ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-10025/2021 от 17.02.2022 Кировского районного суда г. Уфы (Республика Башкортостан)

УИД 03RS0003-01-2021-012541-55

№ 2а-386/2022 (2а-10025/2021)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Уфа 17 февраля 2022 года

Кировский районный суд города Уфы в составе председательствующего судьи Соколовой И. Л., при секретаре тепловой Л.Д.,

рассмотрел административное исковое заявление Министерства здравоохранения Республики Башкортостан к судебному приставу – исполнителю Межрайонного отдела по исполнению особых исполнительных производств Управления ФССП России по Республике Башкортостан Шариповой Г. Ф., Управлению ФССП России по Республике Башкортостан о признании незаконным и отмене постановления ведущего судебного пристава-исполнителя МО по ИОИП УФССП России по Республике Башкортостан от 15 сентября 2021 года об отказе в удовлетворении заявления Минздрава Республики Башкортостан об окончании исполнительного производства,

у с т а н о в и л :

административный истец обратился в суд с названным административным иском, в обоснование ссылаясь на то, что на основании исполнительного листа № ФС 030444673 от 13.01.2020, выданного Кировским районным судом г. Уфы по делу № 2-1741/2019 об обязании Министерства здравоохранения Республики Башкортостан обеспечить Свиридова М.И. продуктами детского питания (молоко, кефир или другие кисломолочные продукты, творог) до 31.03.2020 достижения последним возраста трех лет в соответствии с постановлением Правительства Республики Башкортостан от 12.01.2007 № 1, возбуждено исполнительное производство № 1819/20/02068-ИП.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 47 Федерального закона «Об исполнительном производстве» Минздравом РБ было подано ходатайство ведущему судебному приставу – исполнителю Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по РБ Шариповой Г.Ф. об окончании исполнительного производства № 1819/20/02068-ИП от 15.01.2020, в связи с тем, что обеспечение продуктами детского питания до 12.12.2019 в Республике Башкортостан осуществлялось в соответствии с постановлением Правительства Республики Башкортостан от 12.01.2007 № 1 «Об обеспечении детей в возрасте до трех лет продуктами детского питания в Республике Башкортостан». Данное постановление утратило силу, а также по причине достижения Свиридовым М.И. трехлетнего возраста.

15.09.2021 ведущим судебным приставом – исполнителем МО по ИОИП УФСП России по РБ Шариповой Г.Ф. вынесено постановление об отказе в удовлетворении заявления.

07.10.2021 года вышеуказанное постановление поступило в Минздрав Республики Башкортостан.

В соответствии с п. 2 постановления Правительства Республики Башкортостан от 30.12.2019 года № 784 «Об обеспечении полноценными питанием беременных женщин, кормящих матерей, а также детей в возрасте до трех лет в Республике Башкортостан» полномочия по обеспечению детей в возрасте до трех лет из малоимущих семей продуктами детского молочного питания входят в компетенцию Государственного комитета Республики Башкортостан по торговле и защите прав потребителей.

В настоящее время обеспечением продуктами детского молочного питания занимается подведомственная организация Министерства торговли и услуг Республики Башкортостан ГАУ РБ «Молочная кухня».

Предметом исполнения по исполнительному листу было обеспечивать Свиридова М.И., 31.03.2017 года рождения до 31.03.2020 года, до достижения последним трех лет. Срок исполнения прошел.

Административный истец Министерство здравоохранения Республики Башкортостан просили суд признать незаконным и отменить постановление ведущего судебного пристава – исполнителя МО по ИОИП УФССП России по РБ Шариповой Г.Ф. от 15.09.2021 об отказе в удовлетворении заявления Минздрава РБ об окончании исполнительного производства.

Административный истец извещен надлежащим образом о дате и времени судебного заседания. Ранее в судебном заседании, представитель административного истца Министерства здравоохранения Республике Башкортостан Баширова А. С. доводы административного иска поддержала по изложенным в нем основаниям.

Административный ответчик судебный пристав–исполнитель Межрайонного отдела по исполнению особых исполнительных производств Управления ФССП России по Республики Башкортостан Шарипова Г. Ф., Управление ФССП России по Республике Башкортостан на судебное заседание не явились, надлежаще заранее извещены о дате, времени и месте судебного заседания.

Заинтересованное лицо Свиридов И. А. извещен надлежащим образом, ранее в судебном заседании с доводами административного иска не согласился, пояснил, что должны были выдавать молочные продукты ребенку до 31.03.2020 года, но три месяца: январь, февраль, март не выдавали, но Минздрав должен был принять меры и передать полномочия другой организации.

Изучив и оценив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно статье 360 Кодекса административного судопроизводства РФ постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта (главного судебного пристава субъектов) Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 настоящего Кодекса.

Согласно статье 2 ФЗ "Об исполнительном производстве" задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.

В силу статьи 4 указанного Федерального закона исполнительное производство осуществляется на принципах законности, своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, уважения чести и достоинства гражданина, неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи, а также соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.

Судом установлено, материалами дела подтверждено, что в Межрайонном отделе судебных приставов по ИОИП УФССП России по РБ находится исполнительное производство № 1819/20/02068-ИП, возбужденное 15.01.2020 года в отношении Министерства здравоохранения Республики Башкортостан предмет исполнения: обеспечить Свиридова М.И., 31.03.2017 года рождения, продуктами детского питания (молоко, кефир или другие кисломолочные продукты, творог) до 31.03.2020 года до достижения последним возраста трех лет, в пользу взыскателя Свиридова М.И.

Согласно письму Министерства здравоохранения Республики Башкортостан от 23.01.2020 №05-06/226, письму Министерства здравоохранения РБ от 13.03.2020 №10-06/186, Минздрав Республики Башкортостан проинформировали судебного пристава – исполнителя Межрайонного отдела по исполнению особых исполнительных производств Управления ФССП России по Республике Башкортостан о том, что Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 30.12.2019 № 784 обязанности по обеспечению питанием беременных женщин (кормящих матерей) или семей, имеющих ребенка (детей) в возрасте до трех лет возложены на Государственное автономное учреждение Республики Башкортостан «Молочная кухня».

03 сентября 2020 года в адрес Министра здравоохранения Республики Башкортостан судебным приставом – исполнителем было вынесено предупреждение о неисполнении решения суда, об ответственности за злостное неисполнение решения суда.

Определением Кировского районного суда города Уфы от 06 апреля 2021 года Министерству здравоохранения РБ отказано в удовлетворении заявления о прекращении исполнительного производства № 1819/20/02068-ИП от 15.01.2020 года.

Определением Кировского районного суда города Уфы от 16 августа 2021 года Министерству здравоохранения РБ отказано в удовлетворении заявления о замене ответчика министерства здравоохранения Республики Башкортостан на правопреемника Министерства торговли и услуг Республики Башкортостан по исполнительному производству № 1819/20/02068-ИП от 15.01.2020 года.

В соответствии с п. 2 постановления Правительства Республики Башкортостан от 30.12.2019 года № 784 «Об обеспечении полноценными питанием беременных женщин, кормящих матерей, а также детей в возрасте до трех лет в Республике Башкортостан» полномочия по обеспечению детей в возрасте до трех лет из малоимущих семей продуктами детского молочного питания перешли в компетенцию Государственного комитета Республики Башкортостан по торговле и защите прав потребителей.

Согласно Протоколу от 29 июля 2019 года рабочего совещания по рассмотрению бюджетных ассигновани���������������������������?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�??????????����?????????J?J??�?????????J?J??�?????????J?J??�?????????J?J??�?????????J?J??�?????????J?J??�?????????J?J??�?????????J?J??�??????????�?�??????????J?J??�?????????J?J?????????????�?�???�?????????J?J????�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�����?������?�����?������?�����?������?�����?������?�����?������?�����?������?�����?������?�����?������?�����?������?�����?������?�����?������?�����?������?����������

На основании Указа Главы Республики Башкортостан от 1.10.2020 № УГ -439 «О мерах по совершенствованию структуры исполнительных органов государственной власти Республики Башкортостан» Государственный комитет Республики Башкортостан преобразован в Министерство торговли и услуг Республики Башкортостан.

В настоящее время обеспечением продуктами детского молочного питания занимается подведомственная организация Министерства торговли и услуг Республики Башкортостан ГАУ РБ «Молочная кухня».

Таким образом, на 2020 год ассигнования Министерству здравоохранения Республики Башкортостан не были выделены, так как полномочия были возложены на Государственный комитет Республики Башкортостан по торговле и защите прав потребителей.

Предметом исполнения по исполнительному листу было обеспечивать Свиридова М.И., 31.03.2017 года рождения до 31.03.2020 года, до достижения последним трех лет, срок исполнения прошел.

Исполнительное производство № 1819/20/02068-ИП не окончено на дату рассмотрения дела судом.

В соответствии с частью 1 статьи 37 Федерального закона "Об исполнительном производстве" от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе обратиться с заявлением о предоставлении отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица, а также об изменении способа и порядка его исполнения в суд, другой орган или к должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.

В соответствии со статьей 434 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного постановления или постановлений иных органов, взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе поставить перед судом, рассмотревшим дело, или перед судом по месту исполнения судебного постановления вопрос об отсрочке или о рассрочке исполнения, об изменении способа и порядка исполнения, а также об индексации присужденных денежных сумм.

Аналогично, согласно ч. 1 ст. 358 КАС Российской Федерации, при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, суд, выдавший исполнительный документ, по заявлению взыскателя, должника или судебного пристава-исполнителя вправе отсрочить или рассрочить исполнение судебного акта, изменить способ и порядок его исполнения.

По смыслу вышеуказанных норм, изменение способа исполнения решения суда может заключаться в замене одного вида исполнения другим или в определенном преобразовании первоначального способа исполнения решения суда и допускается только при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение решения суда, либо свидетельствующих о невозможности исполнить решение суда тем способом, который указан в решении суда.

Не смотря на то, что Министерство здравоохранения Республики Башкортостан письмами неоднократно информировали судебного пристава – исполнителя о том, что обязанности по обеспечению питанием беременных женщин (кормящих матерей) или семей, имеющих ребенка (детей) в возрасте до трех лет возложены на Государственное автономное учреждение Республики Башкортостан «Молочная кухня», судебный пристав-исполнитель не принял мер по передаче исполнительного документа для надлежащего исполнения уполномоченному лицу, которому были выделены бюджетные средства и не указал при этом, каким образом в спорный период январь, февраль, март 2020 года должно исполняться решение Министерством здравоохранения Республики Башкортостан при отсутствии бюджетного финансирования.

Факт надлежащего исполнения решения суда до указанного периода сторонами, в том числе, взыскателем, не оспаривался.

Министерством здравоохранения Республики Башкортостан 16 августа 2021 года было подано ходатайство судебному приставу – исполнителю Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по РБ Шариповой Г.Ф. об окончании исполнительного производства № 1819/20/02068-ИП от 15.01.2020, также по причине достижения Свиридовым М. И. трехлетнего возраста.

03 сентября 2020 года в адрес Министра здравоохранения Республики Башкортостан судебным приставом – исполнителем было вынесено предупреждение о неисполнении решения суда, об ответственности за злостное неисполнение решения суда.

При этом, не было указано, какие именно действия необходимо совершить должнику для исполнения судебного решения.

15.09.2021 ведущим судебным приставом – исполнителем МО по ИОИП УФСП России по РБ Шариповой Г. Ф. вынесено постановление об отказе в удовлетворении заявления.

Ограничившись формальным отказом, не приняв мер по изменению порядка или способа исполнения решения, не совершив необходимые процессуальные действия, направленные на исполнение требований исполнительного документа, судебным приставом – исполнителем по существу было допущено бездействие, которое повлекло неисполнение решения суда, что нельзя признать законным.

Доводы взыскателя в суде о том, что «должны были выдавать молочные продукты ребенку до 31.03.2020 года, но три месяца: январь, февраль, март не выдавали, но Минздрав должен был принять меры и передать полномочия другой организации», по настоящему делу не имеют правового значения, поскольку предметом иска является законность принятого судебным приставом-исполнителем постановления, а не взыскание убытков или законность действий Министерства здравоохранения Республики Башкортостан.

Ответчиком суду не представлены доказательства, подтверждающие обоснованность действий и решений судебного пристава – исполнителя, а также доказательств возможности исполнения решения суда Министерством здравоохранения Республики Башкортостан после передачи полномочий Государственному комитета Республики Башкортостан по торговли и защите прав потребителей.

Статьей 13 Федерального закона "О судебных приставах" предусмотрена обязанность судебного пристава-исполнителя использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.

При таких обстоятельствах следует признать иск обоснованным и подлежащим удовлетворению в части признания незаконным постановления.

В части требования об отмене постановления, суд исходит из того, что КАС Российской Федерации не предусматривает такого способа защиты права.

Вместе с тем, согласно пункту 1 части 3 статьи 227 КАС РФ в резолютивной части решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) должно содержаться, в частности, указание на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца, в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению.

Суд полагает необходимым обязать административного ответчика устранить нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

Руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

административный иск Министерства здравоохранения Республики Башкортостан удовлетворить частично.

Признать незаконным постановление ведущего судебного пристава – исполнителя МО по ИОИП УФСП России по Республике Башкортостан Шариповой Г.Ф. от 15 сентября 2021 года об отказе в удовлетворении заявления Министерства здравоохранения Республики Башкортостан об окончании исполнительного производства.

Обязать устранить нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

Сообщить об исполнении решения суду и административному истцу в срок не позднее одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

В остальной части требований - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Верховный суд Республики Башкортостан путем подачи жалобы через Кировский районный суд города Уфы.

Данное решение в соответствии с Федеральным законом от 22.12.2008 г. № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» подлежит опубликованию в сети Интернет.

Решение суда в окончательной форме принято 28.02.2022.

Судья Соколова И. Л.