Октябрьский районный суд города Пензы
в составе председательствующего судьи Бобылевой Е.С.
при секретаре Хайровой К.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Пензе административное дело по административному иску ИФНС России по Октябрьскому району г.Пензы к Гуськовой Нине Николаевне о взыскании задолженности по транспортному налогу и пени,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец ИФНС России по Октябрьскому району г.Пензы обратился в суд с названным административным иском к административному ответчику Гуськовой Н.Н., ссылаясь на подп.1 ст.23, п.1 ст.45, п.п.1 и 3 ст.48, п.1 ст.69, п.4 ст.85, ст.ст.357, 359, п.п.1 и 3 ст.363 НК РФ и указывая на следующее:
УГИБДД УМВД России по Пензенской области в рамках п.4 ст.85 НК РФ в адрес ИФНС России по Октябрьскому району г.Пензы (далее - Инспекция) представлены сведения о транспортных средствах, собственником которых является Гуськова Нина Николаевна: мототранспортное средство, государственный регистрационный знак 4336 ПЕЖ, марка/модель ТМЗ 5403, VIN, год выпуска 1989, дата регистрации права 26.07.1996, 00:00:00, дата утраты права 17.06.2017, 00:00:00; мототранспортное средство, государственный регистрационный знак 2332 АА 58, марка/модель ИМЗ 8103-10, VIN, год выпуска 1993, дата регистрации права 22.05.1997, 00:00:00, дата утраты права 17.06.2017, 00:00:00. Статьей 2 Закона Пензенской области № 397-ЗПО от 18.09.2002 "О введении в действие транспортного налога на территории Пензенской области" (в редакции от 16.10.2014 № 2632-ЗПО) установлены ставки транспортного налога. Налоговым органом административному ответчику был исчислен транспортный налог за 2014 год в сумме 416,00 руб., в т.ч.: за мототранспортное средство, государственный регистрационный знак 4336 ПЕЖ, марка/модель ТМЗ 5403, в сумме 96,00 руб. (12,00 - налоговая база х 1 - доля в праве х 8,00 руб. - налоговая ставка х 12/12 - количество месяцев владения в году / 12); за мототранспортное средство, государственный регистрационный знак 2332 АА 58, марка/модель ИМЗ 8103-10, в сумме 320,00 руб. (32,00 - налоговая база х 1 - доля в праве х 10,00 руб. -налоговая ставка х 12/12 - количество месяцев владения в году / 12); за 2015 год в сумме 448,00 руб., за 2016 года в сумме 448,00 руб., в т.ч.: за мототранспортное средство, государственный регистрационный знак 4336 ПЕЖ, марка/модель ТМЗ 5403, в сумме 96,00 руб. (12,00 - налоговая база х 1 - доля в праве х 8,00 руб. -налоговая ставка х 12/12 - количество месяцев владения в году / 12); за мототранспортное средство, государственный регистрационный знак 2332 АА 58, марка/модель ИМЗ 8103-10, в сумме 352,00 руб. (32,00 - налоговая база х 1 - доля в праве х 11,00 руб. - налоговая ставка х 12/12 - количество месяцев владения в году / 12); за 2017 год в сумме 224,00 руб., в т.ч.: за мототранспортное средство, государственный регистрационный знак 4336 ПЕЖ, марка/модель ТМЗ 5403, в сумме 48,00 руб. (12,00 - налоговая база х 1 - доля в праве х 8,00 руб. - налоговая ставка х 6/12 - количество месяцев владения в году / 12); за мототранспортное средство, государственный регистрационный знак 2332 АА 58, марка/модель ИМЗ 8103-10, в сумме 176,00 руб. (32,00 - налоговая база х 1 - доля в праве х 11,00 руб. -налоговая ставка х 6/12 - количество месяцев владения в году / 12). Расчет суммы транспортного налога содержится в налоговых уведомлениях, приложенных к заявлению. Гуськова Н.Н. транспортный налог за 2014 г., 2015 г., 2016 г., 2017 г. в срок, установленный законодательством, не оплатила. В связи с тем, что в установленные законодательством сроки административный ответчик не уплатил транспортный налог за 2014 г., 2015 г., 2016 г., 2017 г., Инспекцией в соответствии со статьей 75 НК РФ исчислены пени за 2014 г., за период с 02.12.2017 г. по 27.02.2018 г., в сумме 9,51 руб., за 2015 г., за период с 02.12.2016 г. по 01.06.2017 г., в сумме 26,69 руб., за 2016 г., за период с 02.12.2017 г. по 27.02.2018 г., в сумме 10,24 руб., за 2017 г., за период с 04.12.2018 г. по 27.11.2019 г., в сумме 19,94 руб.. Налоговым органом в соответствии со статьями 69, 70 НК РФ в отношении Гуськовой Н.Н. выставлены требования: от 02.06.2017 № 1679, от 28.02.2018 № 10009, от 28.11.2019 № 54771 об уплате налога, пени, в которых сообщалось о наличии задолженности и о сумме пени, начисленной на сумму недоимки. До настоящего времени указанная сумма в полном объеме в бюджет не поступила. Инспекция обратилась к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа на взыскание с должника (административного ответчика) задолженности по транспортному налогу за 2014 г., 2015 г., 2016 г., 2017 г. и соответствующих пени по транспортному налогу. 14.10.2020 мировым судьей судебного участка № 2 Октябрьского района г.Пензы был вынесен судебный приказ № 2а-2158/2020 о взыскании с должника (административного ответчика) задолженности по транспортному налогу, но в связи с поступившими возражениями от должника (административного ответчика) определением мирового судьи судебного участка № 2 Октябрьского района г.Пензы от 09.12.2020 указанный судебный приказ был отменен. Таким образом, административный ответчик не исполнил вышеуказанные требования налогового органа, в связи с чем ИФНС России по Октябрьскому району г.Пензы обращается в суд с административным исковым заявлением о взыскании с административного ответчика задолженности по транспортному налогу и соответствующих пени.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.31, 48 НК РФ, ст.ст.124-126, 286-287 КАС РФ, административный истец просил взыскать с Гуськовой Нины Николаевны, ИНН 583505734606, задолженность по транспортному налогу за 2014 г. в сумме 416,00 руб., за 2015 г. в сумме 448,00 руб., за 2016 г. в сумме 448,00 руб., за 2017 г. в сумме 224,00 руб., пени за несвоевременную уплату транспортного налога в размере 66,38 руб., итого: 1 602,38 руб..
Представитель административного истца ИФНС России по Октябрьскому району города Пензы по доверенности Удалова С.А. в судебном заседании в ходе рассмотрения дела по существу исковые требования поддержала в полном объеме и, в частности, пояснила, что задолженность по транспортному налогу за 2014-2017 годы и соответствующие пени административным ответчиком в бюджет не уплачены.
Административный ответчик Гуськова Н.Н. в суд для рассмотрения дела, будучи извещенной о времени и месте проведения судебного заседания, не явилась, в письменных обращениях от 29.03.2021, от 07.04.2021 и от 15.04.2021, направленных в суд посредством электронной почты, просила рассмотреть иск без ее присутствия в связи с неблагоприятной эпидемиологической обстановкой, ее преклонным возрастом и, как следствие, затрудненностью передвижения, и в первом из названных обращений указала, наряду с прочим, на следующее:
Она не являлась и не является владельцем транспортных средств, в том числе в период, за который ей начислен транспортный налог, о чем ею сообщалось в ИФНС по Октябрьскому району г.Пензы и мировому судье в ответ на судебный приказ. Какими-либо документами о продаже этих транспортных средств за давностью произошедшего события она не располагает. Кто на сегодняшний момент является владельцем этих транспортных средств, не знает, - по всей видимости, налог и с них взимают. Исходя из искового заявления, она являлась владельцем транспортных средств с 1996, 1997 годов, однако тогда непонятно, почему до 2016 года из ИФНС в ее адрес не поступало никаких требований об уплате транспортного налога. Возникает вопрос о достоверности сведений, переданных в ИФНС из МРЭО ГИБДД. Считает основания взимания с нее транспортного налога и направления иска в отношении нее необоснованными.
Выслушав объяснения представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:
Статья 57 Конституции РФ устанавливает, что каждый обязан платить законно установленные налоги ….
В соответствии с этим в п.1 ст.3 и подп.1 п.1 ст.23 НК РФ (здесь и далее – в применимых к спорным правоотношениям сторон редакциях) также закреплено, что каждое лицо (налогоплательщик) должно уплачивать законно установленные налоги ….
В силу общих положений НК РФ, отраженных в ч.1 ст.19, налогоплательщиками признаются … физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать … налоги ….
В силу п.1 ст.44 НК РФ обязанность по уплате налога … возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных Налоговым кодексом РФ или иным актом законодательства о налогах ….
Обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах … обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога … (п.2 ст.44 НК РФ).
Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, … ; обязанность по уплате налога … должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах … ; … (абз.1 и 2 п.1 ст.45 НК РФ).
В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом (абз.1 п.2 ст.45 НК РФ).
Как указано в п.6 ст.45 НК РФ, неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренных настоящим Кодексом.
В соответствии с абз.1 п.1 и абз.1 и 2 п.2 ст.52 НК РФ налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом; в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган … ; в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
На основании ч.1 ст.356 главы 28 «Транспортный налог» НК РФ транспортный налог (далее в настоящей главе - налог) устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Согласно ч.1 ст.357 той же главы НК РФ, налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации (п.1 ст.358 главы 28 НК РФ).
В соответствии с подп.1 п.1 ст.359 главы 28 НК РФ налоговая база определяется в отношении транспортных средств, имеющих двигатели (...), - как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.
Как указано в абз.1 п.2 ст.359 НК РФ, в отношении транспортных средств, указанных в подпунктах 1, … пункта 1 настоящей статьи, налоговая база определяется отдельно по каждому транспортному средству.
В силу п.1 ст.360 главы 28 НК РФ налоговым периодом признается календарный год.
Согласно п.1 ст.361 той же главы НК РФ, налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, ….
В п.2 ст.361 НК РФ закреплено, что налоговые ставки, указанные в пункте 1 настоящей статьи, могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов Российской Федерации, но не более, чем в десять раз; указанное ограничение размера уменьшения налоговых ставок законами субъектов Российской Федерации не применяется в отношении автомобилей легковых с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) до 150 л.с. (до 110,33 кВт) включительно.
В случае, если налоговые ставки не определены законами субъектов Российской Федерации, налогообложение производится по налоговым ставкам, указанным в пункте 1 настоящей статьи (п.4 ст.361 НК РФ).
В соответствии с п.1 ст.362 главы 28 НК РФ … ; сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
В судебном заседании установлено и подтверждено материалами дела, что УГИБДД УМВД России по Пензенской области в рамках п.4 ст.85 НК РФ в адрес ИФНС России по Октябрьскому району г.Пензы были представлены сведения о транспортных средствах, собственником которых в рассматриваемый период времени являлась административный ответчик Гуськова Нина Николаевна, 10.08.1939 года рождения, ИНН 583505734606, адрес: 440071, Россия, Пензенская обл., г.Пенза, ул.Ладожская, 95, 185: 1) мотороллер ТМЗ 5403, 1989 года выпуска, номер двигателя 2421200, мощность 12 л.с., ПТС 58ВА241531000000000Z, дата регистрации владения – 26.07.1996, дата прекращения владения – 17.06.2017, размер доли в праве - 0/1; 2) мотоцикл ИМЗ 8103-10, 1993 года выпуска, номер двигателя 181443, мощность 32 л.с., ПТС 58ВА242101160519970Z, дата регистрации владения – 22.05.1997, дата прекращения владения – 17.06.2017, размер доли в праве - 0/1.
Указанное также подтверждено сообщением начальника МРЭО ГИБДД (г.Пенза) УМВД России по Пензенской области № 13/7111 от 17.04.2021, поступившим в адрес суда посредством электронной почты 21.04.2021, тогда же поступившими из МРЭО ГИБДД (г.Пенза) УМВД России по Пензенской области в копиях карточками указанных транспортных средств и представленными самой Гуськовой Н.Н. в суд 29.03.2021 электронной почтой копиями справок МРЭО ГИДДД УМВД России по Пензенской области от 17.06.2017 о снятии ею, как лицом, которому вышеуказанные транспортные средства принадлежали, этих транспортных средств с учета 17.06.2017 в связи с утратой (неизвестностью места нахождения транспортных средств или невозможностью пользоваться транспортными средствами).
При этом в упомянутом сообщении начальника МРЭО ГИБДД (г.Пенза) УМВД России по Пензенской области № 13/7111 от 17.04.2021 указано, что, согласно сведениям Федеральной информационной системы Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России (ФИС ГИБДД-М), транспортное средство – мотоцикл ТМЗ-5403, 1989 года выпуска, государственный регистрационный знак 4336 ПЕЖ, 26.07.1996 года был зарегистрирован на гражданкой Гуськовой Ниной Николаевной, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированной по адресу: <адрес>, 17.06.2017 года регистрация вышеуказанного транспортного средства прекращена по заявлению владельца; транспортное средство – мотоцикл ИМЗ-8103-10, 1993 года выпуска, государственный регистрационный знак 2332 АА 58, 22.05.1997 года был зарегистрирован на гражданкой Гуськовой Н.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, 17.06.2017 года регистрация вышеуказанного транспортного средства прекращена по заявлению владельца.
При таких обстоятельствах у административного ответчика Гуськовой Н.Н. возникла установленная законом обязанность в период владения уплачивать транспортный налог на вышеназванные транспортные средства, в том числе, за спорный период с 2014 года по июнь-месяц 2017 года (ТС сняты с учета в ГИБДД по второй половине 6-го месяца 2017 года, а именно, 17.06.2017).
В связи с этим доводы Гуськовой Н.Н. о том, что она не являлась владельцем транспортных средств в период, за который ей начислен транспортный налог, не могут быть приняты судом во внимание и являться основанием для отказа в удовлетворении заявленных административных исковых требований, поскольку физическое обладание либо необладание соответствующим имуществом правового значения не имеет, а имеет значение оформленное право собственности лица на то или иное подлежащее налогообложению имущество, каковым являются транспортные средства.
Доводы Гуськовой Н.Н. о том, что до 2016 года из ИФНС в ее адрес не поступало требований об уплате транспортного налога, в связи с чем у нее возник вопрос о достоверности сведений, переданных в ИФНС из МРЭО ГИБДД, не являются основанием для отказа в удовлетворении заявленных административных исковых требований, поскольку, как указано выше и закреплено в п.1 ст.362 главы 28 НК РФ, сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации, то есть не раньше представления этих сведений.
В данном случае вышеупомянутые сведения о принадлежавших на тот момент Гуськовой Н.Н. транспортных средствах из УГИБДД УМВД России по Пензенской области поступили в ИФНС России по Октябрьскому району г.Пензы в 2016 году, и 13.09.2016 года на имя Гуськовой Н.Н. было сформировано налоговое уведомление № 134662603 с расчетом транспортного налога за названные транспортные средства за 2015 год в общей сумме 448,00 руб. (за ТМЗ-5403, 4336 ПЕЖ, - в сумме 96,00 руб. из налоговой базы – 12,00, доли в праве – 1, налоговой ставки – 8,00 руб., количества месяцев владения в году – 12/12, за ИМЗ-8103-10, 2332 АА 58, - в сумме 352,00 руб. из налоговой базы – 32,00, доли в праве – 1, налоговой ставки – 11,00 руб., количества месяцев владения в году – 12/12) и сроком уплаты транспортного налога – не позднее 01.12.2016 года, которое было направлено налогоплательщику – физическому лицу Гуськовой Н.Н. посредством Почты России 22.09.2016 по списку заказных писем № 24.
Действительно, как следует из п.1 ст.363 главы 28 НК РФ, уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств (каковым является место нахождения (жительства) налогоплательщика); налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Согласно абз.2 п.2 ст.52 НК РФ, в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
В отношении транспортного налога соответствующая обязанность налогового органа предусмотрена п.1 ст.362 НК РФ, где, как уже отмечалось, указано, что сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами.
В соответствии с абз.1 п.3 ст.363 главы 28 НК РФ налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом (в ред. Федерального закона от 04.11.2014 N 347-ФЗ).
В силу абз.2 п.3 ст.363 НК РФ направление налогового уведомления допускается не более, чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
Налогоплательщики, указанные в абзаце первом настоящего пункта, уплачивают налог не более, чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления, указанного в абзаце втором настоящего пункта (абз.3 п.3 ст.363 НК РФ).
В судебном заседании установлено, что 21.09.2017 года на имя Гуськовой Н.Н. было сформировано налоговое уведомление № 53800312 с расчетом транспортного налога за названные транспортные средства за 2014 и за 2016 годы в общей сумме 864,00 руб. (за ТМЗ-5403, 4336 ПЕЖ: за 2014 год - в сумме 96,00 руб. из налоговой базы – 12,00, доли в праве – 1, налоговой ставки – 8,00 руб., количества месяцев владения в году – 12/12, за 2016 год - в сумме 96,00 руб. из налоговой базы – 12,00, доли в праве – 1, налоговой ставки – 8,00 руб., количества месяцев владения в году – 12/12; за ИМЗ-8103-10, 2332 АА 58: за 2014 год - в сумме 320,00 руб. из налоговой базы – 32,00, доли в праве – 1, налоговой ставки – 10,00 руб., количества месяцев владения в году – 12/12, за 2016 год - в сумме 352,00 руб. из налоговой базы – 32,00, доли в праве – 1, налоговой ставки – 11,00 руб., количества месяцев владения в году – 12/12) и сроком уплаты транспортного налога – не позднее 01.12.2017 года, которое было направлено налогоплательщику – физическому лицу Гуськовой Н.Н. посредством Почты России 07.10.2017 по списку заказных писем № 493227.
Также установлено, что 10.08.2018 года на имя Гуськовой Н.Н. было сформировано налоговое уведомление № 44237136 с расчетом транспортного налога за названные транспортные средства за 2017 год в общей сумме 224,00 руб. (за ТМЗ-5403, 4336 ПЕЖ, - в сумме 48,00 руб. из налоговой базы – 12,00, доли в праве – 1, налоговой ставки – 8,00 руб., количества месяцев владения в году – 6/12, за ИМЗ-8103-10, 2332 АА 58, - в сумме 176,00 руб. из налоговой базы – 32,00, доли в праве – 1, налоговой ставки – 11,00 руб., количества месяцев владения в году – 6/12) и сроком уплаты транспортного налога – не позднее 03.12.2018 года, которое было направлено налогоплательщику – физическому лицу Гуськовой Н.Н. посредством Почты России 16.08.2018 по списку заказных писем № 597.
При этом следует отметить, что поскольку 01.12.2018 года был нерабочий день, суббота, срок уплаты транспортного налога (не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом) передвинулся на следующий за ним первый рабочий день, - понедельник, 03.12.2018 года.
Указанные выше обстоятельства уведомления Гуськовой Н.Н. налоговым органом о необходимости уплаты ею в определенные сроки транспортного налога за принадлежащие ей транспортные средства за 2014-2017 годы, помимо изложенного административным истцом, подтверждаются имеющимися в материалах дела в заверенных копиях упомянутыми налоговыми уведомлениями на имя Гуськовой Н.Н. и списками отправленных филиалом ФКУ «Налог-Сервис» ФНС в Нижегородской области (первые два налоговых уведомления) и ФКУ «Налог-Сервис» ФНС в Республике Башкортостан (третье налоговое уведомление) налоговых уведомлений ИФНС России по Пензенской области.
Между тем, Гуськова Н.Н. транспортный налог за 2014-2017 годы в установленные сроки не оплатила, что ею самой в период рассмотрения судом настоящего административного дела не оспаривалось, фактически подтверждено.
Таким образом, налогоплательщику (административному ответчику) Гуськовой Н.Н. налоговым органом был исчислен, но Гуськовой Н.Н. не оплачен ни в указанные выше сроки, ни до настоящего времени, транспортный налог за 2014, 2015, 2016, 2017 годы в общей сумме 1 536 руб. (448,00 руб. + 864,00 руб. + 224,00 руб.).
В силу абз.1 п.3, абз.1-3 п.4 ст.75 НК РФ (в применимой к спорным правоотношениям редакции) пеня (денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки, - п.1 ст.75 НК РФ) начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога; пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора; процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
За несвоевременную уплату транспортного налога налогоплательщику Гуськовой Н.Н. налоговым органом - ИФНС России по Октябрьскому району г.Пензы были начислены пени в общей сумме 66,38 руб., в том числе: за 2014 год (за период с 02.12.2017 по 27.02.2018) - в сумме 9,51 руб., за 2015 год (за период с 02.12.2016 по 01.06.2017) - в сумме 26,69 руб., за 2016 года (за период с 02.12.2017 по 27.02.2018) - в сумме 10,24 руб., за 2017 года (за период с 04.12.2018 по 27.11.2019) - в сумме 19,94 руб. (расчеты сумм пени имеются в деле, судом проверены, являются верными).
В силу п.1 и абз.1 п.2 ст.69, абз.1 п.1 ст.70 НК РФ (в применимой редакции) требование об уплате налога (извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога) направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки; требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (…) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей; в случае, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, составляет менее 500 рублей, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.
В данном случае иное не предусмотрено, в связи с чем 08.06.2017 года ИФНС России по Октябрьскому району г.Пензы направила в адрес Гуськовой Н.Н. требование № 1679 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) по состоянию на 02.06.2017, из которого следовало, что по состоянию на названную дату за ней числится общая задолженность в сумме 474,69 руб., в том числе: по транспортному налогу с физических лиц – 448,00 руб. по сроку уплаты 01.12.2016, а также пени – 26,69 руб., которая подлежит уплате в срок до 26.07.2017 года.
Факт направления требования № 1679 в адрес Гуськовой Н.Н. подтверждается списком № 270365 на отправку заказных писем со штемпелем Почты России через филиал ФКУ «Налог-Сервис» ФНС России в Нижегородской области (заверенные копии требования и списка – в деле).
Судом установлено, что 05.03.2018 года ИФНС России по Октябрьскому району г.Пензы направила в адрес Гуськовой Н.Н. требование № 10009 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) по состоянию на 28.02.2018, из которого следовало, что по состоянию на названную дату за ней числится общая задолженность в сумме 1 392,66 руб., в том числе: по транспортному налогу с физических лиц – 864,00 руб. по сроку уплаты 01.12.2017, а также пени – 19,75 руб., которая подлежит уплате в срок до 24.04.2018 года.
Факт направления требования № 10009 в адрес Гуськовой Н.Н. подтверждается списком № 588264 на отправку заказных писем со штемпелем Почты России через филиал ФКУ «Налог-Сервис» ФНС России в Нижегородской области (заверенные копии требования и списка – в деле).
В судебном заседании установлено, что 05.12.2019 года ИФНС России по Октябрьскому району г.Пензы направила в адрес Гуськовой Н.Н. требование № 54771 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) по состоянию на 28.11.2019, из которого следовало, что по состоянию на названную дату за ней числится общая задолженность в сумме 1 843,04 руб., в том числе: по транспортному налогу с физических лиц – 224,00 руб. по сроку уплаты 03.12.2018, а также пени – 19,94 руб., которая подлежит уплате в срок до 15.01.2020 года.
Факт направления требования № 54771 в адрес Гуськовой Н.Н. подтверждается реестром заказных писем ИФНС России по Октябрьскому району г.Пензы со штемпелем ООО «Деловая почта города».
В соответствии с п.п.9, 14 п.1 ст.31 НК РФ налоговые органы вправе: взыскивать недоимки, а также пени, проценты и штрафы, в случаях и порядке, которые установлены настоящим Кодексом; предъявлять в суды общей юрисдикции, … иски (заявления) о взыскании недоимки, пеней и штрафов за налоговые правонарушения в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Согласно абз.1 п.1 ст.48 НК РФ, в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) – физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье – физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (…), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (…), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе, денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье – заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (…) заявления о взыскании в суд (абз.2 п.2 ст.48 НК РФ).
В силу абз.1 п.2 ст.48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (…) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Как отмечено в абз.3 п.1 ст.48 НК РФ, указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (…) в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем 3 пункта 2 настоящей статьи.
В соответствии с абз.3 п.2 ст.48 НК РФ, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (…) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (…) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Приведенные выше положения ст.48 НК РФ применяются также при взыскании пеней.
Учитывая, что общая сумма транспортного налога и пеней, подлежащих уплате налогоплательщиком - физическим лицом Гуськовой Н.Н. за 2014-2017 годы не превысила 3 000 рублей, сроком подачи в суд заявления об их взыскании являются шесть месяцев со дня истечения трехлетнего срока со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (№ 1679 от 02.06.2017 со сроком до 26.07.2017 года), то есть с 26.07.2020 года до 26.01.2021 года.
Судом установлено, следует из материалов дела, что в установленный законом срок ИФНС России по Октябрьскому району г.Пензы обратилась к мировому судье судебного участка № 2 Октябрьского района г.Пензы с заявлением от 11.09.2020 года о вынесении судебного приказа о взыскании с Гуськовой Н.Н. недоимки по транспортному налогу с физических лиц в размере 1 536 руб. и пеней в размере 66,38 руб., и 14.10.2020 года мировой судья выдал судебный приказ № 2а-2158/2020 на общую сумму взыскания 1 602,38 руб., из которых: транспортный налог с физических лиц – 1 536 руб., пени – 66,38 руб..
Определением мирового судьи судебного участка № 2 Октябрьского района г.Пензы от 09.12.2020 года названный судебный приказ был отменен по заявлению должника Гуськовой Н.Н..
Из абз.2 и 3 п.3 ст.48 НК РФ следует, что требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (…) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа; пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Настоящее исковое заявление поступило в суд 16.03.2021 года, то есть в течение шестимесячного срока, предусмотренного абз.2 п.3 ст.48 НК РФ, после отмены мировым судьей судебного приказа, состоявшейся 09.12.2020 года.
С учетом вышеприведенных норм права и установленных обстоятельств дела суд приходит к выводу о том, что в связи с тем, что Гуськова Н.Н. в установленный законом срок не уплатила законно установленный транспортный налог с физических лиц за 2014-2017 годы на имевшиеся у нее в то время транспортные средства и не исполнила законно и в срок направленные ей требования налогового органа об уплате недоимки по транспортному налогу с физических лиц за 2014, 2015, 2016, 2017 годы в общей сумме 1 556 руб. и пени в общей сумме 66,38 руб., а всего 1 602,38 руб., административный иск ИФНС России по Октябрьскому району г.Пензы к Гуськовой Н.Н. подлежит удовлетворению в полном объеме.
На основании ч.1 ст.114 КАС РФ с административного ответчика в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 400 руб., от уплаты которой административный истец при подаче иска в суд в силу НК РФ был освобожден.
Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административный иск ИФНС России по Октябрьскому району г.Пензы к Гуськовой Нине Николаевне о взыскании задолженности по транспортному налогу и пени удовлетворить.
Взыскать с Гуськовой Нины Николаевны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес>, зарегистрированной по месту жительства по адресу: <адрес>, ИНН 583505734606, задолженность по транспортному налогу: за 2014 год в сумме 416,00 руб., за 2015 год в сумме 448,00 руб., за 2016 год в сумме 448,00 руб., за 2017 год в сумме 224,00 руб., пени за несвоевременную уплату транспортного налога в размере 66,38 руб., а всего 1 602,38 руб..
Налог и пени подлежат зачислению на следующий расчетный счет: получатель УФК по Пензенской области (ИФНС России по Октябрьскому району г.Пензы), ИНН получателя: 5835018920, КПП получателя: 583501001, банк получателя: отделение Пенза, БИК Банка получателя: 045655001, р/с 40101810222020013001, код ОКТМО 56701000, транспортный налог - КБК 18210604012022100110, пени - КБК 18210604012022100110.
Взыскать с Гуськовой Нины Николаевны государственную пошлину в доход федерального бюджета в размере 400 руб..
Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Октябрьский районный суд города Пензы в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 30.04.2021 года.
СУДЬЯ