ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1004/2015 от 13.01.2016 Игринского районного суда (Удмуртская Республика)

Дело № 2а- 28/2016

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

13 января 2016 года пос. Игра, Удмуртская Республика

Игринский районный суд Удмуртской Республики в составе:

председательствующего судьи Малых Т.В.

при секретаре Максимовой Е.Б.,

с участием административного ответчика А.В.Р.,

рассмотрев в предварительном судебном заседании административное дело по административному иску Ростовской таможни к А.В.Р. об обращении взыскания на транспортное средство в счет погашения задолженности по уплате таможенных платежей и пени,

УСТАНОВИЛ:

Ростовская таможня обратилась с административным исковым заявлением к административному ответчику А.В.Р. об обращении взыскания на транспортное средство в счет погашения задолженности по уплате таможенных платежей и пени. Требования мотивированы тем, что в ДД.ММ.ГГГГ Ростовская таможня обратилась в суд с иском к М.Е.А. о взыскании таможенных платежей в размере <данные изъяты> и пени в размере <данные изъяты>, в связи с приобретением в Республике Беларусь транспортного средства <данные изъяты> и его выпуском в свободное обращение без осуществления таможенного оформления и уплаты причитающихся таможенных платежей. Решением Федерального суда Первомайского района г. Ростова-на-Дону от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным в силе Определением Судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ Ростовской таможне отказано в иске о взыскании таможенных платежей и пени, ввиду того, с что ответчик не имел намерений на приобретение данного транспортного средства и не перемещал его через таможенную границу РФ, поскольку договор купли-продажи транспортного средства, совершенный от имени ответчика, признан недействительным, то есть М.Е.А. не является лицом переместившим транспортное средство, а, следовательно, правовые основания для взыскания платежей отсутствуют. Вместе с тем таможенные платежи, подлежащие уплате при таможенном оформлении транспортного средства, до настоящего времени не уплачены. Согласно ст. 179 Таможенного кодекса таможенного союза, товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных в соответствии с Таможенным кодексом таможенного союза. В соответствии со ст. 150 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации» от 27.11.2010 года №311-ФЗ принудительное взыскание таможенных пошлин, налогов производится с плательщиков таможенных пошлин, налогов либо за счет стоимости товаров, в отношении которых таможенные пошлины, налоги не уплачены. Как следует из положений ст. 157 Закона в случаях, предусмотренных Законом, а также в случае отсутствия денежных средств на счетах плательщика или отсутствия информации о счетах плательщика таможенные органы вправе взыскивать таможенные пошлины, налоги за счет товаров плательщика, в отношении которых таможенные пошлины, налоги не уплачены, если это товары не приобрели статус товаров Таможенного союза в соответствии с порядком, установленным таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле. В соответствии со ст. 210 Таможенного кодекса таможенного союза, товары помещаются под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления при соблюдении следующих условий: - уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов, если не установлены тарифные преференции, льготы по уплате таможенных пошлин, налогов; - соблюдение запретов и ограничений; - представления документов, подтверждающих соблюдение ограничений в связи с применением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер. Обращение взыскания на товары, в отношении которых таможенные пошлины, налоги не уплачены, без направления требования об уплате таможенных платежей допускается в случае, если предельные сроки хранения товаров, задержанных таможенными органами в соответствии с главой 21 Таможенного кодекса таможенного союза, истекли либо если плательщик таможенных пошлин, налогов не установлен таможенными органами. Обращение взыскания на товары в счет уплаты таможенных пошлин, налогов производится на основании решения суда, если плательщиком таможенных пошлин, налогов является физическое лицо либо плательщик таможенных пошлин, налогов не установлен таможенными органами, или решения арбитражного суда, если плательщиком таможенных пошлин, налогов является юридическое лицо либо индивидуальный предприниматель, за исключением случаев, когда такие товары переданы таможенным органам в качестве предмета залога в соответствии со ст. 140 Закона, а также когда обращается взыскание на товары, предельные сроки хранения которых при их задержании таможенными органами, установленные ч.7 ст. 189 Закона, истекли. Таким образом, Таможенное закодательство предоставляет таможенным органам право производить взыскание неуплаченных таможенных пошлин, налогов не только с лиц, имеющих установленную законодательством обязанность по их уплате, но и за счет стоимости товаров, в отношении которых таможенные пошлины, налоги не уплачены, если товары не приобрели статус товаров Таможенного союза в соответствии с установленным порядком. В последнем случае производится взыскание не с добросовестных приобретателей, так как они не являются лицами, обязанными уплачивать таможенные пошлины, налоги, а именно, за счет стоимости товаров, находящихся на таможенной территории Таможенного союза в нарушение норм таможенного законодательства. При выполнении указанных условий товар приобретает статус товаров Таможенного союза. Согласно ч.1 ст. 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 года №21-ФЗ (далее – КАС РФ), введенного в действие с 15.09.2015 года, каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами. В соответствии с п. 3 ч.3 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном КАС РФ, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям, в том числе административные дела о взыскании денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций с физических лиц. Учитывая, что действующее законодательство не предусматривает возможности предъявления в суд иска к неустановленному лицу, в соответствии с требованиями ст. ст. 17,22,23-27 КАС РФ Ростовская таможня указывает в качестве административного ответчика А.С.Р., так как таможенным органом установлено, что вышеуказанное транспортное средство находится в настоящее время в собственности последнего. Согласно п.5 ст. 81 Таможенного кодекса таможенного союза при незаконном перемещении товара через таможенную границу таможенные пошлины, налоги подлежат уплате, за исключением случая, указанного в части второй настоящего пункта, при ввозе товаров на таможенную территорию – в размерах, соответствующих суммам ввозных таможенных пошлин, налогов, которые подлежали бы уплате при помещении таких товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, без учета преференций и льгот по уплате таможенных пошлин, налогов, исчисленным исходя из ставок таможенных пошлин, налогов и курса валют, устанавливаемого в соответствии с законодательством государства – члена таможенного союза, таможенным органом которого осуществляется взыскание таможенных пошлин, налогов, и действующих на день пересечения товарами таможенных границ, а если этот день не установлен, - на день выявления факта незаконного перемещения товаров через таможенную границу. Согласно расчету сумма неуплаченных таможенных платежей составляет <данные изъяты>. Размер пени на дату подачи административного искового заявления, на ДД.ММ.ГГГГ составляет <данные изъяты>. Общая сумма <данные изъяты>. Согласно ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Требование об уплате таможенных платежей выставлено ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, таможней пропущены процессуальные сроки на подачу административного искового заявления, а пропущенный срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций по уважительным причинам может быть восстановлен судом, в связи с чем административный истец просит суд восстановить срок подачи административного искового заявления; обратить взыскание на транспортное средство <данные изъяты> в счет погашения задолженности по уплате таможенных платежей и пени в размере <данные изъяты>.

Представитель административного истца – Ростовской таможни, извещенный надлежащими образом о времени и месте судебного разбирательства в суд не явился. В материалах дела имеется заявление с просьбой о рассмотрении административного дела в их отсутствие.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя административного ответчика.

Административный ответчик – А.С.Р. в судебном заседании просит о применении исковой давности к требованиям истца, поскольку с момента наступления события, влекущего возникновение обязанности по уплате таможенных платежей и пеней, прошло уже 15 лет, никаких уведомлений и требований он от истца не получал. Административным истцом не представлено каких-либо доказательств, подтверждающих уважительность причин пропуска срока обращения в суд с данным иском, в связи с чем, просит суд отказать истцу в восстановлении ему срока на подачу административного иска, и в целом в удовлетворении иска.

Выслушав административного ответчика, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 150 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации» от 27.11.2010 года №311-ФЗ принудительное взыскание таможенных пошлин, налогов производится с плательщиков таможенных пошлин, налогов либо за счет стоимости товаров, в отношении которых таможенные пошлины, налоги не уплачены.

В силу ч. 2 ст. 150 Закона о таможенном регулировании определено, что принудительное взыскание таможенных пошлин, налогов с физических лиц, за исключением индивидуальных предпринимателей, производится в судебном порядке.

Статья 157 Закона о таможенном регулировании предусматривает возможность взыскание таможенные пошлин, налогов за счет товаров, в отношении которых таможенные пошлины, налоги не уплачены.

В соответствии с ч.3 ст. 157 Закона о таможенном регулировании, обращение взыскания на товары в счет уплаты таможенных пошлин, налогов производится на основании решения суда, если плательщиком таможенных пошлин, налогов является физическое лицо, либо плательщик таможенных пошлин, налогов не установлен таможенными органами.

На основании ч.1 ст. 48 Налогового кодекса в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

В соответствии с ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

Из материалов дела следует, и на что указано административным истцом, требование об уплате таможенных платежей выставлено М.Е.А.ДД.ММ.ГГГГ.

Из объяснений административного ответчика следует, что ему требование административным истцом об уплате таможенных платежей не выставлялось.

Материалы дела также таких сведений не содержат.

В суд с иском к А.С.Р. об обращении взыскания на транспортное средство в счет погашения задолженности по уплате таможенных платежей и пени Ростовская таможня обратилась ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается штампом на почтовом конверте, то есть за пределами шестимесячного срока, установленного налоговым законодательством.

Таким образом, таможней пропущен срок, установленный налоговым законодательством для подачи в суд административного искового заявления о взыскании вышеуказанной задолженности.

Кроме того, судом установлено, что с момента наступления события, влекущего возникновение обязанности по уплате таможенных платежей и пеней, прошло более 3-х лет.

Каких-либо убедительных доводов, свидетельствующих об уважительности причин пропуска срока обращения в суд с административным иском, Ростовской таможней не представлено.

Таким образом, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении ходатайства административного истца о восстановлении срока, установленного таможенным и налоговым законодательством, для подачи административного искового заявления к А.С.Р. о взыскании задолженности по уплате таможенных платежей и пеней в отношении транспортного средства автомобиль «<данные изъяты>, за счет данного транспортного средства.

С учетом изложенного, в удовлетворении административного иска Ростовской таможни об обращении взыскания на транспортное средство – автомобиль <данные изъяты> в счет уплаты таможенных платежей и пени в размере <данные изъяты> необходимо отказать в связи с пропуском срока на обращение в суд.

Руководствуясь ст. ст. 138, 175, 176, 178-180, 186 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении ходатайства Ростовской таможни о восстановлении пропущенного срока для подачи административного искового заявления к А.В.Р. об обращении взыскания на транспортное средство в счет уплаты таможенных платежей и пени отказать.

В удовлетворении административных исковых требований Ростовской таможни к А.В.Р. об обращении взыскания на транспортное средство – автомобиль <данные изъяты> в счет уплаты таможенных платежей и пени в размере <данные изъяты> отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня вынесения решения, путем подачи апелляционной жалобы через Игринский районный суд Удмуртской Республики.

<данные изъяты>

<данные изъяты>