ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-100/2016 от 18.03.2016 Бикинского городского суда (Хабаровский край)

Дело № 2а-100/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Судья Бикинского городского суда Хабаровского края Добродеева Л.И.,

при секретаре Черменевой А.И.,

с участием:

представителя административного истца – Администрации <данные изъяты> - Смирновой ФИО7

административного ответчика – специалиста-эксперта территориального отдела управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <данные изъяты> Татарниковой ФИО8

главного специалиста – эксперта территориального отдела управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <данные изъяты>-Бобровник ФИО9.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Администрации <данные изъяты> к специалисту-эксперту территориального отдела управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <данные изъяты> Татарниковой ФИО10 о признании незаконным предписания,

У С Т А Н О В И Л:

Администрация <данные изъяты> обратилась в Бикинский городской суд с административным исковым заявлением к специалисту-эксперту территориального отдела управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <данные изъяты> Татарниковой ФИО11 о признании незаконным предписания.

В обоснование административного иска указано, что <дата> специалистом-экспертом территориального отдела управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <данные изъяты> Татарниковой ФИО12. Администрации <данные изъяты> выдано предписание об устранении нарушений Федерального закона от <дата> № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», в соответствии с которым Администрации в определенные сроки необходимо: определить для централизованного водоснабжения населения сельского поселения «<данные изъяты> гарантирующего поставщика; обеспечить население водоснабжением на основании договоров холодного водоснабжения; заключить договор по подготовке и транспортировке, необходимый для холодного водоснабжения; принять решение о наделении организации, осуществляющей холодное водоснабжение в сельском поселении «<данные изъяты>, статусом гарантирующей организации с указанием зоны ее деятельности; обеспечить производственный контроль качества питьевой воды, подаваемой с использованием централизованной системы холодного водоснабжения; обеспечить порядок осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды. Предписание в силу закона является обязательным к исполнению юридическим лицом, то ввиду чего на Администрацию возложены обязанности, не предусмотренные федеральным законодательством. В соответствии со статьями 14, 15, 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится организация водоснабжения населения, проживающего в сельских поселениях, расположенных в границах муниципального района, а также водоотведения. Аналогичные положения определены статьями 5,6 Устава <данные изъяты>. Согласно свидетельства о государственной регистрации права собственности за сельским поселением «<данные изъяты>» зарегистрировано право собственности на водопроводные сети, в связи с чем органы государственного санитарно-эпидемиологического надзора не наделены правом определения способов устранения юридическими лицами выявленных данным органом нарушений. Уполномоченное лицо, указывая в предписании администрации муниципального района способы устранения нарушений в виде заключения соответствующих договоров, проведении производственного контроля за качеством питьевой воды, нарушило пределы определенных нормативным правовым актом полномочий. Просит признать незаконным предписание от <дата>.

В судебном заседании представитель административного истца Смирнова ФИО13 действующая по доверенности, административное исковое заявление поддержала, просила его удовлетворить в полном объеме. Дополнительно пояснила, что в соответствии с правовыми нормами, содержащимися в Федеральном законе от <дата> № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ст. 14, ст. 15, ст. 17) к вопросам местного значения муниципального района относится организация водоснабжения населения, проживающего в сельских поселениях, расположенных в границах муниципального района, а также водоотведения. Аналогичные положения закреплены в ст.ст. 5, 6 Устава <данные изъяты> района. Специальные полномочия органа местного самоуправления муниципального района определены в ст. 6 Федерального закона от <дата> № 416-ФЗ « О водоснабжении и водоотведении». В частности установлено, что к полномочиям органа местного самоуправления муниципального района относится организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими водоснабжение, своих обязательств, либо в случае отказа от исполнения своих обязательств, а также определение для централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения гарантирующей организации. Право собственности на водопроводные сети зарегистрировано за сельским поселением «<данные изъяты>». До настоящего времени администрация <данные изъяты> района, действующая от имени публичного образования не обладает правом распоряжения, владения, пользования сетями водоснабжения. Отсутствие прав собственника препятствует администрации <данные изъяты> района заключать договоры публичного характера, либо договоры, предусматривающие переход прав владения и пользования указанными объектами. Администрация <данные изъяты>, исполняя свои полномочия в сфере организации водоснабжения и водоотведения в сельском поселении <данные изъяты>», которое расположено в границах муниципального района, исходит из фактических обстоятельств и технических возможностей водопроводных сооружений. На территории сельского поселения «Село <данные изъяты>» не осуществляют деятельность предприятия, отвечающие установленным правовым критериям к гарантирующей организации. Определение гарантирующей организации решением органа местного самоуправления муниципального района невозможно. Программа производственного контроля качества питьевой воды, горячей воды разрабатывается организацией, осуществляющей соответственно холодное или горячее водоснабжение. Централизованной системы водоснабжения в сельском поселении «<данные изъяты>» не имеется, поэтому, для обеспечения населения сельского поселения водой был организован подвоз воды. Орган местного самоуправления не имеет возможности исполнить предписание Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по <данные изъяты> от <дата> в силу Федерального закона от <дата> № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также Федерального закона от <дата> № 416-ФЗ « О водоснабжении и водоотведении», поскольку не имеется источника водоснабжения – централизованной системы.

В судебном заседании административный ответчик - специалист-эксперт территориального отдела управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <данные изъяты> Татарникова ФИО14., административные исковые требования представителя администрации <данные изъяты> не признала, считает предписание Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по <данные изъяты> от <дата> законным и подлежащим исполнению административным истцом в полном объеме. Пункты предписания об устранении нарушений административным истцом изложены в соответствии с формулировкой Федерального закона № 416-ФЗ от <дата> «О водоснабжении и водоотведении». Гарантирующая организация, организация, эксплуатирующая водопровод, отсутствуют, следовательно, в соответствии со ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ, ст. 6 Федерального закона № 416-ФЗ требования, указанные в предписании должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный надзор от <дата> переходят к полномочиям администрации <данные изъяты> района. В период проверки администрацией <данные изъяты> района частично был предоставлен перечень документов, необходимых для достижения целей и задач проведения проверки. В том числе, представлен документ о согласовании перечня муниципального имущества (водопроводные сети) сельского поселения «<данные изъяты>», и передаче его в собственность <данные изъяты> района. Данный документ согласован главой сельского поселения «<данные изъяты>» <дата> и главой <данные изъяты> района <дата> Согласно регистрационной карточке документ с сопроводительным письмом получен Министерством <данные изъяты><дата><дата> представлены резолюции для рассмотрения документа. Срок исполнения документа <дата> Однако, на <дата> в пакете документов, представленном администрацией <данные изъяты> района, и на момент окончания проверки <дата>, ответ Министерства <данные изъяты> не получен. Считает, что в силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, предписание выдано на законных основаниях.

В судебном заседании главный специалист – эксперт территориального отдела управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <данные изъяты> Бобровник ФИО15 пояснила, что в сельском поселении «<данные изъяты>» имеется централизованная система питьевого холодного водоснабжения, а именно, набор определенных инженерных сооружений и объектов, часть из которых является водопроводной сетью, находящейся в собственности администрации сельского поселения «<данные изъяты>». На момент проведения проверки Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по <данные изъяты>, обеспечение водой населения сельского поселения «<данные изъяты>» осуществлялось за счет подачи питьевой воды именно из указанной централизованной системы питьевого водоснабжения. В акте проверки указано, что водопровод сельского поселения «<данные изъяты>» технологически присоединен. Часть сетей разводящих принадлежит Росгранице и вода подается на автомобильный пункт пропуска в <данные изъяты>, а другая часть разводящей сети, в настоящее время принадлежит сельскому поселению «<данные изъяты>».

Из показаний свидетеля Караганской ФИО16. следует, что она является главой администрации сельского поселения «<данные изъяты>». На территории сельского поселения находятся водопроводные сети длиною 2410 м. и 16 водозаборных колонок, а сам источник водоснабжения – скважины, водонапорная башня, принадлежат <данные изъяты> таможне, который передан в оперативное управление ФГКУ «<данные изъяты>». В конце 2009 г. или в начале 2010 г. администрация сельского поселения неоднократно обращалась с просьбой к ФГКУ «<данные изъяты>» о подключении водопроводных сетей, находящихся на территории <данные изъяты>, к скважине и водонапорной башне, принадлежащих Хабаровской таможне, потому что были проблемы с подачей воды. В 2010 году водопроводная сеть, принадлежащая сельскому поселению «<данные изъяты>» была подключена к водонапорной башне и население с<данные изъяты> стало пользоваться водой из водопроводных сетей. Администрацией сельского поселения была разработана Программа производственного контроля качества питьевой воды и сведения подавались в Роспотребнадзор. Администрация своими силами производила контроль качества питьевой воды. Организовать подвоз воды в <данные изъяты> не представляется возможным, так как у населения нет денежных средств на покупку воды.

Суд, выслушав доводы представителя административного истца, административного ответчика, специалиста – эксперта, свидетеля, приходит к следующему.

В силу ст. 4 КАС РФ, каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых законных интересов, в том числе в случае, если по мнению этого лица на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту публичных интересов.

На основании ч. 2 ст. 50 Федерального закона от <дата> № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» при выявлении нарушений санитарного законодательства должностные лица, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, имеют право давать юридическим лицам предписания, обязательные для исполнения в установленные сроки.

В соответствии со ст.ст. 14, 15, 17 Федерального закона № 131-ФЗ от <дата> «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится организация водоснабжения населения, проживающего в сельских поселениях, расположенных в границах муниципального района, а также водоотведения.

В соответствии с положениями ст. 2 Федерального закона № 416-ФЗ от <дата> «О водоснабжении и водоотведении»: водоотведение – прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения; водопроводная сеть – комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки воды, за исключением инженерных сооружений, используемых также в целях теплоснабжения; организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение (организация водопроводно-канализационного хозяйства), - юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем; централизованная система водоотведения (канализации) – комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоотведения; централизованная система холодного водоснабжения – комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоподготовки, транспортировки и подачи питьевой и (или) технической воды абонентам.

В судебном заседании установлено, что на основании предписания специалиста – эксперта территориального отдела Управления Роспотребнадзора по <данные изъяты> Татарниковой ФИО17 от <дата>, администрации <данные изъяты> было указано: устранить нарушения Федерального закона № 416-ФЗ от <дата> «О водоснабжении и водоотведении», а именно:

- устранить нарушение п. 2 ч. 1 ст. 6 – определить для централизованной системы холодного водоснабжения сельского поселения «<данные изъяты>» гарантирующую организацию в срок – <дата>;

- устранить нарушение ч. 1 ст. 7 – водоснабжение населения в <данные изъяты> с использованием централизованной системы холодного водоснабжения осуществлять на основании договоров холодного водоснабжения в срок – <дата>;

- устранить нарушение ч. 1 ст. 11 – в целях обеспечения холодного водоснабжения населения в <данные изъяты> заключить договор по водоподготовке и транспортировке, необходимый для обеспечения холодного водоснабжения в срок – <дата>;

- устранить нарушение ч. 3 ст. 12 – администрации <данные изъяты> района принять решение о наделении организации, осуществляющей холодное водоснабжение в <данные изъяты>, статусом гарантирующей организации с указанием зоны ее деятельности в срок – <дата>;

- устранить нарушение п. 1 ст. 25 Федерального закона № 416-ФЗ от <дата> «О водоснабжении и водоотведении», п. 3 Постановления Правительства Российской Федерации от <дата> «О порядке осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды» - производственный контроль качества питьевой воды, подаваемой с использованием централизованной системы холодного водоснабжения сельского поселения «<данные изъяты>» в процессе водоснабжения проводить с отбором проб воды, проведением лабораторных исследований и испытаний на соответствие воды установленным требованиям в срок - <дата>;

- устранить нарушение п. 5 ст. 25 Федерального закона № 416-ФЗ от <дата> «О водоснабжении и водоотведении», п. 5 Постановления Правительства Российской Федерации от <дата> «О порядке осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды» - программа производственного контроля качества питьевой воды, подаваемой с использованием централизованной системы водоснабжения сельского поселения «<данные изъяты>» разрабатывается организацией, осуществляющей соответственно холодное водоснабжение в срок – <дата>

На основании ст. 6 Федерального закона № 416-ФЗ от <дата> «О водоснабжении и водоотведении» определены специальные полномочия органа местного самоуправления муниципального района в сфере водоснабжения населения, водоотведения. Установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления района относится организация водоснабжения населения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими водоснабжение, своих обязательств, либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств, а также определение для централизованной системы холодного водоснабжения гарантирующей организации.

Как следует из ч. 1 ст. 7 указанного закона, водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляется на основании договора горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения. Холодное и горячее водоснабжение с использованием нецентрализованных систем соответственно холодного и горячего водоснабжения осуществляется на основании соглашений с лицами, эксплуатирующими указанные системы.

В соответствии со ст.ст. 10, 11, 12, главой 7.1. Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» установлен специальный режим распоряжения, владения и пользования имуществом – объектами центрального водоснабжения и водоотведения.

В целях обеспечения горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения организации, эксплуатирующие отдельные объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, заключают договоры по водоподготовке, по приготовлению горячей воды, по транспортировке сточных вод, по очистке сточных вод, по обращению с осадком сточных вод и (или) иные договоры, необходимые для обеспечения горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения.

Решение органа местного самоуправления о наделении организации, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение, статусом гарантирующей организации с указанием зоны ее деятельности в течение трех дней со дня его принятия направляется указанной организации и размещается на официальном сайте такого органа в сети «Интернет».

Согласно ч. 1 и ч. 5 ст. 25 данного закона, производственный контроль качества питьевой воды, горячей воды, подаваемой абонентам с использованием централизованных систем водоснабжения, включает в себя отбор проб воды, проведение лабораторных исследований и испытаний на соответствие воды установленным требованиям и контроль за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе водоснабжения. Программа производственного контроля качества питьевой воды, горячей воды разрабатывается организацией, осуществляющей соответственно холодное водоснабжение или горячее водоснабжение, и согласовывается с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

Согласно п. 3 Постановления Правительства Российской Федерации от <дата> «О порядке осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды», производственный контроль осуществляется в целях обеспечения качества и безопасности воды в бактериологическом и физическом отношении, безвредности воды по химическому составу, благоприятности органолептических и других свойств воды для человека, в том числе ее температуры, при централизованном водоснабжении и включает в себя: отбор проб воды; проведение лабораторных исследований и испытаний на соответствие воды установленным требованиям; контроль за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе водоснабжения.

Согласно п. 5 Постановления Правительства Российской Федерации от <дата> «О порядке осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды», производственный контроль осуществляется в соответствии с программой производственного контроля качества воды (далее - программа производственного контроля), которая разрабатывается организацией, осуществляющей водоснабжение, и согласовывается с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор (далее - территориальный орган). Программа производственного контроля утверждается на срок не более 5 лет.

На основании свидетельства о государственной регистрации права серии от <дата>, выданного Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <данные изъяты>, право собственности на водопроводные сети, назначение: водопроводные сети, протяженностью 2410 м., инв. , лит. 1, адрес (местонахождение) объекта: <адрес> зарегистрировано за сельским поселением <данные изъяты> на основании решения <данные изъяты> от <дата> г.

В судебном заседании также было установлено, что на территории с. <данные изъяты> находятся следующие водозаборные сооружения: водонапорная башня, общей площадью 7,9 кв.м., инв. , лит. Б, адрес объекта: <адрес> «Б» (свидетельство о государственной регистрации права , выдано <дата> УФСГР, кадастра и картографии по <данные изъяты>), наружный водопровод, протяженностью 1021,3 м., инв. , лит. II, адрес объекта: <адрес> «Б» (свидетельство о государственной регистрации права , выдано <дата> УФСГР, кадастра и картографии по <данные изъяты>); насосная над скважиной общей площадью 11 кв. м., инв. , лит. А, адрес объекта: <адрес>свидетельство о государственной регистрации права , выдано <дата> УФСГР, кадастра и картографии по <данные изъяты>), которые переданы в оперативное управление ФГКУ «<данные изъяты> на основании распоряжения Федерального агентства по управлению государственным имуществом (<данные изъяты> от <дата>.

Таким образом, судом установлено, что на территории сельского поселения «<данные изъяты> отсутствует централизованная система холодного водоснабжения, имеются лишь водопроводные сети, следовательно, предписание территориального отдела управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <данные изъяты>, в части устранения нарушений, связанных с централизованной системой холодного водоснабжения, для администрации <данные изъяты>, будет неисполнимым.

В остальной части предписание государственного органа соответствует требованиям Федерального закона № 416-ФЗ от <дата> «О водоснабжении и водоотведении», а также нормам правового регулирования, предусмотренным Федеральным законом от<дата> № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

С учетом изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

административное исковое заявление Администрации <данные изъяты> удовлетворить частично.

Признать незаконным предписание территориального отдела управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <данные изъяты>, вынесенное специалистом-экспертом Татарниковой ФИО18 от <дата> в части возложения обязанностей по устранению нарушений Федерального закона от <дата> № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», предусмотренных пунктами 1, 2, 6, 7.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме, через Бикинский городской суд Хабаровского края.

Судья Л.И. Добродеева

Решение суда в окончательной форме изготовлено <дата>.