ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1009/2021 от 04.02.2021 Петрозаводского городского суда (Республика Карелия)

10RS0011-01-2020-016668-57

Дело № 2а-1009/2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

04 февраля 2021 г. Петрозаводск

Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Тарабриной Н.Н., при секретаре Паласеловой О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Керимова Акифа Саркеловича к Инспекции Федеральной налоговой службы России по г.Петрозаводск об оспаривании налогового уведомления,

У С Т А Н О В И Л:

Керимов А.С. обратился в суд с административным исковым заявлением к ИФНС России по г. Петрозаводск об оспаривании налогового уведомления №84359590 от 20.10.2020 года об уплате налога на доходы физических лиц за 2017-2019 годы в размере <данные изъяты> рублей. Иск мотивирован тем, что с февраля 2017 года по август 2019 года истец исполнял обязанности председателя ТСН «Варкауса-17», получал вознаграждение председателя в соответствии с решением общего собрания собственников. ТСН «Варкауса-17» представило административному ответчику справки о доходах истца за 2017-2019 годы по форме 2-НДФЛ и сведения о том, что налог на доходы удержан налоговым агентом не был. Вместе с тем размер выплаченного истцу вознаграждения свидетельствует о произведенных удержаниях налога на доходы и страховых взносов. Истец с учетом заявления об уточнении исковых требований просит отменить налоговое уведомление №84359590 от 20.10.2020 года, обязать налоговый орган провести проверку ТСН «Варкауса-17» в отношении налога на доходы физического лица Керимова А.С. как председателя правления ТСН «Варкауса-17», действовавшего в период с января 2017 года по август 2019 года, обязать ответчика вынести новое налоговое уведомление в отношении ТСН «Варкауса-17» с требованием оплаты необходимых сумм налога на доходы Керимова А.С. и страховых взносов в соответствии с начислениями в адрес собственников помещений МКД, возместить истцу судебные расходы.

Административный истец в судебных заседаниях, проведенных по делу, иск поддержал, пояснил, что после прекращения его полномочий председателя на счетах ТСН «Варкауса-17» оставались денежные средства, достаточные для погашения недоимки по налогу на доходы истца и для уплаты страховых взносов, сам он в период осуществления полномочий председателя распоряжений о перечислении налога на доходы с получаемого вознаграждения председателя не отдавал.

Представитель административного ответчика Веретенникова Е.Н., действующая на основании доверенности, в судебном заседании поддержала доводы, изложенные в возражениях ответчика на иск.

Представитель заинтересованного лица УФСН по РК Кайгородова О.Э. с иском не согласна.

Заинтересованное лицо ТСН «Варкауса-17» в суд представителей не направило, о рассмотрении дела извещено, просило о рассмотрении дела в его отсутствие, с иском не согласно.

Исследовав материалы дела, заслушав пояснения сторон, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Согласно п.1 ст.207 НК РФ налогоплательщиками налога на доходы физических лиц (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 24 Налогового кодекса Российской Федерации налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации.

Пунктом 1 статьи 230 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговые агенты ведут учет доходов, полученных от них физическими лицами в налоговом периоде, предоставленных физическим лицам налоговых вычетов, исчисленных и удержанных налогов в регистрах.

В соответствии с пунктом 2 указанной статьи, налоговые агенты представляют в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах физических лиц истекшего налогового периода и суммах начисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации.

Таким образом, именно налоговые агенты ведут учет доходов, полученных от них физическими лицами, и предоставляют указанные сведения в налоговый орган. Налоговый агент является субъектом предоставления информации о получении налогоплательщиком дохода.

В силу указаний письма Минфина России от 21.02.2020 N 03-04-05/12462доход в виде вознаграждения, полученный председателем правления ТСЖ, подлежит обложению налогом на доходы физических лиц на общих основаниях.

Согласно пункту 5 статьи 226 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые агенты при невозможности удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога обязаны не позднее одного месяца с даты окончания налогового периода, в котором возникли соответствующие обстоятельства, письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать налог.

Пунктом 6 ст.228 НК РФ установлено, что налогоплательщики, получившие доходы, сведения о которых представлены налоговыми агентами в налоговые органы в порядке, установленном пунктом 5 статьи 226 и пунктом 14 статьи 226.1 настоящего Кодекса, за исключением доходов, не подлежащих налогообложению в соответствии с пунктом 72 статьи 217 настоящего Кодекса, уплачивают налог не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, на основании направленного налоговым органом налогового уведомления об уплате налога, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Налоговым агентом, а именно ТСН «Варкауса-17», 31.07.2020 года в связи с невозможностью удержать налог на доходы истца в налоговый орган были представлены: справка по форме 2-НДФЛ №1 от 31.07.2020 года о доходах и суммах налога физического лица за 2017 год с признаком "2" (сведения о невозможности удержать налог) с указанием о полученном Керимовым А.С. доходе в 2017 году в общей сумме <данные изъяты> руб., сумма исчисленного налога в размере <данные изъяты> рублей не была удержана налоговым агентом; справка по форме 2-НДФЛ №1 от 31.07.2020 года о доходах и суммах налога физического лица за 2018 год с признаком "2" (сведения о невозможности удержать налог) с указанием о полученном Керимовым А.С. доходе в 2018 году в общей сумме <данные изъяты> руб., сумма исчисленного налога в размере <данные изъяты> рублей не была удержана налоговым агентом; справка по форме 2-НДФЛ №1 от 31.07.2020 года о доходах и суммах налога физического лица за 2019 год с признаком "2" (сведения о невозможности удержать налог) с указанием о полученном Керимовым А.С. доходе в 2019 году в общей сумме <данные изъяты> руб., сумма исчисленного налога в размере <данные изъяты> рублей не была удержана налоговым агентом.

На основании поданных налоговым агентом сведений налоговым органом налогоплательщику было направлено налоговое уведомление №84359590 от 20.10.2020 года об уплате налога на доходы физических лиц в размере <данные изъяты> рублей, со сроком уплаты, установленным п. 6 ст. 228 НК РФ.

Срок на подачу иска, досудебный порядок истцом соблюден. Доводы ответчика и заинтересованного лица о том, что истцом не соблюден обязательный досудебный порядок судом не принимаются. Истец направил 19.11.2020 года через электронный сервис в личном кабинете налогоплательщика в УФНС России по РК заявление в свободной форме, в котором изложил требование об отмене уведомления как незаконного. Указанное обращение было принято и рассмотрено заинтересованным лицом в порядке федерального закона №59-ФЗ, из ответа следует, что оснований для аннулирования оспариваемого уведомления не имеется.

Оспаривая налоговое уведомление, административный истец указывает на то, что Решением общего собрания собственников многоквартирного дома, оформленным протоколом №3 от 22.11.2008 года, установлен размер вознаграждения председателя, который определяется из расчета платы <данные изъяты> рублей с каждого жилого помещения многоквартирного дома. С учетом количества жилых помещений вознаграждение председателя ежемесячно составляет <данные изъяты> рублей. Размер налога на доходы от указанной суммы составляет <данные изъяты> рублей в месяц, а за все время исполнения обязанностей председателя <данные изъяты> рубля. Поскольку фактически истец получал на руки вознаграждение за минусом налога на доходы, требование о перечислении исчисленного за период времени с января 2017 года по август 2019 года налога на доходы должно быть предъявлено налоговому агенту.

Доводы истца о том, что после прекращения осуществления им полномочий председателя по состоянию на 15.10.2019 года (дата составления отчета агента АО «ЕРЦ РК» за сентябрь 2019 года) на счетах ТСН «Варкауса-17» по строке «вознаграждение председателя» оставалось <данные изъяты> рублей, из которых могли быть осуществлены перечисления налога на доходы истца за период исполнения им обязанностей председателя, нашли подтверждение в судебном заседании. Они подтверждены отчетами агента «ЕРЦ РК» и административным ответчиком не оспариваются.

Вместе с тем оспариваемое решение соответствует требованиям закона. Оно вынесено уполномоченным органом, оформлено в установленном порядке, обосновано приведенным выше п. 5 статьи 226 НК РФ.

Доказательства того, что до выплаты истцу вознаграждения осуществлялся его расчет с учетом размера удержаний налога на доходы, суду не представлено. Сведений об уплате налога на доходы с фактически полученных истцом суммы не имеется.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что оспариваемое налоговое уведомление отвечает требованиям закона. На истце лежит обязанность по уплате налога в размере 13% от фактически полученных сумм в общем размере <данные изъяты> рублей. При этом истец не лишен права потребовать от ТСН «Варкауса-17» оплаты задолженности по вознаграждению за период выполнения обязанностей председателя в размере, обусловленном решением общего собрания собственников от 22.11.2008 года, если полагает, что с учетом выводов, изложенных в настоящем судебном решении, у ответчика имеется задолженность перед ним по оплате вознаграждения.

Доводы иска о том, что административный ответчик в сложившейся ситуации обязан предъявить требования об уплате налога на доходы, исчисленного истцу, в налоговому агенту ТСН «Варкауса-17» не основаны на нормах налогового законодательства. Порядок действий налогового органа в случае получения сведений о полученных доходах и невозможности удержать налог на доходы вытекает из указаний п. 6 ст. 228 НК РФ.

Доводы иска о том, что ответчик не предпринял необходимый объем мер для получения объяснений по вопросу образования недоимки от налогового агента и не затребовал у истца документы, необходимые для выводов о невозможности для налогового агента удержать налог на доходы, не имеют правового значения для разрешения спора, поскольку налоговый агент заявил о невозможности удержать налог на доходы с размера фактически выплаченного вознаграждения, к моменту сообщения этих сведений возможности произвести удержания у налогового агента не имелось, что не оспаривается истцом.

Изложенное свидетельствует о том, что оснований для удовлетворения заявленных исковых требований не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 177, 178 КАС РФ, суд

решил:

В удовлетворении административного иска отказать.

Решение может быть обжаловано через Петрозаводский городской суд Республики Карелия:

– в апелляционном порядке – в Верховный Суд Республики Карелия в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме;

– в кассационном порядке – в Третий кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу при условии, что ранее решение было предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции.

Судья Н.Н. Тарабрина

Мотивированное решение изготовлено

в соответствии со ст. 177 КАС РФ 15.02.2021 года