ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1010/2022 от 03.08.2022 Октябрьского районного суда г. Ставрополя (Ставропольский край)

Дело

УИД

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

03августа 2022 года <адрес>

Октябрьский районный суд <адрес> края в составе: председательствующего судьи Руденко Е.В.,

при помощнике судьи ФИО2,

с участием истца в лице помощника Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора ФИО3, представителя ответчикаМинистерству природных ресурсов и охраны окружающей среды по доверенности ФИО4 и ФИО5, представителя ответчика ГБУ «Дирекция особо охраняемых природных территорий» по доверенности ФИО6,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело а-1010/2022 по административному иску Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды. ГБУ «Дирекция особо охраняемых природных территорий» о возложении обязанности.

установил:

Ставропольский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц с исковым заявлением (в последующем уточненным) к Министерству природных ресурсов <адрес> и Государственному Казенному учреждению «Дирекция особо охраняемых природных территорий <адрес>» о признании незаконным бездействия и возложении обязанностей.

В обоснование исковых требований указано, что Ставропольской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства об особо охраняемых природных территориях в границах города - курорта Железноводска, в результате которой в деятельности Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес>, ГКУ «Дирекция особо охраняемых природных территорий» выявлены нарушения названного законодательства.

Так, памятник природы краевого значения «Гора Развалка» создан постановлением бюро <адрес>вого комитета КПСС и исполкома краевого Совета депутатов трудящихся от ДД.ММ.ГГГГ «О мерах по охране природы в крае».

Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-П создан государственный природный заказник краевого значения «Бештаугорский». Этим же постановлением утверждено Положение о государственном природном заказнике краевого значения «Бештаугорский».

В результате проведенного ДД.ММ.ГГГГ сотрудниками Ставропольской межрайонной природоохранной прокуратуры выездного обследования государственного природного заказника краевого значения «Бештаугорский», памятника природы краевого значения «Гора Развалка», установлено:

в нарушение требований ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст.ст. 27, 35 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № ЗЗ-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес> своевременные и достаточные меры по охране памятника природы краевого значения «Гора Развалка» не приняты, границы памятника природы не утверждены, сведения об особо охраняемой природной территории в Единый государственный реестр недвижимости не внесены, на местности не обозначены, информационные знаки, содержащие сведения о границах и режиме особой охраны памятника природы, не установлены.

- в нарушение требований ст.ст. 24, 27 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № ЗЗ-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», п. 20 положения о заказнике, паспорта ООПТ, комплекс мер, направленных на ограничение доступа рекреантов в штольню <адрес> с целью сохранения популяции летучих мышей не ограничен, (заградительная решетка в глубине штольни на расстоянии 20 м от входа не установлена, просветительская работа по недопущению загрязнения памятника природы не реализована, мониторинг состояния геологической среды, растительности и фауны не проводится. Скальные породы в районе туристического объекта «Пещера вечной (летней) мерзлоты» в границах особо охраняемых природных территорий государственного природного заказника краевого значения «Бештаугорский», памятника природы краевого значения «Гора Развалка» загрязнены надписями и рисунками, выполненными краской и иными красителями.

Таким образом, федеральное законодательство допускает возможность передачи под охрану с оформлением охранного обязательства памятников природы федерального и регионального значения правообладателям земельных участков, на которых данные памятники находятся (п. 17 Обзора судебной практики Верховного суда Российской Федерации (2020), утвержденного ДД.ММ.ГГГГ Президиумом Верховного суда Российской Федерации).

В нарушение требований ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 35 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № ЗЗ-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», п. 11 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес>, ГКУ «Дирекция особо охраняемых природных территорий <адрес>» своевременные и достаточные меры по охране памятника природы краевого значения «Гора Развалка», соблюдению режима особой охраны в границах особо охраняемых природных территорий - государственного природного заказника краевого значения «Бештаугорский», памятника природы краевого значения «Гора Развалка» не приняты, противоправная деятельность граждан не контролируется и не пресекается, что привело к загрязнению территории заказника и памятника природы надписями и рисунками непосредственно на скалах в районе входа в туристический объект «Пещера вечной (летней) мерзлоты», что повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан, охраняемых законом интересов общества или государства, выражающееся в нарушении конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду, повреждении компонентов природной среды, исключающем возможность самовосстановления природного объекта.

ДД.ММ.ГГГГ заместителем прокурора <адрес> Министру природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес> внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства, выразившихся, в том числе, в непринятии мер по установлению и внесению в Единый государственный реестр недвижимости сведений о границах памятника природы краевого значения «Гора Развалка».

В связи с непринятием мер по устранению выявленных нарушений, прокурором края ДД.ММ.ГГГГ исполняющему обязанности <адрес>, первому заместителю председателя <адрес> внесено представление об устранении нарушений природоохранного законодательства.

Таким образом, министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ было достоверно известно необходимости установления и внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о границах памятника природы краевого значения «Гора Развалка», реализации иных полномочий предусмотренных законом с целью охраны и соблюдению режима ООПТ, однако мер к реализации полномочий по организации функционирования особо охраняемых природных территорий краевого значения, не принято.

В судебном заседании административный истец поддержал свои уточненные исковые требования, пояснив при этом, что от требований в части возложении обязанностей на Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес>, а именно, обязанности в срок не позднее трех месяцев со дня вступления в силу решения суда утвердить границы памятника природы краевого значения «гора Развалка», внести сведения об особо охраняемой природной территории в Единый государственный реестр недвижимости в связи с добровольным исполнением указанных требований прокурора до принятия решения судом, производство по делу в данной части просил прекратить. При этом, согласно уточнению исковых требований просил : признать бездействие Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес>, выразившееся в непринятии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ мер по установлению границ памятника природы краевого значения «гора Развалка», внесению сведений об особо охраняемой природной территории в Единый государственный реестр недвижимости, обозначению границ памятника природы краевого значения «Гора Развалка» на местности информационными знаками, содержащими сведения о границах и режиме особой охраны памятника природы. природной территории; возложить на Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес> обязанность в срок не позднее трех месяцев со дня вступления в силу решения суда обозначить границы памятника природы краевого значения «Гора Развалка» на местности информационными знаками. содержащими сведения о границах и режиме особой охраны памятника природы; возложить на Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес> обязанность в срок не позднее трех месяцев со дня вступления в силу решения суда разработать материалы оценки воздействия на окружающую среду, обосновывающую документацию планируемой (намечаемой) хозяйственной деятельности на территории памятника природы краевого значения «Гора Развалка» и провести оценку воздействия на окружающую среду планируемой (намечаемой) хозяйственной и иной деятельности, в соответствии с приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ; на основании результатов оценки воздействия на окружающую среду планируемой (намечаемой) хозяйственной или иной деятельности, возложить на Министерство окружающей среды <адрес>, ГБУ «Дирекция особо охраняемых природных территорий <адрес>», обязанность в срок не позднее трех месяцев со дня вступления в силу решения суда, обязанность обеспечить охрану особо охраняемых природных территорий – государственного природного заказника краевого значения «Бештаугорский», памятника природы краевого значения «гора Развалка», способами, не нарушающими режим особой охраны государственного природного заказника краевого значения и памятника природы краевого значения, по результатам инженерно-геологических изысканий и проектирования работ, путем: - очистки скальных пород в районе входа в туристический объект «Пещера вечной мерзлоты»; - разработки и организации комплекса мер, направленных на ограничение доступа рекреантов в штольню <адрес>, с целью сохранения популяции летучих мышей, установления заградительной решетки в глубине штольни на расстоянии 20 м от входа; возложить на Министерство окружающей среды <адрес> обеспечить охрану особо охраняемых природных территорий – государственного природного заказника краевого значения «Бештаугорский», памятника природы краевого значения «Гора Развалка», способами, не нарушающими режим особой охраны государственного природного заказника краевого значения и памятника природы краевого значения, путем – организации просветительской работы по недопущению загрязнения памятника природы; - организации и осуществления мониторинга состояния геологической среды, растительности и фауны.

Представители административного ответчика Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес> по доверенности ФИО4 и по доверенности ФИО7 каждый в отдельности возражали против удовлетворения иска, просили отказать. Поддержали представленные в материалы дела письменные возражения. При этом, так же просили учесть, что в настоящий момент границы указанного земельного участка памятника природы краевого значения «гора Развалка» обозначены и внесены в Единый государственный реестр.

Представитель административного ответчика Государственного казенного учреждения «Дирекция особо охраняемы природных территорий <адрес>» в лице заместителя директора ФИО6 в судебном заседании возражал против удовлетворения иска, просил отказать, выразил согласие с позицией Министерства, и указал, что у них нет достаточного ресурса для проведения более обширных действий и мероприятий, однако, ведется максимально возможная работа. Кроме того, просил учесть, что на момент рассмотрения дела в установленном законом порядке выдано Охранное свидетельство, согласно которому все затраты по содержанию и соблюдению норм законодательства, предъявляемых к особо охраняемым природным территориям, возложены на администрацию муниципального образования города-курорта Железноводск.

Для участия в рассмотрении административного дела судом было привлечено в качестве заинтересованного лица –Муниципальное образование – администрацию города курорта Железноводск. Заинтересованное лицо было извещено надлежащим образом, о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилось.

При этом, суд полагает возможным рассмотреть данное административное дело в отсутствие указанного лица.

Суд, заслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. Сохранение особо охраняемых природных территорий, охрана земель является реализацией гарантии конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду.В соответствии с ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

В соответствии с ч. 9 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В силу ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 данной статьи возлагается на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Согласно преамбуле Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (далее - Закон № 33-ФЗ) особо охраняемые природные территории - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны. Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния.

Судом установлено, что Ставропольской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства об особо охраняемых природных территориях в границах города - курорта Железноводска, в результате которой в деятельности Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес>, ГКУ «Дирекция особо охраняемыхприродных территорий» выявлены нарушения названного законодательства.

Памятник природы краевого значения «Гора Развалка» создан постановлением бюро <адрес>вого комитета КПСС и исполкома краевого Совета депутатов трудящихся от ДД.ММ.ГГГГ «О мерах по охране природы в крае».

Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-П создан государственный природный заказник краевого значения «Бештаугорский». Этим же постановлением утверждено Положение о государственном природном заказнике краевого значения «Бештаугорский».

Согласно п.п. 20 п. 11 Положения, на территории заказника запрещается, среди прочего, деятельность, влекущая за собой снижение экологической ценности территории заказника или причиняющая вред охраняемым объектам животного и растительного мира и среде их обитания, если осуществление данной деятельности не предусмотрено Положением.

Пунктом 26 Положения установлено, что на территории заказника расположен, в том числе, памятник природы краевого значения «Гора Развалка». Режим особой охраны территории памятника природы краевого значения, соответствует режиму особой охраны территории заказника, установленному Положением.

Приказом Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Паспорт памятник природы краевого значения «Гора Развалка».

В соответствии с п. 16 Паспорта, к источникам негативного воздействия на памятник природы, преимущественно антропогенного генеза, причем как потенциального, так и непосредственно существующего характера: ландшафтные и лесные пожары, стихийная рекреационная нагрузка, незаконная охота. Для памятника природы характерно вытаптывание травянистой растительности и захламление территории различными бытовыми отходами, что существенно нарушает состояние восстанавливающихся экосистем. Немаловажным фактором является беспокойство популяции летучих мышей в штольне <адрес>, особенно в период зимней спячки. Рекреационная нагрузка носит стихийный характер, отличается ярко выраженной сезонностью (преимущественно в теплое время года). В настоящее время контроль рекреационной нагрузки не ведется.

Для предотвращения существующих и потенциальных угроз (ландшафтные и лесные пожары, стихийная рекреационная нагрузка, незаконная охота) необходимо предусмотреть комплекс мер, направленных на просветительскую работу по недопущению загрязнения памятника природы, мониторинг состояния геологической среды, растительности и фауны, а также на ограничение доступа рекреантов в штольню <адрес> с целью сохранения популяции летучих мышей (установка заградительной решетки в глубине штольни на расстоянии 20 м от входа).

В соответствии с паспортом памятника природы краевого значения «Гора Развалка», утвержденным приказом министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, памятник природы «Гора Развалка» создан с целью сохранения уникального ландшафта останцовых магматических гор, сохранения условий формирования месторождения минеральных вод. Задачами памятника природы являются: сохранение естественного ландшафта и пейзажных особенностей <адрес>; сохранение системы резервуарных бассейнов формирования трещинно-жильных месторождений минеральных вод; охрана уникального биоразнообразия,формирующегося в процессе взаимодействия биоты с особенностями геолого­геоморфологического строения и рельефа <адрес> и включающего редкие виды биоты; сохранение специфики природы <адрес>, включающей наличие участков с особенностями циркуляции воздуха «многолетней мерзлоты».

В результате проведенного ДД.ММ.ГГГГ сотрудниками Ставропольской межрайонной природоохранной прокуратуры выездного обследования государственного природного заказника краевого значения «Бештаугорский», памятника природы краевого значения «Гора Развалка», установлено:

в нарушение требований ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст.ст. 27, 35 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № ЗЗ-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес> своевременные и достаточные меры по охране памятника природы краевого значения «Гора Развалка» не приняты, границы памятника природы не утверждены, сведения об особо охраняемой природной территории в Единый государственный реестр недвижимости не внесены, на местности не обозначены, информационные знаки, содержащие сведения о границах и режиме особой охраны памятника природы, не установлены.

- в нарушение требований ст.ст. 24, 27 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № ЗЗ-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», п. 20 положения о заказнике, паспорта ООПТ, комплекс мер, направленных на ограничение доступа рекреантов в штольню <адрес> с целью сохранения популяции летучих мышей не ограничен, (заградительная решетка в глубине штольни на расстоянии 20 м от входа не установлена, просветительская работа по недопущению загрязнения памятника природы не реализована, мониторинг состояния геологической среды, растительности и фауны не проводится. Скальные породы в районе туристического объекта «Пещера вечной (летней) мерзлоты» в границах особо охраняемых природных территорий государственного природного заказника краевого значения «Бештаугорский», памятника природы краевого значения «Гора Развалка» загрязнены надписями и рисунками, выполненными краской и иными красителями.

Таким образом, федеральное законодательство допускает возможность передачи под охрану с оформлением охранного обязательства памятников природы федерального и регионального значения правообладателям земельных участков, на которых данные памятники находятся (п. 17 Обзора судебной практики Верховного суда Российской Федерации (2020), утвержденного ДД.ММ.ГГГГ Президиумом Верховного суда Российской Федерации).

Приказом Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды от ДД.ММ.ГГГГ утверждено охранное обязательство памятника природы краевого значения «Гора Развалка», в соответствии с которым обязательства по охране памятника природы, в том числе по обеспечению выполнения установленного режима особой охраны памятника природы, переданы ГКУ «Дирекция особо охраняемых природных территорий <адрес>».

В соответствии с указанным охранным обязательством ГКУ «Дирекция особо охраняемых природных территорий <адрес>» принимает на себя обязательство в том числе по обеспечению выполнения установленного режима особой охраны памятника природы, своевременно принимать меры по пресечению нарушений установленного режима особой охраны памятника, незамедлительно извещать Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес> о нарушениях установленного режима особой охраны памятника природы «Гора Развалка».

Таким образом, в силу ст.ст. 26, 27, 35 Закона № ЗЗ-ФЗ Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес> обязано осуществлять охрану памятника природы, региональный государственный надзор в области охраны и использования, а ГКУ «Дирекция особо охраняемых природных территорий <адрес>» обязана обеспечить соблюдение режима особой охраны памятника природы.

В нарушение требований ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 35 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № ЗЗ-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», п. 11 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес>, ГКУ «Дирекция особо охраняемых природных территорий <адрес>» своевременные и достаточные меры по охране памятника природы краевого значения «Гора Развалка», соблюдению режима особой охраны в границах особо охраняемых природных территорий - государственного природного заказника краевого значения «Бештаугорский», памятника природы краевого значения «Гора Развалка» не приняты, противоправная деятельность граждан не контролируется и не пресекается, что привело к загрязнению территории заказника и памятника природы надписями и рисунками непосредственно на скалах в районе входа в туристический объект «Пещера вечной (летней) мерзлоты», что повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан, охраняемых законом интересов общества или государства, выражающееся в нарушении конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду, повреждении компонентов природной среды, исключающем возможность самовосстановления природного объекта.

ДД.ММ.ГГГГ заместителем прокурора <адрес> Министру природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес> внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства, выразившихся, в том числе, в непринятии мер по установлению и внесению в Единый государственный реестр недвижимости сведений о границах памятника природы краевого значения «Гора Развалка».

В связи с непринятием мер по устранению выявленных нарушений, прокурором края ДД.ММ.ГГГГ исполняющему обязанности <адрес>, первому заместителю председателя <адрес> внесено представление об устранении нарушений природоохранного законодательства.

При этом, в судебном заседании установлено, что с 2020 года меры по внесению границ в Единый государственный реестр указанного объекта – особо охраняемой природной территории «горы Развалка» Министерства Природных ресурсов и охраны окружающей среды не принимались.

Довод административного ответчика о длительности указанной процедуры в связи с ее бюджетным обеспечением судом оцениваются критически. Так, в ходе судебного заседания ответчиками достоверных доказательств, подтверждающих невозможность проведения необходимого объема подготовительных процедур по определению границ особо охраняемой природной зоны «горы Развалка» либо препятствующих этому, не представлено; как не представлено и сведений об отказе Министерства финансов СК <адрес> в выделении указанных средств на работы по установке и внесению границ участка в ЕГРН.

Кроме того, суд учитывает, что в ходе рассмотрения дела в результате проведенного комплекса работ, административный ответчик представил сведения о согласовании границ земельного участка «горы Развалка» с <адрес> и внесении указанных сведений в Единый государственный реестр недвижимости.

В связи с отказом административного истца от этой части от иска, суд вынес соответствующее определение о прекращении производства в этой части по данному административному делу.

Ввиду установления административным ответчиком на местности границ особо охраняемой природной территории «горы Развалка» суд считает обоснованными и подлежащими удовлетворению в части возложения в срок не позднее трех месяцев со дня вступления в силу решения суда обозначить границы памятника природы краевого значения «Гора Развалка» на местности информационными знаками. содержащими сведения о границах и режиме особой охраны памятника природы.

Довод представителя ГБУ «Дирекция особо охраняемых природных территорий» и довод Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес> о том, что соответствующие указатели частично готовы и на 2022 год запланирован выпуск и установка информационных стендов по границам данной территории, не может являться основанием для освобождения от возложенной обязанности.

Кроме того, рассматривая вопрос о возложении на административного ответчика – Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес> обязанности разработать материалы оценки воздействия на окружающую среду, обосновывающую документацию планируемой (намечаемой) хозяйственной и иной деятельности па территории памятника краевого значения «Гора Развалка» и провести оценку воздействия на окружающую среду планируемой (намечаемой) хозяйственной и иной деятельности, в соответствии с приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ, суд приходит к следующему.

Согласно представленным в судебное заседание сведениям ГБУ «Дирекция особо охраняемых природных территорий» и администрация <адрес> подписали Охранное обязательство, согласно которому все затраты по содержанию указанной территории возлагается на орган Муниципального самоуправления – администрацию города –курорта Железноводска.

Более того, суд приходит к выводу, что в ходе рассмотрения дела административными ответчиками представлен достаточно достоверных доказательств проведения комплекса просветительской работы, направленной на информирование населения о правилах поведения в особо охраняемых природных территориях, о растениях, произрастающих в границах указанной зоны; о фауне и представителях животного мира, занесенных в Красную книгу. Указанная работа проводится, как широким кругом лиц посредством размещения указанной информации на стендах, официальном сайте в сети Интернет, где имеется много наглядной информации соответствующей направленности. Представлена в судебное заседание и печатная- сувенирная продукция с просветительскими фото и текстами. ГБУ «дирекцией особо охраняемых природных территорий» приведены доказательства проведения лекций и практических занятий в школьных и дошкольных учреждениях Егерской службой данных территорий. В связи с чем, суд находит требования административного истца в этой части не подлежащими удовлетворению.

Переходя к требованиям о разработке материалов оценки воздействия на окружающую среду, обосновывающую документацию планируемой (намечаемой) хозяйственной и иной деятельности на территории памятника краевого значения «Гора Развалка» и проведении оценки воздействия на окружающую среду планируемой (намечаемой) хозяйственной и иной деятельности, в соответствии с приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ, организации и осуществления мониторинга состояния геологической среды, растительности и фауны, суд находит, что данные требования подлежат удовлетворению.

Так, согласно Постановлению <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-п «Об утверждении Положения о министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес>» Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды является специально уполномоченным органом исполнительной власти <адрес> по охране, федеральному государственному надзору и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания. Основными задачами министерства являются, в том числе, участие в проведении государственной политики в области экологического развития Российской Федерации, охраны атмосферного воздуха, обращения с отходами производства и потребления (далее - отходы); осуществление в пределах своей компетенции государственного управления в области недропользования, лесных отношений, водных отношений, безопасности гидротехнических сооружений, охраны окружающей среды, охраны атмосферного воздуха, охраны, регулирования использования объектов животного мира и среды их обитания, охоты и сохранения охотничьих ресурсов, обеспечения экологической безопасности на территории <адрес>, организации и функционирования особо охраняемых природных территорий краевого значения, охраны курортов, лечебно-оздоровительных местностей и природных лечебных ресурсов краевого значения, защитных лесных насаждений; осуществление в пределах своей компетенции: федерального государственного контроля (надзора) в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания на территории <адрес>, за исключением объектов животного мира и среды их обитания, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, расположенных на территории <адрес>.

При этом, Министерство в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет следующие функции в установленной сфере деятельности: разрабатывает: для утверждения положения об особо охраняемой природной территории краевого значения или о внесении изменений в данное положение, а также установлении или изменении границ особо охраняемой природной территории краевого значения; и др.. Следовательно, на Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды возложены указанные функции по анализу воздействия на окружающую среду воздействий, связанных с хозяйственной и иной деятельностью, а также с оценкой указанных воздействий, для выработки рекомендаций по сохранению окружающей среды, в том числе в границах особо охраняемых природных территорий.

Также на этом основании подлежит удовлетворению требование о возложении обязанности на Министерство обеспечения охраны особо охраняемых природных территорий - государственного природного заказника краевого значения «Бештаугорский», памятника природы краевого значения «Гора Развалка», способами, не нарушающими режим собой охраны государственного природного заказника краевого значения и памятника природы краевого значения, путем организации и осуществления мониторинга состояния геологической среды, растительности и фауны, так как указанная обязанность включает в себя в качестве задачи - защиту от разрушающих воздействий в том числе и от определенных видов хозяйственной деятельности на особо охраняемых природных территориях.

К указанным выводам суд приходит также учитывая то обстоятельство, что непринятие ответчиками мер по охране и обеспечению режима особой охраны памятника природы «Гора Развалка», может привести к утрате, причинению вреда памятнику природы, ухудшению экологической обстановки на территории памятника природы, истощению и утрате гидроминеральных ресурсов курортов федерального значения и особо охраняемого эколого - курортного региона Кавказские Минеральные Воды, а, соответственно, нарушению прав граждан на благоприятную окружающую среду.

Суд также приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований административного истца в остальной части иска на основании следующего.

Как следует из представленных фото материалов, произведенных на момент проверки ( 2021 год), истцом в обоснование требований не представлены доказательства, подтверждающие характер повреждений скальных пород штольни, меры их воздействия на указанные породы, а также сведения о состоянии популяции летучих мышей – уменьшении численности, другого отрицательного воздействия. При этом, административным истцом в обоснование своей позиции также не приведены сведения по безопасности предложенных мер – очистки скальных пород в районе входа в туристический объект «Пещера вечной мерзлоты», а также разработки и организации комплекса мер, направленных на ограничение доступа рекреантов в штольню <адрес>, с целью сохранения популяции летучих мышей, установления заградительной решетки в глубине штольни на расстоянии 20 м от входа. В материалах дела не представлено доказательств, подтверждающих экологическую безопасность предложенных истцом способов по сохранению окружающей среды.

Таким образом, административным истцом при заявлении указанных требований не доказана безопасность данных мероприятий для окружающей среды и, следовательно, применение данных методов может быть экологически не безопасно, в связи с чем, в данных требованиях истцу необходимо отказать.

С учетом вышеизложенного, административные исковые требования Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц подлежат удовлетворению частично.

Руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

административный иск - удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес>, выразившееся непринятии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ мер по установлению границ памятника природы краевого значения «Гора Развалка», внесению сведений об особо охраняемой природной территории в Единый государственный реестр недвижимости, обозначению границ памятника природы краевого значения «Гора Развалка», внесению сведений об особо охраняемой природной территории в Единый государственный реестр недвижимости, обозначению границ памятника природы краевого значения «Гора Развалка» на местности информационными знаками, содержащими сведения о границах и режиме особой охраны памятника природы.

Возложить на Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес> обязанность в срок не позднее трех месяцев со дня вступления в силу решения суда обозначить границы памятника природы краевого значения «Гора Развалка» на местности информационными знаками. содержащими сведения о границах и режиме особой охраны памятника природы.

Возложить на Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес> обязанность в срок не позднее трех месяцев со дня вступления в силу решения суда разработать материалы оценки воздействия на окружающую среду, обосновывающую документацию планируемой (намечаемой) хозяйственной и иной деятельности па территории памятника краевого значения «Гора Развалка» и провести оценку воздействия на окружающую среду планируемой (намечаемой) хозяйственной и иной деятельности, в соответствии с приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ.

Возложить на Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес>, обеспечить охрану особо охраняемых природных территорий - государственного природного заказника краевого значения «Бештаугорский», памятника природы краевого значения «Гора Развалка», способами, не нарушающими режим собой охраны государственного природного заказника краевого значения и памятника природы краевого значения, путем организации и осуществления мониторинга состояния геологической среды, растительности и фауны.

В остальной части административных исковых требований Ставропольскому межрайонному прокурору к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды, ГБУ «Дирекция особо охраняемых природных территорий» - отказать.

Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд <адрес> в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение суда изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья Е.В. Руденко