ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1009/2022 от 04.04.2022 Ленинскогого районного суда г. Мурманска (Мурманская область)

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

<адрес>

ДД.ММ.ГГГГ

Ленинский районный суд <адрес> в составе судьи Завражнова М. Ю. при ведении протокола судебного заседания помощником судьи ФИО1 рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело а-1009/2022 по административному иску прокурора Ленинского административного округа <адрес> о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Заслушав доклад судьи, объяснения представителя административного истца ФИО2, исследовав письменные доказательства по делу, Ленинский районный суд <адрес>

установил:

прокурор Ленинского административного округа <адрес> обратился в Ленинский районный суд <адрес> с административным иском, в котором просил признать информацию, содержащуюся на странице сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по указателю, приведенному в просительной части данного административного иска, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

В обоснование доводов об отнесении данной информации к информации, распространение которой в Российской Федерации запрещено, административный истец ссылался на отдельные положения Конституции Российской Федерации, Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и Уголовного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Как утверждал административный истец, доступ к спорной информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», неограничен для неопределенного круга лиц.

Из административного искового заявления следует, что владелец сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» прокурором и Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по <адрес> не установлен.

Представитель административного истца на судебном заседании представил суду объяснения, согласно которым он поддерживает заявленные административные исковые требования полностью по основаниям и доводам, приведенным в административном иске. Дополнительно пояснил суду, что на момент рассмотрения и разрешения настоящего дела указатель страницы сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» не включен в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», данный сайт является действующим, о чем представил суду свидетельствующие о данных обстоятельствах документы. Каких-либо сведений об обращении прокурора в суды с аналогичными административными исковыми требованиями (в отношении той же информации) представителем административного истца суду не сообщено.

Заинтересованное лицо Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по <адрес> извещено о времени и месте судебного разбирательства дела, представитель заинтересованного лица на судебное заседание не явился.

Лицо, действия которого послужили поводом для предъявления административного иска, для участия в судебном разбирательстве дела на судебное заседание не явилось, извещалось о времени и месте рассмотрения и разрешения дела посредством размещения информации о производстве по административному делу в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Также посредством размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» о производстве по административному делу извещались все иные лица, права и законные интересы которых может затронуть решение суда.

Как видно из материалов настоящего дела и установлено судом при его рассмотрении и разрешении, доступ к информации, размещенной на странице сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по указателю, приведенному в просительной части административного иска, не ограничен для неопределенного круга лиц.

Данный указатель страницы сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», не включен.

Владелец сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» прокурором и Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по <адрес> не установлен. Вопреки требованиям части 2 статьи 10 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» сведения об обладателе спорной информации или об ином лице, распространяющем информацию, в форме и в объеме, которые достаточны для идентификации такого лица, на странице сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» отсутствуют.

На странице данного сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по указателю, приведенному в просительной части административного иска, размещена информация о приобретении за плату медицинских справок.

При таких обстоятельствах, установленных при рассмотрении и разрешении настоящего дела, суд, руководствуясь приведенными ниже нормативными правовыми актами, пришел к следующему выводу.

В соответствии с частью 4 статьи 29 Конституции Российской Федерации свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом имеет право каждый.

Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (часть 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации).

Отношения, возникающие при осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации, при применении информационных технологий, а также обеспечении защиты информации регулирует Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

Информацией, согласно пункту 1 статьи 2 указанного федерального закона, являются сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления.

Информационно-телекоммуникационная сеть представляет собой технологическую систему, предназначенную для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники (пункт 4 статьи 2 этого же федерального закона).

Согласно пунктам 13 и 14 статьи 2 названного федерального закона сайт в сети «Интернет» – совокупность программ для электронных вычислительных машин и иной информации, содержащейся в информационной системе, доступ к которой обеспечивается посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по доменным именам и (или) по сетевым адресам, позволяющим идентифицировать сайты в сети «Интернет». Страница сайта в сети «Интернет» – часть сайта в сети «Интернет», доступ к которой осуществляется по указателю, состоящему из доменного имени и символов, определенных владельцем сайта в сети «Интернет».

В соответствии с пунктами 6 и 9 статьи 2 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» под доступом к информации понимается возможность получения информации и ее использования, а под распространением информации – действия, направленные на получение информации неопределенным кругом лиц или передачу информации неопределенному кругу лиц.

Исходя из пункта 10 статьи 2 данного федерального закона, информация передается или получается пользователями информационно-телекоммуникационной сети посредством электронных сообщений.

Согласно пункту 4 части 3 статьи 5 этого же федерального закона информация в зависимости от порядка ее предоставления или распространения подразделяется также на информацию, распространение которой в Российской Федерации ограничивается или запрещается.

Частью 1 статьи 10 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» закреплено, что в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.

В соответствии с частями 1 и 5 статьи 15 этого же федерального закона использование информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется с соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области связи, названного федерального закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации. Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.

Применительно к обстоятельствам настоящего дела необходимо отметить, что информация, оправдывающая противоправное поведение, относится к информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей и запрещенной для распространения среди детей, на основании пункта 5 части 2 статьи 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».

Частью 6 статьи 10 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» запрещается распространение информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

Частью 1 статьи 6.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение установленных требований распространения среди детей информационной продукции, содержащей информацию, причиняющую вред их здоровью и (или) развитию. Статьей 19.23 этого же кодекса предусмотрена административная ответственность за подделку документов, штампов, печатей или бланков, их использование, передача либо сбыт.

Статьей 324 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность за незаконные приобретение или сбыт официальных документов, предоставляющих права или освобождающих от обязанностей. Положениями статьи 327 этого же кодекса предусмотрена уголовная ответственность за подделку, изготовление или оборот поддельных документов, штампов, печатей или бланков.

Формы медицинских справок как одних из основных форм медицинской учетной документации, а также порядок их заполнения и выдачи утверждаются уполномоченным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

Приобретения медицинских справок в отсутствие соблюдения порядка выдачи конкретных медицинских справок, на условиях денежного вознаграждения за их выдачу законодательство Российской Федерации не предусматривает.

Следует иметь в виду, что в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 12 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» государственное регулирование в сфере применения информационных технологий предусматривает обеспечение информационной безопасности детей.

Доступ к информации, размещенной на странице сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по указателю, приведенному в просительной части административного иска, не ограничен для неопределенного круга лиц, в том числе для детей. Аутентификации данный сайт информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» не требует.

Оценив относимость, допустимость, достоверность каждого представленного суду доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь представленных суду доказательств в их совокупности, суд не нашел оснований не согласиться с суждениями административного истца о том, что на странице сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по указателю, приведенному в просительной части административного иска, содержится информация о приобретении за плату медицинских справок.

Распространение такой информации, в том числе среди детей, прямо запрещено Федеральным законом «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (пункт 5 части 2 статьи 5) и Федеральным законом «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (часть 6 статьи 10). В этой связи суд считает административное исковое требование обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Исходя из изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 175, частью 2 статьи 176, частями 1 и 2 статьи 177, частью 1 статьи 178, частью 6 статьи 180 и положениями статьи 265.5 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Ленинский районный суд <адрес>

решил:

административный иск прокурора Ленинского административного округа <адрес> удовлетворить полностью.

Признать информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, информацию, содержащуюся на странице сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по указателю:

https://spravkabaseyn.com/

Решение суда подлежит немедленному исполнению.

Решение суда может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Ленинский районный суд <адрес> в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья

подпись

М. Ю. Завражнов

Копия верна. Судья

М. Ю. Завражнов

Решение суда в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.

Судья

М. Ю. Завражнов