ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1003/2021 от 15.04.2021 Красноперекопского районного суда г. Ярославля (Ярославская область)

Дело № 2а-1003/2021 Мотивированное решение составлено 15 апреля 2021 года

УИД 76RS0023-01-2021-000927-02

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

15 апреля 2021 года город Ярославль

Красноперекопский районный суд города Ярославля в составе судьи Красноперовой И.Г.,

при секретаре Гмырак Е.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Красноперекопского района г.Ярославля в защиту прав неопределенного круга лиц к Управлению Роскомнадзора по Ярославской области о признании информации, размещенной в сети Интернет о сим-картах, запрещенной к распространению,

лица, участвующие в деле: административный истец в лице помощника прокурора Кузнецовой Д.М. – участвовал в судебном заседании; административный ответчик Управление Роскомнадзора по Ярославской области, заинтересованное лицо Роскомнадзор в лице представителей – не участвовали в судебном заседании, процессуальных ходатайств не заявили;

У с т а н о в и л:

Административный истец прокурор Красноперекопского района г.Ярославля обратился в суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Управлению Роскомнадзора по Ярославской области о признании информации, размещенной в информационно-коммуникационной сети Интернет по сетевому адресу ... информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, указывая о том, что прокуратурой района проведена проверка по вопросам размещения в сети Интернет запрещенной информации, в ходе которой выявлен сайт ..., на котором в свободном доступе размещена информация о возможности приобретения сим-карт без заключения договора об оказании услуг подвижной радиосвязи. Вход на сайт свободный, не требует предварительной регистрации и пароля. Статьями 13.29 и 13.30 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за заключение договора об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи неуполномоченным лицом и невыполнение лицом/ действующим от имени оператора связи, требований о включении в договор об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи установленных правилами оказания услуг связи сведений об абоненте или включение недостоверных сведений. В связи с тем, что за распространение сим-карт в нарушение требований ч. 6 ст. 44 Федерального закона № 126-ФЗ и п.п. 19, 22, 23 и 112 Правил оказания услуг телефонной связи предусмотрена административная ответственность, доступ к указанной информации должен быть ограничен на основании закона. Административный истец просит признать информацию, размещенную в информационно-коммуникационной сети Интернет по сетевому адресу ..., информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Все лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.

В судебном заседании со стороны административного истца помощник прокурора Красноперекопского района г.Ярославля Кузнецова Д.М. поддержала исковые требования в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении.

Административный ответчик Управление Роскомнадзора по Ярославской области, заинтересованное лицо Роскомнадзор в лице представителей – не участвовали в судебном заседании, процессуальных ходатайств не заявили.

Суд, с учетом мнения участника судебного заседания, рассмотрел дело в соответствии со статьей 150 КАС РФ при имеющейся явке.

Заслушав сторону административного истца, исследовав письменные материалы административного дела, оценив представленные по делу доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд пришел к выводу о том, что административные исковые требования являются законными, обоснованными, подлежат удовлетворению.

Прокуратурой Красноперекопского района г. Ярославля проведена проверка по вопросу размещения в сети Интернет запрещенной информации, в ходе которой выявлен сайт, в свободном доступе на котором содержится информация, предлагающая приобретение сим-карт без заключения договора об оказании услуг подвижной радиосвязи. Нахождение в открытом доступе в сети «Интернет» подобной информации, нарушает права неопределенного круга лиц, в том числе право граждан на гарантированную Конституцией Российской Федерации жизнь в правовом государстве.

Согласно ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством РФ. Запрещается распространение информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

В соответствии с ч. 5 ст. 15 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.

Согласно п. 21 Правил оказания услуг телефонной связи, утвержденных, постановлением Правительства РФ от 9 декабря 2014г. № 1342, договор на оказание услуг телефонной связи заключается в письменной форме. В договоре, заключаемом в письменной форме, должны быть указаны сведения и условия, указанные в п.п. 22, 23 и 112 (в том числе сведения об абоненте, абонентский номер и т.п.). Отсутствие указанных сведений у оператора связи в базе данных является условием, способствующим совершению преступлений (террористических актов, мошенничества с использованием сим-карт и т.п.), а также затрудняет раскрытие совершенных преступлений.

В соответствии с ч. 6 ст. 44 Федерального закона «О связи» лицо, действующее от имени оператора связи, при заключении договора об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи обязано внести в него сведения об абоненте, перечень которых установлен правилами оказания услуг связи, и направить один экземпляр подписанного договора оператору связи в течение десяти дней после его заключения, если меньший срок не предусмотрев указанным договором.

Таким образом, перечисленными выше правовыми нормами в их взаимосвязи предусмотрен запрет на распространение сим-карт без соответствующего оформления, в том числе, в сети «Интернет». За осуществление подобного рода деятельности предусмотрена административная ответственность.

Статьями 13.29 и 13.30 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за заключение договора об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи неуполномоченным лицом и невыполнение лицом/ действующим от имени оператора связи, требований о включении в договор об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи установленных правилами оказания услуг связи сведений об абоненте или включение недостоверных сведений.

В связи с тем, что за распространение сим-карт в нарушение требований ч. 6 ст. 44 Федерального закона № 126-ФЗ и п.п. 19, 22, 23 и 112 Правил оказания услуг телефонной связи предусмотрена административная ответственность, доступ к указанной информации должен быть ограничен на основании закона.

Статьей 9 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны.

Статьей 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ предусмотрено, что в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», в который включаются, в том числе сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Порядок ограничения доступа к сайтам при наличии на страницах сайтов в сети «Интернет» запрещенной информации, определен Правилами создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно - телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющий идентифицировать сайты в информационно - телекоммуникационной сети «Интернет» содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено утвержденными Постановлением Правительства РФ от 26.10.2012 № 1101, и Приказами Роскомнадзора от 21.02.2013 № 170 и № 169, установившими порядок взаимодействия оператора реестра с провайдером хостинга и Порядок получения доступа к содержащейся в реестре информации оператором связи.

Согласно части 5 ст. 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ и п. 5 Правил ведения реестра основаниями для включения в реестр сведений являются вступившие в законную силу решения суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

В силу ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Таким образом, на указанном сайте в сети «Интернет» содержится и распространяется информация, подпадающая под требования законодательства о запрете распространения такой информации в Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 15.1 ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в РФ запрещено, создается «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно - телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющий идентифицировать сайты в информационно - телекоммуникационной сети «Интернет», распространение которой в РФ запрещено» (Единый реестр). Правилами создания, формирования и ведения Единого реестра, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 26.10.2012 № 1101, предусмотрено, что ведение Единого реестра осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором) и оператором реестра.

Требования прокурора подлежат удовлетворению. Оснований для другого вывода по делу не имеется.

Руководствуясь статьями 6-15, 100, 150, 152, 174, 175-180, 265-5 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

Р е ш и л:

Административные исковые требования удовлетворить:

Признать информацию, размещенную в информационно-коммуникационной сети Интернет по сетевому адресу ..., информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Копию настоящего решения суда направить в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) и Управление Роскомнадзора по Ярославской области для включения Интернет-ресурсов в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».

Решение суда может быть обжаловано в Ярославский областной суд через Красноперекопский районный суд города Ярославля в течение месяца со дня составления мотивированного решения.

Судья И.Г. Красноперова