ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-10023/17 от 28.11.2017 Благовещенского городского суда (Амурская область)

Дело № 2а - 10023/2017

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

Благовещенский городской суд Амурской области, в составе:

председательствующего судьи Диких Е.С.,

при секретаре Волобуеве А.А.,

с участием представителя административного ответчика ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице его филиала по Амурской области Шурановой Ю.В., представителя заинтересованного лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Амурской области Пономаренко Т.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Юхимук А.В. к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице его филиала по Амурской области, Управлению Росреестра по Амурской области о признании решения незаконным, возложении обязанности осуществить кадастровый учет,

установил:

Юхимук А.В. обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением, указав, что 29.12.2016 года он (административный истец) подал заявление 28-0-1-87/3301/2016-6006 и дополнение к нему 28-0-1-87/3301/2016-6012 в ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице его филиала по Амурской области через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг об осуществлении государственного кадастрового учёта инженерных сетей расположенных по адресу: Амурская область, г.Благовещенск, 498 квартал Северного планировочного района, пос.Энергетик(приложение №1). Перед подачей заявления с приложенным необходимым пакетом документом, им была получена консультация у специалиста ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», из которой следовало, что все документы соответствуют предъявляемым к ним требованиям, и по данному пакету будет осуществлена постановка на кадастровый учёт при подаче заявления до 01.01.2017 года. В вышеуказанном заявлении Юхимук А.В. просил осуществить постановку па кадастровый учёт инженерных сетей, предоставить кадастровый паспорт на бумажном носителе. До настоящего времени ответ на указанное выше заявление и дополнение к нему от 29.12.2016 года административному истцу не предоставлен, кадастровый паспорт не выдан. Из письма кадастровой палаты Амурской области, полученного им (Юхимуком А.В.) 10.10.2017 г., следует, что он может обратиться в МФЦ для получения результатов обработки заявления от 29.12.2016 года. Несмотря на то, что ранее, на протяжении длительного периода времени в МФЦ административному истцу отказывали в выдаче указанных документов, он вновь обратился в МФЦ, где ему сообщили об отсутствии ответа, необходимости его запрашивать в Управление Росреестра по Амурской области. Полагает, что решение от 29.12.2016 года № 28-0-1-87/3301/2016-6006 противоречит действующему законодательству и нарушает его права. Кроме того, мотивируя свой отказ, административный ответчик ссылается на нормы, обязывающие нотариально удостоверять договоры купли-продажи жилых помещений и иных строений, вместе с тем, под действие данных норм не попадает сооружения, к которым относятся инженерные сети (водопровод и КНС). Более того, несмотря на то, что заявление о постановке на кадастровый учёт подано 29.12.2016 года (то есть правоотношения между административным истцом и административным ответчиком возникли до введения в действие Федерального закона № 218-ФЗ), орган отказывает, ссылаясь на норм регистрации права собственности (хотя Юхимук А.В. не просил осуществить регистрацию права собственности, целью обращения было осуществление кадастрового учёта по действовавшему на момент обращения законодательству), положения которого вступили в силу только в 2017 года. Просит суд признать незаконным решение филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Амурской области об отказе в осуществлении кадастрового учёта инженерных сетей, оформленное письмом от 26.09.2017 года, возложить на филиал Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Амурской области обязанность осуществить государственный кадастровый учёт инженерных сетей, расположенных по адресу: Амурская область, г. Благовещенск, 498 квартал Северного планировочного района на основании заявления от 29 декабря 2016 г., дополнений к нему и представленных документов.

Административный истец в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения дела от него не поступало. С учетом мнения участников процесса, суд определил в порядке статьи 150, 226 КАС РФ рассмотреть дело в отсутствие административного истца.

Представитель административного ответчика ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице его филиала по Амурской области Шуранова Ю.В. возражала против удовлетворения заявленных требований, указав, что с 01.01.2017 вступил в силу Федеральный закон от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон о регистрации), в соответствии с которым полномочия по государственному кадастровому учету переданы территориальным органам Росреестра по субъектам Российской Федерации. В этой связи, с 01.01.2017 г. функции по осуществлению государственного кадастрового учета объектов недвижимости (в том числе по принятию решений о приостановлении и отказе в осуществлении кадастрового учета) на территории Амурской области осуществляются государственными регистраторами Управления и не могут быть переданы подведомственному Росреестру учреждению - ФГБУ «ФКП Росреестра». Соответственно, с 01.01.2017 филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Амурской области (далее - Филиал) не осуществляет государственный кадастровый учет объектов недвижимости. Вместе с тем, учитывая, что государственный кадастровый учет на основании заявлений и необходимых для этого документов, поступивших в территориальные органы Росреестра и филиалы ФГБУ «ФКП Росреестра» до 01.01.2017, должен осуществляться по правилам, установленным Федеральным законом от 24.07.2007 №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Закон о кадастре), решение об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета были приняты в соответствии с нормами вышеуказанного закона. Полагает, что не является надлежащим ответчиком по делу, поскольку с 01.01.2017 года не имеет полномочий на осуществление кадастрового учета, и решение по заявлению Юхимук А.В. было приято государственным регистратором, а не ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Амурской области. Просит отказать в удовлетворении требований.

В судебном заседании представитель административного соответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Амурской области Пономаренко Т.М. возражала относительно удовлетворения требований административного истца, изложив доводы аналогичные доводам, приведенным представителем ФГБУ «ФКП Росреестра» по Амурской области, в дополнение указала, что в заявлениях об осуществлении государственного кадастрового учета Юхимуком А.В. было указано место получения документов, принятых по результатам рассмотрения поданных им заявлений - МАУ г. Благовещенска «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг», расположенного по адресу: ***. Просит отказать в административном иске.

Выслушав доводы лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В судебном заседании установлено, что 29.12.2016 г. Юхимук А. В. обратился с заявлением (вх. №28-0-1-87/3301/2016-6006) о внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтённом объекте недвижимости - сооружении, расположенном по адресу: Амурская область, г. Благовещенск, 5-ая Стройка, 498 квартал Северного планировочного района, пос. Энергетик, в соответствии с прилагаемыми документами.

В дальнейшем Юхимук А.В. было подано заявление (вх. №28-0-1-87/3301/2016-6012) о предоставлении дополнительных документов на кадастровый учет к ранее поданной заявке (№28-0-1-87/3301/2016-6006) для совместного рассмотрения.

14 сентября 2017 года в филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Амурской области от Юхимук А.В. поступило заявление, в котором он указал, что до настоящего времени ответ на заявление вх. №28-0-1-87/3301/2016-6006 и дополнение к нему вх. №28-0-1-87/3301/2016-6012, им не получено. В МФЦ ему не предоставили сведений о статусе его заявления.

26 сентября 2017 года за исх. № исх-1051/17 филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Амурской области в адрес Юхимук А.В. направило ответ на заявление, согласно которому с 1 января 2017 года ФГБУ «ФКП Росреестра» по Амурской области в лице его филиала с 01.01.2017 года не является органом регистрации прав, а, следовательно, у филиала отсутствуют полномочия по осуществлению кадастрового учета. Разъяснено, что по результатам рассмотрения заявления вх. №28-0-1-87/3301/2016-6006 специалистом Управления Росреестра по Амурской области принято решение об отказе во внесении ранее учтённого объекта недвижимости в кадастр недвижимости от 18 января 2017 года. За получением решения необходимо обратиться в МАУ г. Благовещенска «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, находящегося по адресу: ***.

Полагая указанное решение, выраженное ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице его филиала по Амурской области в письме от 26.09.2017 года об отказе в осуществлении кадастрового учёта инженерных сетей незаконным, административный истец просит возложить обязанность на филиал осуществить государственный кадастровый учёт инженерных сетей, расположенных по адресу: Амурская область, г. Благовещенск, 498 квартал Северного планировочного района на основании заявления от 29 декабря 2016 г., дополнений к нему и представленных документов.

В соответствии с ч.1 ст.219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Административным истцом оспаривается решение филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Амурской области, изложенное в письме от 26 сентября 2017 года № исх-1051/17, которое было направлено в его адрес по почте. С настоящим административным исковым заявлением Юхимук А.В. обратился в суд 20 октября 2017 года. Сведений о том, что оспариваемое решение Юхимук А.В. был получен в день его вынесения, т.е. 26 сентября 2017 года материалы дела не содержат. В связи с этим, суд приходит к выводу, что срок на подачу настоящего административного искового заявления в суд, Юхимук А.В. не пропущен.

Проверяя законность оспариваемого административным истцом решения, выраженного в письме филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Амурской области изложенного в письме от 26 сентября 2017 года № -исх-1051/17, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 2 ст. 3 Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ (ред. от 04.11.2014) «О государственном кадастре недвижимости», действовавшей до 01 января 2017 года, полномочия органа кадастрового учета на основании решений данного органа вправе были осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения. Так, филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Амурской области обладал полномочиями по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости.

В соответствии с абзацем вторым статьи 7 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (с изм. и доп. вступили в силу с 01.09.2016) в случае представления запроса через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) срок предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре прав, исчисляется со дня передачи многофункциональным центром такого запроса в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав.

Из абзаца пятого пункта второго статьи 7 приведенного выше Закона следует, что порядок передачи многофункциональным центром принятых им запросов в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, и порядок передачи органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, подготовленных им документов в многофункциональный центр определяются заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии. При этом сроки передачи многофункциональным центром принятых им запросов в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, и сроки передачи органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, подготовленных им документов в многофункциональный центр не должны превышать два рабочих дня.

29.12.2016 года Юхимук А.В. обратился с заявлением (вх. №28-0-1- 87/3301/2016-6006) о внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтённом объекте недвижимости - сооружении, расположенном по адресу: Амурская область, г. Благовещенск, 5-ая Стройка, 498 квартал Северного планировочного района, пос. Энергетик, в соответствии с прилагаемыми документами. В этот же день (29.12.2016 года) Юхимук А.В. было подано заявление (вх. №28-0-1-87/3301/2016-6012) о предоставлении дополнительных документов на кадастровый учет к ранее поданной заявке (№28-0-1-87/3301/2016-6006) для совместного рассмотрения.

С 01.01.2017 вступили в силу положения Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», регулирующий отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.

В этой связи, с 01.01.2017 г. функции по осуществлению государственного кадастрового учета объектов недвижимости (в том числе по принятию решений о приостановлении и отказе в осуществлении кадастрового учета) на территории Амурской области осуществляются государственными регистраторами Управления и не могут быть переданы подведомственному Росреестру учреждению - ФГБУ «ФКП Росреестра».

Соответственно, с 01.01.2017 филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Амурской области (далее - Филиал) не осуществляет государственный кадастровый учет объектов недвижимости.

Согласно статье 4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.

В соответствии с частью 5 статьи 72 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» по правоотношениям, возникшим до дня его вступления в силу, применяется к тем правам и обязательствам, которые возникнут после дня его вступления в силу.

Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав, а также предоставление сведений ЕГРП и ГКН, на основании заявлений (запросов) и необходимых для этого документов, поступивших в территориальные органы Росреестра и филиалы ФГБУ «ФКП Росреестра» до 1 января 2017 г., должны осуществляться по правилам, установленным Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» и Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», в частности, в отношении требований к представляемым для предоставления государственной услуги документам, оснований для приостановления (отказа) в государственной регистрации прав и т.п.

Согласно порядку, предусмотренному в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии между ГАУ «МФЦ по Амурской области» и Управлением Росреестра по Амурской области заявление, поданное Юхимук А.В. 29.12.2016 года (вх. №28-0-1- 87/3301/2016-6006) и дополнительные документы, представленные к ранее поданной заявке 29.12.2016 года (№28-0-1-87/3301/2016-6006) в электронном виде отправлены ГАУ «МФЦ по Амурской области», посредством автоматизированной системы и приняты исполнителем услуги – филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Амурской области 29.12.2016 года в 12 час. 08 мин.

30.12.2016 года филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Амурской области заявление Юхимук А.В. на бумажном носителе и приложения на электронном (диск) переданы Управлению Росреестра по Амурской области.

В соответствии с ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (в редакции, действовавшей на момент возникших правоотношений) постановка на учет объекта недвижимости осуществляется в срок не более чем 20 (двадцать) рабочих дней со дня получения органом кадастрового учета соответствующего заявления о кадастровом учете.

Решение по заявлению Юхимук А.В. Управление Росреестра по Амурской области № 28/17-614 принято 18.01.2017 г.

Оспариваемый административным истцом ответ филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Амурской области, выраженный в письме от 26.09.2017 года не является решением об отказе в осуществлении кадастрового учета, данный ответ носит лишь разъяснительный характер, правомерно указывает на то, что с 1 января 2017 года ФГБУ «ФКП Росреестра» по Амурской области в лице его филиала с 01.01.2017 года не является органом регистрации прав, а, следовательно, у филиала отсутствуют полномочия по осуществлению кадастрового учета. В этом же письме разъяснено, что по результатам рассмотрения заявления вх. №28-0-1-87/3301/2016-6006 специалистом Управления Росреестра по Амурской области принято решение об отказе во внесении ранее учтённого объекта недвижимости в кадастр недвижимости от 18 января 2017 года и разъяснено, по каким основаниям отказано. Также разъяснено, что за получением решения необходимо обратиться в МАУ г. Благовещенска «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, находящегося по адресу: ***.

Ответ филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Амурской области, выраженный в письме от 26.09.2017 года, не является решением, принятым по результатам рассмотрения заявления Юхимук А.В. (вх. №28-0-1- 87/3301/2016-6006) и дополнений к нему (№28-0-1-87/3301/2016-6006). Такое решение вынесено ведущим специалистом - экспертом Управления Росреестра по Амурской области 18 января 2017 года № 28/17-614, которое не является предметом рассмотрения в рамках настоящего административного дела.

При таких обстоятельствах, в связи с отсутствием совокупности условий, предусмотренных статьями 226,227 КАС РФ, для признания незаконным решения филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Амурской области, оформленное письмом от 26.09.2017 года, указанное требование административного истца не подлежит удовлетворению.

Поскольку административному истцу отказа в удовлетворении административного искового требования о признании незаконным решения филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Амурской области «об отказе в осуществлении кадастрового учёта инженерных сетей», оформленное письмом от 26.09.2017 года, в соответствии со ст. 227 КАС РФ не подлежат удовлетворению административное исковое требование, заявленное как способ восстановления нарушенного права, - возложение обязанности осуществить государственный кадастровый учёт инженерных сетей, расположенных по адресу: Амурская область, г. Благовещенск, 498 квартал Северного планировочного района на основании заявления от 29 декабря 2016 г., дополнений к нему и представленных документов.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Юхимук А. В. отказать в удовлетворении требований административного искового заявления к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице его филиала по Амурской области, Управлению Росреестра по Амурской области о признании незаконным решения филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Амурской области об отказе в осуществлении кадастрового учёта инженерных сетей, оформленное письмом от 26.09.2017 года, возложении обязанности осуществить государственный кадастровый учёт инженерных сетей, расположенных по адресу: Амурская область, г. Благовещенск, 498 квартал Северного планировочного района на основании заявления от 29 декабря 2016 г., дополнений к нему и представленных документов.

Настоящее решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий судья Е.С. Диких

Решение в окончательной форме принято 04 декабря 2017 года.

Председательствующий судья Е.С. Диких