ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1001/2018 от 31.05.2018 Димитровградского городского суда (Ульяновская область)

Дело №2а-1001/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Димитровградский городской суд Ульяновской области в составе председательствующего судьи Тудияровой С.В., с участием прокурора г.Димитровграда Ульяновской области Душковой К.Б., при секретаре Нурдиновой Г.М., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора г. Димитровграда Ульяновской области в интересах неопределенного круга лиц к Федеральному медико – биологическому агентству, Министерству здравоохранения Российской Федерации, Министерству здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Клиническая больница №172 Федерального медико-биологического агентства» о понуждении к организации и обеспечению вакцинами и осуществлению вакцинации лиц, подлежащих призыву на военную службу,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор г. Димитровграда Ульяновской области обратился в суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц с административным иском к Министерству здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Клиническая больница № 172 Федерального медико-биологического агентства» (далее ФГБУЗ КБ № 172 ФМБА России), в котором просил обязать Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области организовать и обеспечить ФГБУЗ КБ № 172 ФМБА России вакцинами против менингококковой, пневмококковой инфекций и ветряной оспы, в количестве, необходимом для осуществления вакцинации лиц, подлежащих призыву на военную службу в период осеннего призыва 2017 года и весеннего призыва 2018 года, обязать ФГБУЗ КБ № 172 ФМБА России организовать и осуществить вакцинацию против менингококковой, пневмококковой инфекций и ветряной оспы, в количестве, необходимом для осуществления вакцинации лиц, подлежащих призыву на военную службу, в период осеннего призыва 2017 года и весеннего призыва 2018 года.

В обоснование требований прокурор указал, что по результатам проверки соблюдения федерального законодательства о воинской обязанности и военной службе в части проведения профилактических прививок лиц, подлежащих призыву на военную службу, выявлено, что призывники из г.Димитровграда были отправлены на военную службу без проведения необходимых прививок. Не проведение вакцинации лиц, подлежащих призыву на военную службу, может повлечь массовое заражение военнослужащих различные инфекциями, что создает предпосылки для возникновения очагов заболеваемости и, как следствие, срыва выполнения служебных задач по несению боевого дежурства.

К участию в деле в качестве административных соответчиков привлечены ФМБА России, Министерство здравоохранения Российской Федерации, в качестве заинтересованных лиц привлечены Министерство финансов, ФКУ «Военный комиссариат Ульяновской области», Военный комиссариат г.Димитровграда, Мелекесского и Новомалыклинского районов Ульяновской области, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ульяновкой области, Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Ульяновской области.

В судебном заседании старший помощник прокурора г.Димитровграда Душкова К.Б. уточнила административные исковые требования, просила обязать Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области организовать и обеспечить ФГБУЗ КБ № 172 ФМБА России вакцинами против менингококковой, пневмококковой инфекций и ветряной оспы, в количестве, необходимом для осуществления вакцинации лиц, подлежащих призыву на военную службу в период весеннего призыва 2018 года, обязать ФГБУЗ КБ № 172 ФМБА России организовать и осуществить вакцинацию против менингококковой, пневмококковой инфекций и ветряной оспы, в количестве, необходимом для осуществления вакцинации лиц, подлежащих призыву на военную службу, в период весеннего призыва 2018 года. Поддержала уточненные административные исковые требования по обстоятельствам, изложенным в иске, просила об удовлетворении иска.

Представитель административного ответчика ФГБУЗ КБ №* ФМБА России Сидорова Е.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании пояснила, что централизованная поставка иммунобиологических лекарственных препаратов в медицинские организации ФМБА России осуществляется только в рамках Национального календаря профилактических прививок. Вакцинация лиц, подлежащих призыву на военную службу, в период весеннего призыва 2018 года проведена имеющейся остаточной вакцинацией. Обязанность по обеспечению ФГБУЗ КБ № 172 ФМБА России вакцинами для вакцинации лиц, подлежащих призыву на военную службу, лежит на Министерстве здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области.

Представитель административного ответчика Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области Быкова О.К., действующая на основании доверенности в судебном заседании административный иск не признала, суду дала пояснения, аналогичные изложенным в отзыве на административный иск, указав на отсутствие правовых оснований для возложения на Министерство обязанности по обеспечению ФГБУЗ КБ № 172 ФМБА России вакцинами. В соответствии с Федеральным законом от 17.09.1998 № 157 «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» финансовое обеспечение противоэпидемических мероприятий, осуществляемых в целях предупреждения, ограничения распространения и ликвидации инфекционных болезней, а также проведение профилактических прививок, включенных в Национальный календарь профилактических прививок, является расходным обязательством Российской Федерации. В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 21.08.2006 № 1156-р «Об утверждении перечней организаций и территорий, подлежащих обслуживанию ФМБА России, ФГБУЗ КБ № 172 ФМБА России оказывает медицинскую помощь городу Димитровграду и не является учреждением, подведомственным Министерству здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области. То есть, ФГБУЗ КБ № 172 ФМБА России находится в ведении ФМБА России, которое, в свою очередь, подчиняется Министерству здравоохранения Российской Федерации. Согласно Уставу КБ № 172 ФМБА России финансовое обеспечение и субсидирование учреждения в порядке, установленном бюджетным законодательством, относится к компетенции ФМБА России. Таким образом, ФГБУЗ КБ № 172 ФМБА России и Министерство финансируются из бюджетов различных уровней, а именно: ФГБУЗ КБ №172 ФМБА России из федерального бюджета, а Министерство из регионального бюджета. В целях разграничения предметов ведения и расходных обязательств частью 6 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлен запрет для органов государственной власти субъекта РФ исполнять расходные обязательства, связанные с решением вопросов, отнесенных к компетенции федеральных органов государственной власти.

Представитель административного ответчика ФМБА России в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен, представил отзыв на административный иск, согласно которому правовые основания для закупок и поставок данных препаратов за счет средств федерального бюджета отсутствуют, просил исключить ФМБА России из числа административных ответчиков, рассмотреть дело без участия их представителя.

Представитель административного ответчика Министерства здравоохранения Российской Федерации в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен, представил возражение на административный иск, согласно которому профилактические прививки против менингококковой инфекции, пневмококковой инфекции и ветряной оспы для лиц, подлежащих призыву на военную службу, включены в календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям. Средства федерального бюджета для обеспечения медицинских организаций государственной и муниципальной систем здравоохранения иммунобиологическими лекарственными препаратами для реализации календаря прививок по эпидемическим показаниям Федеральным законом от 19.12.2016 №415-ФЗ «О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» и Федеральным законом от 05.12.2017 №362-ФЗ «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» Министерству здравоохранения Российской Федерации не предусмотрены. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.08.2006 №1156-р г.Димитровград Ульяновской области включен в перечень территорий, подлежащих обслуживанию ФМБА России. Вакцинация лиц, подлежащих призыву на военную службу, подлежит за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных ФМБА России. Министерство здравоохранения РФ является ненадлежащим административным ответчиком. Просил суд отказать в удовлетворении требований, предъявленных к Минздраву России, рассмотреть дело в отсутствие их представителя.

Представитель заинтересованного лица ФКУ «Военного комиссариата Ульяновской области» Мурадымова А.Р., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования прокурора г.Димитровграда поддержала в полном объеме, просила иск удовлетворить.

Представитель заинтересованного лица Министерства финансов Ульяновской области Евдокимова Е.Н., действующая на основании доверенности, суду дала пояснения, аналогичные изложенным в отзыве на административный иск, указала, что ФГБУЗ КБ № 172 ФМБА России в соответствии со своими учредительными документами обязано осуществлять медицинское обслуживание населения г.Димитровграда, в том числе и вакцинацию призывников. ФГБУЗ КБ № 172 ФМБА России не может быть профинансировано из областного бюджета Ульяновской области, такое финансирование будет признано контролирующими органами не целевым расходованием бюджетных средств. Возражали против удовлетворения административных исковых требований к Министерству здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области.

Представитель заинтересованного лица Территориального фонда обязательного медицинского страхования Ульяновской области в судебное заседание не явился, представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представители заинтересованных лиц Военного комиссариата по г. Димитровграду, Мелекесского и Новомалыклинского районов Ульяновской области, Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ульяновкой области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Выслушав прокурора, лиц, участвующих в деле, суд находит уточненные административные исковые требования прокурора г.Димитровграда подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст.41 Конституции Российской Федерации гарантировано право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь.

Согласно ст.1 Федерального закона "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" от 17.09.1998 N 157-ФЗ национальный календарьнациональный календарь профилактических прививок - нормативный правовой акт, устанавливающий сроки и порядок проведения гражданам профилактических прививок; календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям - нормативный правовой акт, устанавливающий сроки и порядок проведения гражданам профилактических прививок по эпидемическим показаниям.

В соответствии с п.1 ст.9 Федерального закона №157-ФЗ национальный календарь профилактических прививок включает в себя профилактические прививки против гепатита В, дифтерии, коклюша, кори, краснухи, полиомиелита, столбняка, туберкулеза, эпидемического паротита, гемофильной инфекции, пневмококковой инфекции и гриппа.

В силу п.1 ст.10 Федерального закона №157-ФЗ профилактические прививки по эпидемическим показаниям проводятся гражданам при угрозе возникновения инфекционных болезней, перечень которых устанавливает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

Приказом Минздрава России от 21.03.2014 №125н утверждены национальный календарь профилактических прививок (приложение №1) и календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям (приложение №2).

Профилактические прививки против менингококковой инфекции, пневмококковой инфекции и ветряной оспы для лиц, подлежащих призыву на военную службу, включены в календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям.

В соответствии со ст.6 Федерального закона №157-ФЗ финансовое обеспечение противоэпидемических мероприятий, осуществляемых в целях предупреждения, ограничения распространения и ликвидации инфекционных болезней, а также проведение профилактических прививок, включенных в Национальный календарь профилактических прививок, является расходным обязательством Российской Федерации (пункт 1). Органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают расходные обязательства субъектов Российской Федерации по реализации мер в целях предупреждения, ограничения распространения и ликвидации инфекционных болезней на территории субъекта Российской Федерации в пределах своих полномочий (пункт 2).

Согласно ст.15 Федерального закона №157-ФЗ Обеспечение медицинских организаций государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения иммунобиологическими лекарственными препаратами для иммунопрофилактики в целях проведения профилактических прививок, включенных в национальный календарь профилактических прививок и календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, осуществляется соответственно федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения.

Пунктом 1 Правил использования бюджетных ассигнований федерального бюджета, предоставленных на закупку иммунобиологических лекарственных препаратов для иммунопрофилактики в рамках национального календаря профилактических прививок, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.03.2011 №156 установлено, что данные Правила устанавливают порядок использования бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных Министерству здравоохранения Российской Федерации на закупку иммунобиологических лекарственных препаратов для иммунопрофилактики в рамках национального календаря профилактических прививок для учреждений государственной и муниципальной систем здравоохранения.

Средства федерального бюджета для обеспечения медицинских организаций государственной и муниципальной систем здравоохранения иммунобиологическими лекарственными препаратами для реализации календаря прививок по эпидемическим показаниям Федеральным законом от 19.12.2016 №415-ФЗ «О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» и Федеральным законом от 05.12.2017 №362-ФЗ «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» Министерству здравоохранения Российской Федерации не предусмотрены.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.08.2006 №1156-р г.Димитровград Ульяновской области включен в перечень территорий, подлежащих обслуживанию ФМБА России.

Согласно Уставу ФГБУЗ КБ № 172 ФМБА России функции и полномочия учредителя данного учреждения осуществляются ФМБА России. В своей деятельности ФГБУЗ КБ № 172 ФМБА России руководствуется законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Министерства здравоохранения Российской Федерации, актами ФМБА России и Уставом.

Согласно п.4.11 Устава КБ № 172 ФМБА России финансовое обеспечение и субсидирование учреждения в порядке, установленном бюджетным законодательством, относится к компетенции ФМБА России.

Следовательно, ФГБУЗ КБ № 172 ФМБА России в соответствии со своими учредительными документами обязано осуществлять медицинское обслуживание населения г.Димитровграда, в том числе, и вакцинацию призывников.

Согласно ст.38.1 Бюджетного кодекса РФ принцип подведомственности расходов бюджетов означает, что получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся.

Главные распорядители (распорядители) бюджетных средств не вправе распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств распорядителям и получателям бюджетных средств, не включенным в перечень подведомственных им распорядителей и получателей бюджетных средств в соответствии со статьей 158 настоящего Кодекса.

В целях разграничения предметов ведения и расходных обязательств частью 6 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлен запрет для органов государственной власти субъекта РФ исполнять расходные обязательства, связанные с решением вопросов, отнесенных к компетенции федеральных органов государственной власти.

В соответствии со ст. 25 Федерального закона от 28.03.1998 №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, осуществляется два раза в год с 1 апреля по 15 июля и с 1 октября по 31 декабря.

Согласно сообщению ФГБУЗ КБ № 172 ФМБА России вакцинация для профилактики менингококковых инфекций 27.03.2018 была поставлена Клинической больнице ФГБУЗ ГЦГиЭ ФМБА России для осуществления вакцинации детей и взрослых в очагах менингококковой инфекции за счет средств федерального бюджета. В 2017 году данная вакцина была закуплена ФГБУЗ КБ № 172 ФМБА России по контракту от 29.09.2017 за счет средств, полученных от оказания платных медицинских услуг.

Вакцина пневмококковая была поставлена учреждению 13.09.2016 для осуществления вакцинации в рамках Национального календаря профилактических прививок за счет средств федерального бюджета.

Вакцинация лиц, подлежащих призыву на военную службу, в период весеннего призыва 2018 года проводится имеющейся остаточной вакциной.

Вакцина от ветряной оспы в 2017-2018 годах ФГБУЗ КБ № 172 ФМБА России не закупалась и не поставлялась учреждению. Вакцинация лиц, подлежащих призыву на военную службу, указанной вакциной в период весеннего призыва 2018 года не проводилась.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что до настоящего времени вопрос о вакцинации лиц, подлежащих призыву в весенний призыв 2018 года против менингококковой, пневмококковой инфекций и ветряной оспы в полном объеме не решен.

С учетом изложенного, обязанность по обеспечению ФГБУЗ КБ № 172 ФМБА России вакцинами, лежит на ФМБА России.

Оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что уточненные исковые требования прокурора подлежат частичному удовлетворению.

Следует обязать Федеральное медико – биологическое агентство организовать и обеспечить Федеральное государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Клиническая больница №172 Федерального медико-биологического агентства» вакцинами против менингококковой, пневмококковой инфекции и ветряной оспы (в случае, если лица, подлежащие призыву на военную службу, ранее не привиты и не болели ветряной оспой) в количестве, необходимом для осуществления вакцинации лиц, подлежащих призыву на военную службу в период весеннего призыва 2018 года, а Федеральное государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Клиническая больница №172 Федерального медико-биологического агентства» надлежит обязать организовать и осуществить вакцинацию против менингококковой, пневмококковой инфекции и ветряной оспы (в случае, если лица, подлежащие призыву на военную службу, ранее не привиты и не болели ветряной оспой) в количестве, необходимом для осуществления вакцинации лиц, подлежащих призыву на военную службу в период весеннего призыва 2018 года.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Уточненные исковые требования прокурора г. Димитровграда Ульяновской области в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить частично.

Обязать Федеральное медико – биологическое агентство организовать и обеспечить Федеральное государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Клиническая больница №172 Федерального медико-биологического агентства» вакцинами против менингококковой, пневмококковой инфекции и ветряной оспы (в случае, если лица, подлежащие призыву на военную службу, ранее не привиты и не болели ветряной оспой) в количестве, необходимом для осуществления вакцинации лиц, подлежащих призыву на военную службу в период весеннего призыва 2018 года.

Обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Клиническая больница №172 Федерального медико-биологического агентства» организовать и осуществить вакцинацию против менингококковой, пневмококковой инфекции и ветряной оспы (в случае, если лица, подлежащие призыву на военную службу, ранее не привиты и не болели ветряной оспой) в количестве, необходимом для осуществления вакцинации лиц, подлежащих призыву на военную службу в период весеннего призыва 2018 года.

В удовлетворении уточненных исковых требований к Министерству здравоохранения Российской Федерации, Министерству здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд через Димитровградский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме – 05 июня 2018 года.

Судья С.В. Тудиярова