Дело № 2а-1006/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 ноября 2018 год г.Благовещенск
Благовещенский районный суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи С.И. Гариповой,
при секретаре Григорьевой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Благовещенского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации сельского поселения Николаевский сельсовет муниципального района Благовещенский район Республики Башкортостан о противодействии экстремизму,
УСТАНОВИЛ:
Благовещенский межрайонный прокурор обратился в интересах неопределённого круга лиц обратилась в суд с административным исковым заявлением к Администрации сельского поселения Николаевский сельсовет муниципального района Благовещенский район Республики Башкортостан о противодействии экстремизму.
В обоснование иска указано, что Благовещенской межрайонной прокуратурой в мае 2018 года во исполнение поручения прокуратуры республики в рамках п. 2.6. решения коллегии Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 15.02.2018 «Об итогах работы органов прокуратуры за 2017 год и о задачах но укреплению законности и правопорядка за 2018 год» проанализирована практика реализации Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года, утвержденной Президентом Российской Федерации 28.11.2014 № Пр-2753 (далее по тексту - Стратегия).
В деятельности муниципалитета в данном направлении деятельности выявлены существенные недостатки и упущения, влияющие на реализацию полномочий, предусмотренных п.п. 7.1 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», от 25.07.2002 № 1 14-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности». Указом Президента Российской Федерации от 12.05.2009 № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года», иными подзаконными нормативными актами в рассматриваемой сфере деятельности.
Несмотря на актуальность и значимость деятельности по противодействию экстремизму органом местного самоуправления с 2015 года не организовано фактическое исполнение мероприятий, предусмотренных Стратегией, план его реализации не разработан (п. 32 Стратегии), должные меры по искоренению возможных действий третьих лиц по нарушению гражданского мира и согласия, подрыва общественной безопасности и государственной целостности Российской Федерации, создания реальной угрозы сохранению основ конституционного строя, межнационального (межэтнического) и межконфессионального согласия, профилактике проявлений экстремизма на собственной территории не принимаются, что требует принципиального пересмотра работы в данном направлении.
Вышеуказанные обстоятельства влекут снижение эффективности межведомственного взаимодействия деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в вопросах профилактики экстремизма, ослабление информационно-пропагандистской деятельности, направленной против проявлений экстремизма, воспитательной работы с населением, направленной на предупреждение экстремистской деятельности, формирование нетерпимости к подобным проявлениям, снижение бдительности, уровня правовой осведомленности и правовой культуры граждан, межнационального согласия, что не может быть терпимым.
По результатам проверки 31.05.2018 в адрес главы сельского поселения внесено представление с требованием незамедлительно устранить выявленные нарушения федерального закона, которое не было рассмотрено в установленном законом порядке.
В судебное заседание представители административного истца Благовещенского межрайонного прокурора и административного ответчика Администрации сельского поселения Волковский сельсовет муниципального района Благовещенский район РБ не явились.
В соответствии со ст.150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 N 21-ФЗ дело рассмотрено в отсутствие сторон, поскольку их явка не является обязательной и не признана судом обязательной.
Изучив и оценив материалы дела, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению.
В соответствии с Федеральным законом от 6 марта 2006 года №35-ФЗ "О противодействии терроризму", устанавливающим основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма, под противодействием терроризму понимается деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, в том числе, по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
Как указано в ст. 5 Федерального закона "О противодействии терроризму" федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.
Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности", определяющим правовые и организационные основы противодействия экстремистской деятельности, устанавливается ответственность за ее осуществление. В частности, федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления участвуют в противодействии экстремистской деятельности в пределах своей компетенции.
В целях противодействия экстремистской деятельности федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своей компетенции в приоритетном порядке осуществляют профилактические, в том числе воспитательные, пропагандистские, меры, направленные на предупреждение экстремистской деятельности (ст. 5 Федерального закона "О противодействии экстремистской деятельности").
Согласно Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом РФ 5 октября 2009 года, субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, обязанные проводить мероприятия по противодействию терроризму. Это вытекает и из пп. 7.1 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", где указано, что к вопросам местного значения поселения относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах поселения.Органы местного самоуправления поселений наделены полномочиями по изданию муниципальных правовых актов, иными полномочиями в соответствии с настоящим Федеральным законом, уставами муниципальных образований.
Согласно материалам дела, прокуратурой в мае 2018 года во исполнение поручения прокуратуры республики в рамках п. 2.6. решения коллегии Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 15.02.2018 «Об итогах работы органов прокуратуры за 2017 год и о задачах по укреплению законности и правопорядка за 2018 год» проанализирована практика реализации Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года, утвержденной Президентом Российской Федерации 28.11.2014 № Пр-2753 (далее по тексту - Стратегия).
В соответствии со справкой заместителя прокурора Чураева И.И. в деятельности муниципалитета в данном направлении деятельности выявлены существенные недостатки и упущения, влияющие на реализацию полномочий, предусмотренных п.п. 7.1 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», от 25.07.2002 № 1 14-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности». Указом Президента Российской Федерации от 12.05.2009 № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года», иными подзаконными нормативными актами в рассматриваемой сфере деятельности.
Согласно пунктам 28, 29 Стратегии план мероприятий по реализации настоящей Стратегии разрабатывает и утверждает Правительство Российской Федерации. Стратегия реализуется субъектами противодействия экстремизму, в частности, в ходе осуществления права законодательной инициативы и принятия законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов. Так на первом этапе (2015 год) предполагается осуществить следующие мероприятия: а) разработка плана реализации настоящей Стратегии; б) определение направлений дальнейшего развития законодательства Российской Федерации в сфере противодействия экстремизму; в) совершенствование организационного обеспечения деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления по противодействию экстремистской деятельности.
Несмотря на актуальность и значимость деятельности по противодействию экстремизму Администрацией сельского поселения Николаевский сельсовет с 2015 года не организовано фактическое исполнение мероприятий, предусмотренных Стратегией, план его реализации не разработан (п. 32 Стратегии), должные меры по искоренению возможных действий третьих лиц по нарушению гражданского мира и согласия, подрыва общественной безопасности и государственной целостности Российской Федерации, создания реальной угрозы сохранению основ конституционного строя, межнационального (межэтнического) и межконфессионального согласия, профилактике проявлений экстремизма на собственной территории не принимаются, что требует принципиального пересмотра работы в данном направлении.
Вышеуказанные обстоятельства влекут снижение эффективности межведомственного взаимодействия деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в вопросах профилактики экстремизма, ослабление информационно-пропагандистской деятельности, направленной против проявлений экстремизма, воспитательной работы с населением, направленной на предупреждение экстремистской деятельности, формирование нетерпимости к подобным проявлениям, снижение бдительности, уровня правовой осведомленности и правовой культуры граждан, межнационального согласия, что не может быть терпимым.
По результатам проверки 31.05.2018 в адрес главы сельского поселения внесено представление с требованием незамедлительно устранить выявленные нарушения федерального закона, которое не было рассмотрено в установленном законом порядке.
Представление Администрацией сельского поселения Николаевский сельсовет муниципального района Благовещенский район Республики Башкортостан в установленном законом порядке рассмотрено не было.
Таким образом, Администрацией сельского поселения Николаевский сельсовет муниципального района Благовещенский район Республики Башкортостан до настоящего времени не организовано фактическое исполнение мероприятий, предусмотренных п. 32 Стратегии, в частности не разработан план реализации Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года, утвержденной Президентом Российской Федерации 28.11.2014 № Пр-2753.
С учетом установленных в ходе рассмотрения дела судом обстоятельств, свидетельствующих об обоснованности заявленных Благовещенским межрайонным прокурором требований, суд признает административный иск Благовещенского межрайонного прокурора РБ подлежащим удовлетворению.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст.175-180 и 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования Благовещенского межрайонного прокурора РБ удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации сельского поселения Николаевский сельсовет муниципального района Благовещенский район Республики Башкортостан, выраженное в нереализации Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года, утвержденной Президентом Российской Федерации 28.11.2014 № Пр-2753.
Обязать администрацию сельского поселения Николаевский сельсовет муниципального района Благовещенский район Республики Башкортостан разработать план реализации Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года, утвержденной Президентом Российской Федерации 28.11.2014 № Пр-2753.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Благовещенский районный суд.
Председательствующий: С.И.Гарипова Согласованно:
Мотивированное решение суда изготовлено 23 ноября 2018 года.