадлежащие условия содержания в исправительном учреждении, отказать.

Апелляционная жалоба на решение суда может быть подана в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Р.В. Котов

Мотивированное решение составлено 07.12.2023.