ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1011/2022 от 14.06.2022 Октябрьского районного суда г. Ставрополя (Ставропольский край)

Дело

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

14 июня 2022 года

Октябрьский районный суд края в составе: председательствующего судьи Руденко Е.В.,

при секретаре судебного заседания ФИО2,

с участием представителя административного истца в лице помощника Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора, ФИО4

представителя административного ответчика Министерства природных ресурсов и охраны окружающей средыпо доверенности ФИО3 и по доверенности ФИО5,

административного ответчика Государственного Казенного учреждения «Дирекцияособо охраняемых природных территорий» в лице заместителя директора Чипиги C.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело а-1011/2022 по административному исковому заявлению Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора к Министерству природных ресурсови Государственному Казенному учреждению «Дирекция особо охраняемых природных территорий» о признании незаконным бездействия и возложении обязанностей,

установил:

Ставропольский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц с исковым заявлением ( в последующем уточненным) к Министерству природных ресурсови Государственному Казенному учреждению «Дирекция особо охраняемых природных территорий» о признании незаконным бездействия и возложении обязанностей.

В обоснование исковых требований указано, что Ставропольской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства об особо охраняемых природных территориях, в результате которой в деятельности Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды(далее - МПР СК), выявлены нарушения названного законодательства.

осуществляет государственную власть на территории края посредством, в том числе, издания правовых актов по вопросам своей компетенции.

Постановлениемот ДД.ММ.ГГГГ-п образован государственный природный заказник краевого значения «Сафонова дача» на территории .

Этим же постановлением утверждены границы государственного природного заказника краевого значения «Сафонова дача», а также Положение о государственном природном заказнике краевого значения «Сафонова дача».

Согласно Выписке из Единого государственного реестра недвижимости на зону с особыми условиями использования территорий (реестровый (учетный) номер зоны: 26:25-6.28, дата присвоения ДД.ММ.ГГГГ), в границах особо охраняемой природной территории: государственного природного заказника краевого значения «Сафонова дача», расположены 18 земельных участков с установленными для них различными видами разрешенного использования.

В нарушение требований ч. 14 ст. 2 Закона №33-ФЗ,предусматривающей, что в положении об особо охраняемой природной территории должны быть определены основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков, расположенных в границах ООПТ, предусматривающие виды деятельности в соответствии с режимом особой охраны, в Положении о Заказнике «Сафонова Дача» основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков, предусматривающие виды деятельности в соответствии с режимом особой охраны, установленного разделом 3 Положения, не определены.

Согласно разделу 1.3 Материалов комплексного экологического обследования территории государственного природного заказника краевого значения «Сафонова Дача», выполненного в 2010 году, одним из видов допустимого природопользования на обследованной территории предлагается организация экологических троп. Работа по формированию сети экологических троп должна иметь комплексный, системный характер. В перспективе государственный природный заказник краевого значения «Сафонова дача» может стать ключевым звеном системы экологических маршрутов в государственных природных заказниках. При этом необходимыми являются расчет предельно допустимых нагрузок на природные сообщества и мероприятия, направленные, с одной стороны, на решение эколого-просветительских задач, а с другой - на охрану уникальных природных экосистем.

В результате проведенной Ставропольской межрайонной природоохранной прокуратурой проверки установлено, что в нарушение требований ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст.ст. 2, 26, 27, 35 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № ЗЗ-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», Министерством природных ресурсов и охраны окружающей средыДД.ММ.ГГГГ (с момента вступления в силу ч. 14 ст. 2 Закона - ФЗ) в Положении о Заказнике «Сафонова Дача» основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков, предусматривающие виды деятельности в соответствии с режимом особой охраны, установленного разделом 3 Положения, не определены, границы Заказника на местности не обозначены, информационные знаки, содержащие сведения о границах и режиме особой охраны Заказника, не установлены, экологические тропы, в целях развития экологического туризма не организованы, экологический туризм не осуществляется, рекреационная и антропогенная нагрузка не контролируется, что может привести к использованию территории Заказника с нарушением установленного режима особой охраны, и, в дальнейшем, повлечь уничтожение и утрату биологического разнообразия Заказника, в том числе редких, находящихся под угрозой исчезновения и ценных в хозяйственном и научном отношении объектов растительного и животного мира, а также природных лечебных ресурсов курортов региона Кавказских Минеральных Вод.

Восстановление гарантированного Конституцией РФ (ст. 42), Федеральным законом «Об охране окружающей среды» (абз. 2, 3 ст. 3, п. 1 ст. 11) права граждан на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии, защиту ее от негативного воздействия и на обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности будет заключаться в принятии конкретных мер по устранению допущенных нарушений закона, направленных на обеспечение сохранности особо охраняемой природной территории краевого значения - государственного природного заказника «Сафонова Дача», сохранение биологического разнообразия, объектов животного и растительного мира, ценных в хозяйственном и научном отношении и среды их обитания, гидроминеральных ресурсов курортов федерального значения, а также обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан, устранение угрозы уничтожения памятника природы.

Бездействие Министерству природных ресурсов и охраны окружающей средыв период с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ выявлено межрайонной природоохранной прокуратурой ДД.ММ.ГГГГ в результате проведения проверки исполнения законодательства об особо охраняемых природных территориях в границах государственного природного заказника краевого значения «Сафонова Дача».

В соответствии с п. 1.10 Устава ГБУ «Дирекция ООПТ СК», утвержденного приказом министерства природных ресурсов и охраны окружающей средыот ДД.ММ.ГГГГ (далее - Устав), Учреждение находится в ведения Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды, которое осуществляет полномочия и функции учредителя данного Учреждения.

Согласно п. ДД.ММ.ГГГГ Устава, Учредитель (то есть, министерство), осуществляет финансовое обеспечение выполнения государственного задания.

Пунктами 5.5 и 5.6 Устава установлено, что Учредитель в отношении учреждения является главным распорядителем бюджетных средств, который распределяет лимиты бюджетных обязательств, утверждает план финансово - хозяйственной деятельности Учреждения и бюджетную смету, оформляет разрешение на осуществление приносящей доход деятельности, осуществляет другие бюджетные полномочия, установленные законодательством Российской Федерации и законодательством. Г осударственное задание для Учреждения в соответствии с предусмотренными Уставом видами деятельности формирует и утверждает Учредитель.

Пунктом 2.4 Устава определено, что для достижения поставленных целей Учреждение осуществляет следующие виды деятельности:

- изготовление и установка предупредительных и информационных знаков на ООПТ,

- организация экологических экскурсий и познавательного туризма, обустройство экологических троп,

- определение специально предусмотренных мест для осуществления рекреационной деятельности на ООПТ,

- обеспечение установленного режима ООПТ,

- проведение конференций, конкурсов, акций для привлечения внимания к сохранению природного наследия.

Таким образом, к полномочиям ГБУ «Дирекция ООПТ СК» отнесено обеспечение охраны особо охраняемой природной территории государственного природного заказника краевого значения «Сафонова Дача», способами, не нарушающими режим особой охраны Заказника, путем:

- обозначения границ Заказника на местности информационными знаками, содержащими сведения 6 границах и режиме особой охраны,

- организации экологических троп в целях развития экологического туризма и внедрения системы осуществления экологического туризма,

- контроля рекреационной и антропогенной нагрузки,

- ведения просветительской работы по недопущению загрязнения и разрушения Заказника.

Пунктом 10.16 Положения о министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды, утвержденного Постановлениемот ДД.ММ.ГГГГ-п (далее - Положение о Министерстве), установлено, что Министерство осуществляет регулирование в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий краевого значения; осуществляет охрану особо охраняемых природных территорий краевого значения; вносит в установленном порядке впредложения, в том числе: о создании особо охраняемых природных территорий краевого значения; об утверждении границы, особенностей, зонирования и режима особой охраны особо охраняемой природной территории краевого значения; а также осуществляет охрану особо охраняемых природных территорий краевого значения, региональный государственный надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий краевого значения в порядке, установленном.

Кроме того, Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды, являясь Учредителем ГБУ «Дирекция ООПТ СК», формирует, утверждает и осуществляет финансовое обеспечение выполнения государственного задания в соответствии с предусмотренными Уставом Учреждения видами деятельности.

Таким образом, выполнение указанных в требованиях административного искового заявления мероприятий по обеспечению охраны особо охраняемой природной территории - государственного природного заказника краевого значения «Сафонова Дача», способами, не нарушающими режим особой охраны Заказника, путем: обозначения границ Заказника на местностиинформационными знаками, содержащими сведения о границах и режиме особой охраны, организации экологических троп в целях развития экологического туризма и внедрения системы осуществления экологического туризма, контроля рекреационной и антропогенной нагрузки, ведения просветительской работы по недопущению загрязнения и разрушения Заказника, может быть обеспеченоГБУ «Дирекция ООПТ СК» только после, и при условии, формирования, утверждения и финансового обеспечения Министерством соответствующего государственного задания, что свидетельствует о неделимости предмета обязательства, а, соответственно, о необходимости солидарного исполнения такого обязательства.

Представитель административного истца в лице помощника Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора ФИО4 в судебном заседании административные исковые требования поддержал, просил удовлетворить.

Представители административного ответчика Министерства природных ресурсов и охраны окружающей средыпо доверенности ФИО3 и по доверенности ФИО5 каждый в отдельности возражали против удовлетворения иска, просили отказать. Поддержали представленные в материалы дела письменные возражения, и в дополнение пояснили, чтопрактически вся часть природоохранной зоны находится в государственном лесном фонде, сама «Сафонова дача» находится в аварийном состоянии, поэтому отсутствует необходимость проведения экологических троп и каких либо экскурсионных мероприятий. В суд представлена масса материалов, свидетельствующая о проведении просветительской работы, на сайте дирекции также опубликованы материалы касательно популяризации данной территории, все имеется в общем доступе. Кроме того, разработаны мобильные приложения, которые представляют подробную информацию об особо-охраняемых природных территориях, в том числе и «Сафоновой дачи», указаны виды животных и растений данной зоны. Установлены информационные стенды, «Дирекция особо охраняемы природных территорий» ведется контроль за исполнением природоохранного законодательства.

Представитель административного ответчика Государственного казенного учреждения «Дирекция особо охраняемы природных территорий» ( привлечены к участию в деле в качестве соответчика ДД.ММ.ГГГГ определением суда вынесенным в протокольной форме, без удаления в совещательную комнату) в лице заместителя директора ФИО6 в судебном заседании возражал против удовлетворения иска, просил отказать, выразил согласие с позицией Министерства, и указал, что у них нет достаточного ресурса для проведения более обширных действий и мероприятий, однако, ведется максимально возможная работа. На всей территории охраняемой зоны установлены информационные стенды, с указанием правил поведения на особо охраняемой зоне, виды запрещенной деятельности. Более того, лесники указанной территории активно следят за соблюдением природоохранного законодательства, о чём свидетельствует большое количество составленных протоколов об административных правонарушениях и постановлений о привлечении к административной ответственности за нарушение природоохранного законодательства, кроме того, ведется широкая просветительская работа – в детских школьных, дошкольных учреждениях, лесники выступаю перед детьми с лекциями, в ходе которых раздают наглядную печатную продукцию о растениях и животных обитающих на указанной особо охраняемой территории, а также объясняют правила поведения при посещении особо охраняемой природной территории.

Согласно части 1 статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. Сохранение особо охраняемых природных территорий, охрана земель является реализацией гарантии конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду.

Согласно преамбуле Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (далее - Закон № 33-ФЗ) особо охраняемые природные территории - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны. Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния.

Постановлениемот ДД.ММ.ГГГГ-п образован государственный природный заказник краевого значения «Сафонова дача» на территории .

Этим же постановлением утверждены границы государственного природного заказника краевого значения «Сафонова дача», а также Положение о государственном природном заказнике краевого значения «Сафонова дача».

Согласно Выписке из Единого государственного реестра недвижимости на зону с особыми условиями использования территорий (реестровый (учетный) номер зоны: 26:25-6.28, дата присвоения ДД.ММ.ГГГГ), в границах особо охраняемой природной территории: государственного природного заказника краевого значения «Сафонова дача», расположены 18 земельных участков с установленными для них различными видами разрешенного использования.

Режим особой охраны памятника природы установлен в соответствии с решением исполкомавого Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ «О взятии под особую охрану памятников природы». В соответствии с указанным режимом особой охраны на всей территории памятника природы запрещаются: распашка грунта; уничтожение почвозащитной растительности; добыча строительных материалов; проведение строительных работ, могущих вызвать эрозию почв и разрушение памятника природы. Физические и юридические лица обязаны соблюдать установленный режим особой охраны и несут за его нарушение административную, уголовную и иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Пунктами 10, 11, 14 статьи 2 Закона № 33-ФЗ установлено, что для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на государственные природные заповедники, национальные парки, природные парки и памятники природы на прилегающих к ним земельных участках и водных объектах устанавливаются охранные зоны. Решения об установлении, изменении, о прекращении существования охранных зон принимаются в отношении охранных зон природных парков и памятников природы регионального значения - высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации). Основные виды разрешенного использования земельных участков, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий, определяются положением об особо охраняемой природной территории.

Положением об особо охраняемой природной территории могут быть также предусмотрены вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков. В случае зонирования особо охраняемой природной территории основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков предусматриваются положением об особо охраняемой природной территории применительно к каждой функциональной зоне особо охраняемой природной территории.

В нарушение требований ч. 14 ст. 2 Закона №33-ФЗ,предусматривающей, что в положении об особо охраняемой природной территории должны быть определены основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков, расположенных в границах ООПТ, предусматривающие виды деятельности в соответствии с режимом особой охраны, в Положении о Заказнике «Сафонова Дача» основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков, предусматривающие виды деятельности в соответствии с режимом особой охраны, установленного разделом 3 Положения, не определены.

Согласно разделу 1.3 Материалов комплексного экологического обследования территории государственного природного заказника краевого значения «Сафонова Дача», выполненного в 2010 году, одним из видов допустимого природопользования на обследованной территории предлагается организация экологических троп. Работа по формированию сети экологических троп должна иметь комплексный, системный характер. В перспективе государственный природный заказник краевого значения «Сафонова дача» может стать ключевым звеном системы экологических маршрутов в государственных природных заказниках. При этом необходимыми являются расчет предельно допустимых нагрузок на природные сообщества и мероприятия, направленные, с одной стороны, на решение эколого-просветительских задач, а с другой - на охрану уникальных природных экосистем.

В результате проведенной Ставропольской межрайонной природоохранной прокуратурой проверки установлено, что в нарушение требований ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст.ст. 2, 26, 27, 35 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № ЗЗ-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», Министерством природных ресурсов и охраны окружающей средыДД.ММ.ГГГГ (с момента вступления в силу ч. 14 ст. 2 Закона - ФЗ) в Положении о Заказнике «Сафонова Дача» основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков, предусматривающие виды деятельности в соответствии с режимом особой охраны, установленного разделом 3 Положения, не определены, границы Заказника на местности не обозначены, информационные знаки, содержащие сведения о границах и режиме особой охраны Заказника, не установлены, экологические тропы, в целях развития экологического туризма не организованы, экологический туризм не осуществляется, рекреационная и антропогенная нагрузка не контролируется, что может привести к использованию территории Заказника с нарушением установленного режима особой охраны, и, в дальнейшем, повлечь уничтожение и утрату биологического разнообразия Заказника, в том числе редких, находящихся под угрозой исчезновения и ценных в хозяйственном и научном отношении объектов растительного и животного мира, а также природных лечебных ресурсов курортов региона Кавказских Минеральных Вод.

В силу положений ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов:

- соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;

- ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях;

- презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности;

- приоритет сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов;

- обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц.

Министерству природных ресурсов и охраны окружающей средыс ДД.ММ.ГГГГ (с момента вступления в силу ч. 14 ст. 2 Закона - ФЗ) было достоверно известно о необходимости определения в Положении о Заказнике основных и вспомогательных видов разрешенного использования земельных участков, расположенных в границах Заказника, однако до настоящего времени меры к утверждению (актуализации) положения об особо охраняемой природной территории регионального значения - государственного природного заказника краевого значения «Сафонова Дача», обозначению границ Заказника на местности информационными знаками, содержащими сведения о границах и режиме особой охраны, организации экологических троп в целях развития экологического туризма, осуществлению экологического. туризма, контролю рекреационной и антропогенной нагрузки ведению просветительской работы по недопущению загрязнения и разрушения Заказника, не приняты.

Восстановление гарантированного Конституцией РФ (ст. 42), Федеральным законом «Об охране окружающей среды» (абз. 2, 3 ст. 3, п. 1 ст. 11) права граждан на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии, защиту ее от негативного воздействия и на обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности будет заключаться в принятии конкретных мер по устранению допущенных нарушений закона, направленных на обеспечение сохранности особо охраняемой природной территории краевого значения - памятника природы «Гора Юца» сохранение биологического разнообразия, объектов животного и растительного мира, ценных в хозяйственном и научном отношении и среды их обитания, гидроминеральных ресурсов курортов федерального значения, а также обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан, устранение угрозы уничтожения памятника природы.

Финансированияорганизаций,уполномоченныхорганами субъектов РоссийскойФедерации осуществлять управление государственными природнымизаказниками регионального значения, определяются соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации, то есть в данном случае. Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды.

В соответствии с п. 2.4 Устава ГБУ «Дирекция ООПТ СК», утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и охраны окружающей средыот ДД.ММ.ГГГГ, для достижения поставленных целей Учреждение осуществляет, в том числе, среди прочего, изготовление и установка предупредительных и информационных знаков на ООПТ.

Таким образом, порядок обозначения границ заказника «Сафонова Дача» предупредительными и информационными знаками (в том числе, расстояние между знаками, вид знака, способы размещения и т.д.) отнесен к полномочиям органа государственной власти субъектов Российской Федерации, то есть Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды.

Отсутствие принятых Министерством требований к предупредительным и информационным знакам (в том числе, расстояние между знаками, вид знака, способы размещения и т.д.) в Положении о заказнике, либо ином правовом акте Министерства, не может являться основанием для неисполнения предусмотренной Положением обязанности по обозначению границы заказника на местности.

При этом, установление предупредительных и информационных знаков по периметру границы Заказника, в первую очередь, должно отвечать целям и задачам создания Заказника, а именно: сохранения и восстановления лесного природного комплекса поймы рек Кума и Подкумок; сохранения и восстановления объектов животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации и Красную книгу, а также объектов животного и растительного мира, ценных в хозяйственном, научном и культурном отношении; сохранения и рационального использования охотничьих ресурсов.

Вместе с тем, в требованиях о возложении обязанности на Министерство природных ресурсов и охраны окружающей средыи ГКУ «Дирекция особо охраняемых природных территорий» по ведению просветительской работы по недопущению загрязнения и разрушения Заказника, обозначении границ Заказника на местности информационными знаками, содержащими сведения о границах и режиме особой охраны надлежит отказать, поскольку как следует из представленных суду фотоматериалов, оборотно-сальдовой ведомости за ДД.ММ.ГГГГ, то работа в данных направлениях ответчиками осуществляется в полном объёме, необходимости в возложении обязанности по их выполнению у суда не имеется.

В суд представлены допустимые, достоверные доказательства установки соответствующих информационных знаков на территории особо охраняемой природной территории регионального значения – государственным природном заказнике краевого значения «Сафонова дача». Факт наличия контроля за указанной особо охраняемой природной территорией подтверждается копиями постановлений об административных правонарушениях, согласно которым были наложены штрафы на лиц за нарушение в сфере природоохранного законодательства. Также в подтверждение наличия просветительской работы в суд представлен большой объем наглядной печатной продукции, популяризирующий указанную особо охраняемую природную территории регионального значения – государственным природном заказнике краевого значения «Сафонова дача», с указанием видов животных и растений обитающих на данной территории. Также представлены фотоматериалы подтверждающие ведение просветительской работы в дошкольных и школьных учреждениях края, а также скриншоты с интернет сайта Министерства природных ресурсов, где представлены сведения о месте положения данной особо-охраняемой природной территории, а также флоры и фауны указанной местности. Ответчики представили сведения об участии в научно-популярных телевизионных программах и лекциях направленных на информирование населенияо наличии особо охраняемых зон на территории.

С учетом вышеизложенного, административные исковые требования Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц подлежат удовлетворению частично.

Руководствуясь ст.ст. 226,227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административный иск Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав и свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Министерству природных ресурсови Государственному Казенному учреждению «Дирекция особо охраняемых природных территорий» о признании незаконным бездействия и возложении обязанностей - удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие Министерства природных ресурсов и охраны окружающей средыв период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ мер по определению в Положении о государственном природном заказнике краевого значения «Сафонова дача», утвержденном постановлениемот ДД.ММ.ГГГГ-п, основных и вспомогательных видах разрешенного использования земельных участков, расположенных в границах Заказник; организации экологических троп в целях развития экологического туризма, осуществлению экологического туризма; контролю рекреационной и антропогенной нагрузки.

Возложить на Министерство природных ресурсов и охраны окружающей средыв срок не позднее шести месяцев со дня вступления в силу решения суда разработать и направить впроект Положения ( изменений в Положение) об особо охраняемой природной территории регионального значения - государственном природном заказнике краевого значения «Сафонова дача», содержащего требования к основным и вспомогательным видам разрешенного использования земельных участков, расположенных в границах Заказника.

Возложить на Министерство природных ресурсов и охраны окружающей средыи Государственного бюджетное учреждение «Дирекция особо охраняемых природных территорий» в срок не позднее трех месяцев со дня вступления в силу решения суда обеспечить охрану особо охраняемой природной территории - государственного природного заказника краевого значения «Сафонова дач», способами, не нарушающими режим особой охраны Заказника, путем: организации экологических троп в целях развития экологического туризма и внедрения системы осуществления экологического туризма, контроля рекреационной и антропогенной нагрузки.

В остальной части административный иск Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав и свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Министерству природных ресурсови Государственному Казенному учреждению «Дирекция особо охраняемых природных территорий» оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано ввой суд путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение суда изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья подпись Е.В. Руденко