ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1003/2022 от 13.07.2022 Мостовской районного суда (Краснодарский край)

Дело № 2а-1003/2022

23RS0033-01-2022-001406-55

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

пгт Мостовской 13 июля 2022 года

Мостовской районный суд Краснодарского края

в составе:

председательствующего судьи Таранова Р.А.,

при секретаре Черной Л.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению и.о. прокурора Мостовского района к администрации МО Мостовский район, Управлению образованием администрации МО Мостовский район, МБОУ ООШ №19 хут. Свободный Мир МО Мостовский район о признании незаконным бездействия и возложении обязанности устранить нарушения законодательства об образовании,

установил:

и.о. прокурора Мостовского района обратился в суд с вышеназванным административным исковым заявлением к администрации МО Мостовский район, Управлению образованием администрации МО Мостовский район, МБОУ ООШ №19 хут. Свободный Мир МО Мостовский район, в котором просит:

- признать бездействие администрации МО Мостовский район, Управления образованием администрации МО Мостовский район, МБОУ ООШ №19 хут. Свободный Мир по соблюдению требований законодательства об образовании, незаконным;

- обязать администрацию МО Мостовский район, Управление образованием администрации МО Мостовский район, МБОУ ООШ №19 хут. Свободный Мир дооборудовать учреждение: таблом электронным игровым (для волейбола, баскетбола, футбола, ганбола) с защитным экраном.

Административное исковое заявление мотивировано тем, что прокуратурой Мостовского района во исполнение указания прокурора Краснодарского края от 11.08.2016 № 135/21 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства об образовании, охране жизни и здоровья несовершеннолетних и молодежи в период обучения» проведена проверка соблюдения законодательства в сфере физической культуры и спорта в образовательных организациях муниципального образования Мостовский район, в ходе, которой выявлены нарушения закона.

Проведенной проверкой в мае 2021 года установлено, что в МБОУ ООШ №19 хут. Свободный Мир, в нарушение требований не оснащено следующим: таблом электронным игровым (для волейбола, баскетбола, футбола, ганбола) с защитным экраном, жилетками игровыми, щитками футбольными, перчатками вратарскими, системой для перевозки и хранения мячей, стеновыми протекторами, перекладиной гимнастической пристенной/перекладиной гимнастической универсальной, брусьями навесными для гимнастической стенки, брусьями гимнастическими параллельными, брусьями гимнастическими разновысокими, кольцами гимнастическими, конем гимнастическим, тумбой прыжковой атлетической, доской навесной для гимнастической стенки, тренажером навесным, комплектом для групповых занятий (с подвижным стеллажом), консолем пристенным для канатов и шестов.

По данному факту 01.06.2021 директору МБОУ ООШ № 19 хут. Свободный Мир вносилось представление об устранении допущенных нарушений законодательства об охране жизни и здоровья несовершеннолетних, однако, как показала дополнительная проверка до настоящего времени реальные меры, направленные на соблюдение прав несовершеннолетних, не приняты, что нарушает их права в период обучения.

Согласно информации МБОУ ООШ №19 хут. Свободный Мир от 31.03.2022 в 2021 году табло электронное игровое (для волейбола, баскетбола, футбола) не закуплено, выявленные нарушения ранее, не устранены в полном объеме.

В соответствии с Уставом образовательного учреждения его учредителем является администрация МО Мостовский район, к полномочиям которой отнесено обеспечение реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами на территории муниципального района.

Таким образом, вышеизложенное свидетельствует о нарушении должностными лицами администрации МО Мостовский район, образовательной организации - МБОУ ООШ №19 хут. Свободный Мир требований по созданию безопасных условий для занятий физической культурой и спортом, обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся.

Представитель административного истца в судебное заседание не явился, в своем заявлении просил рассмотреть административное исковое заявление в отсутствии представителя прокуратуры, заявленные требования поддерживает в полном объеме и просит их удовлетворить.

Представители административных ответчиков - администрации МО Мостовский район, Управления образованием администрации МО Мостовский район, МБОУ ООШ №19 хут. Свободный Мир МО Мостовский район в судебное заседание не явились. О месте и времени рассмотрения дела были надлежаще извещены.

От представителя администрации МО Мостовский район Маслова О.А. поступил отзыв на административное исковое заявление, в котором он просит рассмотреть дело в отсутствии представителя администрации в удовлетворении требований и.о. прокурора Мостовского района отказать, так как считает их необоснованными. Как определено в подпункте «б» пункта 8 приложения № 27 к государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» заявка субъекта Российской Федерации на участие в отборе проектов для предоставления субсидии содержит следующие обязательства субъекта Российской Федерации реализация проекта, соответствующего требованиям, установленным пунктом 9 настоящих Правил и обеспечение создания дополнительных мест с учетом прогнозируемой потребности и соблюдения современных условий обучения, включая их оснащение средствами обучения и воспитания в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями, строительными и противопожарными нормами, федеральными государственными образовательными стандартами общего образования, а также в соответствии с перечнем средств обучения и воспитания, соответствующих современным условиям обучения, необходимых при оснащении общеобразовательных организаций. Необходимо отметить, что в администрацию МО Мостовский район МБОУ OOШ № 19 имени Н.Я. Ходосова хутора Свободный Мир муниципального образования Мостовский район выделением дополнительных денежных средств не обращалась. Таким образом, администрацией муниципального образования Мостовский район не допущено бездействия в рамках соблюдения требовании законодательства об образовании.

Изучив материалы дела, учитывая мнение сторон, суд пришел к выводу, что административный иск и.о. прокурора Мостовского района подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Согласно ч. 9 ст.226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Приказом Министерства просвещения Российской Федерации ог 23 августа 2021 г. № 590 «Об утверждении перечня средств обучения и воспитания, соответствующих современным условиям обучения, необходимых при оснащении общеобразовательных организаций в целях реализации мероприятий, предусмотренных подпунктом «г» пункта 5 приложения № 3 к государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» и подпунктом «б» пункта 8 приложения № 27 к государственной программе Российской Федерации «Развитие образования», критериев его формирования и требований к функциональному оснащению общеобразовательных организаций, а также определении норматива стоимости оснащения одного места обучающегося указанными средствами обучения и воспитания» (далее по тексту - приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 23 августа 2021 г. № 590) был утвержден перечень средств обучения и воспитания, соответствующих современным условиям обучения, необходимых при оснащении общеобразовательных организаций в целях реализации мероприятий, предусмотренных подпунктом «г» пункта 5 приложения № 3 к государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» и подпунктом «б» пункта 8 приложения № 27 к государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» (далее по тексту Перечень) и критерии формирования перечня средств обучения и воспитания, соответствующих современным условиям обучения, необходимых при оснащении общеобразовательных организаций в целях реализации мероприятий, предусмотренных подпунктом «г» пункта 5 приложения № 3 к государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» и подпунктом «б» пункта 8 приложения № 27 к государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» (далее по тексту - Критерии), и требования к функциональному оснащению общеобразовательных организаций (далее по тексту - Требования).

Перечень устанавливает необходимые средства обучения и воспитания, при оснащении общеобразовательных организаций в целях реализации мероприятий, предусмотренных подпунктом «г» пункта 5 приложения № 3 к государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» и подпунктом «б» пункта 8 приложения № 27 к государственной программе Российской Федерации «Развитие образования».

В соответствии с пунктом 2 Критерий определено, что Критерия и Требования предназначены для формирования Министерством просвещения Российской Федерации перечня средств обучения и воспитания, соответствующих современным условиям обучения, необходимых при оснащении общеобразовательных организаций в целях реализации мероприятий, предусмотренных подпунктом «г» пункта 5 приложения № 3 к государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» и подпунктом «б» пункта 8 приложения № 27 к государственной программе Российской Федерации «Развитие образования», в целях его применения при расчете объема субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование (возмещение) расходных обязательств субъектов Российской Федерации (расходов), возникающих при реализации государственных программ субъектов Российской Федерации (региональных проектов), связанных с реализацией указанных мероприятий, предусмотренных государственной программой Российской Федерации «Развитие образования».

Как определено пунктом 4 Требований к основному оборудованию, включаемому в перечне средств обучения и воспитания, относится оборудование, обязательное к приобретению для оснащения общеобразовательной организации.

Оснащение общеобразовательных организаций должно осуществляться в соответствии с перечнем средств обучения и воспитания, что означает приобретение всего основного оборудования, перечисленного в перечне средств обучения и воспитания, что отражено в пункте 5 Требований.

Таким образом, указанный выше нормативный акт подлежит применению исключительно в целях реализации мероприятий, предусмотренных подпунктом «г» пункта 5 приложения № 3 к государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» и подпунктом «б» пункта 8 приложения № 27 к государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» и критерии формирования перечня средств обучения и воспитания, соответствующих современным условиям обучения, необходимых при оснащении общеобразовательных организаций в целях реализации мероприятий, предусмотренных подпунктом «г» пункта 5 приложения № 3 к государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» и подпунктом «б» пункта 8 приложения №27 к государственной программе Российской Федерации «Развитие образования», и требования к функциональному оснащению общеобразовательных организаций.

Подпунктом «г» пункта 5 приложения № 3 к государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» определено, что одним из критериев отбора субъекта Российской Федерации для предоставления субсидии являются наличие обязательства субъекта Российской Федерации по обеспечению создания новых мест в общеобразовательных организациях в соответствии с прогнозируемой потребностью и современными условиями обучения, включая их оснащение средствами обучения и воспитания, в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями, строительными и противопожарными нормами, федеральными государственными образовательными стандартами общего образования, а также в соответствии с перечнем средств обучения и воспитания, соответствующих современным условиям обучения, необходимых при оснащении общеобразовательных организаций в целях реализации мероприятий по содействию созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях.

В судебном заседании установлено, что во исполнение указания прокурора Краснодарского края от 11.08.2016 № 135/21 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства об образовании, охране жизни и здоровья несовершеннолетних и молодежи в период обучения» проведена проверка соблюдения законодательства в сфере физической культуры и спорта в образовательных организациях муниципального образования Мостовский район, в ходе, которой выявлены нарушения закона. В ходе данной проверки установлено, что в МБОУ ООШ №19 хут. Свободный Мир, в нарушение требований не оснащено следующим: таблом электронным игровым (для волейбола, баскетбола, футбола, ганбола) с защитным экраном, жилетками игровыми, щитками футбольными, перчатками вратарскими, системой для перевозки и хранения мячей, стеновыми протекторами, перекладиной гимнастической пристенной/перекладиной гимнастической универсальной, брусьями навесными для гимнастической стенки, брусьями гимнастическими параллельными, брусьями гимнастическими разновысокими, кольцами гимнастическими, конем гимнастическим, тумбой прыжковой атлетической, доской навесной для гимнастической стенки, тренажером навесным, комплектом для групповых занятий (с подвижным стеллажом), консолем пристенным для канатов и шестов. Также судом установлено, что в соответствии с Уставом образовательного учреждения его учредителем является администрация МО Мостовский район, к полномочиям которой отнесено обеспечение реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами на территории муниципального района.

01.06.2021 директору МБОУ ООШ № 19 хут. Свободный Мир вносилось представление об устранении допущенных нарушений законодательства об охране жизни и здоровья несовершеннолетних, однако, как показала дополнительная проверка до настоящего времени реальные меры, направленные на соблюдение прав несовершеннолетних, не приняты, что нарушает их права в период обучения.

Согласно информации МБОУ ООШ №19 хут. Свободный Мир от 31.03.2022 в 2021 году табло электронное игровое (для волейбола, баскетбола, футбола) не закуплено, выявленные нарушения ранее, не устранены в полном объеме.

При таких обстоятельствах, суд считает административный иск и.о. прокурора Мостовского района обоснованным.

На основании изложенного, суд удовлетворяет административное исковое заявление и.о. прокурора Мостовского района к администрации МО Мостовский район, Управлению образованием администрации МО Мостовский район, МБОУ ООШ №19 хут. Свободный Мир МО Мостовский район о признании незаконным бездействия и возложении обязанности устранить нарушения законодательства об образовании.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

решил:

административные исковые требования и.о. прокурора Мостовского района к администрации МО Мостовский район, Управлению образованием администрации МО Мостовский район, МБОУ ООШ №19 хут. Свободный Мир МО Мостовский район о признании незаконным бездействия и возложении обязанности устранить нарушения законодательства об образовании - удовлетворить.

Признать бездействие администрации МО Мостовский район, Управления образованием администрации МО Мостовский район, МБОУ ООШ №19 хут. Свободный Мир по соблюдению требований законодательства об образовании, незаконным.

Обязать администрацию МО Мостовский район, Управление образованием администрации МО Мостовский район, МБОУ ООШ №19 хут. Свободный Мир дооборудовать учреждение: таблом электронным игровым (для волейбола, баскетбола, футбола, ганбола) с защитным экраном.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Мостовской районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий судья Р.А. Таранов