ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-100/20 от 12.03.2020 Ефремовского районного суда (Тульская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

12 марта 2020 г. г. Ефремов Тульской области

Ефремовский районный суд Тульской области в составе:

председательствующего Шаталовой Л.В.,

при секретаре Ханахмедове Т.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Тульской области к ФИО1 о взыскании пени за несвоевременную уплату налога,

установил:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 9 по Тульской области обратилась в суд с административным иском к ФИО1 о взыскании пени за несвоевременную уплату налога.

В обоснование заявленных административных исковых требований административный истец указал, что ФИО1 (ИНН ) состоит на учете в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Тульской области. ФИО1 (ИНН ) является плательщиком налога на имущество. За ФИО1 зарегистрировано следующее имущество: в 2016-2017 г.г. иное строение, помещение и сооружение с кадастровым номером по адресу: <адрес> (доля в праве – 1, налоговая ставка 0,50 %, количество месяцев владения в году - 12), сумма исчисленного налога - 25 руб. и 52 руб. соответственно за 2016 и 2017 г.г. Согласно перерасчету налога на имущество в 2015 году ФИО1 владела иным строением, помещением и сооружением с кадастровым номером по адресу: <адрес> (доля в праве - 1, налоговая ставка 0,10 %, количество месяцев владения в году - 10), сумма исчисленного налога 48 руб., сумма ранее исчисленного налога 57 руб., сумма к уменьшению 9 руб., а общая сумма налога к уплате - 77 руб. Кроме того, ФИО1 (ИНН ) является плательщиком земельного налога на основании сведений, предоставляемых государственными органами, осуществляющими ведение государственного земельного кадастра, и органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним в налоговые органы. По данным Управления Росреестра на налогоплательщика ФИО1 (ИНН ) зарегистрированы земельные участки в 2015 году (количество месяцев владения в году 10) с кадастровым номером по адресу: <адрес>; с кадастровым номером по адресу: <адрес>; с кадастровым номером в <адрес>; с кадастровым номером в <адрес>; с кадастровым номером в <адрес>, а общая сумма налога к доплате 159487 руб. Согласно требованию от ДД.ММ.ГГГГ пени за несвоевременную уплату налога на имущество физических лиц составляют в сумме 10770,84 руб., пени за несвоевременную уплату земельного налога составляют 53390,97 руб. Налоговым органом было подано административное исковое заявление после отмены судебного приказа в Ефремовский районный суд Тульской области о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2015 г. по сроку уплаты ДД.ММ.ГГГГ в сумме 73969,70 руб. и пени в сумме 287,27 руб., земельного налога за 2015 г. по сроку уплаты ДД.ММ.ГГГГ в сумме 277 677 руб. и пени в сумме 1110,71 руб., при этом Ефремовский районный суд вынес решение по административному делу о взыскании в пользу налогового органа с ФИО1 задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2015 г. по сроку уплаты ДД.ММ.ГГГГ в сумме 73969,70 руб. и пени в сумме 287,27 руб., земельного налога за 2015 г. по сроку уплаты ДД.ММ.ГГГГ в сумме 277 677 руб. и пени в сумме 1110,71 руб. Также налоговым органом было подано административное исковое заявление после отмены судебного приказа в Ефремовский районный суд Тульской области о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2015, 2016, 2017 г.г. по сроку уплаты ДД.ММ.ГГГГ в сумме 77,00 руб. и пени в сумме 0,25 руб., земельного налога за 2015 г. по сроку уплаты ДД.ММ.ГГГГ в сумме 159 487 руб. и пени в сумме 518,37 руб., при этом Ефремовский районный суд вынес решение по административному делу о взыскании в пользу налогового органа с ФИО1 задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2015, 2016, 2017 г.г. по сроку уплаты ДД.ММ.ГГГГ в сумме 77,00 руб. и пени в сумме 0,25 руб., земельного налога за 2015 г. по сроку уплаты ДД.ММ.ГГГГ в сумме 159 487 руб. и пени в сумме 518,37 руб. До настоящего времени задолженность по уплате земельного налога и налога на имущество физических лиц не погашена. Таким образом, налогоплательщику были начислены пени за несвоевременную уплату земельного налога, налога на имущество физических лиц, при этом требование направлено через информационный ресурс (личный кабинет налогоплательщика). В установленный срок требование не исполнено, но налоговая инспекция предприняла все меры для надлежащего извещения налогоплательщика об обязанности уплаты налога, однако погашение задолженности не произведено. Кроме того, налоговым органом было подано заявление о вынесении судебного приказа о взыскании с ФИО1 задолженности за несвоевременную уплату налогов и ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей вынесен судебный приказ, однако ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей на основании представленных возражений налогоплательщика ФИО1 было вынесено определение об отмене судебного приказа от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании налоговых платежей.

Просит взыскать с налогоплательщика ФИО1 (ИНН ) задолженность по пени за несвоевременную уплату налога на имущество физических лиц в сумме 10 770,84 руб., задолженность по пени за несвоевременную уплату земельного налога в сумме 53 390,97 руб. в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Тульской области, а всего 64 161,81 руб.

Представитель административного истца Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Тульской области в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещен судом надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.

Административный ответчик ФИО1 в судебное заседание не явилась, о рассмотрении дела извещена судом надлежащим образом.

В соответствии с ч. 2 ст. 289 КАС РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле.

Исследовав письменные материалы дела, суд находит административные исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Тульской области к ФИО1 о взыскании пени за несвоевременную уплату налога подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно с ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральнымзакономфункциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Согласно ст. 3 Налогового кодекса РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными настоящим Кодексом признаками налогов или сборов, не предусмотренные настоящим Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено настоящим Кодексом.

В силу ст. 399 Налогового кодекса РФ налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований. Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) определяют налоговые ставки в пределах, установленных настоящей главой, и особенности определения налоговой базы в соответствии с настоящей главой.

Согласно ст. 400 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.

Статьей 401 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: 1) жилой дом; 2) квартира, комната; 3) гараж, машино-место; 4) единый недвижимый комплекс; 5) объект незавершенного строительства; 6) иные здание, строение, сооружение, помещение.

В силу п. 1 ст. 388 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.

Согласно п. 1 ст. 389 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.

В силу ст. 390 Налогового кодекса РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.

В соответствии с ч. 2 ст. 64 КАС РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, илилица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.

Решением Ефремовского районного суда Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, с ФИО1 в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Тульской области взысканы налог и пени на общую сумму 353 044 рублей 25 коп., в том числе: налог на имущество физических лиц за 2015 год в сумме 73 960 рублей 70 коп. и пени за несвоевременную уплату налога на имущество физических лиц в сумме 295 рублей 84 коп., земельный налог за 2015 год в сумме 277 677 рублей и пени за несвоевременную уплату земельного налога в сумме 1 110 рублей 71 коп.

Решением Ефремовского районного суда Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, с ФИО1 в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 9 по Тульской области взыскана: задолженность по налогу на имущество физических лиц по сроку оплаты ДД.ММ.ГГГГ в сумме 77,00 руб., пени в сумме 0,25 руб., задолженность по земельному налогу по сроку оплаты ДД.ММ.ГГГГ в сумме 159 487, 00 руб., пени в сумме 518,33 руб., всего на общую сумму 160 082 рубля 58 копеек.

В силу п. 2 ст. 57 Налогового кодекса РФ при уплате налога, сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Кодексом.

Согласно п. 1 ст. 72 Налогового кодекса РФ пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.

В соответствии с п. 1 ст. 75 Налогового кодекса РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Согласно п. 3 ст. 75 Налогового кодекса РФ пеня начисляется, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса, за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно. Сумма пеней, начисленных на недоимку, не может превышать размер этой недоимки.

В соответствии с п. 5 ст. 75 Налогового кодекса РФ пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме.

С учетом положений вышеуказанных норм, суд приходит к выводу, что обязанность по уплате пеней является не самостоятельной, а обеспечивающей (акцессорной) обязанностью, способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога. Пени подлежат принудительному взысканию в том же порядке, что и задолженность, на которую они начислены. Разграничение процедуры взыскания налогов и процедуры взыскания пеней недопустимо, поскольку дополнительное обязательство не может существовать отдельно от главного.

В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 15.07.1999 № 11-П указано, что пеня относится к правовосстановительным мерам принуждения, которые устанавливаются законодателем в целях обеспечения выполнения публичной обязанности платить законно установленные налоги и сборы и возмещения ущерба, понесенного казной в результате ее неисполнения, в связи с несоблюдением законных требований государства. Правовосстановительные меры обеспечивают исполнение налогоплательщиком его конституционной обязанности по уплате налогов, то есть представляют собой погашение недоимки и возмещение ущерба от несвоевременной и неполной уплаты налога.

В соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ от 17.12.1996 № 20-П, Определением Конституционного Суда РФ от 04.07.2002 № 202-О неуплата налога в срок должна быть компенсирована погашением задолженности по налоговому обязательству, полным возмещением ущерба, понесенного государством в результате несвоевременного внесения налога. Поэтому к сумме собственно не внесенного в срок налога (недоимки) законодатель вправе добавить дополнительный платеж - пеню как компенсацию потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок в случае задержки уплаты налога.

Поэтому административный истец праве предъявлять к взысканию пени как совместно с недоимкой, так и по отдельным периодам просрочки уплаты до прекращения (погашения) основного обязательства по уплате недоимки налога.

Пени могут взыскиваться только в том случае, если налоговым органом были своевременно приняты меры к принудительному взысканию суммы соответствующего налога. В этом случае начисление пеней осуществляется по день фактического погашения недоимки.

Судом установлено, что судебными решениями с ФИО1 взысканы задолженности по налогу на имущество и земельному налогу, при этом сведений о погашении ФИО1 данных налогов в полном объеме суду не представлено, в связи с чем налоговым органом были начислены пени, которые устанавливаются законодателем по смыслу позиций Конституционного Суда РФ в целях обеспечения выполнения публичной обязанности платить законно установленные налоги и сборы и возмещения ущерба, понесенного казной в результате ее неисполнения, в связи с несоблюдением законных требований государства, и представляют собой погашение недоимки и возмещение ущерба от несвоевременной и неполной уплаты налога.

Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 9 по Тульской области административному ответчику было направлено требование по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ об уплате пени по налогу на имущество в размере 10770,84 руб.; пени по земельному налогу в размере 53390,97 руб., которое не исполнено, в связи с чем ДД.ММ.ГГГГ мировому судье судебного участка поступило заявление о выдаче судебного приказа о взыскании с ФИО2 указанной задолженности, после чего ДД.ММ.ГГГГ был вынесен судебный приказ, который был отменен ДД.ММ.ГГГГ, после чего Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 9 по Тульской области обратилась в суд с настоящим административным иском ДД.ММ.ГГГГ.

То, что ранее Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 9 по Тульской области обращалась к мировому судье ДД.ММ.ГГГГ с заявлением о взыскании задолженности по пени, был вынесен судебный приказ, который впоследствии был отменен, не может служить основанием для отказа в удовлетворении административных исковых требований, поскольку налоговым органом своевременно приняты меры к принудительному взысканию сумм соответствующих налогов (налога на имущество и земельного налога), а в силу п. 3 ст. 75 Налогового кодекса РФ пеня начисляется по день исполнения обязанности по его уплате включительно, однако сведений об уплате налога в полном объеме суду не представлено.

Из представленного административным истцом расчета сумм пени, включенных в требование по уплате по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, следует, что размер пени, исходя из суммы налога на имущество ФИО1, включенный в требование, составляет 10766,13 руб.; размер пени, исходя из суммы земельного налога ФИО1, включенный в требование, составляет 53390,98 руб., при этом пени, выставленные ранее в требованиях, по которым судом были вынесены решения ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, в расчет не включены.

Расчет судом проверен, оснований ему не доверять у суда не имеется, иного расчета административным ответчиком представлено не было.

Освобождение плательщика налогов от уплаты пени непосредственно с учетом материального положения действующим законодательством не предусмотрено. В связи с чем, оснований для освобождения ФИО1 от уплаты пени за несвоевременную уплату налога, задолженность по которым была взыскана судом, не имеется.

Ссылки на имущественное положение, затрудняющее исполнение взыскания, ФИО1 вправе привести на стадии исполнения решения суда, подав соответствующее заявление с представлением своих доказательств.

При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу о взыскании с налогоплательщика ФИО1 (ИНН ), зарегистрированной и проживающей по адресу: <адрес>, в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 9 по Тульской области задолженности по пени за несвоевременную уплату налога на имущество физических лиц в сумме 10766,13 руб. (согласно представленному суду расчету пени), задолженности по пени за несвоевременную уплату земельного налога в сумме 53 390,97 руб. (в пределах заявленных административных исковых требований), а всего 64157,1 руб.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд

решил:

административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Тульской области к ФИО1 о взыскании пени за несвоевременную уплату налога удовлетворить частично.

Взыскать с налогоплательщика ФИО1 (ИНН ), зарегистрированной и проживающей по адресу: <адрес>, в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 9 по Тульской области задолженность по пени за несвоевременную уплату налога на имущество физических лиц в сумме 10766,13 руб., задолженность по пени за несвоевременную уплату земельного налога в сумме 53 390,97 руб., а всего 64157,1 руб.

В удовлетворении остальной части административных исковых требований Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Тульской области к ФИО1 о взыскании задолженности пени за несвоевременную уплату налога на имущество физических лиц отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Тульского областного суда через Ефремовский районный суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме изготовлено 16 марта 2020 г.

Судья Л.В. Шаталова