Дело № 2а-1003/2017 г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Печорский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Порохиной О.Г.
при секретаре Смирновой Н.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании 18 августа 2017 года в г. Печоре административное дело по административному исковому заявлению администрации муниципального района «Печора» к Министерству финансов Республики Коми о признании незаконным предписания,
УСТАНОВИЛ:
Администрация муниципального района «Печора» обратилась в суд с административным исковым заявлением к Министерству финансов Республики Коми о признании незаконным предписания от **.**.**№.... В обоснование требований указала, что в отношении администрации МР «Печора» была проведена выездная проверка использования бюджетных средств, выделенных на обеспечение мероприятий по капитальному ремонту многоквартирных домов в рамках реализации подпрограммы «Создание условий для обеспечения качественными жилищно-коммунальными услугами населения Республики Коми» Государственной программы Республики Коми «Развитие строительства и жилищно-коммунального комплекса, энергосбережение и повышение энергоэффективности». По результатам проверки Министерством финансов РК в адрес администрации МР «Печора» было вынесено предписание от **.**.**№.... Административный истец не согласен с данным предписанием в связи с тем, что в оспариваемом предписании не указано, какие именно положения бюджетного законодательства и иных нормативных актов были нарушены. Также, в рамках указанной выше подпрограммы были проведены работы по капитальному ремонту (модернизации) системы электроснабжения в многоквартирном жилом доме по адресу: ********** - перевод существующей электросети на повышенное напряжение с учетом возможности установки электрических плит в жилых помещениях, были выполнены работы по ремонту оборудования (коммуникаций), без проведения которых модернизация электросети многоквартирного жилого дома невозможна. Однако, административный ответчик в предписании указал, что часть денежных средств, перечисленных из федерального и республиканского бюджетов и затраченных на проведение данной модернизации, является нецелевым использованием бюджетных средств и подлежит возврату в соответствующий бюджет. С данным предписанием административный ответчик не согласен, считает, что в действиях администрации МР «Печора» отсутствуют признаки нарушения бюджетного законодательства.
В судебном заседании представитель администрации МР «Печора» на заявленных требованиях настаивала, поддержала доводы, изложенные в административном исковом заявлении.
Представитель заинтересованного лица ОАО «Тепловая сервисная компания» административные исковые требования поддержала.
Дело рассматривается в отсутствие представителя административного ответчика, представителей заинтересованных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Суд, выслушав представителя административного истца, представителя заинтересованного лица, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Согласно п. 10 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" фонд предоставляет финансовую поддержку за счет своих средств при условии наличия региональной адресной программы по проведению капитального ремонта многоквартирных домов, утвержденной в соответствии со статьей 15 настоящего Федерального закона, - в случае подачи заявки на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда на проведение капитального ремонта многоквартирных домов до **.**.**, наличия утвержденного краткосрочного плана реализации региональной программы капитального ремонта - в случае подачи заявки на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда на проведение капитального ремонта многоквартирных домов после **.**.**.
Постановлением Правительства РК от 20.08.2014 N 347 был утвержден Краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Коми, на 2014 - 2015 годы.
Согласно указанного выше Краткосрочного плана планируемый объем финансирования муниципальному району «Печора» составил **** –средства Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства; **** –средства республиканского бюджета Республики Коми; **** (30,2 %)-средства местного бюджета; ****. (15 %) – средства собственников помещений.
При этом, в соответствии с данным Краткосрочным планом, стоимость капитального ремонта многоквартирного жилого дома по адресу: ********** составила **** из них **** - за счет средств Фонда, **** – за счет средств бюджета Республики Коми, **** - за счет средств местного бюджета, **** - за счет средств собственников помещений МКД.
Во исполнение Краткосрочного плана реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Коми, на 2014 - 2015 годы, между администрацией муниципального района «Печора» и ОАО «Тепловая сервисная компания», было заключено Соглашение о предоставлении субсидии на финансирование мероприятий по капитальному ремонту многоквартирного дома от **.**.**. Данное соглашение регулирует отношения по предоставлению администрацией субсидий на финансирование мероприятий капитального ремонта на условиях долевого финансирования мероприятий по капитальному ремонту многоквартирного дома по адресу: **********.
Согласно условий данного Соглашения, размер финансирования мероприятий капитального ремонта многоквартирных домов составляют **** размер финансирования собственниками собственной доли в расходах на финансирование мероприятий капитального ремонта многоквартирных домов, **** – размер предоставляемой администрацией субсидии.
Согласно договора подряда №... на ремонтные работы от **.**.**, заключенного между ОАО «Тепловая сервисная компания» (заказчик) и ООО «Ремонтно-Строительная Компания «Монолит» (подрядчик), подрядчик обязался в срок до **.**.** выполнить следующую работу: модернизация системы электроснабжения на повышение, с учетом возможной установки электрических плит жилого дома по адресу **********; установка общедомового прибора учета электрической энергии в ж.д. по адресу: **********. Цена (стоимость) подлежащих выполнению работ по данному договору составила **** в соответствии со сметной документацией.
На основании приказа (распоряжения) первого заместителя министра финансов Республики Коми Т. о проведении контрольного мероприятия от 22.11.2016 № 164 в администрации муниципального образования муниципального района «Печора» была проведена выездная проверка использования бюджетных средств, выделенных на обеспечение мероприятий по капитальному ремонту многоквартирных домов в рамках реализации подпрограммы «Создание условий для обеспечения качественными жилищно-коммунальными услугами населения Республики Коми» Государственной программы Республики Коми «Развитие строительства и жилищно- коммунального комплекса, энергосбережение и повышение энергоэффективности».
По результатам указанной выездной проверки был составлен Акт выездной проверки от **.**.**.
Согласно указанного Акта в ходе проверки было установлено, что при выполнении капитального ремонта системы электроснабжения в многоквартирном доме по адресу: ********** части работ по модернизации системы электроснабжения по переводу существующей электросети на повышенное напряжение с учетом возможности установки электрически плит в жилых помещениях, были выполнены работы по ремонту оборудования (коммуникаций), не являющегося общедомовым имуществом. В Акте указано, что оплата работ по установке индивидуальных приборов учета электроэнергии, распределительных автоматических выключателей после прибора учета, заведению кабелей в кабель - каналах в жилые помещения (квартиры) в общей сумме **** произведенная за счет софинансирования на выполнение работ по капитальному ремонту общедомового имущества является необоснованными расходами, в том числе:
- средства Фонда -**** (26,3 % общей стоимости работ)
-средства республиканского бюджета Республики Коми -**** (28,5 % общей стоимости работ)
-средства местного бюджета -**** (30,2 % от общей стоимости работ)
-средства собственников жилых помещений многоквартирного дома - **** (15 % от общей стоимости работ)
На основании указанного Акта проверки администрации МР «Печора» было выдано предписание №... от **.**.**, согласно которого административному истцу было предписано возместить причиненный Республике Коми и Российской Федерации ущерб в сумме **** выразившейся в необоснованном расходовании средств софинансирования на выполнение работ по капитальному ремонту общедомового имущества многоквартирного дома на оплату выполненных работ по ремонту оборудования (коммуникаций), не являющегося общедомовым имуществом, в том числе, за счет средств республиканского бюджета Республики Коми -****, за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства в сумме ****
Из письменного отзыва административного ответчика следует, что при проведении капитального ремонта в ********** в ********** были выполнены работы по ремонту оборудования (коммуникаций), не являющегося общедомовым имуществом (демонтаж и установка квартирного счетчика, установка автомата на ток до 560 А, установка автомата на ток до 16 А, прокладка кабеля и т.д.). Административный ответчик в отзыве указал, что указанные работы были проведены внутри квартир, данные виды работ не относятся к капитальному ремонту (модернизации) общего имущества.
Представитель административного истца указала, в жилом ********** повысили уровень благоустройства: заменены домашние очаги (печи) на электрические плиты. Модернизацию существующей системы электроснабжения в данном доме без проведения работ внутри квартир провести было невозможно, указанные работы были включены в смету ремонтных работ, данная смета была положена, в том числе, в основу Соглашения о предоставлении субсидии на финансирование мероприятий по капитальному ремонту многоквартирного дома от **.**.**.
Представитель заинтересованного лица ОАО «Тепловая сервисная компания» также пояснила, что для проведения полного комплекса работ по переводу на повышенное напряжение системы электроснабжения невозможно было сделать без проведения работ внутри квартир. Также, представитель заинтересованного лица пояснила, что в Соглашении о предоставлении субсидии не было указано, за счет каких средств (средств Фонда, средства республиканского бюджета Республики Коми, муниципального района или собственников жилых помещений) необходимо выполнить те или иные работы, субсидия поступила одной суммой, работы были проведены согласно проекту и смете модернизации системы электроснабжения.
В соответствии с п.1 ст. 2 Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ, капитальный ремонт многоквартирного дома - проведение и (или) оказание предусмотренных настоящим Федеральным законом работ и (или) услуг по устранению неисправностей изношенных конструктивных элементов общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (далее - общее имущество в многоквартирном доме), в том числе по их восстановлению или замене, в целях улучшения эксплуатационных характеристик общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно Методических рекомендаций по формированию состава работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, финансируемых за счет средств, предусмотренных Федеральным законом от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», утв. Госкорпорацией "Фонд содействия реформированию ЖКХ" 15.02.2013, модернизация здания - комплекс мероприятий, предусматривающий обновление функционально устаревшего планировочного решения существующего здания, используемых материалов и его инженерного оборудования в соответствии с требованиями, предъявляемыми действующими нормами к условиям проживания и эксплуатационным параметрам жилых домов. Сущность модернизации жилищного фонда заключается в улучшении его потребительских качеств путем повышения уровня благоустройства, а также в приведении зданий в соответствие с функциональными требованиями путем применения современных строительных конструкций, материалов.
В соответствии с ч.5 ст. 15 Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ, направляемые на проведение капитального ремонта многоквартирных домов средства Фонда, средства долевого финансирования за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) средств местных бюджетов, средств товариществ собственников жилья, жилищных, жилищно-строительных кооперативов или иных специализированных потребительских кооперативов либо собственников помещений в многоквартирных домах в пределах минимального объема, установленного соответственно частью 2 статьи 18 и пунктом 2 части 6 статьи 20 настоящего Федерального закона, могут использоваться только на проведение работ, указанных в части 3 настоящей статьи, а также на разработку проектной документации для капитального ремонта указанных в пункте 1 части 2 настоящей статьи многоквартирных домов, виды работ по которому установлены частью 3 настоящей статьи, проведение энергетического обследования многоквартирного дома, если региональной адресной программой по проведению капитального ремонта многоквартирных домов предусмотрено проведение этого обследования, и проведение государственной экспертизы такой документации в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
Согласно п.1 ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ, к видам работ по капитальному ремонту многоквартирных домов в соответствии с настоящим Федеральным законом относятся, в том числе, ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло, газо-, водоснабжения, водоотведения.
Согласно Методических рекомендаций по формированию состава работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, финансируемых за счет средств, предусмотренных Федеральным законом от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», к видам работ по ремонту внутридомовых инженерных систем, указанных в п.1 ч.3 ст. 15 Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ, относится также модернизация инженерных систем, в том числе, перевод существующей сети электроснабжения на повышенное напряжение.
В соответствии с Приложением 1 к указанным выше Методическим рекомендациям «Описание типовых технологических процессов применительно к перечню работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, включающих мероприятия по модернизации отдельных элементов общего имущества в многоквартирных домах различных периодов постройки», при проведении работ по модернизации и капитальному ремонту допускается смена всей электропроводки с резиновой изоляцией на провода и кабели с медными жилами, рассчитанными на повышенное напряжение.
Исходя из Акта выездной проверки от 13.12.2016, общая стоимость проведенных внутри квартир работ составила **** Данная сумма рассчитана (выделена) административным ответчиком из локальных сметных расчетов (локальных смет) ремонтных работ по спорному дому.
При этом указанные локальные сметы, включающие работы внутри квартир, были утверждены собственниками жилых помещений указанного выше дома, данная смета была положена в основу утвержденного распоряжением от 26.06.14 N 573-р Краткосрочного плана реализации капитального ремонта общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах на территории МР "Печора" на 2014 год, а также в основу Краткосрочного плана реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Коми, на 2014 - 2015 годы.
Также, учитывая, что сущность модернизации жилищного фонда заключается в улучшении его потребительских качеств путем повышения уровня благоустройства, а цель модернизации по **** была достигнута - уровень благоустройства был повышен, собственники жилых помещений в данном доме получили возможность, с соблюдением правил пожарной и электрической безопасности, установить в своих квартирах электрические плиты, суд приходит к выводу, что проведение работ по модернизации системы электроснабжения в ********** в ********** невозможно было сделать без проведения работ внутри квартир.Также, суд приходит к выводу, что проведение внутри квартир указанных в смете работ допускается при модернизации (капитальном ремонте) жилого дома.
Согласно п.1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений, в том числе об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
В ходе судебного разбирательства судом установлено, что администрацией МР «Печора» не было допущено нарушений бюджетного законодательства в части нецелевого расходования средств федерального и республиканского бюджетов при проведении капитального ремонта (модернизации) ********** в **********. Соответственно, предписание Министерства финансов Республики Коми от **.**.**№... в отношении администрации МР «Печора» является незаконным.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180,186 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Признать незаконным предписание Министерства финансов Республики Коми от **.**.**№....
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Коми через Печорский городской суд РК в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий судья: О.Г. Порохина