ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1001/2021 от 17.11.2021 Артемовского городского суда (Свердловская область)

66RS0016-01-2021-001036-05

Дело № 2а-1001/2021

Мотивированное решение составлено судом в окончательной форме 17.11.2021года

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

10 ноября 2021 года г. Артемовский

Артемовский городской суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Пимурзиной К.А., при секретаре Плехановой Л.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 23 по Свердловской области к Суровой П.С. о взыскании пени по задолженности ОМС работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхование в размере 756 руб. 44 коп., пени по уплате ОПС в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии, НДФЛ в размере 31 100 руб. 89 коп.,

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 23 по Свердловской области (далее - МИФНС России № 23 по Свердловской области) обратилась в суд с административным исковым заявлением к Суровой П.С. с указанным административным иском.

МИФНС России № 23 по Свердловской области в обоснование исковых требований в заявлении указала, что Сурова П.С. с 28.10.2008 года по 13.08.2018 года была зарегистрирована в качестве нотариуса, с 20.09.2018 снова возобновила деятельность.

В соответствии со ст. 419 Налогового кодекса Российской Федерации, п. 2 ст. 6 Закона об основах обязательного медицинского страхования и ст. 3 Закона № 125-ФЗ, Сурова П.С. является плательщиком страховых взносов.

Индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные, нотариусы и иные частнопрактикующие лица обязаны уплачивать: взносы на обязательное социальное страхование работников по обязательному пенсионному страхованию, общему медицинскому страхованию, по временной нетрудоспособности и материнству, на страхование от несчастных случаев, а также взносы на себя по ОПС и ОМС.

Согласно ст.75 Налогового кодекса Российской Федерации, за неисполнение обязанностей по уплате налогов и сборов в срок, предусмотренный законодательством о налогах и сборах, инспекцией начисляются пени.

Сурова П.С. имеет задолженность по страховым взносам в следующих размерах:

- страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования пени 756,44 коп.

Административному ответчику за 2018-2019 годы был исчислен налог (ОМС) в фиксированном размере 10 494 руб.

Согласно ст. 75 НКРФ, за неисполнение обязанностей по уплате налога в срок, предусмотренный законодательством о налогах и сборах, Административному ответчику начислены пени в размере 756 руб. 44 коп.

- страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонд Российской Федерации, на выплату страховой пенсии пени 1 361 руб. 74 коп.

Административному ответчику был начислен налоги по ОПС за 2017-2019 годы в фиксированном размере 52 745 руб., проценты по доходу свыше 300 000 руб. в размере 38 362 руб. 34 коп.

За неисполнение обязанностей по уплате налога в срок, предусмотренный законодательством о налогах и сборах, Административному ответчику начислены пени в размере 1 495 руб. 32 коп.

Задолженность по пени в размере 133 руб. 58 коп. списана по решению о признании безнадежными к взысканию, сумма пени к уплате 1 361 руб. 74 коп.

Кроме того, административный ответчик имеет задолженность по налогу на доходы физических лиц, полученных от осуществления деятельности физических лиц, полученных от осуществления деятельности физическими лицами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты и других лиц, занимающихся частной практикой в соответствии со ст. 227 Налогового кодекса Российской Федерации, пени в размере 31 100 руб.89 коп.

Административный ответчик имел задолженность по НДФЛ в размере 162 175 руб. по сроку уплаты 16.07.2018, 73 171 руб. по сроку уплату 15.10.2018, 158 357 руб. по сроку уплаты 15.07.2020 (задолженность уплачена в полном объеме только 21.10.2019).

За неисполнение обязанностей по уплате налога в срок, предусмотренный законодательством о налогах и сборах, Административному ответчику начислены пени в размере 33 002 руб. 24 коп.

Задолженность по пени в размере 1 901 руб. 35 коп. списана по решению о признании безнадежными к взысканию, сумма пени к уплате 31 100 руб. 89 коп.

По указанной задолженности инспекция обращалась с заявлением о вынесении судебного приказа в мировой суд, но по представленным возражениям должника судебный №2а-2218,2021/2020 от 23.04.2021, определением мирового судьи судебного участка №1 Артемовского судебного района Свердловской области от 19.05.20021 года был отменен, требование до настоящего времени Административным ответчиком не исполнено.

Представитель административного истца в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

Административный ответчик Сурова П.С. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом.

Суд, ознакомившись с доводами административного искового заявления, исследовав письменные материалы дела, считает, что административные исковые требования не подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ст. 4 Федерального закона от 08.03.2015 № 22-ФЗ «О введении в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» дело подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном Кодеком административного судопроизводства Российской Федерации.

Обязанность гражданина платить законно установленные налоги установлена ст. 57 Конституции Российской Федерации и ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций (часть 1).

Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом (часть 2).

Согласно пунктам 1, 2 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации, заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.

Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннею требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

В целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 15 января 2016 года №13 "О дополнительных мерах по укреплению платежной дисциплины при осуществлении расчетов с Пенсионным фондом Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации и Федеральным фондом обязательного медицинского страхования" и совершенствования порядка исчисления и уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, укрепления платежной дисциплины при осуществлении расчетов с названными фондами внесены изменения.

Полномочия по администрированию страховых взносов переданы от Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации в налоговые органы, и все положения, касающиеся порядка исчисления и уплаты страховых взносов, включены в главу 34 "Страховые взносы" Налогового кодекса Российской Федерации с 01.01.2017.

Судом установлено, следует из письменных материалов дела, что Сурова П.С. с 28.10.2008 года по 13.08.2018 года была зарегистрирована в качестве нотариуса, 20.09.2018 года возобновила свою деятельность в качестве нотариуса (л.д. 17).

В соответствии со ст. Налогового кодекса Российской Федерации, п. 2 ст. 6 Закона об основах обязательного медицинского страхования и ст. 3 Закона № 125-ФЗ, Сурова Т.А. является плательщиком страховых взносов.

Индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные, нотариусы и иные частнопрактикующие лица обязаны уплачивать: взносы на обязательное социальное страхование работников по обязательному пенсионному страхованию, общему медицинскому страхованию, по временной нетрудоспособности и материнству, на страхование от несчастных случаев, а также взносы на себя по ОПС и ОМС.

В соответствии со ст.432 Налогового кодекса Российской Федерации суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не непозднее 31 декабря текущего календарного года.

Согласно ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации, за неисполнение обязанностей по уплате налогов и сборов в предусмотренный законодательством срок, Инспекцией начисляются пени.

Согласно ч. 4 ст. 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.

В связи с неуплатой за периоды, истекшие до 01.01.2017 года страховых взносов на обязательное медицинское страхование, административному ответчику начислены пени в размере 756 руб. 44 коп.

В связи с неуплатой за периоды, истекшие до 01.01.2017 года страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, административному ответчику начислены пени в размере 1 361 руб. 74 коп.

В адрес Суровой П.С. направлялось требование по состоянию на 03.09.2018 года, срок уплаты по которому - 21.09.2018 года, в данном требовании содержаться требования об уплате пени по ОМС в размере 34,39 руб. и требования об уплате по пени по ОПС в размере 175,31 руб. (л.д.10).

Так же в адрес Суровой П.С. направлялось требование по состоянию на 19.09.2018 год, срок уплаты 09.10.2018 года, в данном требовании содержаться требования об уплате пени по ОМС в размере 37,00 руб. и требования об уплате по пени по ОПС в размере 2450,07 руб., 187,20 руб. (л.д.14).

Данные пени не подлежат к взысканию, поскольку пропущен срок, в связи с чем, к взысканию подлежит сумма пени по ОМС в размере 685,05 коп.

Административный ответчик имел задолженность по НДФЛ в размере 162 175 руб. по сроку уплаты 16.07.2018, 73 171 руб. по сроку уплату 15.10.2018, 158 357 руб. по сроку уплаты 15.07.2020 (задолженность уплачена в полном объеме только 21.10.2019).

За неисполнение обязанностей по уплате налога в срок, предусмотренный законодательством о налогах и сборах, Административному ответчику начислены пени в размере 33 002 руб. 24 коп.

Задолженность по пени в размере 1 901 руб. 35 коп. списана по решению о признании безнадежными к взысканию, сумма пени к уплате 31 100 руб. 89 коп.

Из требований по состоянию на 19.09.2018 год (л.д. 14), следует, что сумма в размере 9 269, 05 руб., взысканию не подлежит, поскольку данная сумма пени подлежала уплате в срок до 09.10.2018 года.

Шестимесячный срок для обращения в суд, предусмотренный п. 2 и 3 ст. 48 НК РФ, административным истцом не пропущен, поскольку, определением мирового судьи судебного участка № 1 Артемовского судебного района от 19.05.2021 (л.д. 9), по заявлению должника, судебный приказ от 23.04.2021 о взыскании суммы задолженности по страховым взносам на ОПС за 2017,2018,2019г., пеней в размере 1 670 руб. 63 коп., задолженности по страховыми взносам на ОМС за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017 года, за 2017, 2018, 2019 г., пеней в размере 756 руб. 44 коп., задолженности по транспортному налогу за 2018.2019, пеней в размере 11, 12 руб., задолженности по налогу на имущество за 2018, 2019, пеней в размере 3,08 руб., задолженности по НДФЛ за 2019, пеней в размере 109,70 руб., задолженности по НДФЛ, полученных от осуществления деятельности физическими лицами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты, и других лиц, занимающихся частной практикой в соответствии со ст. 227 НК РФ за 2017,2018,2019г., пеней в размере 33 002 руб. 24 коп., всего 35 553 руб. 21 коп., государственной пошлины в доход местного бюджета в размере 633 руб. 30 коп.

Однако административным истцом был пропущен срок при подаче данного судебного приказа за расчетные периоды 2017 года и с уплатой в срок до октября 2018 года (соответственно, последний день подачи заявления о выдаче судебного приказа - май 2020 года, в то время как заявление о выдаче судебного приказа подано21.04.2021 года, судебный приказ отменен 19.05.2021, указанный административный иск подан 08.09.2021 (л.д. 3), следовательно, суммы за расчетные периоды 2017 года и со сроком уплаты до октября 2018 года подлежат вычету из заявленных в административном иске сумм согласно произведенному судом расчету:

- пени по ОПС 1361,74 – 175,31 (л.д. 10) – 2450,07 (л.д. 14) – 187,20 (л.д. 14) = 0;

- пени по ОМС 756,44 -34,39 (л.д. 10) -37,00 (л.д. 14) = 685,05 руб.;

- пени по НДФЛ 31100,89 – 9269,05 (л.д. 14) = 2831,84 руб..

Доказательств уплаты сборов, пени за несвоевременную уплату налогов административным ответчиком в нарушение требований статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суду не предоставлено.

Рассматривая требования о взыскании пени, суд исходит из следующего.

Пунктом 2 статьи 57 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных НК РФ.

Согласно положениям ст. ст. 48, 70 Налогового кодекса Российской Федерации несвоевременная уплата налога предусматривает возможность применения налоговым органом такой обеспечительной меры как взыскание пени. При нарушении сроков уплаты налога, согласно частям 1 - 3 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик должен выплатить пени. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 Налогового кодекса Российской Федерации.

Налоговые требования об уплате налога должником исполнены не были, в установленные в требованиях сроки денежные суммы в бюджет не поступили. Таким образом, начисление пеней, непосредственно связано с несвоевременной уплатой налога в бюджет.

На основании изложенного, задолженность пени на недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование, подлежит частичному удовлетворению в размере 685,05 руб.

Пени на недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, не подлежит взысканию в полном объеме.

Пени на недоимку НДФЛ подлежат взысканию в размере 21 831 руб. 84 коп.

Руководствуясь частью 1 статьи 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу о необходимости взыскания с ответчика в доход местного бюджета государственной пошлины, от уплаты которой административный истец был освобожден, в размере 875 руб. 51 коп.

На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 175-179, 291-293 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административный иск Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России № 23 по Свердловской области – удовлетворить частично.

Взыскать с Суровой П.С., проживающей в г.Артемовский, Свердловской области в квартале Западном, д.3 в пользу Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России № 23 по Свердловской области пени на недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за период в размере 685 руб. 05 коп., пени на недоимку по НДФЛ в размере 21 831 руб. 84 коп., всего взыскать 22 516 руб. 89 коп.

Взыскать с Суровой П.С., проживающей в г.Артемовский, Свердловской области в квартале Западном, д.3, в пользу местного бюджета госпошлину в сумме 875 руб. 51 коп.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Свердловского областного суда в течение одного месяца со дня, следующего за днем составления мотивированного решения.

Судья: К.А. Пимурзина