Дело № 2а-1000/2020
УИД 58RS0008-01-2020-001996-61
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 сентября 2020 года
Железнодорожный районный суд г.Пензы в составе:
председательствующего судьи Макушкиной Е.В.,
при секретаре Курчонковой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Пензе дело по административному иску ИФНС России по Железнодорожному району г.Пензы к ФИО1 о взыскании пени за несвоевременную уплату транспортного налога,
У С Т А Н О В И Л:
ИФНС России по Железнодорожному району г. Пензы обратилась в суд с названным иском к ФИО1, указав, что согласно сведениям, представленным органами ГИБДД по Пензенской области, ФИО1 имел в собственности следующие транспортные средства: легковой автомобиль марки KIA SORENTO, государственный регистрационный знак №, 2002 года выпуска, с мощностью двигателя 145 л.с., дата регистрации владения - 17.07.2012, дата прекращения владения - 02.08.2014; легковой автомобиль марки АУДИ А6, государственный регистрационный знак №, 2006 года выпуска, с мощностью двигателя 256 л.с., дата регистрации владения - 13.12.2013, дата прекращения владения - 18.09.2015; легковой автомобиль марки MERCEDES-BENZ ML 350, государственный регистрационный знак №, 2007 года выпуска, с мощностью двигателя 272 л.с., дата регистрации владения 06.05.2015, дата прекращения владения – 25.11.2016 года.
В адрес налогоплательщика заказной корреспонденцией были направлены налоговые уведомления:
№ 246207 от 06.06.2015 на оплату транспортного налога за 2014 г. за автомобиль KIA SORENT, регистрационный номер №, в размере 2706,67 руб. (145 л.с. х 1 х 28 руб.х 8/12, где 145 л.с. - налоговая база, 1 - доля в праве, 28 руб. - налоговая ставка, 8/12- количество месяцев владения в году), AUDI А6, регистрационный номер <***>, в сумме 38 400,00 руб. (256 л.с. х 1 х 150 руб. х 12/12, где 256 л.с. - налоговая база, 1 - доля в праве, 150 руб.- налоговая ставка, 12/12 - количество месяцев владения в году);
№ 87144085 от 13.09.2016 на оплату транспортного налога за 2015 год за автомобили марки AUDI А6, per. номер №, в сумме 28800,00 руб. (256 л.с. х 1 х 150 руб. х 9/12, где 256 л.с. - налоговая база, 1 - доля в праве, 150 руб. - налоговая ставка, 9/12 - количество месяцев владения в году); MERCEDES-BENZ ML 350, регистрационный номер <***>, в размере 27200,00 руб. ( 272 л.с. х 150 руб. х 8/12, где 272 л.с. - налоговая база, 150,00 руб. - налоговая ставка, 8/12 - количество месяцев владения в году);
№ 54363546 от 21.09.2017 на уплату в том числе транспортного налога за 2016 год за автомобиль марки MERCEDES-BENZ ML 350, регистрационный номер №, в размере 37400,00 руб. (272 л.с. х 150 руб. х 11/12, где 272 л.с. - налоговая база, 150,00 руб. - налоговая ставка, 11/12 - количество месяцев владения в году).
За налоговый период 2014 года налог подлежал уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом (абз.3 п.1 ст.363 НК РФ в ред. Федерального закона от 02.12.2013 №334-Ф3) - 01.10.2015 г. Транспортный налог за 2014 год был несвоевременно оплачен налогоплательщиком 04.04.2016.
В связи с тем, что транспортный налог за 2015, 2016 гг. не был уплачен ответчиком, Железнодорожным РОСП УФССП по Пензенской области были возбуждены исполнительные производства (исполнительный лист ФС012066376 от 13.03.2018, дело № 2а-221/2018 от 07.02.2018; исполнительный лист ФС 032278247 от 25.07.2019, дело № 2а- 817/2019 от 17.06.2019). Задолженность по транспортному налогу за 2015, 2016 не оплачена.
В связи с этим и, руководствуясь ст.ст.69, 79 НК РФ налоговым органом в адрес налогоплательщика направлено требование № 11597 по состоянию на 24.08.2018, со сроком исполнения до 02.10.2018 г. об уплате пени, начисленных за несвоевременную уплату транспортного налога за 2014, 2015, 2016 годы в сумме 7666,13 руб.
В связи с неисполнением ФИО1 требования №11597 сумма задолженности превысила 3000 руб., таким образом, инспекция была вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании со ФИО1 задолженности в рамках приказного судопроизводства до 02.04.2019 г.
Мировым судьей судебного участка № 1 Железнодорожного района г. Пензы 19.11.2018 г. был вынесен судебный приказ о взыскании с ФИО1 в пользу ИФНС России по Железнодорожному району г. Пензы задолженности по пени. В связи с поступлением от должника заявления об отмене судебного приказа мировым судьей вынесено определение об отмене судебного приказа от 20.01.2020 г.
На основании изложенного, ИФНС России по Железнодорожному району г. Пензы просит взыскать с ФИО1, ИНН №, пени за несвоевременную уплату транспортного налога за 2014, 2015, 2016 гг. в сумме 7666,13 руб., а именно: пени, начисленные за несвоевременную уплату транспортного налога за 2014 год, в период с 01.12.2015 по 03.04.2016, в размере 1547,20 руб.; пени, начисленные за несвоевременную уплату транспортного налога за 2015 год, в период с 02.12.2016 по 23.08.2018, в размере 4004,27 руб.; пени, начисленные за несвоевременную уплату транспортного налога за 2016 год, в период с 02.12.2017 по 23.08.2018, в размере 2114,66 руб.
Представитель административного истца ИФНС России по Железнодорожному району г. Пензы ФИО2, действующая на основании доверенности и диплома о высшем юридическом образовании, в судебном заседании административный иск поддержала, просила его удовлетворить, ссылаясь на доводы, изложенные в нем, возражала относительно заявления административного ответчика о применении срока исковой давности, в письменном отзыве указала, что налоговым органом пропущен срок на выставление требования по пеням, начисленным за несвоевременную уплату транспортного налога за 2014 год. В связи с тем, что задолженность по транспортному налогу за 2014 год была уплачена должником 04.04.2016, требование об уплате пеней, начисленных за несвоевременную уплату транспортного налога за указанный период должно было направлено в адрес налогоплательщика не позднее 04.07.2016. Фактически - задолженность по пеням, начисленным за несвоевременную уплату транспортного налога за 2014 год вошла в требование № 11597 по состоянию на 24.08.2018, по сроку исполнения до 02.10.2018г. Инспекция считает, что истечение предусмотренного законом срока для выставления требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени не может являться препятствием для обращения в суд, а вопрос о пропуске этого срока и наличии уважительных причин для его восстановления подлежит исследованию судом с учетом конкретных обстоятельств дела. Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 17.12.1996 года N 20-П, налог является необходимым условием существования государства, поэтому обязанность платить налоги, закрепленная в статье 57 Конституции Российской Федерации, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства; налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства. Налоговое законодательство, в подпункте 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса РФ, конкретизируя данный принцип, указывает, что налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги, и разделяет указанный принцип дополнительно на составные части: обязанность уплачивать налог в полном объеме; обязанность своевременно уплачивать налоги; обязанность уплачивать налоги в установленном порядке. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога. Требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога (статья 69 Налогового кодекса РФ). Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании (п. 4 ст. 69 НК РФ). Как регламентировано в пункте 2 статьи 48 Налогового кодекса РФ, заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, пеней, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (абзац первый); если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, пеней, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, пеней, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов и пени превысила 3 000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей (абзац второй). Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (абзац четвертый). Нарушение сроков, установленных статьей 70 Налогового кодекса Российской Федерации, не может приводить к увеличению сроков, установленных для принудительного взыскания налогов иными статьями данного Кодекса. (Определение Конституционного Суда РФ от 22.04.2014 N 822-0 ). Если предположить, что требование об уплате пени, начисленных за несвоевременную уплату транспортного налога за 2014 год было бы выставлено своевременно, т.е. в течение трех месяцев после оплаты транспортного налога за 2014 год - не позднее 04.07.2016, сумма задолженности не превысила 3000 руб. Таким образом, Инспекция правомерно обратилась к мировому судье с/у № 1 Железнодорожного района г. Пенза, когда сумма задолженности превысила 3000 руб. после выставления требования № 11597 по состоянию на 24.08.2018. Таким образом, нарушенный Инспекцией срок, установленный ст. 70 НК РФ, не привел к увеличению сроков, установленных для принудительного взыскания налогов иными статьями Налогового Кодекса.
Административный ответчик ФИО1 в судебном заседании иск не признал, просил в иске отказать, суду пояснил, что указные в иске транспортные средства ему принадлежали, автомобиль марки KIA SORENTO, государственный регистрационный знак №, с 17.07.2012 до 02.08.2014; легковой автомобиль марки АУДИ А6, государственный регистрационный знак №, с 13.12.2013 до 18.09.2015; легковой автомобиль марки MERCEDES-BENZ ML 350, государственный регистрационный знак №, с 06.05.2015 до 25.11.2016. Уведомления об уплате транспортного налога получал из ИФНС по Ленинскому району г. Пензы, все было им оплачено в Ленинской налоговой инспекции, чеки не сохранились, когда платил, не помнит. С иском не согласен, так как налог оплачен, просит применить срок исковой давности.
Представитель ответчика ФИО1 - ФИО3, допущенный к участию в деле в порядке ч. 5 ст. 57 КАС РФ, возражал относительно удовлетворения исковых требований, просил применить срок исковой давности, в письменном ходатайстве, ссылаясь на нормы законодательства, указал, что в 2020 году пени могут начисляться по недоимке, образовавшейся по итогам 2017, 2018 и 2019 годов, начисление недоимки, пени по недоимке, образовавшейся по итогам 2014, 2015 и 2016 годов, - не может быть подано в суд. Кроме того, итоговая недоимка по транспортному налогу и пени по легковому автомобилю, Мерседес-Бенц ML 350, год выпуска 2007, WIN: №, гос. регзнак № №, дата регистрации 06.05.2015 г. дата утраты права 25.11.2016 г., были взысканы и уплачены ответчиком на основании решения Железнодорожного районного суда г. по делу № 2а-817/2019 от 17 июня 2019 года по административному иску ИФНС РФ по Ленинскому району г. Пензы от 23.03.2019 г. в размере 37 400 руб., а также пени по транспортному налогу по состоянию на 19.12.2017 в размере 174,22 руб. Срок давности привлечения к ответственности следует отличать от срока давности взыскания налоговых санкций. Последний представляет собой срок, до истечения которого налоговые органы вправе обратиться в суд с иском о взыскании налоговой санкции (не позднее шести месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления об этом акта). Срок давности привлечения к ответственности - это срок, по истечении которого лицо (совершившее налоговое правонарушение) не может быть привлечено к ответственности. Лицо, совершившее налоговое правонарушение, не может быть привлечено к ответственности, если истекли три года: - или со дня совершения данного правонарушения. Не имеет значения, по какому обязательному платежу образовалась недоимка. Срок исковой давности рассчитывается по общему долгу с пенями: как по транспортному налогу, земельному, так и по налогу на имущество физлиц. Полагает, что независимо от обстоятельств, изложенных в заявлении ИФНС по Железнодорожному району г. Пензы, в иске должно быть отказано, так как исковое заявление подано с нарушением срока исковой давности.
Выслушав объяснения представителя административного истца, административного ответчика, его представителя, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 357 НК РФ плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 НК РФ.
В соответствии с п.1 ст. 362 НК РФ сумма транспортного налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
Согласно сведениям, представленным органами ГИБДД по Пензенской области, за ФИО1 были зарегистрированы следующие транспортные средства:
легковой автомобиль марки KIA SORENTO, государственный регистрационный знак №, 2002 года выпуска, с мощностью двигателя 145 л.с., дата регистрации владения - 17.07.2012, дата прекращения владения - 02.08.2014;
- легковой автомобиль марки АУДИ А6, государственный регистрационный знак №, 2006 года выпуска, с мощностью двигателя 256 л.с., дата регистрации владения - 13.12.2013, дата прекращения владения - 18.09.2015;
- легковой автомобиль марки MERCEDES-BENZ ML 350, государственный регистрационный знак №, 2007 года выпуска, с мощностью двигателя 272 л.с., дата регистрации владения 06.05.2015, дата прекращения владения – 25.11.2016 года.
В соответствии с п. 1 ст. 358 НК РФ, объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пп.1 п.1 ст. 359 НК РФ налоговая база определяется в отношении транспортных средств, имеющих двигатели как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах. Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации, соответственно в зависимости от мощности двигателя транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства (п.1 ст. 361 НК РФ).
Согласно ст. 14 НК РФ транспортный налог относится к региональным налогам.
В силу п. 5 ст. 58 НК РФ порядок уплаты региональных налогов устанавливается законами субъектов Российской Федерации в соответствии с НК РФ.
Налоговым периодом по транспортному налогу признается календарный год (п.1 ст. 360 НК РФ).
Согласно п. 2 ст. 362 НК РФ, сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства, как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Согласно абз.3 п.1 ст.363 НК РФ (в редакции, действовавшей в спорный период) налог, в том числе транспортный налог за 2014 год, подлежал уплате налогоплательщиком – физическим лицом в срок не позднее 1 октября 2015 года, за 2015 год – не позднее 1 декабря 2016 года, за 2016 год – не позднее 1 декабря 2017 года.
В соответствии с пунктом 4 статьи 397 НК РФ налогоплательщики - физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.
Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
Согласно статье 52 НК РФ в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
Согласно пункту 6 статьи 58 НК РФ налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке статей 69 и 70 НК РФ.
Как видно из материалов дела в адрес налогоплательщика заказной корреспонденцией были направлены налоговые уведомления:
- № 246207 от 06.06.2015 на оплату транспортного налога за 2014 г. за автомобиль KIA SORENTО, регистрационный номер № в размере 2706,67 руб., AUDI А6, регистрационный номер №, в сумме 38 400,00 руб.;
№ 87144085 от 13.09.2016 на оплату транспортного налога за 2015 год за автомобили марки AUDI А6, per. номер №, в сумме 28800,00 руб., MERCEDES-BENZ ML 350, регистрационный номер №, в размере 27200,00 руб.;
№ 54363546 от 21.09.2017 на уплату в том числе транспортного налога за 2016 год за автомобиль марки MERCEDES-BENZ ML 350, регистрационный номер №, в размере 37400,00 руб.
В установленные сроки налог налогоплательщиком не уплачен.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога в соответствии с п.1 ст.45 НК РФ является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Требование об уплате направляется налогоплательщику независимо от привлечения его к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах (п. 3 ст. 69 НК РФ). В силу пункта 1 статьи 70 Кодекса требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено указанной статьей.
В соответствии со ст. 57 Конституции РФ, каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах (п. 1 ст. 45, п. 2 ст. 58 НК РФ).
Транспортный налог за 2014 год был несвоевременно оплачен налогоплательщиком 04.04.2016.
В связи с тем, что транспортный налог за 2015, 2016 гг. не был уплачен ответчиком, Железнодорожным РОСП УФССП по Пензенской области были возбуждены исполнительные производства на основании исполнительных документов - исполнительного листа ФС012066376 от 13.03.2018 по делу № 2а-221/2018 от 07.02.2018, исполнительного листа ФС 032278247 от 25.07.2019 по делу № 2а-817/2019 от 17.06.2019. Задолженность по транспортному налогу за 2015, 2016 не оплачена.
Статьей 72 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что исполнение обязанности по уплате налогов и сборов может обеспечиваться, в том числе, пеней.
Пеней признается установленная статьей 75 Кодекса денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога.
Пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога.
Процентная ставка пени принимается равной: для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, - одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
В связи с тем, что транспортный налог за вышеуказанный период в установленный законом срок оплачен не был, и, руководствуясь ст.ст. 69, 70 НК РФ, налоговым органом в адрес административного ответчика заказной корреспонденцией 27.08.2018 года было направлено требование №11597 по состоянию на 24.08.2018, со сроком исполнения до 02.10.2018 г. об уплате пени, начисленных за несвоевременную уплату транспортного налога за 2014, 2015, 2016 годы в сумме 7666,13 руб.:
- пени, начисленные за несвоевременную уплату транспортного налога за 2014 г. за период с 01.12.2015 года по 03.04.2016 год в размере 1547,20 руб.;
- пени, начисленные за несвоевременную уплату транспортного налога за 2015 г. за период с 02.12.2016 года по 23.08.2018 год в размере 4004,27 руб.;
- пени, начисленные за несвоевременную уплату транспортного налога за 2016 г. за период с 02.12.2017 года по 23.08.2018 год в размере 2114,66 руб.
В соответствии с п. 1 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности па уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных указанной статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 этой статьи (абзац третий пункта 1).
В соответствии с пунктом 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
В силу пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
В силу ст. 17.1 КАС РФ мировой судья рассматривает заявления о вынесении судебного приказа по требованиям о взыскании обязательных платежей и санкций в порядке, установленном главой 11.1 настоящего Кодекса.
В связи с неисполнением ФИО1 требования № 11597 по состоянию на 24.08.2018, со сроком исполнения до 02.10.2018 г. инспекция обратилась в суд с заявлением о взыскании со ФИО1 пени за несвоевременную уплату транспортного налога за 2014, 2015, 2016 годы в сумме 7666, 13 руб.
Мировым судьей судебного участка № 1 Железнодорожного района г. Пензы 19.11.2018 г. был вынесен судебный приказ о взыскании с ФИО1 в пользу ИФНС России по Железнодорожному району г. Пензы указанных в требовании пени.
20 января 2020 года определением мирового судьи судебного участка №1 Железнодорожного района г.Пензы данный судебный приказ отменен в связи с поступившими от административного ответчика возражениями.
С настоящим иском административный истец обратился в суд 16 июля 2020 года, то есть в течение шести месяцев со дня отмены судебного приказа.
Административный ответчик просит применить срок исковой давности, в иске отказать.
Административный ответчик просит восстановить пропущенный срок для подачи иска в суд по уплате пени за несвоевременную уплату транспортного налога за 2014 год, по требованиям о взыскании пени за несвоевременную уплату транспортного налога за 2015 и 2016 год срок исковой давности не пропущен.
Налоговый кодекс Российской Федерации содержит общие положения устанавливающие сроки реализации прав налоговых органов, которые подлежат применению, в том числе и при взыскании недоимки по налогам и сборам, истечение которых влечет утрату возможности ее принудительного взыскания.
Таким образом, для правильного определения продолжительности сроков совершения налоговым органом действий, направленных на принудительное взыскание недоимки по налогу следует установить временные пределы осуществления мер государственного принуждения, исходной точкой которых является уведомление налогоплательщика о размере налоговой обязанности, сроке ее исполнения и дате выявления недоимки.
Налог, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 17 декабря 1996 года N 20-П, - необходимое условие существования государства, поэтому обязанность платить налоги, закрепленная в статье 57 Конституции Российской Федерации, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства; налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства.
Обязанность платить налоги это безусловное требование государства; налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства; взыскание налога не может расцениваться как произвольное лишение собственника его имущества; оно представляет собой законное изъятие части имущества, вытекающее из конституционной публично-правовой обязанности (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 08 февраля 2007 года N 381-О-П).
По смыслу положений статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации утрата налоговым органом возможности принудительного взыскания сумм налогов, пеней, штрафа, то есть непринятие им в установленные сроки надлежащих мер ко взысканию, сама по себе не является основанием для прекращения обязанности налогоплательщика по их уплате и, следовательно, для исключения соответствующих записей из его лицевого счета.
Налоговым органом последовательно принимались меры по взысканию налоговой задолженности, уполномоченным государственным органом явно выражена воля на взыскание в принудительном порядке с административного ответчика неуплаченных сумм транспортного налога и пени, в связи с чем поданы заявления о вынесении судебного приказа, предъявлен настоящий административный иск; отмена судебного приказа позволяла налоговому органу предъявить административные исковые требования в течение шести месяцев с момента отмены последнего.
Как разъяснено в пункте 26 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 года N 62, истечение сроков на судебное взыскание обязательных платежей и санкций, в частности срока, установленного в пункте 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации является препятствием для выдачи судебного приказа, в то время как в рассматриваемом деле судебный приказ был вынесен мировым судьей, который не усмотрел правовых оснований к отказу в принятии заявления налогового органа (статья 123.4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Таким образом, факт вынесения судебного приказа свидетельствует о восстановлении пропущенного срока обращения с таким заявлением, предусмотренного п. 2 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации.
Процедура взыскания пени за несвоевременную уплату транспортного налога соблюдена: налоговые уведомления и требование об уплате налогов и пени направлены в адрес ответчика с соблюдением положений статей 52, 69, 70 Налогового кодекса Российской Федерации.
Расчет пени по транспортному налогу обоснован налоговым органом в ходе рассмотрения дела.
Административным ответчиком иного расчета задолженности по транспортному налогу не представлено.
При таких обстоятельствах, оценив собранные по делу доказательства в совокупности, суд приходит к выводу о том, что исковые требования ИФНС России по Железнодорожному району г. Пензы являются обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
В соответствии со ст. 111 ч. 1 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса. По делам о взыскании обязательных платежей и санкций судебные расходы распределяются между сторонами пропорционально удовлетворенным требованиям.
В соответствии со ст. 114 ч. 1 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
Вместе с тем, согласно п.40 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" при разрешении коллизий между указанной нормой права и положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации судам необходимо руководствоваться положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации как специального федерального закона, регулирующего отношения, связанные с формированием доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Так, согласно абз.8 п.2 ст. 61.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в бюджеты муниципальных районов подлежат зачислению налоговые доходы от следующих федеральных налогов и сборов, в том числе налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами: государственной пошлины (подлежащей зачислению по месту государственной регистрации, совершения юридически значимых действий или выдачи документов) - по нормативу 100 процентов.
В данном случае, поскольку ИФНС России по Железнодорожному району г. Пензы в силу положений п.п. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ освобождена от уплаты государственной пошлины при подаче искового заявления, суд считает необходимым взыскать с ответчика государственную пошлину в бюджет г. Пензы согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации в сумме 400 рублей.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Административный иск ИФНС России по Железнодорожному району г.Пензы к ФИО1 о взыскании пени за несвоевременную уплату транспортного налога удовлетворить.
Взыскать с ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца г. Пенза, зарегистрированного по адресу: <адрес>, ИНН №, в пользу ИФНС России по Железнодорожному району г. Пензы (<адрес>, ИНН: №) пени за несвоевременную уплату транспортного налога в общей сумме 7666 руб. 13 коп.:
- пени, начисленные за несвоевременную уплату транспортного налога за 2014 г. за период с 01.12.2015 года по 03.04.2016 год в размере 1547,20 руб.;
- пени, начисленные за несвоевременную уплату транспортного налога за 2015 г. за период с 02.12.2016 года по 23.08.2018 год в размере 4004,27 руб.;
- пени, начисленные за несвоевременную уплату транспортного налога за 2016 г. за период с 02.12.2017 года по 23.08.2018 год в размере 2114,66 руб.
Взыскать с ФИО1 государственную пошлину в муниципальный бюджет г. Пензы согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации, в размере 400 рублей 00 коп.
Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Железнодорожный районный суд г. Пензы в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 2 октября 2020 года.
Судья - Макушкина Е.В.