ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-10041/17 от 14.11.2017 Приморского районного суда (Город Санкт-Петербург)

Дело № 2а-10041/2017 14 ноября 2017 года

В окончательной форме 12 декабря 2017 года

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Приморский районный суд Санкт-Петербурга в составе:

председательствующего судьи Феодориди Н.К.,

при секретаре Сердюк Т. А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга об оспаривании действий,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с административным иском к Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга о признании недействительным предписания № 04/6965-р об устранении нарушения лицензионных требований, вынесенного в отношении ЗАО «Сервис-Недвижимости». В обосновании требований указывает, что обжалуемое предписание приводит к некорректному расчету платы за энергопотребление на общедомовые нужды, а, значит, нарушает его права и законные интересы, как собственника жилого помещения в данном доме, который в силу ст. 158 ЖК РФ обязан участвовать в расходах на содержание общего имущества соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения соответствующей платы, в том числе за энергопотребление.

Представитель административного истца в суд явилась, требования поддержала.

Представитель Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга в суд явился, возражал против удовлетворения требований, пояснил суду, что предписание является законным поскольку ЗАО «Сервис-Недвижимость»не имеет права начислять плату за электроэнергию выше рассчитанного норматива потребления на общедомовые нужды, установленного Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга. Доводы истца об отсутствии общедомового прибора учета не советует материалам дела, поскольку совокупность установленных приборов учета позволяет определить суммарный объём коммунального ресурса, поданного на многоквартирный дом.

Представитель ЗАО «Сервис-Недвижимость» в суд явилась, полагала требования подлежащими удовлетворению, пояснила суду, что Постановлением по делу об административном правонарушении, вынесенном в отношении ЗАО «Сервис-Недвижимость», установлено отсутствие состава административного правонарушения. Кроме того, пояснила суду, что поскольку в доме имеются отдельные приборы учета, учитывающие коммунальный ресурс, потребляемый только на общем имуществе дома, то пункт 44 Правил N 354 в рассматриваемом случае не может быть применен и объем коммунальной услуги электроснабжение на общедомовые нужды должен выставляться к оплате гражданам по показаниям этих отдельных приборов учета.

Выслушав объяснения явившихся участников процесса, исследовав материалы дела, суд полагает, что требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела ФИО1 является собственником квартиры <данные изъяты>

ЗАО «Сервис-Недвижимость» является управляющей компаний, выбранной на основании решения общего собрания от 13.06.2011г. указанного дома, осуществляет его эксплуатацию и техническое облуживание.

На основании распоряжения заместителя руководителя Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга от 30.05.2017 №04/6965-р была проведена внеплановая документарная проверка в отношении управляющей организации ЗАО «Сервис-Недвижимость» по результатам которой выявлено начисление платы за содержание жилого помещения в отсутствие решений общих собраний собственников многоквартирного дома об изменении размера указанной платы.

По итогам проверки 05.06.2017 года ведущим специалистом государственным жилищным инспектором Отдела контроля и надзора Курортного, Приморского районов Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга ФИО2 в отношении ЗАО «Сервис-Недвижимость» вынесено предписание <данные изъяты> об устранении нарушения лицензионных требований, согласно которому Общество обязано в срок до 23.10.2017 выполнить необходимые работы по устранению нарушений.

При вынесении обжалуемого предписания инспекция руководствовалась пунктом 44 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее – Правила №354), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, согласно которому распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета, не может превышать объем, рассчитанный исходя из нормативов потребления, за исключением случаев, если решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме принято решение о распределении "сверхнормативного" объема между всеми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого помещения в доме.

Из текста обжалуемого предписания следует, что Жилищная инспекция исходила из того, что объём коммунального ресурса, приходящегося на общедомовые нужды, определяется ЗАО «Сервис-Недвижимость» в соответствии с п.44 Правил N 354 по показаниям общедомового прибора учета (без разделения на индивидуальные и общедомовые нужды), а решение собственников о распределении сверхнормативного объёма не представлено.

Доводы административного ответчика подлежат отклонению.

В соответствии с ч. 1 ст.157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном Правительством РФ.

Коллективный (общедомовой) прибор учета - средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), используемое для определения объемов (количества) коммунального ресурса, поданного в многоквартирный дом (аб. 8 п. 2 Правил).

Пунктом 21 (2) «Правил, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 №124, определено, что в случае если после установки коллективного (общедомового) прибора учета исполнителем потребителями установлен и введен в эксплуатацию в требуемом порядке иной прибор учета, для учета потребляемых коммунальных ресурсов и осуществления расчетов за коммунальные услуги применяются показания установленного потребителями прибора учета.

Во исполнение указанных требований в целях организации работы по корректному начислению платы гражданам за коммунальные услуги с 01.01.2017 Жилищным комитетом Санкт-Петербурга в письме от 01.02.2017 №2-456/17-0-0 руководителям управляющих организаций, председателям ТСЖ и ЖСК дано указание в домах, где после коллективного (общедомового) прибора учета исполнителем введен в эксплуатацию иной прибор учета, обеспечивающий раздельный учет от общего объема потребления приборами учета электрической энергии расход электрической энергии на цели содержания общедомового имущества, организовать с 01.01.2017 начисление платы за электроснабжение на общедомовые нужды по показаниям иных приборов учета электрической энергии в многоквартирных домах с раздельным учетом электрической энергии на индивидуальные и общедомовые нужды.

Как следует из материалов дела многоквартирный дом по адресу Санкт-Петербург, проспект Королева, д.63, к.1 оснащен раздельными приборами учета электрической энергии, установленными и введенными в эксплуатацию в требуемом порядке. Данные приборы учета позволяют фиксировать фактические объем потребленной электрической энергии на общедомовые нужды, приходящееся на уличное освещение, освещение лестничных клеток, чердаков и прочих подсобных помещений, работу циркуляционных насосов систем отопления, повысительных насосных установок холодного и горячего водоснабжения, затраченную на работу лифтов, систем диспетчеризации и противопожарной защиты и прочих слаботочных систем дома.

Таким образом, ЗАО «Сервис-Недвижимость» производит начисление платы за электроэнергию на общедомовые нужды не по показаниям общедомового прибора учета, как указано в предписании Инспекции, а по показаниям приборов, учитывающих электроэнергию, потребленную на местах общего пользования.

Поскольку указанные приборы учета электроэнергии, определяют объем коммунального ресурса, поданного не в целом в многоквартирный дом, а только на общедомовые нужды, то они не могут являться общедомовыми приборами учета.

Следовательно, применить формулу расчета платы собственников дома за электроэнергию по пункту 44 Правил N 354 при раздельном учете электрической энергии на индивидуальное потребление и на общедомовые нужды не представляется возможным, в связи с чем оспариваемое предписание, нарушает права и законные интересы собственников помещений в данном доме, в том числе административного истца.

Кроме того, Письмом от 11.12.2015 N 2-4368/15-0-0 направленного в адрес ГУП ВЦКП "Жилищное хозяйство" Жилищный комитет Правительства Санкт-Петербурга указал исключить ограничение нормативами потребления на общедомовые нужды размера платы за электроснабжение на общедомовые нужды в многоквартирных домах с раздельным учетом электрической энергии на индивидуальное потребление и на общедомовые нужды.

Данные рекомендации Жилищный комитет Правительства Санкт-Петербурга издает в соответствии с пунктами 3.1.18, 3.2.2, 3.2.29, 3.2.30 постановления Правительства Санкт-Петербурга от 30.12.2003 N 175 "О Жилищном комитете", согласно которым комитет в пределах своей компетенции издает правовые акты, осуществляет разработку рекомендаций для организаций, осуществляющих проведение работ по содержанию и ремонту, в том числе капитальному ремонту, общего имущества многоквартирных домов, расположенных на территории Санкт-Петербурга, а также разрабатывает методические рекомендации, оказывает консультационную помощь собственникам помещений в многоквартирных домах, находящихся в управлении жилищно-строительных и жилищных кооперативов, товариществ собственников жилья и управляющих организаций, в сфере управления, содержания и ремонта многоквартирных домов.

Таким образом, поскольку в доме имеются отдельные приборы учета, учитывающие коммунальный ресурс, потребляемый только на общем имуществе дома, то пункт 44 Правил N 354 в рассматриваемом случае не может быть применен и объем коммунальной услуги электроснабжение на общедомовые нужды должен выставляться к оплате гражданам по показаниям этих отдельных приборов учета.

Кроме того, согласно Постановлению по делу об административном правонарушении <данные изъяты> прекращено производство по делу в отношении ЗАО «Сервис-Недвижимость» поскольку оснований для привлечения его к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ, не имеется. При этом суд установил, что поскольку коллективный (общедомовой) прибор учета электроэнергии отсутствует и в доме имеются отдельные приборы учета, учитывающие коммунальный ресурс, потребляемый только на общем имуществе дома, то пункт 44 Правил N 354 в рассматриваемом случае не может быть применен и объем коммунальной услуги электроснабжение на общедомовые нужды должен выставляться к оплате гражданам по показаниям этих отдельных приборов учета.

Согласно п.2 ст.61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст.177-180, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования ФИО1 удовлетворить.

Признать незаконным и отменить предписание Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга № 04/6965-р от 05.06.2017.

Взыскать с Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга в пользу ФИО1 расходы по уплате государственной пошлине в размере 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд путем подачи апелляционной жалобы через районный суд в течении месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья: