Дело № 2а-10084/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
[ 00.00.0000 ] в г. Нижний Новгород Нижегородский районный суд г. Нижний Новгород в составе председательствующего судьи Буруновой С.В., при ведении протокола секретарем Атопшевой Е.И., с участием: старшего помощника прокурора г. Нижнего Новгорода ФИО1, представителя административных истцов ООО «Авто-НН», ИП ФИО2, ИП ФИО3, ИП ФИО4 - ФИО5, представителя административного ответчика ФИО6,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ООО «Авто-НН», индивидуального предпринимателя ФИО3 АлексА.а, индивидуального предпринимателя ФИО7, индивидуального предпринимателя ФИО2, индивидуального предпринимателя ФИО8, индивидуального предпринимателя ФИО4, индивидуального предпринимателя ФИО9 о признании недействующими пунктов 4.2.1, 7.6, 7.8, 7.10, 8.2 Положения об организации проведения открытого конкурса на право осуществления перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по нерегулируемым тарифам на территории города Нижнего Новгорода, утвержденного Постановлением администрации города Нижнего Новгорода от 05 мая 2017 года № 1995 «Об утверждении Положения об организации проведения открытого конкурса на право осуществления перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по нерегулируемым тарифам на территории города Нижнего Новгорода», пунктов 4, 5.1, 5.2, 5.3 Шкалы критериев оценки и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе на право осуществления перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом на территории города Нижнего Новгорода, утвержденной Постановлением администрации города Нижнего Новгорода от 05 мая 2017 года № 1995 «Об утверждении Положения об организации проведения открытого конкурса на право осуществления перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по нерегулируемым тарифам на территории города Нижнего Новгорода»,
УСТАНОВИЛ:
Административные истцы ООО «Авто-НН», индивидуальное предприниматели ФИО3, ФИО7, ФИО2, ФИО8, ФИО4, ФИО9 обратились в суд с административным иском о признании недействующими пунктов 4.2.1, 7.6, 7.8, 7.10, 8.2 Положения об организации проведения открытого конкурса на право осуществления перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по нерегулируемым тарифам на территории города Нижнего Новгорода, утвержденного Постановлением администрации города Нижнего Новгорода от 05 мая 2017 года № 1995 «Об утверждении Положения об организации проведения открытого конкурса на право осуществления перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по нерегулируемым тарифам на территории города Нижнего Новгорода», пунктов 4, 5.1, 5.2, 5.3 Шкалы критериев оценки и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе на право осуществления перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом на территории города Нижнего Новгорода, утвержденной Постановлением администрации города Нижнего Новгорода от 05 мая 2017 года № 1995 «Об утверждении Положения об организации проведения открытого конкурса на право осуществления перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по нерегулируемым тарифам на территории города Нижнего Новгорода».
В обоснование заявленных требований административные истцы указали следующее: [ 00.00.0000 ] администрацией г. Н.Новгорода было принято постановление [ № ] «Об утверждении Положения об организации проведения открытого конкурса на право осуществления перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по нерегулируемым тарифам на территории города Нижнего Новгорода»; данное постановление опубликовано в газете «День города. Нижний Новгород» от [ 00.00.0000 ] [ № ], размещено [ 00.00.0000 ] на официальном сайте администрации города Нижнего Новгорода – http://нижнийновород.рф./; Постановлением [ № ] утверждены: - Положение об организации проведения открытого конкурса на право осуществления перевозок по муниципальном маршруту регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по нерегулируемым тарифам на территории города Нижнего Новгорода (Приложение №1) и Шкала критериев оценки сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе на право осуществления перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом на территории города Нижнего Новгорода (Приложение №2). Считают указанное постановление незаконным и подлежащим признанию недействующим.
Пунктом 4.2 Положения об организации конкурса предусмотрено, что заявка на участием в открытом конкурсе состоит из двух частей: самого заявления на участие в открытом конкурсе и документов, входящих в состав конкурсной заявки. При этом первая часть заявки (заявление на участие в открытом конкурсе) представляется претендентом в форме электронного документа на электронный адрес организатора открытого конкурса, указанного в конкурсной документации. Вторая часть заявки (документы, входящие в состав заявки) предоставляются на бумажном носителе организатору конкурса в день подачи в электронной форме заявления на участие в открытом конкурсе. В Положении об организации конкурса не указано, что конкурсы проводятся на электронной площадке. Напротив, все документы (кроме указанного выше заявления) подаются на бумажном носителе в двойном запечатанном конверте. Считают, что требование о предоставлении претендентом части заявки в форме открытого для обозрения ранее времени вскрытия конвертов с заявками документа представляется незаконным и противоречащим ст. 22 Закона №220-ФЗ, которой, во-первых, такой порядок не предусмотрен, а, во-вторых, установлено требование об указании в извещении о проведении открытого конкурса сведений о месте, дате и времени вскрытия конверта с заявками на участие в конкурсе, что в совокупности позволяет сделать вывод о том, что все документы, входящие в состав заявки на участие в конкурсе должны быть запечатаны в конверт. Таким образом, требование оформления первой части заявки в форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью, является установлением требования к торгам, не предусмотренного законом. При этом, для корректной работы с документами, подписанными разными электронными подписями, при отсутствии электронной площадки, необходимо установить на компьютере различное программное обеспечение. Иногда взаимоисключающее. Следовательно, документы, пришедшие от претендентов, могут не открываться или открываться некорректно при отсутствии необходимых компьютерных программ. Кроме того, по мнению Союза «Торгово-промышленная палата Нижегородской области», проводящего независимую антикоррупционную экспертизу Постановления, названные указанная норма Положения об организации конкурса является коррупциогенным фактором, поскольку содержит завышенные требования к лицу, предъявляемые для реализации принадлежащего ему права.
В соответствии с п.7.6 Положения об организации конкурса, Протокол об итогах открытого конкурса оформляется и размещается организаторами открытого конкурса в течение 5 рабочих дней на официальном сайте. Именно после размещения на официальном сайте Протокола об итогах конкурса один из участников конкурса узнает, что он стал победителем. При этом согласно п.7.8 Положения об организации конкурса юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, или уполномоченный участник договора простого товарищества, в отношении которого в соответствии с протоколом об итогах открытого конкурса принято решение о выдаче свидетельства и карт маршрута, в срок, не превышающий 3 рабочих дней после подведения итогов открытого конкурса, представляет организатору открытого конкурса заявление о выдаче свидетельства и кар маршрута с приложением определенных документов. Причем, если юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, или уполномоченный участник договора простого товарищества, в отношении которого в соответствии с протоколом оценки и сопоставления заявок принято решение о выдаче свидетельства и карт маршрута, не совершает указанные действий в указанный срок, организатор открытого конкурса выдает свидетельство и карты маршрута участнику открытого конкурса, включенному в резервный список, которому в данном списке присвоен наименьший последующий порядковый номер (п.7.10 Положения об организации конкурса). Таким образом, если организатор конкурса не разместит итоговый протокол на сайте значительно раньше, чем максимально предусмотренный для этого срок, то победитель конкурса и не узнает о таком своем статусе и, соответственно, пропустит срок, предусмотренный для подачи заявления о выдаче свидетельства. Кроме того, в п.7.6 Положения не указано, с какого именно момента должны отсчитываться 5 рабочих дней, в течение которых Протокол об итогах открытого конкурса должен быть размещен на официальном сайте. Считают, что установление в конкурсной документами таким сроков заведомо обрекает победителя конкурса на последствия, предусмотренные п.7.10 Положения и является коррупциогенным фактором. Из содержания п.7.10 Положения следует, что решение о выдаче свидетельства и карт маршрута оформляется протоколом оценки и сопоставления заявок, в то время, как в иных пунктах Положения данный протокол не упоминается, предусмотрен Протокол об итогах конкурса. Полагают, что данный момент также может рассматриваться как коррупциогенный фактор.
Согласно п.8.2 Положения об организации конкурса для реализации своих полномочий конкурсная комиссия имеет право: 1) запросит у органов, в полномочия которых входит контроль и надзор за соблюдением требований законодательства и нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения и регулярных перевозок, а также иных органов и организаций, любые сведения о претенденте и участнике открытого конкурса (за исключением информации ограниченного доступа) в подтверждение сведений, указанных в заявке и прилагаемых к ней документах; 2) запросить у претендентов (после вскрытия конвертов с заявками) и участников открытого конкурса любую информацию (оригиналы и копии документов) в подтверждение сведений, указанных в заявке, представление которых предусмотрено конкурсной документацией. Полагают, что в данном случае имеет место коррупциогенный фактор, устанавливающий для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения, а именно определение компетенции по формуле «вправе» (п. 3б Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 №96) – диспозитивное установление возможности совершения государственными органами, органами местного самоуправления или организациями (их должностными лицами) действий в отношении граждан и организаций. Возникает ситуация, при которой конкурсная комиссия может запросить у уполномоченных органов информацию в отношении одного претендента и не запросить в отношении другого, и на основании имеющейся информации принять решение о допуске или недопуске претендента к участию в конкурсе либо о начислении того или иного количества баллов участнику конкурса. Наделение конкурсной комиссии правом запросить у претендента любую информацию, да еще и в оригиналах документов до подведения итогов конкурса содержит в себе признаки ограничения конкуренции и нарушения конкурсной процедуры, поскольку все претенденты должны быть в равных условиях. Такая норма позволит конкурсной комиссии как «вытянуть» нужного претендента, у которого не хватает каких-либо документов, так и «утопить» неугодного.
Шкала критериев устанавливает критерии оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе. Четвертым критерием является максимальный срок эксплуатации транспортных средств, предлагаемых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или участником договора простого товарищества для осуществления регулярных перевозок в течение срока действия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, рассчитанный с даты постановки автобуса на первичный учет в ГИБДД до даты размещения на официальном сайте информации о проведении конкурса, за каждый автобус. Из буквального толкования содержания данного критерия следует, что законодатель, предусматривая данный критерий, имел в виду максимальный возраст автобуса, находящегося на маршруте в течение срока действия свидетельства, а не возраст автобуса на момент проведения конкурса. Например, участник заявляет, что максимальный срок эксплуатации транспортных средств четыре года, в таком случае при выдаче свидетельства на срок 7 лет, он будет вынужден поменять подвижной состав по истечении четырех лет, а не ездить все семь лет на автобусах, которым на момент проведения конкурса не было и года. Считают, что, дополнив установленный пунктом 4 части 3 ст. 24 Закона №220-ФЗ критерий словами «рассчитанный с даты постановки автобуса на первичный учет в ГИБДД до даты размещения на официальном сайте информации о проведении конкурса за каждый автобус», администрация города Н.Новгорода нарушила указанную норму Федерального закона и ввела по данному критерию неверную шкалу оценки, оценивающую возраст предлагаемых автобусов на момент проведения конкурса, и тем самым исказила установленный законом критерий.
Пятый критерий - Характеристики транспортных средств, предлагаемых юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или участниками договора простого товарищества для осуществления регулярных перевозок, влияющие на качество перевозок, с подкритериями: 5.1 - оборудование не менее 30% транспортных средств для перевозки пассажиров с ограниченными передвижениями, 5.2 - наличие 100% низкого пола, за каждый автобус, 5.3 - наличие входной двери шириною более 1 метра, за каждый автобус, 5.4 - расположение всех пассажирских сидений автобусов по ходу движения (вперед), за каждый автобус, 5.5 - наличие в автобусе кондиционера, за каждый автобус, 5.6 - наличие автономного отопителя в салоне автобуса, за каждый автобус, 5.7 - наличие автоматического привода двери (дверей) для пассажиров, за каждый автобус, 5.8 - наличие защиты от прищемления дверью (дверями) автобуса при посадке и высадке пассажиров, за каждый автобус. Статьей 15 Федерального закона от 24.11.1995 г. №181-ФЗ «О социальной защите населения в Российской Федерации» предусмотрены способы обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры. И в частности, данной статьей определено, что Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников): 2) условия для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным транспортом, автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городском, пригородном, международном сообщении, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации); 3) возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски. Производство транспортных средств общего пользования… без приспособления указанных объектов для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются. Таким образом, критерий 5.1 является требованием действующего законодательства для всех и не может оцениваться как конкурсный критерий.
По критерию 5.2 «Наличие 100% низкого пола (согласно примечанию, под этим понимается автобус, в котором 100% площади, предназначенной для стоящих пассажиров, представляет собой единую площадку без ступенек, доступ к которой обеспечивается, по крайней мере, через одну служебную дверь и которая представляет собой единственную ступеньку от поверхности земли, высота которой от уровня дороги должна быть не более 25 см), а также критерию 5.3 «Наличие входной двери шириною более 1 метра», считают, что данные пункты фактически касаются только автобуса ПАЗ 320414-05 «Вектор», производимы ООО «Павловский Автобусный завод». Между тем, Федеральное антимонопольное законодательство, а именно ст. 15 Закона о защите конкуренции, запрещает органам местного самоуправления принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в том числе путем установления для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары.
Администрацией г. Н.Новгорода были объявлены два конкурса на право осуществления перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по нерегулируемым тарифам на территории города Нижнего Новгорода: от [ 00.00.0000 ] - [ № ] и [ 00.00.0000 ] - [ № ]. Конкурсные документации по проведению данных конкурсов идентичные, отличаются номерами маршрутов регулярного сообщения и датами проведения конкурсных процедур. Все административные истцы подачи заявки на участие в указанных конкурсах. Конкурсные документации по проведению указанных конкурсов разработаны на основании Положения об организации открытых конкурсов, в них предусмотрены критерии оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе, предусмотренные Шкалой критериев.
По этим основаниям административные истцы просят признать недействующими пункты 4.2.1, 7.6, 7.8, 7.10, 8.2 Положения об организации проведения открытого конкурса на право осуществления перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по нерегулируемым тарифам на территории города Нижнего Новгорода, утвержденного Постановлением администрации города Нижнего Новгорода от 05 мая 2017 года № 1995 «Об утверждении Положения об организации проведения открытого конкурса на право осуществления перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по нерегулируемым тарифам на территории города Нижнего Новгорода», пункты 4, 5.1, 5.2, 5.3 Шкалы критериев оценки и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе на право осуществления перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом на территории города Нижнего Новгорода, утвержденной Постановлением администрации города Нижнего Новгорода от 05 мая 2017 года № 1995 «Об утверждении Положения об организации проведения открытого конкурса на право осуществления перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по нерегулируемым тарифам на территории города Нижнего Новгорода».
В судебном заседании представитель административных истцов ООО «Авто-НН», ИП ФИО2, ИП ФИО3, ИП ФИО4 - ФИО5 доводы и требования, содержащиеся в административном исковом заявлении, поддержал.
В судебном заседании представитель административного ответчика администрации г. Нижнего Новгорода ФИО6 возражала против удовлетворения заявленных требований по мотивам, изложенным в письменных возражениях, указывая, что при принятии оспариваемого нормативного правого акта орган местного самоуправления действовал в пределах предоставленных ему полномочий, нормативный правовой акт не противоречит действующему федеральному и региональному законодательству Российской Федерации и Нижегородской области.
Иные лица, участвующие в административном деле, в судебное заседание не явились, считаются надлежащим образом извещенными. Учитывая, что данных, подтверждающих наличие оснований для отложения судебного разбирательства, не представлено, суд на основании ст.150-152, 213 КАС РФ находит возможным рассмотреть настоящее административное дело по существу в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав объяснения участвующих в деле лиц и заключение прокурора, исследовав материалы административного дела, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Постановлением администрации города Нижнего Новгорода от 05 мая 2017 года №1995 утверждено положение об организации проведения открытого конкурса на право осуществления перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по нерегулируемым тарифам на территории города Нижнего Новгорода (приложение [ № ]) (далее – Положение об организации проведения конкурса), и шкала критериев оценки и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе на право осуществления перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом на территории города Нижнего Новгорода (приложение [ № ]) (далее – Шкала критериев оценки).
Данное постановление с приложениями официально опубликовано в печатном издании - газете «День города. Нижний Новгород» от [ 00.00.0000 ] [ № ], размещено [ 00.00.0000 ] на официальном сайте администрации города Нижнего Новгорода – http://нижнийновород.рф./.
В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа относится создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа.
В соответствии с частями 1 и 4 статьи 7 указанного федерального закона по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Отношения в сфере организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, в том числе связанные с допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, на федеральном уровне урегулированы Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 13 июля 2015 года N 220-ФЗ).
Согласно части 3 статьи 2 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 220-ФЗ отношения по организации регулярных перевозок, не урегулированные законодательством Российской Федерации в области организации регулярных перевозок, законами и (или) иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, регулируются муниципальными нормативными правовыми актами.
На территории Нижегородской области принят и действует Закон Нижегородской области от 1 февраля 2017 года « 11-З «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Нижегородской области» (далее - Закон Нижегородской области от 1 февраля 2017 года № 11-З), регулирующий в пределах полномочий Нижегородской области отношения в сфере организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом на территории Нижегородской области, статьей 4 которого, определены полномочия органов местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области в сфере организации регулярных перевозок.
Согласно ст. 4 Закона Нижегородской области от 1 февраля 2017 года № 11-З: «К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области в сфере организации регулярных перевозок относится:
1) принятие муниципальных нормативных правовых актов в сфере организации регулярных перевозок в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Нижегородской области…
9) установление шкалы для оценки критериев, предусмотренных Федеральным законом об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации, в целях осуществления оценки и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе на право осуществления перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок».
Согласно пункту 4 части 1 статьи 8 Устава города Нижнего Новгорода, к вопросам местного значения города относится создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах города.
В соответствии со ст. 43 Устава города Нижнего Новгорода: «1. К полномочиям администрации города Нижнего Новгорода относится обеспечение исполнения вопросов местного значения.
6. В области транспорта, связи и информатизации: - создает условия для предоставления транспортных услуг населению и организует транспортное обслуживание населения в границах города, является уполномоченным органом местного самоуправления на осуществление функций по организации регулярных перевозок, возлагаемых на органы местного самоуправления Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт -Постановление от 05.05.2017 № 1995 «Об утверждении Положения об организации проведения открытого конкурса на право осуществления перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по нерегулируемым тарифам на территории города Нижнего Новгорода» - принят администрацией города Нижнего Новгорода в пределах предоставленной компетенции, в надлежащей форме, проходило процедуру оценки регулирующего воздействия, с соблюдением порядка введения нормативного правового акта в действие, в том числе правил опубликования.
Главой 3 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 220-ФЗ установлены правила организации регулярных перевозок по регулируемым (статьи 14 - 15) и нерегулируемым (статьи 17 - 20) тарифам, в том числе общие условия и порядок проведения конкурса на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам (статьи 21 - 24).
Частью 4 статьи 17 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 220-ФЗ предусмотрено, что установление требований к осуществлению перевозок по нерегулируемым тарифам допускается муниципальным нормативным правовым актом, при этом в силу части 2 статьи 24 данного Федерального закона требования к содержанию, в том числе к описанию, предложения участника открытого конкурса, к форме и составу заявки на участие в открытом конкурсе устанавливаются организатором открытого конкурса.
Требования, предъявляемые к участникам открытого конкурса на право осуществления перевозок по маршруту регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам, перечислены в статье 23 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 220-ФЗ.
Частью 3 статьи 24 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 220-ФЗ предусмотрены критерии оценки и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе.
Согласно части 4 статьи 24 названного Федерального закона шкала для оценки указанных критериев устанавливается законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, муниципальным нормативным правовым актом в зависимости от местных условий.
Таким образом, в соответствии с приведенными выше нормами федерального законодательства правоотношения в сфере организации и проведения открытого конкурса на право осуществления перевозок по маршруту регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам, могут быть урегулированы муниципальными нормативными правовыми актами, принятыми с учетом требований и ограничений, предусмотренных частью 4 статьи 7 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Пункт 4.2 Положения об организации проведения конкурса предусмотрено, что заявка на участие в открытом конкурсе состоит из двух частей: самого заявления на участие в открытом конкурсе и документов, входящих в состав конкурсной заявки.
Согласно п. 4.2.1 Положения об организации проведения конкурса, первая часть заявки (заявление на участие в открытом конкурсе) предоставляет претендентом в форме электронного документа на электронный адрес организатора открытого конкурса, указанного в конкурсной документации.
В силу п.4.2.2 Положения об организации проведения конкурса, вторая часть заявки (документы, входящие в состав заявки) предоставляются на бумажном носителе организатору конкурса в день подачи в электронной форме заявления на участие в открытом конкурсе.
Предусмотренная оспариваемым административными истцами вышеуказанным п. 4.2.1 Положения об организации проведения конкурса подача первой части заявки в форме электронного документа действующему законодательству, в частности Федеральному закону от 13 июля 2015 года № 220-ФЗ, предусматривающему установление организатором открытого конкурса требований к содержанию, в том числе к описанию, предложения участника открытого конкурса, к форме и составу заявки на участие в открытом конкурсе (ч.2 ст. 24), не противоречит, нарушения чьих-либо прав данным пунктом Положения об организации проведения конкурса судом не усматривается, административными истцами не приведено и не представлено доказательств нарушения прав и интересов либо угрозы нарушения прав (интересов) указанным пунктом, равно как и не усматривается содержание в оспариваемом пункте завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права.
При этом суд принимает во внимание доводы административного ответчика о том, что такая форма подачи заявок отвечает принципу разумности: поскольку имеет значение время подачи заявок, прием заявок в электронной форме позволяет избежать недобросовестной конкуренции, обеспечить точность фиксации времени приема заявки, нивелировать человеческий фактор; электронная часть заявки не информативна, не содержит никаких сведений, помимо наименования претендента.
При таких обстоятельствах оснований для признания п. 4.2.1 Положения об организации проведения конкурса недействующим не имеется.
В соответствии с п.7.6 Положения об организации проведения конкурса, Решение конкурсной комиссии об итогах открытого конкурса оформляется протоколом. Протокол об итогах открытого конкурса оформляется и размещается организаторами открытого конкурса в течение 5 рабочих дней на официальном сайте.
Согласно п.7.8 Положения об организации проведения конкурса юридическое лицо, индивидуальный предприниматель или уполномоченный участник договора простого товарищества, в отношении которого в соответствии с протоколом об итогах открытого конкурса принято решение о выдаче свидетельства и карт маршрута, в срок, не превышающий 3 рабочих дней после подведения итогов открытого конкурса, представляет организатору открытого конкурса заявление о выдаче свидетельства и кар маршрута с приложением копий свидетельство о регистрации транспортных средств и паспортов транспортных средств, которые планируется использовать для регулярных перевозок на маршруте, иных документов, подтверждающих право владения указанными транспортными средствами (договор аренды, лизинга и т.п.), и представлением следующих оригиналов документов: документ, удостоверяющий личность индивидуального предпринимателя или его представителя, представителя юридического лица, простого товарищества; документ, подтверждающих полномочия представителя индивидуального предпринимателя, представителя юридического лица, уполномоченного представителя договора простого товарищества; лицензия на осуществление перевозок пассажиров автомобильным транспортом; свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц (индивидуальных предпринимателей) и юридическом лице (индивидуальном предпринимателе) (оригинал); свидетельство о постановке на учет в налоговом органе юридического лица (физического лица) (оригинал).
В силу п.7.10 Положения об организации проведения конкурса, Организатор открытого конкурса выдает свидетельство и карты маршрута участнику открытого конкурса, включенному в резервный список, которому в данном списке присвоен наименьший порядковый номер, в следующих случаях:
- если юридическое лицо, индивидуальный предприниматель или уполномоченный участник договора простого товарищества, отношении которого в соответствии с протоколом оценки и сопоставления заявок принято решение о выдаче свидетельства и карт маршрута, оказался от поучения свидетельства и карт маршрута;
- если юридическое лицо, индивидуальный предприниматель или уполномоченный участник договора простого товарищества, в отношении которого в соответствии с протоколом оценки и сопоставления заявок принято решение о выдаче свидетельства и карт маршрута, не совершает действий, предусмотренных п.7.8 настоящего Положения, в срок, установленный данным пунктом.
В силу п.1 ч.2 ст. 215 КАС РФ нормативный правовой признается не действующим полностью или в части при не соответствии иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Административные истцы, оспаривая п.7.6, 7.8, 7.10 Положения об организации проведения конкурса, не ссылаются на нормативный правовой акт, имеющий большую юридическую силу, которому бы противоречили оспариваемые пункты, не установлено это и в ходе рассмотрения дела.
Исходя из буквального толкования оспариваемых пунктов, только опубликованный протокол может являться надлежащим решением конкурсной комиссии, трехдневный срок подачи исчисляется от дня опубликования протокола.
Таким образом, нарушения чьих-либо прав и интересов пунктами 7.6, 7.8 и 7.10 Положения об организации проведения конкурса судом не усматривается, не представлено доказательств нарушения прав и интересов либо угрозы нарушения прав (интересов) оспариваемыми пунктами и административными истцами, равно как и не усматриваются коррупциогенные факторы.
При таких обстоятельствах оснований для признания п.п. 7.6, 7.8 и 7.10 Положения об организации проведения конкурса недействующим не имеется.
В соответствии с п.8.2 Положения об организации проведения конкурса, для реализации свои полномочии комиссия имеет право:
- запросит у органов, в полномочия которых входит контроль и надзор за соблюдением требований законодательства и нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения и регулярных перевозок, а также иных органов и организаций, любые сведения о претенденте и участнике открытого конкурса (за исключением информации ограниченного доступа) в подтверждение сведений, указанных в заявке и прилагаемых к ней документах;
- запросить у претендентов (после вскрытия конвертов с заявками) и участников открытого конкурса любую информацию (оригиналы и копии документов) в подтверждение сведений, указанных в заявке, представление которых предусмотрено конкурсной документацией.
Оспаривая указанный пункт Положения об организации проведения конкурса, административные истцы не указывают нормативный правовой акт, имеющий большую юридическую силу, которому бы противоречил указанный пункт.
Пункт 3 статьи 24 Федерального закона №220-ФЗ предусматривает перечень критериев, которые должны учитываться комиссией при оценке и сопоставлении заявок, среди них: количество дорожно-транспортных происшествий, опыт осуществления перевозок претендентом и т.д.
При этом слово «вправе», используемое в контексте п. 8.2 Положения об организации проведения конкурса, не свидетельствует о наличии коррупциогенного фактора, предусмотренного пп. «б» п.3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 №96, направлено на реализацию комиссией возложенных на нее функций при оценке и сопоставлении заявок, установление достоверности уже поданных документов.
При таких обстоятельствах оснований для признания п. 8.2 Положения об организации проведения конкурса недействующим не имеется.
Пунктом 4 Шкалы критериев оценки и сопоставления заявок предусмотрен максимальный срок эксплуатации транспортных средств, предлагаемых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или участником договора простого товарищества для осуществления регулярных перевозок в течение срока действия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, рассчитанный с даты постановки автобуса на первичный учет в ГИБДД до даты размещения на официальном сайте информации о проведении конкурса, за каждый автобус.
Пунктом 4 ч. 3 ст.24 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 220-ФЗ в качестве критерия оценки и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе предусмотрен максимальный срок эксплуатации транспортных средств, предлагаемых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или участниками договора простого товарищества для осуществления регулярных перевозок в течение срока действия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок.
Противоречия п. 4 Шкалы критериев оценки и сопоставления заявок Пунктом 4 ч. 3 ст.24 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 220-ФЗ судом не усматривается, поскольку данный критерий направлен на приоритет новых транспортных средств, что подразумевает оценку срока эксплуатации («возраста») транспортных средств на момент оценки заявки и, как вытекающее - в период действия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок.
Пункт 5 Шкалы критериев оценки и сопоставления заявок в качестве критериев предусматривает характеристики транспортных средств, предлагаемых юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или участниками договора простого товарищества для осуществления регулярных перевозок, влияющие на качество перевозок: 5.1 - оборудование не менее 30% транспортных средств для перевозки пассажиров с ограниченными передвижениями, 5.2 - наличие 100% низкого пола, за каждый автобус, 5.3 - наличие входной двери шириною более 1 метра, за каждый автобус.
Пункт 3 ч.3 ст. 24 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 220-ФЗ в качестве критерия предусматривает влияющие на качество перевозок характеристики транспортных средств, предлагаемых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или участниками договора простого товарищества для осуществления регулярных перевозок (наличие кондиционера, низкого пола, оборудования для перевозок пассажиров с ограниченными возможностями передвижения, пассажиров с детскими колясками и иные характеристики).
Таким образом, оспариваемые пункты 5.1 и 5.2 Шкалы критериев оценки и сопоставления заявок прямо предусмотрены Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 220-ФЗ и, соответственно, не могут быть признаны противоречащими ему.
Оспариваемый п. 5. 3 Шкалы критериев оценки и сопоставления заявок также согласуется с п. 3 ч.3 ст. 24 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 220-ФЗ, в котором содержится неисчерпывающий перечень характеристик транспортного средства, влияющих на качество регулярных перевозок.
Таким образом, администрация города Нижнего Новгорода, реализуя предоставленные ей полномочия в сфере организации транспортного обслуживания, была вправе установить дополнительный критерий наличие входной двери шириною более 1 метра как характеристику, влияющую на качество перевозок, обеспечивающую наиболее комфортные пассажирские перевозки.
При таких обстоятельствах оснований для признания пунктов 4, 5.1, 5.2, 5.3 Шкалы критериев оценки и сопоставления заявок недействующими не имеется.
Поскольку отсутствуют правовые нормы большей юридической силы, которым бы не соответствовали пунктов 4.2.1, 7.6, 7.8, 7.10, 8.2 Положения об организации проведения открытого конкурса на право осуществления перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по нерегулируемым тарифам на территории города Нижнего Новгорода, утвержденного Постановлением администрации города Нижнего Новгорода от 05 мая 2017 года № 1995 «Об утверждении Положения об организации проведения открытого конкурса на право осуществления перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по нерегулируемым тарифам на территории города Нижнего Новгорода», пунктов 4, 5.1, 5.2, 5.3 Шкалы критериев оценки и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе на право осуществления перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом на территории города Нижнего Новгорода, утвержденной Постановлением администрации города Нижнего Новгорода от 05 мая 2017 года № 1995 «Об утверждении Положения об организации проведения открытого конкурса на право осуществления перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по нерегулируемым тарифам на территории города Нижнего Новгорода», оснований для их признания недействующим у суда не имеется.
Согласно п.2 ч.2 ст.215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
При таких обстоятельствах в удовлетворении административного искового заявления о признании недействующими пунктов 4.2.1, 7.6, 7.8, 7.10, 8.2 Положения об организации проведения открытого конкурса на право осуществления перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по нерегулируемым тарифам на территории города Нижнего Новгорода, утвержденного Постановлением администрации города Нижнего Новгорода от 05 мая 2017 года № 1995 «Об утверждении Положения об организации проведения открытого конкурса на право осуществления перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по нерегулируемым тарифам на территории города Нижнего Новгорода», пунктов 4, 5.1, 5.2, 5.3 Шкалы критериев оценки и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе на право осуществления перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом на территории города Нижнего Новгорода, утвержденной Постановлением администрации города Нижнего Новгорода от 05 мая 2017 года № 1995 «Об утверждении Положения об организации проведения открытого конкурса на право осуществления перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по нерегулируемым тарифам на территории города Нижнего Новгорода» административным истцам должно быть отказано в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении административного искового заявления ООО «Авто-НН», ИП ФИО3 АлексА.а, ИП ФИО7, ИН ФИО2, ИП ФИО8, ИП ФИО4, ИП ФИО9 о признании недействующими пунктов 4.2.1, 7.6, 7.8, 7.10, 8.2 Положения об организации проведения открытого конкурса на право осуществления перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по нерегулируемым тарифам на территории города Нижнего Новгорода, утвержденного Постановлением администрации города Нижнего Новгорода от 05 мая 2017 года № 1995 «Об утверждении Положения об организации проведения открытого конкурса на право осуществления перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по нерегулируемым тарифам на территории города Нижнего Новгорода», пунктов 4, 5.1, 5.2, 5.3 Шкалы критериев оценки и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе на право осуществления перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом на территории города Нижнего Новгорода, утвержденной Постановлением администрации города Нижнего Новгорода от 05 мая 2017 года № 1995 «Об утверждении Положения об организации проведения открытого конкурса на право осуществления перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по нерегулируемым тарифам на территории города Нижнего Новгорода» - отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Нижегородского областного суда в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционных жалобы, представления через суд первой инстанции.
Председательствующий судья С.В. Бурунова