ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1006/18 от 13.09.2018 Пролетарского районного суда г. Твери (Тверская область)

Дело №2а - 1006/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

13 сентября 2018 года город Тверь

Пролетарский районный суд города Твери в составе:

председательствующего судьи Голосовой Е. Ю.,

при секретаре Рощупкиной Е. В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 9 по Тверской области к Белокурский П.В. о взыскании задолженности по земельному, налогу на имущество физических лиц, пени,

У с т а н о в и л:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 9 по Тверской области обратилась в суд с указанным административным исковым заявлением к ответчику о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц, земельному налогу, пени. В обоснование заявленных требований указано, что на ответчика зарегистрированы земельные участки, имущество, указанные в налоговом уведомлении. В соответствии Налоговым кодексом Российской Федерации административному ответчику начислены вышеуказанные налоги, которые не уплачены и за ответчиком числится задолженность по земельному налогу за 2014, 2016 год в размере - 37234 руб. 00 коп., пени по земельному налогу в размере -3892 руб. 59 коп. и по налогу на имущество физических лиц за 2016 год в размере - 04 руб. 00 коп., пени по налогу на имущество физических лиц в размере - 00 руб. 01 коп., всего в сумме - 41130 руб. 60 копеек. В настоящее время данная задолженность налогоплательщиком не оплачена. Налогоплательщику Белокурскому П.В. были направлены налоговое уведомление № 68202860 от 04.09.2016 в срок исполнения до 01.12.2016, № 55567332 от 21.09.2017 в срок исполнения до 01.12.2017 и требования № 26735 по состоянию на 15.10.2015 в срок исполнения до 26.01.2016, №5304 по состоянию на 15.07.2015 в срок исполнения до 26.08.2015, №3274 о состоянию на 03.03.2017 в срок исполнения до 26.04.2017 на уплату налогов, пени за 2013, 2014-2016 год, что подтверждается реестрами отправки почтовой корреспонденции. Ответчиком налог в бюджет не уплачен. В связи с неисполнением обязанности по уплате налога в установленный законом срок, административному ответчику были начислены пени по земельному налогу в размере -3892 руб. 59 коп., пени по налогу на имущество физических лиц в размере - 00 руб. 01 коп., в соответствии со статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации. В 2018 году МИФНС России № 9 по Тверской области обращалась за взысканием данной задолженности, направив мировому судье судебного участка №5 Пролетарского района г. Твери заявление о вынесении судебного приказа на взыскание задолженности по налогам, пени. 16.04.2018.г. мировой судья вынес определение об отказе в принятии заявления в связи с тем, что заявленное требование не является бесспорным. Просит также восстановить срок для подачи административного искового заявления в связи с необходимостью уточнения сведений в отношении налогоплательщика, поступлением почтовой корреспонденции от мирового судьи 25.04.2018.г. На основании вышеизложенного, просит взыскать с административного ответчика задолженность по земельному налогу за 2014, 2016 год в размере - 37234 руб. 00 коп., пени по земельному налогу в размере -3892 руб. 59 коп. и по налогу на имущество физических лиц за 2016 год в размере - 04 руб. 00 коп., пени по налогу на имущество физических лиц в размере - 00 руб. 01 коп., всего в сумме - 41130 руб. 60 копеек.

Административный истец, извещенный о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в судебное заседание не явился. Ранее представил письменные пояснения по делу, согласно которым указал, что за Белокурским П.В. числится задолженность по земельному налогу за 2014, 2016 год в размере - 37 234 руб. 00 коп., пени по земельному налогу в размере - 3 892 руб. 59 коп. и по налогу на имущество физических лиц за 2016 год в размере - 04 руб. 00 коп., пени по налогу на имущество физических лиц в размере - 00 руб. 01 коп., всего в сумме - 41 130 руб. 60 копеек. В силу ст. 19 Налогового Кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс) налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы. Подпунктом 1 п. 1 ст. 23 НК РФ предусмотрена обязанность налогоплательщика платить установленные законом налоги и сборы. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Как следует из п. 4 ст. 57 НК РФ в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления. В соответствии с п. 4 ст. 397 ПК РФ налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления. Соответственно, налогоплательщики уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления. Налогоплательщику Белокурскому П.В. были направлены налоговое уведомление № 55567332 от 21.09.2017 в срок исполнения до 01.12.2017 и требования № 19615 по состоянию на 28.11.2017 в срок уплаты до 16.01.2018, № 21298 по состоянию на 14.12.2017 в срок исполнения до 30.01.2018 и № 3274 по состоянию на 03.03.2017 в срок исполнения до 26.04.2017 на уплату земельного налога за 2014, 2016 год. Согласно п. 1 ст. 70 Ж РФ требование об уплате налога направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки. Вместе с тем, до настоящего времени налог в бюджет ответчиком ни по налоговому уведомлению, ни по требованию добровольно не уплачен. Согласно налоговому уведомлению № 55567332 от 21.09.2017 выставленному налогоплательщику Белокурскому П.В. подлежащий уплате земельный налог за 2014, 2016 в соответствием с вышеназванными нормами Кодекса. На основании ст. 85 ЖК РФ, п. 12 ст. 396 гл. 31 «Земельный налог» НК РФ сведения о земельных участках для исчисления земельного налога предоставляются в инспекцию органом, осуществляющим ведение государственного земельного кадастра, а также государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а именно, Управлением Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Тверской области и органами муниципальных образований. Поскольку инспекция не является первоисточником информации в отношении недвижимого имущества (в частности, земельных участков), налоговый орган реализует возложенные на него функции по начислению физическим лицам земельного налога не иначе, как на основании сведений, предоставленных вышеназванным Уполномоченным органом. В связи с вышеуказанным на момент формирования и направления налогоплательщику налогового уведомления на уплату задолженности по земельному налогу у Инспекции отсутствовали необходимые для исчисления налога на имущество данные, в связи с чем, сумма к взысканию составляла менее 3 тыс. рублей. До настоящего времени Белокурским П.В. установленная обязанность по уплате налога не исполнена, задолженность не погашена.

Административный ответчик, извещенный о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в судебное заседание не явился, возражений относительно заявленных требований не представил.

Исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 57 Конституции РФ, п.1 ч.1 ст.23 Налогового кодекса РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Согласно п. 4 ст. 23 Налогового кодекса РФ плательщики налогов и сборов обязаны уплачивать установленные налоги и сборы и нести иные обязанности, установленные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Земельный налог, налог на имущество физических лиц, согласно ст.15 Налогового кодекса РФ устанавливаются в качестве местных налогов, которые формируют доходную базу местных бюджетов, и вводятся в действие нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в соответствии с Налоговым кодексом РФ и в силу ст. 12 Налогового кодекса РФ обязательны к уплате на территории этого муниципального образования.

В соответствии со ст. 387 Налогового кодекса РФ земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Статьями 388, 389 Налогового кодекса РФ установлено, что налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.

В соответствии со ст. 390, 392 Налогового кодекса РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст.389 настоящего Кодекса. Налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей долевой собственности, определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, пропорционально его доле в общей долевой собственности.

Согласно п. 4 ст. 391 Налогового кодекса РФ для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

В соответствии с п. 1 ст. 399 Налогового кодекса РФ налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Статьей 400 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.

В силу ст. 401 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения признаются расположенные в пределах муниципального образования, в том числе, жилой дом, жилое помещение (квартира, комната).

Согласно п. 1 ст. 402 Налогового кодекса РФ налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости.

Как установлено в судебном заседании, ответчик в рассматриваемый период являлся плательщиком земельного налога, налога на имущество физических лиц, поскольку является собственником земельных участков имущества указанных в налоговом уведомлении №55567332 от 21.09.2017. Приведенные обстоятельства подтверждаются представленными филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра»» по Тверской области выписками из ЕГРН.

Как следует из материалов дела, истцом в адрес ответчика относительно взыскиваемой задолженности были направлены налоговое уведомление № 68202860 от 04.09.2016 в срок исполнения до 01.12.2016, налоговое уведомление № 55567332 от 21.09.2017 в срок исполнения до 01.12.2017, и требования № 5304 по состоянию на 15.07.2015 в срок исполнения до 26.08.2015, № 26735 по состоянию на 15.10.2015 в срок исполнения до 26.01.2016, № 3274 по состоянию на 03.03.2017 в срок исполнения до 26.04.2017, что подтверждается реестрами отправки почтовой корреспонденции.

Согласно п. 1 ст. 45 Налогового кодекса РФ неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога в срок, установленный законодательством о налогах и сборах, является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога, которое в случае направления по почте заказным письмом считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Судом установлено, что до обращения в суд налоговым органом были приняты предусмотренные Налоговым кодексом необходимые меры, направленные на взимание с налогоплательщика задолженности во внесудебном порядке.

В силу ч. 3 ст. 44 Налогового кодекса РФ обязанность по уплате налога прекращается в связи с его уплатой.

Земельный налог, налог на имущество не были уплачены административным ответчиком после истечения срока, установленного налоговым законодательством, а также по истечении срока, установленного в требованиях об уплате налогов, пени.

В силу п. 5 ст. 23 Налогового кодекса РФ за невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей налогоплательщик (плательщик сборов) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Пеня - санкция за несвоевременное выполнение денежных обязательств.

В силу ст. 75 Налогового кодекса РФ пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора.

Частью 2 статьи 286 КАС РФ предусмотрено, что административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

В соответствии с ч. ч. 1, 2 ст.48 НК РФ заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд.

Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем 3 пункта 2 настоящей статьи.

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма превысила 3 000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.

Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

При рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные пунктом 2 статьи 48 или пунктом 1 статьи 115 Налогового кодекса РФ сроки для обращения налоговых органов в суд.

Принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, осуществляться не может. Несоблюдение налоговой инспекцией установленных налоговым законодательством сроков и порядка взыскания налога является основанием для отказа в удовлетворении искового заявления.

Абзацем 3 пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, срок исполнения требования № 26735 об уплате земельного налога за 2014 г., пени до 26.01.2016, срок обращения за судебной защитой до 26 июля 2016 года включительно, поскольку размер задолженности по налогам за 2014 год превысил 3000 рублей, срок исполнения требования №5304 об уплате земельного налога за 2013 г., пени до 26.08.2015 срок обращения за судебной защитой до 26 февраля 2016 года включительно. Из налогового уведомления №55567332 от 21.09.2017.г. следует, что размер задолженности по земельному налогу за 2014 год, включенный в требование № 21298 по состоянию на 14.12.2017 превысил 3000 рублей. За указанный период, в предусмотренный действующим законодательством срок административный истец за судебной защитой не обращался.

Административным истцом заявлено ходатайство о восстановлении срока обращения в суд, в обоснование которого указано, что они обращались за взысканием данной задолженности, направив мировому судье судебного участка № 5 Пролетарского района города Твери заявление о вынесении судебного приказа на взыскание задолженности по налогам. Определением мирового судьи от 16.04.2018 отказано в принятии заявления о вынесении судебного приказа в связи с тем, что заявленное требование не является бесспорным. В связи с поздним получением определения об отказе в принятии заявления и поскольку инспекция не является первоисточником информации в отношении недвижимого имущества (в частности, земельных участков), и реализует возложенные на нее функции по начислению физическим лицам земельного налога не иначе, как на основании сведений, предоставленных уполномоченным органом, на момент формирования и направления налогоплательщику налогового уведомления на уплату задолженности по земельному налогу у инспекции отсутствовали необходимые для исчисления налога на имущество данные, в связи с чем, сумма к взысканию составляла менее 3 000 рублей, инспекцией пропущен срок по уважительной причине.

В силу п. 8 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований суд находит, что ходатайство о восстановлении срока подачи административного иска в части взыскания задолженности, пени за 2014 год, пени за 2015 год не подлежит удовлетворению, поскольку доказательств наличия объективных обстоятельств, препятствующих своевременному обращению в суд с настоящим административным иском, налоговым органом представлено не было, иных обстоятельств для восстановления срока не указано, соответственно, предусмотренный законом шестимесячный срок, пропущен налоговым органом без уважительных причин, возможность обратиться в суд с административным исковым заявлением в установленные сроки имелась, обстоятельств объективно препятствующих своевременному обращению в суд не представлено.

В соответствии с частью 5 статьи 180 КАС РФ в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивированной части решения может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.

Поскольку на дату обращения как с заявлением о выдаче судебного приказа, так и с настоящим административным иском в суд налоговый орган уже утратил право на принудительное взыскание недоимки по налогам и пени в части взыскания задолженности за 2014, 2015 годы, в связи с пропуском установленного срока и доказательств уважительности пропуска срока административным истцом не представлено, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административного искового заявления в указанной части.

При этом учитывает, что возможность восстановления пропущенного срока подачи административного искового заявления процессуальный закон ставит в зависимость от наличия уважительных причин его пропуска, а не от длительности периода просрочки. Однако никаких обстоятельств уважительности причин пропуска срока налоговым органом не приведено.

Вместе с тем, суд соглашается с представленным административным истцом расчетом размера задолженности по земельному налогу, налогу на имущество за 2016 год. Ответчиком не представлено доказательств не соответствия расчета каким-либо нормам законодательства, следовательно, он не может ставиться под сомнение.

Таким образом, сумма земельного налога за 2016 год оставляет 19864 рублей сумма налога на имущество за 2016 год составляет 04 рубля.

Сумма пени, исходя из представленного расчета с которым суд соглашается за несвоевременную уплату земельного налога за 2016 год за период с 02 декабря 2017 года по 13 декабря 2017 года (12 дней) составляет 65 рублей 55 коп.; сумма пени за несвоевременную уплату налога на имущество за 2016 год за период с 02 декабря 2017 года по 13 декабря 2017 года (12 дней) составляет 00 рубля 01 копейка.

В удовлетворении требований о взыскании задолженности по земельному налогу за 2014 год в остальной части, пеней за неуплату земельного налога, надлежит отказать.

В соответствии со ст. 114 КАС РФ государственная пошлина, от уплаты которой административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскивается с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.

В связи с тем, что административный истец при подаче административного иска в суд от уплаты государственной пошлины освобожден, суд полагает, что последняя по правилам части 1 статьи 114 Кодекса административного судопроизводства РФ, с учетом ст. 50, п. 2 ст. 61.1 Бюджетного кодекса РФ, статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации подлежит взысканию с административного ответчика в размере 400 руб. 00 коп.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

решил:

Исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 9 по Тверской области к Белокурский П.В. о взыскании задолженности по земельному, налогу на имущество физических лиц, пени удовлетворить частично.

Взыскать с Белокурского П.В. в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 9 по Тверской области (ИНН 6950000024, КПП 695001001, расчетный счет: 40101810600000010005 банк получателя: Отделение Тверь БИК: 042809001, ОКТМО: 28620482; КБК 18210606043101000110 (земельный налог); КБК 18210606043102000110 (пени земельный налог); КБК 18210601030101000110 (налог на имущество); КБК 18210601030102100110 (пени по налогу на имущество); задолженность по земельному налогу за 2016 год в размере 19864 руб. 00 коп.; пени по земельному налогу за 2016 год в размере 65 руб. 55 коп., пени по налогу на имущество физических лиц за 2016 год в размере 00 руб. 01 коп., задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2016 год в размере 04 руб. 00 коп., а всего 19933 (девятнадцать тысяч девятьсот тридцать три) руб. 56 коп.

В удовлетворении исковых требований Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 9 по Тверской области к Белокурский П.В. о взыскании задолженности по земельному налогу за 2014 г.. в остальной части, пени по земельному налогу отказать.

Взыскать с Белокурского П.В. в бюджет муниципального образования Тверской области – городской округ город Тверь государственную пошлину в размере 797 руб. 34 коп.

Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Пролетарский районный суд города Твери в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Е. Ю. Голосова

Решение в окончательной

форме принято 14.09.2018.г.