Дело № 2а-1001/2021
УИД 44RS0003-01-2021-003181-47
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 декабря 2021 года п. Поназырево
Шарьинский районный суд Костромской области в составе: председательствующего судьи Семеновой Г.В., при секретаре Куликовой Л.В.,
с участием: помощника прокурора Поназыревского района Костромской области Лодыгиной Е.А., представителя административного истца ФКУ ИК-2 УФСИН России по Костромской области ФИО1, действующего на основании доверенности от 09 июля 2021 года № 5, административного ответчика ФИО2 (путем использования систем видеоконференц-связи),
рассмотрев в судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Федерального казенного учреждения исправительной колонии № 2 УФСИН России по Костромской области об установлении административного надзора в отношении ФИО2,
установил:
Федеральное казенное учреждение исправительная колония № 2 обратилось в суд с административным исковым заявлением об установлении административного надзора в отношении осужденного ФИО2 на срок погашения судимости с административными ограничениями в виде: обязательной явка 2 раза в месяц в органы внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации; запрета пребывания вне жилого помещения или иного помещения, являющегося местом жительства, либо пребывания поднадзорного лица после 22.00 до 6.00 час.; запрещения выезда за пределы _________; запрещения пребывания в местах расположения дошкольных и общеобразовательных учреждений; запрещения пребывания в местах массового нахождения детей и подростков.
Мотивируя заявление тем, что ФИО2 осужден приговором Щелковского городского суда Московской области от 7 мая 2019 года по п.п. «а,б» ч. 3 ст. 131, п.п. «а,б» ч. 3 ст. 132 УК РФ, с применением ст. 64, ч.ч. 6, 6.1 ст. 88 УК РФ, на основании ч. 3 ст. 69 УК РФ, к 3 годам лишения свободы в исправительной колонии общего режима. Начало срока - 7 мая 2019 года, конец срока - 13 марта 2022 года, отбывающий наказание в ФКУ ИК-2 УФСИН России по Костромской области. Проходил обучение на швейном участке по специальности «оператор швейного оборудования», к учебе относился не добросовестно, занятия посещал под контролем. В учреждении был трудоустроен с 1 июня 2021 года по 10 июня 2021 года на должность «швеи», к работе относился недобросовестно, нормы выработки не выполнял, от работы по благоустройству колонии уклоняется. Требования режима отбывания наказания не выполняет. За весь период отбывания наказания имеет 31 взыскание, поощрений не имеет. С 8 октября 2020 года состоит на профилактическом учете как «склонный к посягательствам на половую свободу и половую неприкосновенность». 8 июня 2021 года признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания. На мероприятия воспитательного характера реагирует не всегда правильно, к разъяснению норм Российского законодательства относится с недоверием. Дружбу поддерживает с узким кругом осужденных отрицательной направленности. В коллективе осужденных уживчив, конфликтных ситуаций не создает. Исполнительных листов не имеет.
В судебном заседании представитель административного истца ФКУ ИК-2 УФСИН России по Костромской области ФИО1 заявление об установлении надзора поддержал по основаниям, изложенным в нем.
Административный ответчик ФИО2 не возражал против установления в отношении него административного надзора, но просил учесть при определении срока погашения судимости тот факт, что он совершил преступления в несовершеннолетнем возрасте. Просил не устанавливать в отношении него административное ограничение в видезапрещения пребывания вне места жительства в определенный временной промежуток, так как намерен работать в ночное время. Также выразил свое несогласие с тем, что допускает серьезные нарушения порядка отбывания наказания.
Прокурор Лодыгина Е.А. выразила мнение, что административное исковое заявление ФКУ ИК № 2 УФСИН РФ по Костромской области в отношении ФИО2 подлежит удовлетворению. Полагала необходимым установить в отношении ФИО2 административный надзор на срок погашения судимости, с учетом особенностей погашения судимости за особо тяжкие преступлениядля лиц, совершивших преступления до достижения возраста восемнадцати лет, с административными ограничениями, указанными в административном исковом заявлении.
Выслушав объяснения сторон, заключение прокурора, исследовав материал дела, суд приходит к следующему.
Административный надзор устанавливается для предупреждения совершения правонарушений и оказания профилактического воздействия на лиц, освобождаемых или освобожденных из мест лишения свободы и имеющих непогашенную либо неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, преступления при рецидиве преступлений, умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего, при наличии предусмотренных Федеральным законом от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (далее - Федеральный закон № 64-ФЗ) оснований и в целях защиты государственных и общественных интересов.
На основании ст. 6 Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ административный надзор устанавливается судом на основании заявления исправительного учреждения или органа внутренних дел, продлевается судом на основании заявления органа внутренних дел, досрочно прекращается судом на основании заявления органа внутренних дел или поднадзорного лица либо его представителя, прекращается по основаниям, предусмотренным частью 1 статьи 9 настоящего Федерального закона.
Лица, в отношении которых может устанавливаться административный надзор, определены в статье 3 Федерального закона № 64-ФЗ и в статье 173.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее - УИК РФ).
Согласно п. 1, 3 ч. 1 ст. 3, п. 1 ч. 3 ст. 3 Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ, ч. 2 ст. 173.1 УИК РФ, за совершеннолетними лицами, освобождаемыми или освобожденными из мест лишения свободы, имеющими непогашенную или неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, а также умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего административный надзор устанавливается судом при условии их признания в период отбывания наказания в местах лишения свободы злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 3 Федерального закона № 64-ФЗ, ч. 1 ст. 173.1 УИК РФ, административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 Федерального закона № 64, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 5 Федерального закона № 64-ФЗ срок административного надзора исчисляется в отношении лица, указанного в части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, при наличии основания, предусмотренного пунктом 1 части 3 статьи 3 настоящего Федерального закона, и лиц, указанных в частях 2 и 2.1 статьи 3 настоящего Федерального закона, со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 4 Федерального закона № 64-ФЗ в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения: запрещение пребывания в определенных местах; запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток; запрещение выезда за установленные судом пределы территории; обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации. Обязательным является установление судом административного ограничения в виде: обязательной явки поднадзорного лица от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации; запрещения поднадзорному лицу, имеющему непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, выезда за установленные судом пределы территории; запрещения поднадзорному лицу, не имеющему места жительства или пребывания, выезда за установленные судом пределы территории.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что ФИО2 осужден приговором Щелковского городского суда Московской области от 7 мая 2019 года по п.п. «а,б» ч. 3 ст. 131, п.п. «а,б» ч. 3 ст. 132 УК РФ, с применением ст. 64, ч.ч. 6, 6.1 ст. 88 УК РФ, на основании ч. 3 ст. 69 УК РФ, к 3 годам лишения свободы в исправительной колонии общего режима.
Преступления, которые совершил ФИО2, а именно п. п. «а,б» ч. 3 ст. 131, п.п. «а,б» ч. 3 ст. 132 УК РФ относятся к категории особо тяжких преступленийпротив половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего.
ФИО2 отбывает наказание в виде лишения свободы в ФКУ ИК-2 УФСИН России по Костромской области, конец срока наказания - 13 марта 2022 года.
Согласно материалов дела, ФИО2 в период отбытия наказания характеризуется отрицательно, за весь период отбытия наказания многократно допускал нарушения режима, за которые 32 раза привлекался к дисциплинарной ответственности, поощрений не имеет, с 8 октября 2020 года состоит на профилактическом учете как «склонный к посягательствам на половую свободу и половую неприкосновенность», на мероприятия воспитательного характера реагирует не всегда правильно, к разъяснению норм Российского законодательства относится с недоверием.
8 июня 2021 года ФИО2 признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.
В соответствии с представленной в материалы дела справкой о поощрениях и взысканиях, ФИО2 имеет 32 взыскания, поощрений не им имеет.
Сведения, представленные в материалы дела и отраженные в характеристике, справке о поощрениях и взысканиях, соответствует материалам личного дела осужденного.
Согласно правовой позиции, изложенной в п. 26 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 16.05.2017 № 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» в случае, когда лицо, освобождаемое или освобожденное из мест лишения свободы, имеет неснятую или непогашенную судимость за совершение преступлений различных категорий, срок административного надзора определяется исходя из срока для погашения судимости только за то преступление, в связи с совершением которого назначается административный надзор (часть 1 статьи 5 Закона, статья 86 УК РФ). При одновременном наличии нескольких оснований для установления административного надзора он устанавливается исходя из основания, по которому законом предусмотрен более длительный срок административного надзора (статья 3, часть 1 статьи 5 Закона).
Таким образом, основанием для установления административного надзора в отношении ФИО2 является совершение преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего (п. п. «а,б» ч. 3 ст. 131, п.п. «а,б» ч. 3 ст. 132 УК РФ).
ФИО2 является совершеннолетним лицом, освобождаемым из мест лишения свободы, имеющим непогашенную судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, что в силу вышеприведенных предписаний Федерального закона № 64-ФЗ является основанием для установления административного надзора.
В силу требований Федерального закона № 64 административный надзор в отношении указанной категории лиц должен быть установлен на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Из приговора суда следует, что предусмотренные п. п. «а,б» ч. 3 ст. 131, п.п. «а,б» ч. 3 ст. 132 УК РФ преступления совершены ФИО2 в 2013 году. На тот момент ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, не достиг восемнадцатилетнего возраста.
Согласно п. «в» ст. 95 УК РФ для лиц, совершивших преступления до достижения возраста восемнадцати лет, сроки погашения судимости, предусмотренные ч. 3 ст. 86 УК РФ, сокращаются и равны трем годам после отбытия лишения свободы за тяжкое или особо тяжкое преступление.
Исходя из необходимости достижения целей и задач административного надзора, учитывая характер совершенных преступлений, за которые ФИО2 отбывает наказание, обстоятельства их совершения, учитывая установленные судом обстоятельства административного дела, суд считает, что административный надзор необходимо установить на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости за особо тяжкие преступления для лиц, совершивших преступления до достижения возраста восемнадцати лет, который исчислять со дня постановки его на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
В силу ч. 8 ст. 272 КАС РФ суд, принимая решение об установлении административного надзора, одновременно устанавливает и виды административных ограничений.
Установление административных ограничений согласуется с нормой статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, допускающей ограничение прав и свобод человека и гражданина для защиты конституционно значимых ценностей, и является соразмерным тем конституционно защищаемым целям, ради которых оно вводится.
При разрешении административного дела об установлении административного надзора суд не связан изложенным в административном исковом заявлении мнением о сроке установления административного надзора и (или) видах административных ограничений, предлагаемых к установлению.
Учитывая повышенную степень общественной опасности совершенных преступлений, установленные судом обстоятельства административного дела, поведение осужденного за период отбывания наказания, осужденному необходимо установить в период действия административного надзора следующие административные ограничения: обязательная явка 2 раза в месяц в органы внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации; запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства, либо пребывания поднадзорного лица после 22.00 часов до 06.00 часов; запрещение выезда за пределы _________; запрещение пребывания в местах расположения дошкольных и общеобразовательных учреждений; запрещение пребывания в местах массового нахождения детей и подростков.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 273 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление ФКУ ИК-2 УФСИН России по Костромской области удовлетворить.
Установить в отношении освобождаемого из мест лишения свободы ФИО2, ДД.ММ. года рождения, административный надзор на срок 3 (трех) лет, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости за особо тяжкие преступлениядля лиц, совершивших преступления до достижения возраста восемнадцати лет, по приговору Щелковского городского суда Московской области от 7 мая 2019 года, который исчислять со дня постановки его на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Установить в отношении поднадзорного лица ФИО2 в течение срока административного надзора следующие административные ограничения:
- обязательная явка 2 (два) раза в месяц в органы внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации;
- запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства, либо пребывания поднадзорного лица после 22.00 часов до 06.00 часов;
- запрещение выезда за пределы _________;
- запрещение пребывания в местах расположения дошкольных и общеобразовательных учреждений;
- запрещение пребывания в местах массового нахождения детей и подростков.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Костромской областной суд через Шарьинский районный суд Костромской области в течение десяти дней со дня принятия судом решения.
Председательствующий судья: Г.В. Семенова