ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-100/2021 от 31.03.2021 Табунского районного суда (Алтайский край)

Дело №2а-100/2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

31 марта 2021 года с. Табуны


Табунский районный суд Алтайского края в составе:

председательствующего - судьи Витько В.В.,

при секретаре судебного заседания Островой Л.А.,

с участием представителя административного истца

помощника прокурора Табунского района - Маношина Р.А.,

административного ответчика представителя

МБОУ «Алтайская средняя общеобразовательная школа» - Белой С.В.,

представителя Комитета администрации

Табунского района по образованию - Акимовой О.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к МБОУ «Алтайская средняя общеобразовательная школа» о признании незаконным бездействий, об обязанности совершить определенные действия,

УСТАНОВИЛ:

<адрес> обратился в суд с административным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к МБОУ «Алтайская средняя общеобразовательная школа» о признании незаконным бездействий, об обязанности совершить определенные действия, по тем основаниям, что прокуратурой района была проведена проверка соблюдения МБОУ «Алтайская средняя общеобразовательная школа» требований законодательства о противодействии терроризму.

МБОУ «Алтайская средняя общеобразовательная школа» в своей деятельности использует здание, расположенное по <адрес>, в котором постоянно обучаются несовершеннолетние дети.

Образовательное учреждение является объектом повышенной опасности в связи с массовым присутствием людей на ограниченной территории. Антитеррористическая защищенность является одним из критериев обеспечения безопасности учащихся от террористических угроз.

Для целей антитеррористической защищенности постановлением Правительства РФ от 02.08.2019г. утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения РФ и объектов (территорий), относящихся к сфере действия Министерства просвещения РФ и формы паспорта безопасности этих объектов.

22.10.2019г. администрацией МБОУ «Алтайская средняя общеобразовательная школа» составлен акт обследования и категорирования используемого учреждением объекта по <адрес> в <адрес> и территории к нему, 06.02.2020г. составлен и подписан паспорт безопасности антитеррористической защищенности, с присвоением объекту третьей категории опасности.

Паспортом безопасности предусмотрено, что в срок до 31.07.2020г. необходимо организовать охрану объекта (территории) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии РФ или подразделениями вневедомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны. Указанные рекомендации в установленный срок не исполнены, продолжая уклоняться от исполнения данных обязанностей по настоящее время (ДД.ММ.ГГГГ).

Указанные нарушения недопустимы, поскольку угрожают безопасности жизни и здоровья несовершеннолетних обучающихся в период их пребывания в образовательной организации, а также персонала учреждения от несанкционированных посягательств посторонних лиц.

По факту данного нарушения прокуратурой района 15.09.2020г. директору МБОУ «Алтайская средняя общеобразовательная школа» было внесено представление, однако нарушение до настоящего времени не устранено.

По результатам рассмотрения ходатайства администрации учреждения о выделении дополнительных денежных средств такие денежные средства не выделены, в связи с тем, что не предусмотрены в бюджетах <адрес> на 2020, 2021 годы.

Просят признать незаконным бездействие МБОУ «Алтайская средняя общеобразовательная школа», выразившееся в не обеспечении объекта (территории) по <адрес> в <адрес> охраной сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии РФ или подразделениями вневедомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.

Обязать МБОУ «Алтайская средняя общеобразовательная школа» <адрес> (ИНН:2276004782), обеспечить объект (территорию) по <адрес> в <адрес> охраной сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии РФ или подразделениями вневедомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.

Установить ответчику срок для совершения действий: в течение одного месяца с момента вступления решения в законную силу.

В судебном заседании представитель административного истца помощник прокурора ФИО4 требования поддержал, изложив позицию, указанную в иске. Просил установить ответчику срок для совершения действий: в течение четырех месяцев с момента вступления решения в законную силу.

Представитель административного ответчика ФИО3 в судебном заседании пояснила, что требования в части признания незаконными их действий не признает, так как ими направлялись ходатайства о выделении денежных средств на имя Главы администрации района, составлен акт и паспорт безопасности.

Представитель третьих лиц администрации <адрес>, комитета администрации <адрес> по образованию – ФИО5 пояснила, что бездействие ответчика в совершении действий по обеспечению объектов охраной сотрудниками частных охранных организаций связано с отсутствием финансирования местного бюджета на данные цели. В местном бюджете таких средств нет. Денежные средства на обеспечение антитеррористической защищенности образовательных учреждений должны быть заложены в субвенции краевого бюджета на переданные полномочия в сфере образования. <адрес> неоднократно направлялись и направляются письма в Министерство образования науки и образования <адрес> с просьбой оказать содействие в решении данного вопроса и выделить денежные средства, но получали отказ. Так как исполнение указанных требований длительная процедура просит установить срок 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Суд, выслушав участников процесса, изучив материалы дела, приходит к следующему.

Главой 22 КАС РФ установлен порядок производства по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

Право прокурора на обращение в суд с административным иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц регламентировано ч. 1 ст. 39 КАС РФ.

Статья 227 КАС РФ предусматривает, что для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий – несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

В соответствии со ст. ст. 2, 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №35-ФЗ «О противодействии терроризму» на органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, а также юридические лица возложена обязанность по принятию надлежащих мер по противодействию терроризму в пределах своих полномочий, выполнению требований к антитеррористической защищенности объектов.

Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)» утверждены требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации и формы паспорта безопасности объектов.

По решению руководителя органа (организации), являющегося правообладателем объекта, создается комиссии комиссия по обследованию и категорированию объекта (территории), которая определяет перечень необходимых мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории) с учетом категории объекта (территории), а также сроки осуществления указанных мероприятий с учетом объема планируемых работ и планирования финансирования мероприятий на два финансовых года, следующих за текущим финансовым годом.

Судом установлено, что функции и полномочия учредителя в отношении МБОУ «Алтайская средняя общеобразовательная школа» осуществляет администрация <адрес>, здание является муниципальной собственностью. Следовательно, учредитель и собственник имущества обязаны выполнять мероприятия антитеррористической защищенности подведомственных образовательных учреждений.

Во исполнение вышеуказанных требований, 06.02.2020г. в отношении используемого учреждением объекта (территорий) по <адрес> в <адрес>, утвержден паспорт безопасности антитеррористической защищенности, с присвоением объекту третьей категории опасности. Администрации МБОУ «Алтайская средняя общеобразовательная школа» необходимо в срок до 31.07.2020г. организовать охрану объекта (территории) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии РФ или подразделениями вневедомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны. Обязанность по обеспечению охраны указанных объектов в установленный срок не исполнена до настоящего времени.

Российская Федерация приняла на себя обязательства, в том числе международно-правовые, по обеспечению безопасности в детских учреждениях, в данном случае по обеспечению противодействия терроризму в дошкольных и школьных учреждениях.

В соответствии с положениями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №35-ФЗ «О противодействии терроризму», противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма. Органы местного самоуправления обязаны принимать меры по профилактике и борьбе с терроризмом, а также минимизации и (или) ликвидации последствий его проявления. Участие в профилактике терроризма выражается в обеспечении антитеррористической защищенности зданий и сооружений, в которых размещены муниципальные учреждения, в частности учреждения образования.
На основании п.11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации (утв. Президентом РФ ДД.ММ.ГГГГ) основными задачами противодействия терроризму являются: выявление и устранение причин и условий, способствующих возникновению и распространению терроризма; обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей.

Пунктом 13 указанной Концепции установлено, что одним из направлений предупреждения (профилактики) терроризма является осуществление мер правового, организационного, оперативного, административного, режимного, военного и технического характера, направленных на обеспечение антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств.

Как следует из пункта 7.1 части 1 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относится участие в профилактике терроризма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма в границах поселения. В частности, участие в профилактике терроризма выражается в обеспечении антитеррористической защищенности зданий и сооружений, в которых размещены муниципальные учреждения образования.

Расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов.

В ходе проведенной проверки прокурором района было выявлено, что здания образовательных учреждений, 3 категории опасности, не обеспечены охраной сотрудников частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии РФ, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.

По факту данного нарушения прокуратурой района 15.09.2020г. директору МБОУ «Алтайская средняя общеобразовательная школа» было внесено представление, однако нарушение до настоящего времени не устранено.

Из объяснения директора МБОУ «Алтайская средняя общеобразовательная школа» следует, что в нарушение требований, а также п.п. «б», «д» п.25 Требований обязанность по обеспечению охраны объектов (территорий) учреждения, администрацией МБОУ «Алтайская средняя общеобразовательная школа» в установленный срок (31.07.2020г.) не исполнено, по состоянию на 21.01.2021г. охрана объектов учреждения не обеспечена в связи с недостаточным финансированием данных мероприятий. В администрацию района было направлено ходатайство о выделении денежных средств на охрану. Деньги на данные цели не выделены.

Таким образом, представление прокурора <адрес> от 15.09.2020г. не исполнено. Сведений о принятии каких-либо мер для его исполнения, суду не представлено.

Выявленные нарушения требований федерального законодательства о противодействии терроризму требуют неотложного выполнения мероприятий, обеспечивающих антитеррористическую защищенность зданий и сооружений, поскольку направлены на соблюдение прав неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, создание условий, гарантирующих охрану жизни и здоровья граждан, находящихся в образовательном учреждении.

При указанных обстоятельствах, суд находит заявленные требования прокурора подлежащими удовлетворению.

Учитывая, что для выполнения мероприятий антитеррористической защищенности объектов необходимы значительные финансовые затраты, а именно, определить объемы финансирования, сформировать муниципальное задание, что связано с определенными временными затратами, суд считает необходимым в соответствии с ч.2 ст.178 КАС РФ установить срок исполнения решения суда – в течение четырех месяцев с момента вступления решения в законную силу.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :


административное исковое заявление прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к МБОУ «Алтайская средняя общеобразовательная школа» о признании незаконным бездействий, об обязанности совершить определенные действия, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие МБОУ «Алтайская средняя общеобразовательная школа» <адрес>), выразившееся в не обеспечении объекта (территории) по <адрес> в <адрес> охраной сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии РФ или подразделениями вневедомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.

Обязать к МБОУ «Алтайская средняя общеобразовательная школа» обеспечить объект (территорию) по <адрес> в <адрес> охраной сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии РФ или подразделениями вневедомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.

Установить ответчику срок для совершения действий: в течение четырех месяцев с момента вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд через Табунский районный суд Алтайского края в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме принято 09 апреля 2021 года.

Председательствующий В.В. Витько