Дело № 2а-10053/2017 29 ноября 2017 года
В окончательной форме 18 декабря 2017 года
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Приморский районный суд Санкт-Петербурга в составе:
председательствующего судьи Феодориди Н.К.,
при секретаре Сердюк Т. А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Вологодской области об оспаривании действий, обязании совершить действия,
У С Т А Н О В И Л:
Административный истец обратился в Приморский районный суд Санкт-Петербурга с указанным административным иском, в котором просит признать незаконным отказ Управления Росреестра по Вологодской области в государственной регистрации права (перехода права) собственности в отношении земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> площадью <данные изъяты> кв. м. по адресу: <данные изъяты>, возложив обязанность зарегистрировать право собственности ФИО1 на указанный земельный участок.
В обоснование требований указал, что является правообладателем вышеназванного земельного участка на основании договора купли-продажи <данные изъяты>, а также дополнительного соглашения от 10.04.2017
17.02.2017 ФИО1 обратился с заявлением о государственной регистрации права на недвижимое имущество.
03.03.2017 по результатам рассмотрения указанного заявления принято решение о приостановлении регистрационных действий на срок до 03.06.2017.
03.06.2017 на основании ст. 27 Закона о регистрации недвижимости ФИО1 отказано в государственной регистрации права собственности на указанный земельный участок
Административный истец полагал, что отказ не основан на правовых нормах.
Представитель административного истца и административный истец в судебное заседание явились, на удовлетворении требований настаивали.
Административный ответчик в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом.
Выслушав явившихся в заседание лиц, изучив материалы настоящего административного дела, оценив представленные доказательства по правилам ст. 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что 17.02.2017 года ФИО1 представил в Управление Росреестра по Вологодской области заявление о государственной регистрации права на земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> площадью <данные изъяты> кв. м. по адресу: <данные изъяты> на основании договора купли-продажи земельного участка от <данные изъяты>
Уведомлением от 03.03.2017 года Управление сообщило административному истцу о принятом решении о приостановлении государственной регистрации.
Уведомлением от 03.06.2017 года Управление сообщило административному истцу об отказе в государственной регистрации права собственности на вышеназванный земельный участок в связи с чем, что согласно сведениям, содержащихся в ЕГРН, земельный участок, передаваемый по договору купли-продажи, расположен в пределах национального парка «<данные изъяты>».
Согласно ч. 1 ст. 164 ГК РФ, в случаях, если законом предусмотрена государственная регистрация сделок, правовые последствия сделки наступают после ее регистрации.
Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
К заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.
Перечень оснований для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним приведен в п. 1 ст. 17 Федерального закона от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Пунктом 3 ст. 9 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122 "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - ФЗ N 122) установлено, что к компетенции федерального органа в области государственной регистрации при проведении государственной регистрации прав, в числе прочих относится проверка действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего лица или органа власти.
В рамках приведенного полномочия, в соответствии с абз. 6 п. 1 ст. 20 этого же Закона, регистрирующий орган может отказать в государственной регистрации прав в случае, если лицо, выдавшее правоустанавливающий документ, не уполномочено распоряжаться правом на данный объект недвижимого имущества.
В соответствии с п. 5 ст. 25.2 этого же Закона установлено, что не допускается государственная регистрация права собственности гражданина на указанный в пункте 1 настоящей статьи земельный участок в случае, если такой земельный участок в соответствии с федеральным законом не может быть предоставлен в частную собственность.
Режим национальных парков определяется нормами федерального закона от 14.03.1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" и Земельного кодекса РФ.
В силу статей 2, 12, 16 Федерального закона от 14.03.1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" и статьи 95 Земельного кодекса Российской Федерации суд первой инстанции обоснованно указал, что национальные парки имеют исключительное право приобретения указанных земель за счет средств федерального бюджета и иных не запрещенных законом источников. Таким образом, земельные участки национальных парков являются исключительной федеральной собственностью и не подлежат приватизации.
Из материалов дела следует, что спорный земельный участок, поставлен на временный кадастровый учет, в ЕГРН отсутствуют записи о зарегистрированных правах и ограничениях на указанный земельный участок.
Согласно сведениям ЕГРН земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> расположен в пределах национального парка «<данные изъяты>».
Пунктом 5 ст. 16 Закона "Об особо охраняемых территориях", п. 8 ст. 28 ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" предусмотрено, что земельные участки в составе земель особо охраняемых природных территорий не подлежат отчуждению (приватизации).
Отсутствие запрета в приведенных нормативных правовых актах на выделение земельных участков для ведения личного хозяйства и строительства в границах населенных пунктов расположенных на территории национального парка не свидетельствует о возможности выделения земельных участков, поскольку общеправовой принцип "разрешено все, что не запрещено" (применяемый в частноправовых отношениях) к спорным отношениям между государством с одной стороны и гражданином с другой, не применим.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что Администрация муниципального образования города Кириллова Вологодской области не была полномочна распоряжаться земельным участком, относящимся к федеральной собственности, а потому отказ Управления Росреестра по Вологодской области приведенным законоположениям, как по своему содержанию, так и по процедуре принятия.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 177-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление ФИО1 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Вологодской области об оспаривании действий, обязании совершить действия оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Приморский районный суд Санкт-Петербурга.
Судья: