2а-1011/19 04 сентября 2019 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Фроловский городской суд Волгоградской области
в составе председательствующего судьи Т.В.Киреевой
с участием прокурора ФИО2
при секретаре ФИО1,
рассмотрев 04 сентября 2019 года в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Фроловского межрайонного прокурора <адрес> к администрации Краснолиповского сельского поселения Фроловского муниципального района <адрес> о признании незаконным бездействия и понуждении обратиться с заявлением в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о постановке на учет бесхозяйного объекта культурного наследия,
установил:
Фроловский межрайонный прокурор <адрес> обратился к администрации Краснолиповского сельского поселения Фроловского муниципального района <адрес> о признании незаконным бездействия и понуждении обратиться с заявлением в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество с заявлением о постановке на учет бесхозяйного объекта культурного наследия.
В обоснование требований указал, что в результате проверки исполнения законодательства об охране объектов культурного наследия выявлены нарушения в деятельности администрации Краснолиповского сельского поселения Фроловского муниципального района <адрес>.
Объект культурного наследия регионального значения - братская могила, расположенная на территории хутора Выездинский Краснолиповского сельского поселения <адрес><адрес> на балансе администрации сельского поселения не состоит, вопрос признания ее бесхозяйным объектом не рассматривался.
Право собственности на указанную братскую могилу никем не зарегистрировано.
Просил признать бездействие администрации Краснолиповского сельского поселения <адрес><адрес> по неисполнению мероприятий по обращению в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество с заявлением о постановке на учет бесхозяйного объекта культурного наследия регионального значения - братской могилы советских воинов, погибших в период Сталинградской битвы 1942-1943 годы, расположенной в хуторе Выездинский Краснолиповского сельского поселения <адрес> незаконным.
Обязать администрацию Краснолиповского сельского поселения <адрес><адрес> обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о постановке на учет бесхозяйного объекта культурного наследия регионального значения - братской могилы советских воинов, погибших в период Сталинградской битвы 1942-1943 годы, расположенной в хуторе Выездинский Краснолиповского сельского поселения <адрес>
В судебном заседании прокурор ФИО2 административные исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель ответчика администрации Краснолиповского сельского поселения <адрес> надлежаще уведомлен о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.
Выслушав прокурора, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
Согласно ч. 3 ст. 44 Конституции РФ, каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 25 февраля 2002 года № 73 «Об объектах культурного наследия» под объектом культурного наследия регионального значения понимают объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры субъекта Российской Федерации.
Объекты культурного наследия независимо от категории их историко-культурного значения согласно ст. 48 названного закона могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, частной собственности, а также в иных формах собственности, если иной порядок не установлен федеральным законом.
Постановлением Волгоградской областной Думы от ДД.ММ.ГГГГ№ «О постановке на государственную охрану памятников истории и культуры Волгоградской области» братская могила советских воинов, погибших в период Сталинградской битвы 1942-1943 годы, расположенная в <адрес><адрес><адрес> отнесена к объектам культурного наследия регионального значения.
В силу ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой не известен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечение года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.
Пунктом 5 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 10 декабря 2015 года № 931, определено, что принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях муниципальных образований.
Из преамбулы Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия /памятники истории и культуры/ народов Российской Федерации» следует, что объекты культурного наследия /памятники истории и культуры/ народов Российской Федерации представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия. В Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия /памятников истории и культуры/ народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации. Государственная охрана объектов культурного наследия /памятников истории и культуры/ является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
В силу п. 1 ст. 33 Закона № 73-ФЗ объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
Согласно ст. 6 Закона № 73-ФЗ под государственной охраной объектов культурного наследия в целях настоящего Федерального закона понимается система правовых, организационных, финансовых, материально-технических информационных и иных принимаемых органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъекте Российской Федерации, органами местного самоуправления в пределах из компетенции мер, направленных на выявление, учет, изучение объекте культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда, контроль за сохранением и использованием объектов культурного наследия в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В силу ст. 3 Закона РФ от 14 января 1993 года № 4292-1 «Об увековечивании памяти погибших при защите Отечества» захоронения погибших при защите Отечества с находящимися на них надгробиями, памятниками, стелами, обелисками, элементами ограждения и другими мемориальными сооружениями и объектами являются воинскими захоронениями. К ним относятся: военные мемориальные кладбища, воинские кладбища, отдельные воинские участки на общих кладбищах, братские и индивидуальные могилы на общих кладбищах и вне кладбищ, колумбарии и урны с прахом погибших, места захоронений в акваториях морей и океанов, места гибели боевых кораблей, морских, речных и воздушных судов с экипажами.
Обязанность по осуществлению мероприятий по содержанию в порядке и благоустройству воинских захоронений, мемориальных сооружений и объектов, увековечивающих память погибших при защите Отечества, которые находятся на их территориях, а также работы по реализации межправительственных соглашений по уходу за захоронениями иностранных военнослужащих на территории Российской Федерации возложена ст. 11 Закона № 4292-1 на органы местного самоуправления.
В соответствии с п. 13 ч. 1 ст. 14, п. 9 ч. 2 ст. 50 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится, в том числе, сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, находящихся в собственности поселения, охрана объектов культурного наследия /памятников истории и культуры/ местного значения, расположенных на территории поселения.
Фроловской межрайонной прокуратурой <адрес> проведена проверка соблюдения законодательства об охране объектов культурного наследия и выявлены нарушения законодательства в деятельности администрации Краснолиповского сельского поселения <адрес><адрес>.
Объект культурного наследия регионального значения - братская могила, расположенная на территории <адрес><адрес><адрес>, на балансе администрации сельского поселения не состоит, право собственности на нее за кем-либо не зарегистрировано, вопрос обращения в органы Росреестра для признания ее бесхозяйным объектом не рассматривался.
Данные обстоятельства подтверждаются сведениями административного ответчика от ДД.ММ.ГГГГ, информацией Россреестра о том, что администрация поселения по вопросу признания бесхозяйным объектом братской могилы советских воинов в <адрес> не обращалась.
По факту данных нарушений Фроловским межрайонным прокурором в адрес главы администрации Краснолиповского сельского поселения внесено представление об устранении нарушений при исполнении законодательства при реализации полномочий в сфере обеспечения сохранности культурного наследия регионального значения.
Сведения о собственниках на указанный объект культурного наследия отсутствуют, в связи с чем данный объект является бесхозяйным, однако органом местного самоуправления не приняты меры по постановке объекта на учет в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав в отношении недвижимого имущества, бесхозяйной вещи - объекта культурного наследия регионального значения «Братская могила советских воинов погибших в период Сталинградской битвы 1942-1943 годах».
Бездействие органа муниципальной власти при реализации полномочий по обращению с заявлением о принятии на учет названного объекта культуры в качестве бесхозяйного, а также непринятие мер по получению охранного обязательства на данный объект, неразработка проекта охраны и не принятие мер для утверждения границ его зон охраны может привести к повреждению или утрате объекта культурного наследия.
Исходя из вышеприведенных правовых норм, орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного, а, следовательно, обязан это делать в силу возложенных на него законом полномочий.
С учетом правовой природы бездействие органа местного самоуправления по непринятию мер к постановке на учет бесхозяйных объектов культурного наследия регионального значения в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество объектов нельзя признать законным и обоснованным.
Согласно п.п. 1 п.2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия /бездействия/ органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия /бездействия/ незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
В соответствии с п.п. 1 п. 3 ст. 227 КАС РФ в резолютивной части решения по административному делу об оспаривании решения, действия /бездействия/ должны содержаться указание на признание оспоренных решения, действия /бездействия/ не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, на удовлетворение заявленного требования полностью или в части со ссылками на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие /бездействие/, и на существо оспоренных решения, действия /бездействия/. В случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия /бездействия/ и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия /бездействия/ в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.
Принимая во внимание, что в рассматриваемом деле установлена предусмотренная п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ совокупность условий для признания незаконными действий /бездействия/ органа местного самоуправления, суд полагает возможным установить для административного ответчика обязанность принять установленные законодательством Российской Федерации меры к их постановке на учет.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что заявленные административные требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 175- 180, ст. 227 КАС РФ, суд
решил:
административные исковые требования Фроловского межрайонного прокурора <адрес> к администрации Краснолиповского сельского поселения <адрес> о признании незаконным бездействия и понуждении обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о постановке на учет бесхозяйного объекта культурного наследия, - удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Краснолиповского сельского поселения <адрес> по неисполнению мероприятий по обращению в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество с заявлением о постановке на учет бесхозяйного объекта культурного наследия регионального значения - братской могилы советских воинов, погибших в период Сталинградской битвы 1942-1943 годов, расположенной в хуторе Выездинский Краснолиповского сельского поселения <адрес>. Обязать администрацию Краснолиповского сельского поселения <адрес><адрес> в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу обратиться в орган, осуществляющую государственную регистрацию прав на недвижимое имущество с заявлением о постановке на учет бесхозяйного объекта культурного наследия регионального значения - братской могилы советских воинов, погибших в период Сталинградской битвы 1942-1943 годов, расположенной в <адрес><адрес><адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд подачей апелляционной жалобы через Фроловский городской суд Волгоградской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: Т.В. Киреева