Дело № 2а-145/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Буйнакск 22 января 2016 г.
Буйнакский районный суд Республики Дагестан в составе:
председательствующего судьи Мамаева Р.И.,
при секретаре судебного заседания Аскеровой М.С.,
с участием административного истца – старшего помощника прокурора г. Буйнакска - Исаева Р.З., административного ответчика – директора МКОУ «Халимбекаульская средняя общеобразовательная школа » ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора г.Буйнакска в интересах неопределенного круга лиц к МКОУ «Халимбекаульская средняя общеобразовательная школа» с.Халимбекаул Буйнакского района о признании незаконным бездействия по обеспечению беспрепятственного доступа маломобильных групп населения к образовательному учреждению и обязании,
установил:
Прокурор г.Буйнакска в интересах неопределенного круга лиц в порядке ст.39 КАС РФ обратился в суд вышеназванным иском, мотивируя тем, что прокуратурой г. Буйнакска проведена проверка соблюдения муниципальными образовательными учреждениями требований законодательства о социальной защите инвалидов в Российской Федерации в части обеспечения беспрепятственного доступа маломобильных групп населения к подобным объектам. В ходе проверки установлено, что вход в МКОУ «Халимбекаульская средняя общеобразовательная школа» с.Халимбекаул Буйнакского района не оборудован средствами подъема для людей с ограниченными возможностями, а именно: пандусами и поручнями, что является грубым нарушением законодательства о социальной защите инвалидов в Российской Федерации, приводит к ущемлению законных прав последних, ограничивает их возможность на свободное передвижение и доступ к объектам социальной инфраструктуры. Несоблюдение и невыполнение ответчиками требований по обеспечению инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального назначения затрагивает интересы неопределенного круга инвалидов, к которым могут относиться как учащиеся образовательного учреждения, так и их родители, другие родственники и т.д. Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социального назначения необходимо для того, чтобы обеспечить им право на достойную жизнь и свободное развитие. Приведены ссылки на то, что в нарушении положений ст.ст.2 и 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», также Градостроительного кодекса Российской Федерации (статьи 2, 24 и 48) и Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", вступающего в силу в полном объеме с 1 июля 2010 года (статьи 3, 8, 12, 15, 30). Конкретные параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения указаны в строительных нормах и правилах (например, СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения") и ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" вход в МКОУ «Халимбекаульская средняя общеобразовательная школа» с.Халимбекаул Буйнакского района не оборудован средствами подъема для людей с ограниченными возможностями, а именно: пандусами и поручнями, чем нарушены права и законные интересы граждан, неопределенного круга инвалидов по обеспечению беспрепятственного доступа к объектам образовательного учреждения. Просят признать незаконными бездействия МКОУ «Халимбекаульская средняя общеобразовательная школа» с.Халимбекаул Буйнакского района, выразившиеся по обеспечении беспрепятственного доступа маломобильных групп населения к образовательному учреждению. Возложить на администрацию МКОУ «Халимбекаульская средняя общеобразовательная школа» с.Халимбекаул Буйнакского района обязанность по созданию условий для маломобильных групп населения для беспрепятственного доступа в здание муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения посредством обустройства на входах пандусов и поручней.
В судебном заседании представитель административного истца – помощник прокурора Исаев Р.З. исковые требования поддержал по изложенным в нем доводам, просил требования удовлетворить.
Административный ответчик - МКОУ «Халимбекаульская средняя общеобразовательная школа» с.Халимбекаул в лице директора ФИО1 иск не признал, просил в удовлетворении требований отказать и пояснил суду, что до получения искового заявления она устранила указанные прокурором нарушения требований законодательства о социальной защите инвалидов в Российской Федерации. В частности на главном входе в здание МКОУ «Халимбекаульская средняя общеобразовательная школа» с.Халимбекаул Буйнакского района ими оборудовано средства подъема для людей с ограниченными возможностями, а именно: пандусы и поручни, позволяющие инвалидам свободно передвигаться и иметь доступ к школе. Соответствующие приспособления установлены и внутри задания образовательного учреждения. Указанное стало возможным благодаря федеральной целевой программе «Доступная среда», которым выделены средства на эти работы. Таким образом, после предъявления иска прокурором в суд, его требования удовлетворены добровольно. Представила для приобщения к материалам дела доказательства в обоснование своих возражений: фотоснимки, муниципальный контракт, акты приемок выполненных работ формы КС-2 и КС-3.
Третье лицо, надлежаще извещённое о времени и месте судебного разбирательства - администрация МО «Буйнакский район», своего представителя на судебное заседание не направило. Дело с учетом мнения сторон рассмотрено в порядке ст. 226 КАС.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения административного истца и ответчика, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно положениям Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», целью государственной политики в данной сфере, является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Исходя из положений ст.15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм, обязаны создавать необходимые условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры в т.ч. и к образовательным учреждениям.
В соответствии со ст. 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации обеспечение инвалидов условиями для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения является также одним из основных принципов законодательства о градостроительной деятельности.
В силу ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.
Судом установлено, что вход в здание МКОУ «Халимбекаульская средняя общеобразовательная школа» с.Халимбекаул Буйнакского района, относящееся к объектам социальной инфраструктуры, оборудован специальными приспособлениями, обеспечивающими беспрепятственный доступ маломобильных групп населения в названное учреждение, что подтверждается следующими исследованными в суде письменными доказательствами:
- муниципальным контрактом №12 от 24.11.2015 на выполнение работ по программе «Доступная среда» в здании Халимбекаульской СОШ Буйнакского района» ;
- справкой о стоимости выполненных работ и затрат от 22.12.2015года № 21;
- актом о приемке выполненных работ от 21.12.2015 года;
- фотоснимками главного входа в школу.
Таким образом, суд приходит к выводу, что МКОУ «Халимбекаульская средняя общеобразовательная школа» с.Халимбекаул Буйнакского района, после предъявления иска прокурором г. Буйнакска выполнены требовании законодательства о беспрепятственном доступе маломобильных групп населения к образовательному учреждению.
При указанных обстоятельствах административное исковое заявление прокурора г. Буйнакска в интересах неопределенного круга лиц к МКОУ «Халимбекаульская средняя общеобразовательная школа» удовлетворению не подлежит, поскольку отпал предмет предъявленных требований в связи с его добровольным удовлетворением после обращения в суд.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
решил:
в удовлетворении административного искового заявления прокурора г. Буйнакска в интересах неопределенного круга лиц к МКОУ «Халимбекаульская средняя общеобразовательная школа» с.Халимбекаул Буйнакского района о признании незаконным бездействия по обеспечению беспрепятственного доступа маломобильных групп населения к образовательному учреждению и обязании создать условия для маломобильных групп населения для беспрепятственного доступа в здание МКОУ «Халимбекаульская средняя общеобразовательная школа» посредством обустройства на входах пандусов и поручней – отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Дагестан в апелляционном порядке через Буйнакский районный суд РД в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.
Председательствующий Р.И.Мамаев