ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-100/2016 от 08.02.2016 Сергачского районного суда (Нижегородская область)

Дело № 2а-100/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Сергач 08 февраля 2016г.

Сергачский районный суд Нижегородской области в составе

Председательствующего судьи Гусева С.А.,

С участием представителей административного ответчика- городской Думы города Сергача Сергачского муниципального района Нижегородской области Лаптева А.С. и Бодеевой Е.А.,

При секретаре Зиминой Н.Г.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному иску уполномоченного инициативных групп по преобразованию, проведению голосования по вопросу преобразования городского поселения город Сергач Сергачского муниципального района Нижегородской области на территории городского поселения город Сергач Латцева С.В. к городской Думе города Сергач Сергачского муниципального района Нижегородской области о признании незаконным решения от 10 ноября 2015г. №30,

УСТАНОВИЛ:

Уполномоченный инициативных групп по преобразованию, проведению голосования по вопросу преобразования городского поселения город Сергач Сергачского муниципального района Нижегородской области на территории городского поселения город Сергач Латцев С.В. обратился в Сергачский районный суд Нижегородской области с административным исковым заявлением к городской Думе города Сергач Сергачского муниципального района Нижегородской области о признании незаконным решения от 10 ноября 2015г. №30.

Латцев С.В. в судебное заседание не явился. Имеется ходатайство о рассмотрении дела без его участия. Требования административного иска поддерживает в полном объеме.

Как следует из административного искового заявления, в районной газете «Сергачская жизнь» за 03.11.2015г. было опубликовано уведомление о том, что 10.11.2015г. в 10-00 часов в кабинете главы местного самоуправления города Сергача состоится заседание городской Думы города Сергача с повесткой дня:

1.О рассмотрении ходатайств инициативных групп.

2.О направлении обращения в Законодательное Собрание Нижегородской области.

3.Разное.

Первый вопрос поставлен в повестку дня потому, что 03.07.2015г. территориальной избирательной комиссией (ТИК) Сергачского района были приняты решения о направлении в городскую Думу г.Сергача ходатайств о регистрации инициативных групп: по преобразованию (по проведению голосования по вопросу преобразования) городского поселения город Сергач Сергачского муниципального района Нижегородской области; по преобразованию городского поселения город Сергач Сергачского муниципального района Нижегородской области.

24.07.2015г. городская Дума признала вопрос, выносимый, по мнению Думы на местный референдум, а не на голосование «Вы за преобразование городского поселения город Сергач Сергачского муниципального района Нижегородской области в городской округ город Сергач Нижегородской области?» - не отвечающим требованиям статьи 12 Федерального закона от 12.06.2002г. №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Решением Сергачского районного суда Нижегородской области от 06.08.2015г. по гражданскому делу по заявлению Латцева С.В. о признании незаконным и необоснованным указанного решения городской Думы города Сергача, заявленное требование было удовлетворено.

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Нижегородского областного суда от 21.10.2015г. решение Сергачского районного суда от 06.08.2015г. оставлено без изменений.

На заседание городской Думы г.Сергача 10.11.2015г., Латцев С.В., как гражданин, как уполномоченный инициативной группы по проведению голосования по вопросу преобразования городского поселения город Сергач Сергачского муниципального района Нижегородской области на территории городского поселения город Сергач допущен не был. Доподлинно о том, что рассматривалось на данном заседании по указанному вопросу, Латцеву С.В. неизвестно.

Как следует из протокола №** заседания городской Думы 10.11.2015г., не записана процедура принятия решения городской Думой, запретившего Латцеву С.В. присутствовать при рассмотрении данного вопроса.

Латцев С.В. считает, что запрет на присутствие на заседании городской Думы 10.11.2015г. как гражданину-избирателю, так и уполномоченному представителю инициативных групп, нарушает его права, следовательно, данный запрет незаконен. Он не смог довести до сведения депутатов как свое мнение, так и мнение лиц, которых он представлял, по рассматриваемому вопросу по преобразованию муниципального образования. Это послужило причиной принятия депутатами решения о признании вопроса «Вы за преобразование городского поселения город Сергач Сергачского муниципального района Нижегородской области в городской округ город Сергач Нижегородской области?» не отвечающим требованиям части 2 статьи 11 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В районной газете «Сергачская жизнь» за 21.11.2015г. было опубликовано решение городской Думы города Сергача от 10.11.2015г.№30. Этим решением отказано в проведении голосования (по существу отказано в регистрации группы) по поставленному инициативными группами вопросу: о преобразовании города Сергача в городской округ.

Однако, часть 2 ст.11 Федерального закона №131-Ф3 вопрос инициирования, назначения, проведения голосования не регламентирует. Формулировки «не в полной мере соответствует законодательству Российской Федерации и законодательству Нижегородской области» нормы законодательства об инициировании, назначении, проведении голосования по вопросу о преобразовании муниципального образования вообще не содержат. Кроме этого, вопрос полностью соответствует Уставу города.

Установлением, что «вопрос, содержащийся в указанных ходатайствах «Вы за преобразование городского поселения город Сергач Сергачского муниципального района Нижегородской области в городской округ город Сергач Нижегородской области?» не в полной мере соответствует законодательству Российской Федерации и законодательству Нижегородской области и в данной формулировке не может быть вынесен на голосование», ответчик лишил Латцева С.В. возможности непосредственного осуществления местного самоуправления и участия в осуществлении местного самоуправления, как в составе инициативных групп, так и в составе населения г.Сергача.

В судебном заседании 01.02.2016г. Латцев С.В. пояснил, что главной целью инициативных групп является преобразование городского поселения город Сергач Сергачского муниципального района Нижегородской области в городской округ.

Исковые требования Латцева С.В.

Признать незаконным:

- не указание в протоколе №** заседания городской Думы города Сергача Сергачского муниципального района Нижегородской области от 10.11.2015г. процедуры принятия решения городской Думой, запретившего Латцеву С.В. присутствовать при рассмотрении вопроса- ходатайства инициативной группы по проведению голосования по вопросу преобразования городского поселения город Сергач Сергачского муниципального района Нижегородской области на территории городского поселения город Сергач;

- запрет присутствовать Латцеву С.В. на заседании городской Думы города Сергача Сергачского муниципального района Нижегородской области 10.11.2015г. как гражданину и как уполномоченному двух инициативных групп по указанному вопросу;

- решение городской Думы города Сергач Сергачского муниципального района Нижегородской области от 10 ноября 2015г. №30,

Установить, что вопрос, предлагаемый инициативными группами по преобразованию, по проведению голосования по вопросу преобразования городского поселения город Сергач Сергачского муниципального района Нижегородской области на территории городского поселения город Сергач- изменения статуса городского поселения город Сергач в связи с наделением его статусом городского округа город Сергач: «Вы за преобразование городского поселения город Сергач Сергачского муниципального района Нижегородской области в городской округ город Сергач Нижегородской области»- соответствует требованиям статьи 12 Федерального закона от 12.06.2002г. №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», ст.7 Закона «О местном референдуме в Нижегородской области» во взаимосвязи их со ст.ст.13,24,22 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.66 Закона «О местном референдуме в Нижегородской области», а также Уставу городского поселения город Сергач Сергачского муниципального района Нижегородской области;

Обязать городскую Думу г.Сергача Сергачского муниципального района Нижегородской области признать это (принять решение об этом) в течение 10 дней с момента изготовления решения в окончательной форме;

Обязать городскую Думу г.Сергача Сергачского муниципального района Нижегородской области опубликовать решение суда в газете «Сергачская жизнь»

Представители городской Думы города Сергач Сергачского муниципального района Нижегородской области Лаптев А.С. и Бодеева Е.А. исковые требования не признали и пояснили, что ходатайство инициативных групп рассмотрено в соответствии с требованиями Федерального закона №131-Ф3 от 06.10.2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона от 12.06.2002 №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и Закона Нижегородской области от 30.12.2005 N226-3 «О местном референдуме в Нижегородской области».

Вопрос о преобразовании муниципального образования в городской округ, был предметом рассмотрения на заседании постоянной комиссии Думы по местному самоуправлению, правовой политике- 05.11.2015г. Был принят проект решения по данному вопросу и направлен в прокуратуру Сергачского района.

Как следует из заключения прокуратуры, принятие решения по ходатайствам инициативных групп, возможно в представленном виде.

На заседании присутствовали 13 депутатов из 19, т.е. более 50%. Таким образом, заседание было правомочным.

Заседание проводилось строго в соответствии с Регламентом городской Думы города Сергача Сергачского муниципального района, утвержденного решением городской Думы от 16.06.2015г. №11.

На заседании городской Думы 10.11.2015г. председательствовал заместитель председателя городской Думы Е.

Согласно Регламенту, председатель перед открытием заседания сообщает о присутствующих на заседании лицах, не являющихся депутатами городской Думы (часть 7 статьи 56 Регламента).

В момент оглашения заместителем председателя городской Думы Е. присутствующих на заседании 10.11.2015г. лиц, не являющихся депутатами городской Думы, в зал заседания вошел Латцев С.В., который не был допущен присутствовать на данном заседании из-за нарушения порядка посещения гражданами открытого заседания городской Думы, установленного статьей 57 Регламента.

Согласно указанной статьи Регламента, за 5 дней до заседания, Латцев С.В. должен был подать заявление о желании участвовать в заседании, чего не сделал.

Данное обстоятельство не отражено в протоколе заседания городской Думы, так как согласно части 1 статьи 55 Регламента, в протоколе фиксируется работа городской Думы, а не обстоятельства имеющие место перед открытием заседания.

Представители не согласны с доводами истца о том, что он являлся представителем инициативных групп, а не просто гражданином, для которого предусмотрено Регламентом обращение с заявлением о присутствии на заседании городской Думы.

Таким образом, нарушений по недопущению Латцева С.В. на заседание городской Думы 10.11.2015г. не допущено.

За принятие решения о признании вопроса, указанного в ходатайствах инициативных групп «Вы за преобразование городского поселения город Сергач Сергачского муниципального района Нижегородской области в городской округ город Сергач Нижегородской области?» не отвечающим требованиям части 2 статьи 11 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»- депутаты проголосовали единогласно, что отражено в протоколе №** заседания городской Думы города Сергача от 10.11.2015г.

Решение городской Думы от 10.11.2015г. №30 было опубликовано в газете «Сергачская жизнь» от 21.11.2015г. №93.

Основанием для принятия оспариваемого решения являются статья 36 Федерального закона №67-ФЗ и статья 2 Закона Нижегородской области №226-3. Нормами этих статей установлена обязанность представительного органа муниципального образования проверить законность вопроса, выносимого на голосование.

По итогам проверки, проведенной представительным органом муниципального образования, ТИК либо регистрирует инициативную группу, либо отказывает ей в регистрации.

Согласно части 1 статьи 13 Федерального закона №131-Ф3, преобразованием муниципальных образований является, в том числе, изменение статуса городского поселения в связи с наделением его статусом городского округа.

Однако, вопрос, предлагаемый указанными инициативными группами: «Вы за преобразование городского поселения город Сергач Сергачского муниципального района Нижегородской области в городской округ город Сергач Нижегородской области?» не содержит четкого указания на то, каким образом будет происходить преобразование муниципального образования (либо объединение муниципальных образований, либо разделение муниципальных образований, либо изменение статуса городского поселения в связи с наделением его статусом городского округа). Формулирование вопроса, таким образом, не исключает возможность его множественного толкования, то есть на него нельзя дать только однозначный ответ, в связи чем, создается неопределенность правовых последствий принятого на голосовании решения.

Однако, в тексте вопроса, выносимого на голосования, такого уточнения не имеется, а это важно для понимания населением, за что именно они голосуют. Важно для представительного органа муниципального образования, для оформления решения о мнении населения, выявленного путем голосования.

Часть 2 статьи 11 Федерального закона №131-Ф3 определяет следующие условия, при одновременном соблюдении которых, может быть осуществлено наделение городского поселения статусом городского округа:

- наличие сложившейся социальной, транспортной и иной инфраструктуры, необходимой для самостоятельного решения органами местного самоуправления городского поселения установленных статьей 16 Федерального закона №131-Ф3 вопросов местного значения городского округа и осуществления отдельных полномочий, переданных указанным органам федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;

- наличие сложившейся социальной, транспортной и иной инфраструктуры, необходимой для самостоятельного решения органами местного самоуправления прилегающего муниципального района установленных статьей 15 Федерального закона №131-Ф3 вопросов местного значения муниципального района и осуществление ими отдельных государственных полномочий, переданных указанным органам федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Следовательно, придание городскому поселению статуса городского округа определяется «инфраструктурными возможностями» как городского поселения, приобретающего статус городского округа, так и прилегающего муниципального района, непосредственно влияющих на эффективность выполнения каждым из них возложенных на них задач.

Данное обстоятельство также нашло отражение в тексте решения городской Думы от 10.11.2015г. №30.

В соответствии с частью 5 статьи 24 Федерального закона №131-ФЗ, голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования назначается представительным органом муниципального образования и проводится в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта РФ для проведения местного референдума, с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом.

Согласно части 5 статьи 66 Закона Нижегородской области №226-3, на основании реализованной инициативы населения о преобразовании муниципального образования,решений, принятых органами местного самоуправления или органами государственной власти о выдвижении инициативы о преобразовании муниципального образования, представительный орган муниципального образования назначает голосование по вопросам преобразования муниципального образования,когда такое голосование предусмотрено федеральным законом, либо выражает свое мнение по указанному вопросу, когда такое выражение мнения предусмотрено федеральным законом.

Однако, пока комиссия, указанная в пункте 2 статьи 36 Федерального закона №67-ФЗ, не осуществила регистрацию инициативной группы (и не подтвердила тем самым, что этой инициативной группой соблюдены нормы законодательства при выдвижении инициативы), инициатива населения не может считаться реализованной.

Федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта РФ, для проведения местного референдума не установлена обязанность представительного органа муниципального образования при любой постановке вопроса назначить голосование.

Административный истец не просит суд обязать городскую Думу назначить голосование по вопросу, указанному в ходатайствах инициативных групп, а просит суд установить, что вопрос, предлагаемый инициативными группами, соответствует требованиям статьи 12 Федерального закона №67-ФЗ, статьи 7 Закона Нижегородской области №226-3, во взаимосвязи их со ст. 13, 24, 22 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.66 «Закона о местном референдуме в Нижегородской области», а также Уставу городского поселения город Сергач, и на основании п.8 ст.36 Федерального закона от 12.06.2002 №67-ФЗ обязать городскую Думу признать это (принять решение об этом) в течение 10 дней с момента изготовления решения в окончательной форме.

Указанные требования противоречат закону по следующим основаниям.

Пункт 8 ст.36 Федерального закона №67-ФЗ, на который ссылается Латцев С.В., устанавливает обязанность комиссии (а не представительного органа муниципального образования) осуществлять регистрацию инициативной группы по проведению референдума, выдать ей регистрационное свидетельство, а также сообщить об этом в средства массовой информации, при условии, если представительный орган муниципального образования признает, что вопрос, выносимый на референдум, отвечает требованиям статьи 12 настоящего Федерального закона.

Проверка вопроса, содержащегося в ходатайствах инициативных групп, является исключительной компетенцией представительного органа муниципального образования, подменять который суд не вправе.

Срок «в течение 10 дней с момента изготовления решения в окончательной форме» противоречит Федеральному закону №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и Закону Нижегородской области N226-3 «О местном референдуме в Нижегородской области», устанавливающим: «не позднее 20 дней со дня поступления от комиссии муниципального образования ходатайства инициативной группы и приложенных к нему документов». Следует также учесть срок, на обжалование решения суда.

Кроме того, оспариваемое решение городской Думы города Сергача не лишает население города Сергача, в том числе и инициативную группу, обратившуюся в суд, на реализацию своих прав при правильном оформлении документов, вновь обратиться в ТИК Сергачского района.

Заслушав административного истца (в судебном заседании 01.02.2016г.), представителей административного ответчика, допросив свидетелей и изучив представленные документы, суд приходит к следующему.

Согласно ч.1 ст.13 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», преобразованием муниципальных образований является объединение муниципальных образований, разделение муниципальных образований, изменение статуса городского поселения в связи с наделением его статусом сельского поселения, изменение статуса сельского поселения в связи с наделением его статусом городского поселения, изменение статуса городского поселения в связи с наделением его статусом городского округа либо лишением его статуса городского округа, изменение статуса городского округа в связи с наделением его статусом городского округа с внутригородским делением либо лишением его статуса городского округа с внутригородским делением, присоединение поселения к городскому округу с внутригородским делением и выделение внутригородского района из городского округа с внутригородским делением.

Согласно ч.2 ст.13 указанного Закона, преобразование муниципальных образований осуществляется законами субъектов Российской Федерации по инициативе населения, органов местного самоуправления, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, федеральных органов государственной власти в соответствии с настоящим Федеральным законом. Инициатива населения о преобразовании муниципального образования реализуется в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Российской Федерации для выдвижения инициативы проведения местного референдума.

В соответствии с ч. 7 ст. 13 указанного Закона, изменение статуса городского поселения в связи с наделением его статусом городского округа либо лишением его статуса городского округа осуществляется законом субъекта Российской Федерации с согласия населения соответствующего городского поселения, а также с согласия населения муниципального района, из состава которого выделяется (в состав которого включается) соответствующее городское поселение. Мнение населения городского поселения и мнение населения муниципального района выявляются путем голосования, предусмотренного частью 3 статьи 24 настоящего Федерального закона и проводимого раздельно на территории городского поселения и на территории муниципального района, из состава которого выделяется (в состав которого включается) городское поселение. Изменение статуса городского поселения не допускается при отсутствии согласия на такое изменение населения городского поселения и (или) населения муниципального района.

Согласно ч.1 ст.66 Закона Нижегородской области от 30.12.2005г. №226-3 «О местном референдуме в Нижегородской области», преобразование муниципального образования осуществляется законом области по инициативе населения, органов местного самоуправления, органов государственной власти Нижегородской области, федеральных органов государственной власти в соответствии с федеральным законом.

С инициативой об изменении границ поселения, преобразовании поселения могут выйти органы местного самоуправления соответствующего поселения или органы местного самоуправления муниципального района, в состав территории которого входит указанное поселение.

В целях получения согласия населения при изменении границ муниципального образования, преобразовании муниципального образования в случаях, предусмотренных частями 2 и 3 статьи 12, частями 5, 7 и 27 статьи 13 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», проводится голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования.

Согласно ст.36 Федерального закона от 12.06.02 N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации каждый гражданин Российской Федерации или группа граждан, имеющие право на участие в соответствующем референдуме, вправе образовать инициативную группу по проведению референдума в количестве не менее 20 человек, имеющих право на участие в референдуме, для выдвижения инициативы проведения референдума субъекта Российской Федерации и не менее 10 человек - для выдвижения инициативы проведения местного референдума (п.1).

Согласно п.2 указанной статьи, инициативная группа по проведению референдума обращается в избирательную комиссию соответствующего уровня, которая со дня обращения инициативной группы действует в качестве комиссии референдума, с ходатайством о регистрации группы.

Согласно п.5 указанной нормы, комиссия, указанная в пункте 2 настоящей статьи, в течение 15 дней со дня поступления ходатайства инициативной группы по проведению референдума обязана рассмотреть ходатайство и приложенные к нему документы и принять решение:

в случае соответствия указанных ходатайства и документов требованиям настоящего Федерального закона, конституции (устава), закона субъекта Российской Федерации, устава муниципального образования - о направлении их в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации либо в представительный орган муниципального образования, уполномоченные в соответствии с конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования принимать решение о назначении референдума;

в противном случае - об отказе в регистрации инициативной группы.

Такие же положения содержатся в ст.24 Закона Нижегородской области от 30.12.2005г. №226-3 «О местном референдуме в Нижегородской области».

Как следует из решения Сергачского районного суда от 06.08.2015г., вступившего в законную силу, 23 июня 2015г. инициативная группа жителей г. Сергача, в том числе и заявитель Латцев С.В., обратилась с двумя ходатайствами в Территориальную избирательную комиссию Сергачского района о регистрации инициативной группы по преобразованию городского поселения город Сергач Сергачского муниципального района Нижегородской области на территории городского поселения город Сергач в количестве 11 человек и инициативной группы по преобразованию ( по проведению голосования по вопросу преобразования) городского поселения город Сергач Сергачского муниципального района Нижегородской области на территории городского поселения город Сергач в количестве 11 человек.

Решениями ТИК Сергачского района от 03.07.2015 г. N 219 и 220 документы, представленные инициативной группой избирателей, направлены в городскую Думу города Сергача.

Решением городской Думы города Сергача от 24.07.15 г. № 17 вопрос, предлагаемый на местный референдум на территории городского поселения город Сергач Сергачского муниципального района Нижегородской области признан не отвечающими требованиям ст.12 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Решением Сергачского районного суда от 06.08.2015г. указанное решение городской Думы признано незаконным (л.д.65-69).

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Нижегородского областного суда от 21.10.2015г. решение Сергачского районного суда от 06.08.2015г. оставлено без изменений (л.д.70-75).

После этого, городской Думой в районной газете «Сергачская жизнь» за 03.11.2015г. было опубликовано уведомление о том, что 10.11.2015г. в 10-00 часов в кабинете главы местного самоуправления города Сергача состоится заседание городской Думы города Сергача с повесткой дня:

1.О рассмотрении ходатайств инициативных групп.

2.О направлении обращения в Законодательное Собрание Нижегородской области.

3.Разное (л.д.9).

Как установлено, вопрос о преобразовании муниципального образования в городской округ, был предметом рассмотрения на заседании постоянной комиссии Думы по местному самоуправлению, правовой политике, связи с общественностью, средствам массовой информации, этике и регламенту, социальной политике, работе с молодежью, спорту и культуре- 05.11.2015г. (л.д.60). Был принят проект решения по данному вопросу и направлен в прокуратуру Сергачского района для проверки законности (л.д.86-89).

Как следует из заключения прокуратуры Сергачского района от 10.11.2015г., принятие решения по ходатайствам инициативных групп, возможно в представленном виде (л.д.64).

На заседание городской Думы г.Сергача 10.11.2015г., Латцев С.В. допущен не был, т.к. вопреки требованиям статьи 57 Регламента городской Думы города Сергача Сергачского муниципального района, утвержденного решением городской Думы от 16.06.2015г. №11 (л.д.38-55), он не направил за 5 дней до заседания соответствующее заявление на имя председателя городской Думыо желанииприсутствовать на заседании 10.11.2015г.

Данное обстоятельство не отражено в протоколе заседания городской Думы, так как согласно части 1 статьи 55 Регламента, в протоколе фиксируется работа городской Думы, а не обстоятельства имеющие место перед открытием заседания.

Решение о недопущении Латцева С.В. на заседание 10.11.2015г., принимал председательствующий на заседании- заместитель председателя городской Думы Е., что подтвердили допрошенные в судебном заседании в качестве свидетелей депутаты городской Думы и сам Е.

Оценивая доводы административного истца о том, что он должен был быть допущен на заседание городской Думы 10.11.2015г., т.к. являлся представителем инициативной группы, суд считает несостоятельными.

Согласно п. 2 ст.56 Регламента, на заседании городской Думы могут присутствовать представители населения города, делегированные собранием граждан по месту жительства. Однако, Латцев С.В., согласно ходатайствам, направленным в ТИК, имеет право действовать от имени инициативной группы по преобразованию городского поселения в городской округ (л.д.12,13). Данные ходатайства нельзя расценивать как собрание граждан по месту жительства и делегирование полномочий на участие в заседании городской Думы именно 10.11.2015г. Следовательно, Латцев С.В. мог присутствовать на заседании городской Думы только как гражданин и обязан был выполнить требования ст.57 Регламента.

Суд приходит к выводу, что нарушений: не указание в протоколе №3 заседания городской Думы города Сергача от 10.11.2015г. процедуры принятия решения городской Думой, запретившего Латцеву С.В. присутствовать при рассмотрении вопроса- ходатайства инициативной группы по проведению голосования по вопросу преобразования городского поселения город Сергач Сергачского муниципального района Нижегородской области на территории городского поселения город Сергач, а также в запрете присутствовать Латцеву С.В. на заседании городской Думы города Сергача как уполномоченному двух инициативных групп по указанному вопросу- не допущено. Все действия городской Думы соответствуют Регламенту городской Думы, утвержденного решением городской Думы от 16.06.2015г. №11.

Кроме этого, как пояснили депутаты городской Думы в судебном заседании, каждый из них принимал решение по своему усмотрению и недопущение Латцева С.В. на заседание городской Думы, никаким образом не повлияло на их решение.

Следовательно, требования Латцева С.В. в указанной части удовлетворению не подлежат.

Как установлено в судебном заседании,на заседании городской Думы 10.11.2015г. присутствовали 13 депутатов из 19, т.е. более 50%. Таким образом, заседание было правомочным.

За принятие решения о признании вопроса, указанного в ходатайствах инициативных групп «Вы за преобразование городского поселения город Сергач Сергачского муниципального района Нижегородской области в городской округ город Сергач Нижегородской области?» не отвечающим требованиям части 2 статьи 11 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»- депутаты проголосовали единогласно, что отражено в протоколе №3 заседания городской Думы города Сергача от 10.11.2015г. (л.д.61-63).

Суд приходит к выводу, что процедура принятия городской Думой города Сергача решения от 10.11.2015г. №30 полностью соответствует законодательству РФ, законодательству субъекта РФ, муниципальным нормативным правовым актам.

Решение городской Думы от 10.11.2015г. №30 было опубликовано в газете «Сергачская жизнь» от 21.11.2015г. №93 (л.д.10).

Нарушений предусмотренного законом срока рассмотрения ходатайств инициативных групп, городской Думой не допущено.

Как установлено в судебном заседании, на основании статьи 36 Федерального закона от 12.06.2002г. №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», которой предусмотрена обязанность представительного органа муниципального образования проверить вопрос, выносимый на голосование, городской Думой г.Сергача было проверено соответствие вопроса, выносимого на голосование, нормам закона.

По итогам проверки, депутаты городской Думы г.Сергача пришли к выводу, что вопрос, выносимый на голосование, не соответствует требованиям части 2 статьи 11 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (л.д.56-59).

Согласно ч.2 ст.11 указанного закона №131-ФЗ, наделение городского поселения статусом городского округа осуществляется законом субъекта Российской Федерации при наличии сложившейся социальной, транспортной и иной инфраструктуры, необходимой для самостоятельного решения органами местного самоуправления городского поселения установленных статьей 16 настоящего Федерального закона вопросов местного значения городского округа и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных указанным органам федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также при наличии сложившейся социальной, транспортной и иной инфраструктуры, необходимой для самостоятельного решения органами местного самоуправления прилегающего (прилегающих) муниципального района (муниципальных районов) установленных статьей 15 настоящего Федерального закона вопросов местного значения муниципального района и осуществления ими отдельных государственных полномочий, переданных указанным органам федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

При наделении городского поселения статусом городского округа учитываются перспективы развития городского поселения, подтвержденные генеральным планом данного городского поселения.

Как следует из решения городской Думы г.Сергача от 10.11.2015г. №30, депутаты пришли к выводу, что сложившаяся инфраструктура в городском поселении г.Сергач и в Сергачском муниципальном районе (без г.Сергача) не позволяет данным муниципальным образованиям, в случае их разделения, самостоятельно, и каждому из них в отдельности, решать некоторые вопросы местного значения в соответствии со ст.15 и 16 Федерального закона №131-Ф3. В соответствии со ст.15 указанного Закона, Сергачский муниципальный район уже осуществляет ряд важных полномочий городского поселения г.Сергач, которое не может их самостоятельно осуществлять в связи с отсутствием соответствующей инфраструктуры. В соответствии с Соглашением №1 от 30.12.2014г. о передаче органам местного самоуправления Сергачского муниципального района Нижегородской области части полномочий по решению вопросов местного значения органов местного самоуправления городского поселения город Сергач за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета городского поселения город Сергач, муниципальному району передан большой перечень полномочий, таких, как: составление и исполнение бюджета; владение, пользование и распоряжение имуществом, находящемся в муниципальной собственности г.Сергача; организация строительства и содержание муниципального жилого фонда; создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения; утверждение генеральных планов застройки г.Сергача, правил землепользования; ряд социальных вопросов, имеющих большое значение для нормальных условий проживания населения г.Сергача; организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории города Сергача от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; создание, содержание и организация деятельности аварийно-спасательных служб; осуществление внутреннего муниципального финансового контроля.

Данные полномочия переданы в связи с отсутствием инфраструктуры, в т.ч. кадрового ресурса. В настоящее время органы местного самоуправления городского поселения г.Сергач не могут самостоятельно решать вопросы местного значения, предусмотренные ст.16 Федерального закона №131-ФЗ (л.д.57-58).

С учетом требований ч.2 ст.11 Федерального закона №131-Ф3 от 06.10.2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», учитывая сложившиеся условия и возможности органов местного самоуправления городского поселения г.Сергач, депутаты городской Думы пришли к выводу о несоответствии поставленного инициативными группами вопроса о преобразовании городского поселения в городской округ, требованиям закона.

Оценка правильности такого решения, в функции суда не входит, т.к. суд не вправе подменять собой представительный орган. Депутаты городской Думы, исходя из знания обстановки, своего опыта, проголосовали так, как они посчитали правильным.

На основании Решения городской Думы г.Сергача от 10.11.2015г., постановлением ТИК Сергачского района от 25.11.2015г. №283, инициативным группам по преобразованию (проведению голосования по преобразованию) было отказано в регистрации (л.д.139-142).

Согласно п. 7 ст. 12 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», вопрос референдума должен быть сформулирован таким образом, чтобы исключалась возможность его множественного толкования, то есть на него можно было бы дать только однозначный ответ, а также чтобы исключалась неопределенность правовых последствий принятого на референдуме решения.

Аналогичное положение содержится в ч. 5 ст.7 Закона Нижегородской области «О местном референдуме в Нижегородской области».

Суд соглашается с доводами представителей ответчика о том, что вопрос, предложенный инициативными группами: «Вы за преобразование городского поселения город Сергач Сергачского муниципального района Нижегородской области в городской округ город Сергач Нижегородской области?» не содержит четкого указания на то, каким образом будет происходить преобразование муниципального образования (объединение муниципальных образований, разделение муниципальных образований, либо изменение статуса городского поселения в связи с наделением его статусом городского округа).

Действительно, формулирование вопроса таким образом, не исключает возможность его множественного толкования, в связи чем создается неопределенность правовых последствий принятого на голосовании решения. Формулировка вопроса подлежит уточнению по указанным выше основаниям. Вопрос должен быть сформулирован таким образом, чтобы можно было однозначно определить волеизъявление граждан, участвующих в голосовании- как жителей города Сергач, так и жителей Сергачского муниципального района.

Оценивая все обстоятельства и доказательства по делу в совокупности, суд приходит к выводу, что исковые требования Латцева С.В. удовлетворению не подлежат в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении требований административного истца Латцева С.В.

Признать незаконным:

- не указание в протоколе №** заседания городской Думы города Сергача Сергачского муниципального района Нижегородской области от 10.11.2015г. процедуры принятия решения городской Думой, запретившего Латцеву С.В. присутствовать при рассмотрении вопроса- ходатайства инициативной группы по проведению голосования по вопросу преобразования городского поселения город Сергач Сергачского муниципального района Нижегородской области на территории городского поселения город Сергач;

- запрет присутствовать Латцеву С.В. на заседании городской Думы города Сергача Сергачского муниципального района Нижегородской области 10.11.2015г. как гражданину и как уполномоченному двух инициативных групп по указанному вопросу;

- решение городской Думы города Сергач Сергачского муниципального района Нижегородской области от 10 ноября 2015г. №30,

Установить, что вопрос, предлагаемый инициативными группами по преобразованию, по проведению голосования по вопросу преобразования городского поселения город Сергач Сергачского муниципального района Нижегородской области на территории городского поселения город Сергач- изменения статуса городского поселения город Сергач в связи с наделением его статусом городского округа город Сергач: «Вы за преобразование городского поселения город Сергач Сергачского муниципального района Нижегородской области в городской округ город Сергач Нижегородской области?»- соответствует требованиям статьи 12 Федерального закона от 12.06.2002г. №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», ст.7 Закона «О местном референдуме в Нижегородской области» во взаимосвязи их со ст.ст.13,24,22 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.66 Закона «О местном референдуме в Нижегородской области», а также Уставу городского поселения город Сергач Сергачского муниципального района Нижегородской области;

Обязать городскую Думу г.Сергача Сергачского муниципального района Нижегородской области признать это (принять решение об этом) в течение 10 дней с момента изготовления решения в окончательной форме;

Обязать городскую Думу г.Сергача Сергачского муниципального района Нижегородской области опубликовать решение суда в газете «Сергачская жизнь» - отказать.

Решение может быть обжаловано в течение месяца, с момента изготовления в окончательной форме, в Нижегородский областной суд путем подачи жалобы через Сергачский районный суд.

Судья: Гусев С.А.

Решение в окончательной форме изготовлено 12 февраля 2016г.

Судья: Гусев С.А.