ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1012/2021 от 17.06.2021 Зареченского районного суда г.Тулы (Тульская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

17 июня 2021 года г. Тула

Зареченский районный суд города Тулы в составе:

председательствующего Малеевой Т.Н.,

при секретаре Бобылевой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1012/2021 по административному исковому заявлению Львутиной Е.В. к администрации г. Тулы о признании бездействия незаконным и обязани совершить определенные действия,

установил:

Львутина Е.В. обратилась в суд с вышеуказанным административным иском к администрации г. Тулы в обоснование которого указала, что во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 600 «О мерах по обеспечению граждан доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг» и в соответствии с Законом Тульской области от 21.12.2011 № 1708-ЗТО «О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность гражданам, имеющим трех и более детей» в качестве меры социальной поддержки семьям, имеющим трех и более детей, для индивидуального жилищного строительства ей был выделен земельный участок с кадастровым номером , расположенный в северной части Зареченского района г. Тулы. Вместе с тем воспользоваться указанным объектом недвижимости по его целевому назначению в течении нескольких лет не представляется возможным ввиду бездействия администрации г. Тулы, которое противоречит предписаниям пп. 6 ст. 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 3 Закона Тульской области от 21.12.2011 № 1708-ЗТО «О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность гражданам, имеющим трех и более детей», Методическим рекомендациям субъектам Российской Федерации по порядку и случаям бесплатного предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, утвержденным Министерством регионального развития Российской Федерации от 09.09.2013 № 372. Указала, что с момента выделения и передачи в собственность земельного участка в 2013 году в качестве меры социальной поддержки прошло восемь лет, однако до настоящего времени надлежащей инфраструктурой участок не обеспечен, отсутствуют технические условия подключения объекта недвижимости к сетям инженерно-технического обеспечения в виде водоснабжения, водоотведения, газопровода, автомобильной дороги общего пользования. Также полагала, что бездействие ответчика противоречит правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, содержащейся в определении от 9 ноября 2017 года N 2516-О «По жалобе администрации города Барнаула на нарушение конституционных прав и свобод п.п. 4 и 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Таким образом, поскольку на протяжении длительного времени, с 2013 года по день обращения в суд с настоящим административным иском, она обращались в администрацию г. Тулы и должностным лицам администрации г. Тулы, в полномочия которых входит решение вопроса об обеспечении предоставленного в собственность земельного участка инженерной инфраструктурой, позволяющей использовать земельные участки по целевому назначению для индивидуального жилищного строительства, и указанные вопросы в силу п. 5 ч. 1 ст. 16, п. 4.3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона № 131-ФЗ, ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», п. 1 ч. 2 ст. 3, п.п. 1, 4, 5 ч. 1 ст. 3, п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 07.12.2001 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», относятся к перечню вопросов местного значения городских округов, Львутина Е.В., усматривая бездействие административного ответчика в решении вопросов обеспечения газо- и водоснабжения, водоотведения, а также отдельных вопросов в сфере дорожной деятельности, обратились в суд с требованиями о признании бездействия администрации г. Тула незаконными и возложении обязанности по подведению к ее земельному участку объектов отсутствующей на момент обращения в суд инфраструктуры. Исходя из изложенных обстоятельств просит признать незаконным бездействие администрации города Тулы в обеспечении земельного участка, расположенного в северной части Зареченского района г.Тулы, предоставленного административному истцу на праве собственности, объектами инфраструктуры – водоснабжения, водоотведения, газоснабжения, автомобильной дорогой местного значения; возложить на администрацию города Тулы обязанность подвести к земельному участку с кадастровым номером , расположенному в северной части Зареченского района г. Тулы, предоставленного административному истцу, объекты инфраструктуры - водоснабжение, водоотведение, газоснабжение, автомобильную дорогу местного значения в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Управление градостроительства и архитектуры администрации города Тулы, МУ «Управление капитального строительства города Тулы», Управление по транспорту и дорожному хозяйству администрации города Тулы, АО «Тулагорводоканал», АО «Тулагоргаз», министерство имущественных и земельных отношений Тульской области.

Представители заинтересованных лиц АО «Тулагорводоканал», министерства имущественных и земельных отношений Тульской области, МУ «Управление капитального строительства города Тулы» в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте его проведения извещались своевременно и надлежащим образом.

Представитель заинтересованного лица Управления по транспорту и дорожному хозяйству администрации города Тулы в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте его проведения извещался своевременно и надлежащим образом.

Представитель заинтересованного лица АО «Тулагоргаз» по доверенности Мещерякова А.А. в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте его проведения извещалась своевременно и надлежащим образом, в представленном суду заявлении просила о рассмотрении дела в свое отсутствие, решение просила принять на усмотрение суда.

В соответствии со ст.150 КАС РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Административный истец Львутина Е.В. в судебном заседании поддержала заявленные административные исковые требований и просила их удовлетворить в полном объеме по основаниям, изложенным в административном иске. Кроме того пояснила, что в апреле 2013 года как многодетная семья в соответствии с Указом Президента РФ от 07 мая 2012 года N 600 « О мерах по обеспечению граждан доступным жильём и повышением качество жилищно-коммунальных услуг» и в соответствии с Законом Тульской области от 21.12.2011 N1708 -3ТО « О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность гражданам имеющим трех и более детей» в качестве меры социальной поддержки она получила земельный участок в Северном Заречье. Земельные участки предоставлялись без инженерной инфраструктуры, но обязательным условием реализации данного Указа было обеспечение их инфраструктурой. ДД.ММ.ГГГГ состоялась встреча с представителями многодетных семей - старшими по кварталам земельных участков Северного Заречья г.Тулы, на которой представители органа власти так же заверили, что проведут инфраструктуру. На встрече обсуждались вопросы обеспечения земельных участков Северного Заречья инженерно-техническими сетями, сроки и этапы готовности проектно-сметной документации, выполнение и получение технических условий присоединения к электросетям, условия получения разрешений на индивидуальное жилищное строительство, льготное ипотечное кредитование на строительство жилья. При этом должностное лицо администрации г. Тулы сообщило, что на проектирование инженерных систем микрорайона Северное Заречье в городском бюджете в ДД.ММ.ГГГГ было предусмотрено 20 млн. 700 тысяч рублей, в ДД.ММ.ГГГГ на эти цели планируется израсходовать 36 млн. рублей. В районе индивидуальной застройки за счет бюджета будет создана необходимая социальная инфраструктура. В ДД.ММ.ГГГГ к участкам не было принято никаких мер по подведению газа, воды, дорог. В связи с бездействием административного ответчика, собственники земельных участков объединились, была избрана инициативная группа, а также были составлены многочисленны обращения в Администрацию г. Тулы, ответы на них были направлены в адрес председателя инициативной группы ФИОй До настоящего времени к ее земельному участку инфраструктура не подведена, автомобильная дорога местного значения отсуствует.

Представитель административного ответчика администрации г. Тулы и заинтересованного лица Управления градостроительства и архитектуры администрации г. Тулы по доверенностям Богма А.Е. в судебном заседании заявленные административные исковые требования не признал, просил отказать в их удовлетворении в полном объеме по основаниям, изложенным в возражениях на исковое заявление из которых усматривается, что в ДД.ММ.ГГГГ была разработана и утверждена документация по планировке территории жилого района, расположенного в северной части Зареченского района города Тулы (постановление администрации города Тулы от 11.07.2012 № 1879). В ДД.ММ.ГГГГ выполнены инженерно-геодезические изыскания на разработку проекта планировки и проекта межевания по объекту: «Внеплощадочные сети застройки «Жилой район, расположенный в северной части Зареченского района города Тулы». Затраты бюджета в ДД.ММ.ГГГГ составили 19 561 500,00. В ДД.ММ.ГГГГ с целью корректировки документации по планировке территории жилого района, расположенного в северной части Зареченского района города Тулы, утвержденной постановлением администрации города Тулы от 11.07.2012 № 1879, в части исключения на территории многоквартирного жилищного строительства и включения индивидуального жилищного строительства, принято постановление администрации города Тулы от 21.03.2014 № 758 «О подготовке проектов внесения изменений в документацию по планировке территории жилого района, расположенного в северной части Зареченского района города Тулы». Учитывая протокол и итоги (рекомендации) публичных слушаний по проектам внесения изменений в документацию по планировке территории жилого района, расположенного в северной части Зареченского района города Тулы, проведенных Тульской городской Думой 09.12.2014, постановлением администрации города Тулы от 29.12.2014 № 4999 утверждены проекты внесения изменений в документацию по планировке территории жилого района, расположенного в северной части Зареченского района города Тулы. Вместе с тем, с целью обеспечения северной части Зареченского района города Тулы внеплощадочными сетями инфраструктуры было принято постановление администрации города Тулы от 01.12.2014 № 3895 «О подготовке документации по планировке территории внеплощадочных сетей застройки «Жилой район, расположенный в северной части Зареченского района города Тулы». Указанные проекты были разработаны и утверждены постановлением администрации города Тулы от 09.07.2015 № 3686 «Об утверждении документации по планировке территории внеплощадочных сетей застройки «Жилой район, расположенный в северной части Зареченского района г. Тулы». Кроме того ДД.ММ.ГГГГ для электроснабжения застройки северной части Зареченского район, администрацией города Тулы в рамках договора технологического присоединения проложены наружные сети электроснабжения, установлена и подключена трансформаторная подстанция, а также было осуществлено поэтапное подключение к сетям электроснабжения по договорам технологического присоединения. Одновременно просил принять во внимание, что на территории муниципального образования город Тула правительством Тульской области сформировано 7 площадок для предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства гражданам, имеющим трех и более детей, а именно начиная с ДД.ММ.ГГГГ было сформировано 64 участка на площадке в <адрес>; 425 участков на площадке в северной части Зареченского района; 783 участков на площадке в <адрес>; 182 участка на площадке в <адрес>; 38 участков на площадке по <адрес>; 312 участков на площадке в <адрес>; 209 участков на площадке в <адрес>. При этом вышеуказанные земельные участки при их образовании не были обеспечены объектами инженерной инфраструктуры, в связи с чем Законом Тульской области от 21.12.2011 № 1708-ЗТО на орган местного самоуправления муниципального образования город Тула была возложена обязанность по обеспечению вышеуказанных земельных участков объектами инженерной инфраструктуры. Вместе с тем, обеспечение вышеуказанных земельных участков инженерной инфраструктурой связано со значительными финансовыми затратами (например, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ по 7-ми площадкам эти затраты ориентировочно составляли 5 713 994,0 тыс. руб.) и временными затратами (разработка проектно-сметной документации и проведение строительно-монтажных работ) на проведение данных работ. После того, как были спроектированы внеплощадочные сети газоснабжения администрация города Тулы обратилась в сетевые организации (ООО «Газпром Трансгаз Москва», АО «Тулагоргаз») с просьбой рассмотреть вопрос технической возможности газоснабжения северной части Зареченского района города Тулы. Однако в ДД.ММ.ГГГГ от указанных сетевых организаций были получены отказы в газоснабжении в связи с достижением Рождественской ГРС проектных нагрузок в осенне-зимний период эксплуатации и невозможностью присоединения новых потребителей с любым расходом к сетям, питающимся от данной ГРС. В связи с этим, в том числе в рамках совещания ДД.ММ.ГГГГ, до сведения представителей инициативных групп многодетных семей было доведено, что на тех площадках, где отсутствует техническая возможность централизованного газоснабжения (ГРС достигли проектных нагрузок) и водоотведения будут реализованы альтернативные варианты обеспечения участков газо- и теплоснабжением, горячим водоснабжением, водоотведением. В рамках совещания, проводимого в администрации города Тулы ДД.ММ.ГГГГ с участием представителей инициативных групп многодетных семей, представителями площадки, расположенной в северной части Зареченского района принято решение, что приоритетным направлением для их площадки является обеспечение её централизованным водоснабжением. Кроме того, представители многодетных семей были проинформированы, что порядок предоставления автономных источников водоотведения и газоснабжения будет рассмотрен после принятия изменений в Закон Тульской области от 21.12.2011 № 1708-ЗТО «О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность гражданам, имеющим трех и более детей» (далее Закон № 1708-ЗТО). В последующем в рамках проводимых совещаний ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ были проработаны вопросы, касающиеся проведения работ по водоснабжению, автономному газоснабжению и водоотведению, устройству дорог в щебне на площадках, выделенных многодетным семьям. В ДД.ММ.ГГГГ Законом Тульской области от 26.02.2018 № 14-ЗТО «О внесении изменения в Закон Тульской области «О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность гражданам, имеющим трех и более детей» в абзац четвертый части 3 статьи 3 Закона № 1708-ЗТО было внесено изменение, согласно которому органу местного самоуправления была предоставлена возможность по определению порядка обеспечения земельных участков, сформированных для индивидуального жилищного строительства, объектами инженерной инфраструктуры. В соответствии с разделом 11 Правил благоустройства территории муниципального образования город Тула, утвержденных решением Тульской городской Думы от 31.01.2018 № 47/1156, при отсутствии централизованного водоотведения объекта допускается использование децентрализованных систем водоотведения (выгребных ям, септиков, локальных очистных сооружений). В рамках предоставленных полномочий администрацией города Тулы было принято постановление от 29.05.2018 № 1886, которым было утверждено Положение о предоставлении индивидуальных источников ресурсоснабжения гражданам, имеющим трех и более детей (далее Положение). В соответствии с указанным Положением процедура предоставления индивидуальных источников ресурсоснабжения (септиков, газгольдеров, электрокотлов) носит заявительный характер. В связи с этим на основании поданных заявлений за период ДД.ММ.ГГГГ гражданам, получившим земельные участки на площадке «Северное Заречье», было предоставлено 20 источников ресурсоснабжения, а именно: 11 септиков, 4 газгольдера, 1 твердотопливный резервуар и 4 электрических котла. Кроме того, в настоящее время между МУ «УКС города Тулы» и АО «Тулагоргаз» прорабатывается вопрос по обеспечению северной части Зареченского района централизованным газоснабжением (у АО «Тулагоргаз» появилась возможность подключения северной части Зареченского района к существующим ГРС). Подготовлен проект договора о подключении (технологическом присоединении) объекта капитального строительства к сети газораспределения по реализации первого этапа газификации вышеуказанного объекта на сумму 180 447,022 тыс. рублей. В связи с высокой стоимостью строительно-монтажных работ и финансовыми возможностями бюджета необходимо выделение бюджетных ассигнований в размере вышеуказанной суммы для заключения договора технологического присоединения. Срок проведения работ по договору – ориентировочно в течение двух лет с момента заключения. Таким образом, при выделении бюджетных ассигнований в ДД.ММ.ГГГГ обеспечение площадки северного Заречья централизованным газоснабжением возможно до ДД.ММ.ГГГГ. В ДД.ММ.ГГГГ в рамках исполнения муниципального контракта на выполнение работ по ремонту дорожного покрытия на объектах улично-дорожной сети в муниципальном образовании город Тула от 09.06.2016 № Ф.2016.102960 проводились работы по ремонту дорожного покрытия и устройству в щебне подъездных дорог к строящимся объектам на территории севернее <адрес>. При этом управление по транспорту и дорожному хозяйству не согласилось в добровольном порядке принять работы по ремонту дорог в северной части Зареченского района города Тулы. В связи с чем, определением Арбитражного суда Тульской области от 27 августа 2019 года по делу № А68-6081/2019 на управление по транспорту и дорожному хозяйству администрации города Тулы была возложена обязанность по оплате ООО «КС-Строй» вышеуказанных работ в размере 5 390 887,53 рублей. В ДД.ММ.ГГГГ в рамках исполнения муниципальных контрактов на выполнение работ по обустройству дорог щебнем в муниципальном образовании город Тула от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ проводились работы по обустройству дорог щебнем на территории севернее <адрес>. Таким образом, в общей сложности за период с ДД.ММ.ГГГГ были выполнены работы по устройству 5,4 км. дорог щебнем в «Северном Заречье». Кроме того в ДД.ММ.ГГГГ планировался ремонт дорожного покрытия по <адрес>, включая устройство водоотведения. Стоимость выполнения работ составила 9 524 317 рублей, однако в связи с сокращением поступления денежных средств в муниципальный бюджет из-за сложившейся ситуации с пандемией в настоящее время обустройство и ремонт дорог на площадке северного Заречья осуществляется в рамках предоставляемых бюджетных ассигнований, а также с учетом обустройства тех участков, на которых произведено устройство коммуникаций. Кроме того, управление по транспорту и дорожному хозяйству обращалась за выделением денежных средств на развитие транспортной инфраструктуры и в Министерство транспорта и дорожного хозяйства Тульской области. Однако министерство отказало управлению в предоставление запрашиваемых денежных средств. Исходя из этого, возможный и планируемый срок проведения работ до ДД.ММ.ГГГГ. В целях обеспечения площадки северной части Зареченского района водоснабжением проведено проектирование перемычки между водоводом d=900 в районе въездных ворот станции «Медвенка» и водоводом Обидимского водозабора в районе <адрес>, проведен аукцион на инженерные изыскания. Победитель аукциона ООО «Спецгеологоразведка» выполнило вышеуказанные работы. Также проведен аукцион на разработку проектной и рабочей документации по проектированию данной перемычки, победитель аукциона ООО «Комстройпроект». После выполнения проектной и рабочей документации администрацией города Тулы проведены мероприятия по включению мероприятий по строительству перемычки в рамках совместного проекта Международного банка реконструкции и развития и Минрегиона РФ «Реформирование жилищно-коммунального хозяйства в РФ». Работы завершены в ДД.ММ.ГГГГ. Кроме того в ДД.ММ.ГГГГ были проведены проектно-изыскательские работы по внутриплощадочным сетям водоснабжения, которые выполнены за счет средств бюджета города Тулы. Было запланировано строительство 19,4 км сетей водоснабжения. Проведены мероприятия по выделению средств из бюджета города на выполнение строительно-монтажных работ по данным сетям. Вместе с тем, в ДД.ММ.ГГГГ за счет средств бюджета города Тулы выполнены строительно-монтажные работы по прокладке порядка 5,5 км сетей водоснабжения. В ДД.ММ.ГГГГ проведены мероприятия по приемке построенных сетей водоснабжения (5,5 км) и пуску воды в построенную сеть. МУ «УКС г. Тулы» выдает собственникам земельных участков, расположенных в Северной части Зареченского района, разрешения на подключение к муниципальной сети. На основании указанных разрешений и предоставлении требуемого пакета документов АО «Тулагорводоканал» выдает технические условия на подключение жилого дома и заключает договора на технологическое присоединение с собственником участка. В целях продолжения строительства сетей водоснабжения на площадке в Северной части Зареченского района в бюджете на ДД.ММ.ГГГГ и плановые ДД.ММ.ГГГГ в рамках муниципальной программы муниципального образования город Тула «Развитие градостроительной деятельности на территории муниципального образования город Тула» предусмотрены бюджетные ассигнования на строительство водопровода: в ДД.ММ.ГГГГ - 36 349,6 тыс. руб.; в ДД.ММ.ГГГГ - 21 446,2 тыс. руб.; в ДД.ММ.ГГГГ - 27 756,7 тыс. руб., в связи с чем обеспечение технической возможности земельного участка с кадастровым номером , принадлежащего Львутиной Е.В., запланировано во время строительства 6 очереди в ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, обеспечение площадки северного Заречья централизованным водоснабжением возможно в разумный срок до ДД.ММ.ГГГГ. На основании вышеизложенного, учитывая объем и сложность работ по обеспечению инфраструктурой северной части Зареченского района с технической точки зрения и с учетом действующих строительных норм возможно только в разумные и обоснованные сроки, а именно до ДД.ММ.ГГГГ. Указал, что затраты бюджета города Тулы на развитие инфраструктуры в северной части Зареченского района составили ДД.ММ.ГГГГ – 25 702 029,78, а также 5 390 887,53 на ремонт и устройство дорожного покрытия в северной части Зареченского района города Тулы, в ДД.ММ.ГГГГ – 7 499 979,56, а также 445 866,41 на обустройство дорог щебнем; в ДД.ММ.ГГГГ – 22 920 835,90, а также 5 434 352,31 на обустройство дорог щебнем; в ДД.ММ.ГГГГ – 760 037,60. Вместе с тем, в настоящее время для обеспечения только площадки северной части Зареченского района ориентировочно потребуется не менее 1-го миллиарда рублей. При этом указанная сумма является огромной и «неподъемной» для бюджета муниципального образования город Тула, дефицит которого в ДД.ММ.ГГГГ составляет порядка 1 миллиарда рублей (Решение Тульской городской Думы от 21.12.2020 № 18/373 «О бюджете муниципального образования город Тула на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов»). Таким образом, считает, что у администрации города Тулы отсутствует бездействие, поскольку начиная с ДД.ММ.ГГГГ осуществляются оптимальные варианты решения вопросов, связанных с обеспечением инфраструктурой земельных участков, расположенных как в северной части Зареченского района, так и на других площадках, с учетом существующих финансовых возможностей муниципального образования и исходных данных выделяемых земельных участков (территория расположения земельных участков, изначальная обеспеченность земельных участков объектами инфраструктуры и т.п.). Реализация мероприятий, направленных на обеспечение площадок инфраструктурой, проводилась администрацией города Тулы начиная с ДД.ММ.ГГГГ поэтапно и равномерно, а также с учетом информации о приоритетных направлениях развития площадок, получаемой от представителей инициативных групп всех 7-ми площадок. Исходя из изложенного полагал, что административным истцом не приведено достаточных оснований, свидетельствующих о нарушении ее прав бездействием органа местного самоуправления, так как администрацией города Тулы осуществляются мероприятия по комплексному обеспечению инфраструктурой не только территории северной части Зареченского района, но и земельных участков, выделенных многодетным семьям на других 6-ти площадок. Кроме того, административным истцом не приведены доказательства того, что администрация города Тулы бездействует и не предпринимает мер по обеспечению инфраструктурой территории северной части Зареченского района города Тулы.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела на основании Распоряжения № 317-р от 19.03.2013 Правительства Тульской области, в соответствии с Земельным кодексом РФ, Законом Тульской области от 21.12.2011 № 1708-ЗТО «О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность гражданам, имеющим трех и более детей» Львутиной Е.В.. в качестве меры социальной поддержки семьям, имеющим трех и более детей предоставлен в собственность для индивидуального жилищного строительства земельный участок с кадастровым номером , площадью 1 210 кв.м. ДД.ММ.ГГГГ между министерством имущественных и земельный отношений Тульской области и административным истцом заключен договор бесплатного приобретения земельного участка в собственность.

Задача государства по обеспечению граждан доступным и комфортным жильем была обозначена в Указе Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг». П. 2 Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 600 постановлено Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации разработать комплекс мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих трех и более детей, включая создание при поддержке субъектов Российской Федерации и муниципальных образований необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставляемых указанной категории граждан на бесплатной основе.

Согласно пп. 6 ст. 39.5 Земельного кодекса РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено требование о том, что такие граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или у таких граждан имеются основания для постановки их на данный учет, а также установлена возможность предоставления таким гражданам с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно.

В Тульской области указанные вопросы регламентированы Законом Тульской области от 21.12.2011 № 1708-ЗТО «О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность гражданам, имеющим трех и более детей».

Порядок формирование земельных участков в период предоставления земельных участков административным истцам был предусмотрен ст. 4 указанного Закона (в редакции, действующей на момент возникновения правоотношений), и предусматривал, что перечни земельных участков, предназначенных для бесплатного предоставления многодетным гражданам (далее – Перечни), содержащие кадастровый номер, местоположение, площадь, разрешенное использование земельных участков, утверждаются: 1) правительством Тульской области (далее – правительство области) - из земель, находящихся в собственности области, и земель, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре области – городе Туле; 2) органами местного самоуправления, имеющими право распоряжения земельными участками, - из земель, находящихся в муниципальной собственности, и земель, государственная собственность на которые не разграничена. В Перечни включаются земельные участки, прошедшие государственный кадастровый учет, в случае, если определено разрешенное использование таких земельных участков. Для земельных участков, предназначенных для индивидуального жилищного строительства, должны быть определены технические условия подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и плата за подключение (ч.2).

Постановлением администрации города Тулы № 1879 от 11.07.2012 на основании постановления администрации города Тулы от 16.03.2011 № 599 «О подготовке градостроительной документации жилого района, расположенного в Северной части Зареченского района города Тулы» учитывая протоколы и итоги (рекомендации) публичных слушаний по документации по планировке территории жилого района, была утверждена документация по планировке территории жилого района (проект планировки территории и проект межевания территории), расположенного в Северной части Зареченского района г. Тулы.

Постановлением администрации города Тулы № 758 от 21.03.2014 в связи с обращением министерства имущественных и земельных отношений Тульской области, было принято решение о подготовке проекта внесения изменений в документацию по планировке территории жилого района (проект планировки территории и проект межевания территории), расположенного в Северной части Зареченского района г. Тулы и подготовке технического задания на разработку документации. Постановлением администрации г. Тулы № 4999 от 29.12.2014 проекты внесения изменений утверждены.

Постановлением администрации г. Тулы № 3686 от 09.04.2015 утверждена документация по планировке территории (проект планировки и проект межевания территории) внеплощадочных сетей застройки «Жилой район, расположенный в северной части Зареченского района города Тулы».

Согласно ст. 2-2 закона N 1708-ЗТО «О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность гражданам, имеющим трех и более детей» (введена Законом Тульской области от 31.03.2016 № 18-ЗТО) многодетному гражданину, принятому на учет, земельный участок предоставляется в границах муниципального образования, где постоянно проживает многодетный гражданин, имеющий право на предоставление земельного участка в собственность бесплатно. В случае отсутствия земельного участка в границах соответствующего муниципального образования земельный участок предоставляется в муниципальном образовании, имеющем общую границу с данным муниципальным образованием (ч. 1). Земельный участок предоставляется в общую долевую собственность в равных долях многодетному гражданину, его детям, с учетом которых установлено право на получение земельного участка, а также его супругу (супруге) в случае, если он (она) является родителем, усыновителем (удочерителем) этих детей (ч. 2). Многодетному гражданину предоставляется земельный участок из перечней земельных участков, предназначенных для предоставления многодетным гражданам в собственность бесплатно (далее - Перечни земельных участков). Формирование Перечней земельных участков осуществляется в порядке, установленном ст. 3 этого закона (п. 1 ч. 3).

Согласно ч. 2 ст. 3 указанного Закона (в редакции, действующей на момент возникновения правоотношений) в перечни включаются земельные участки, прошедшие государственный кадастровый учет, в случае, если определено разрешенное использование таких земельных участков. Для земельных участков, предназначенных для индивидуального жилищного строительства, должны быть определены технические условия подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и плата за подключение.

В настоящее время согласно ч.2 и ч.3 ст. 3 закона N 1708-ЗТО в перечни земельных участков включаются земельные участки, прошедшие государственный кадастровый учет, в случае, если определено разрешенное использование таких земельных участков.

После официального опубликования (размещения) Перечней земельных участков органами местного самоуправления разрабатывается и обеспечивается комплекс мер по обеспечению земельных участков, сформированных для индивидуального жилищного строительства, объектами инженерной инфраструктуры в порядке, определяемом нормативным правовым актом органа местного самоуправления.

Из этого исходит Министерство регионального развития Российской Федерации от 09.09.2013 № 372, утверждая Методические рекомендации субъектам Российской Федерации по порядку и случаям бесплатного предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, говоря о том, что земельный участок предоставляется при наличии транспортной доступности, обеспеченности объектами социальной и инженерной инфраструктуры, экологической обстановки, имея в виду отсутствие на земельном участке зон охраны производственных и особенно опасных производственных объектов (в том числе магистральных трубопроводов, шумового воздействия аэропортов и т.п.), других критериев, обусловленных целями предоставления земельных участков многодетным семьям.

Из положений п. 4 ч. 1 ст. 14 и п. 4 ч. 1 ст. 16 названного закона следует, что к вопросам местного значения городского поселения относятся в том числе и организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Ч. 1 ст. 37 названного закона предусмотрено, что местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Согласно п. 4, п. 5 ч. 1 ст. 16 Устава МО г. Тула (редакция от 21.12.2020) организация в границах муниципального образования электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации (п.4); дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального образования и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах муниципального образования, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации (п.5), относится к вопросам местного значения.

Таким образом, действующим законодательством предусмотрены полномочия органов местного самоуправления по организации на территории городского округа обеспечения жителей инженерной инфраструктурой.

Из материалов дела усматривается и не опровергается представленными сторонами доказательствами, что с момента предоставления административному истцу земельного участка с кадастровым номером 71:30:010806:6, до момента обращения Львутиной Е.В. в суд – ДД.ММ.ГГГГ прошло фактически восемь лет, между тем обязанность публичного органа по обеспечению земельного участка необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой, от наличия которой во многом зависит реальная возможность пользования вновь возведенным жилым объектом, не выполнена.

При таких обстоятельствах доводы административного истца о бездействии администрации г. Тулы, выразившемся в необеспечении необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой земельного участка на протяжении столь длительного времени, суд признает обоснованными.

Доводы административного ответчика на обстоятельства недостаточного финансирования; выполнения строительства инженерной инфраструктуры по электроснабжению, частичному выполнению работ по водоснабжению земельных участков; наличие плана мероприятий по обеспечению инфраструктурой площадки для многодетных граждан в северной части Зареченского района г. Тулы в сроки - устройство внутриквартальных проездов до 2026 года; централизованных сетей водоснабжения до 2023 года; разработки ПСД для обеспечения площадки централизованным газоснабжением в срок до 2029 года и выполнения СМР по строительству централизованной сети газоснабжения в сроки 2030-2035 годы, не свидетельствует об отсутствии бездействия со стороны административного ответчика исходя из длительности времени, прошедшего с момента предоставления земельного участка многодетной семье административного истца.

При этом согласно п. 11.3 раздела 11 Решения Тульской городской Думы от 31.01.2018 N 47/1156 (ред. от 24.03.2021) «О Правилах благоустройства территории муниципального образования город Тула», выдача технических условий устройства децентрализованных систем водоотведения (выгребных ям, септиков, локальных очистных сооружений) предусмотрена при отсутствии возможности централизованного водоотведения объекта. Доказательств того, что отсутствует возможность централизованного водоотведения на участке административного истца и земельных участков иных многодетных семей, расположенных в северной части Зареченского района города Тулы, административным ответчиком не представлено, как не представлены и доказательства того, что проводились соответствующие работы по объекту «Внеплощадочные сети застройки «Жилой район, расположенный в северной части Зареченского района г. Тулы».

В материалах административного дела не имеется сведений о том, что администрация г. Тулы в период до ДД.ММ.ГГГГ обращалась в установленном порядке для получения технических условий для устройства централизованного водоотведения в жилом районе, расположенном в северной части Зареченского района г. Тулы либо сведений о невозможности устройства централизованных систем водоотведения в жилом районе, расположенном в северной части Зареченского района г. Тулы, исходя из особенностей грунта и положения объектов застройки.

Доводы административного ответчика о невозможности выдачи технических условий на подачу природного газа по объекту «Внеплощадочные сети застройки «Жилой район, расположенный в северной части Зареченского района г. Тулы» в период ДД.ММ.ГГГГ, в то же время не касаются того, что невозможность выдачи технических условий в указанный период, была обусловлена необходимостью работ по реконструкции имеющихся ГРС, что подтверждается ответом АО «Газпром газораспределение Тула» от ДД.ММ.ГГГГ.07-СП/4394. При этом с указанного периода времени административным ответчиком возможность реконструкции ГРС не рассматривалась и соответствующие работы не планировались, что свидетельствует о бездействии административного ответчика. Одновременно в 2021 году возможность получения технических условий административным ответчиком рассмотрена и предприняты соответствующие меры.

Кроме того, следует признать обоснованными доводы стороны административного истца о том, что администрация г. Тулы только после обращений предприняла меры по определению порядка проведения комплекса мер по обеспечению земельных участков данной категории объектами инженерной инфраструктуры, в том числе, в порядке, предусмотренном п.п. 24, 29 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, содержащейся в определении от 09.11.2017 № 2516-О «По жалобе администрации города Барнаула на нарушение конституционных прав и свобод п.п. 4 и 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», если предоставление земельного участка в собственность гражданам бесплатно выступает именно в качестве меры социальной поддержки, направленной на удовлетворение потребностей граждан в жилище, тем более в отношении многодетных семей как находящихся потенциально в наиболее уязвимом социальном положении и нуждающихся в особой заботе со стороны государства и общества, в силу конституционных принципов равенства и справедливости предполагается недопустимость возложения на самих таких граждан бремени несения дополнительных финансовых затрат, связанных с инфраструктурным оснащением предоставленных земельных участков, - иное вследствие значительной тяжести такого рода вынужденных расходов могло бы обесценить данную меру социальной поддержки и поставить под сомнение доверие граждан к действиям государства. Именно на органах публичной власти лежит обязанность по благоустройству соответствующих территорий, с тем чтобы земельные участки, предназначенные для оказания государственной поддержки семьи, были, по возможности, уже на момент их предоставления гражданам (или в течение определенного разумного срока после такого предоставления) снабжены необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой, от наличия которой во многом зависит реальная возможность проведения самого индивидуального жилищного строительства, а также последующего пользования вновь возведенным жилым объектом.

Разрешая настоящий спор, суд, руководствуясь положениями ст. 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 2-2, ст. 3 Закона № 1708-ЗТО «О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность гражданам, имеющим трех и более детей», статьей 16 Федерального закона от 16.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.ст. 3, 15 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», исходит из того, что предоставление многодетной семье земельного участка является мерой социальной поддержки, направленной на удовлетворение потребностей граждан на жилище, выделенный административному истцу земельный участок длительное время не оснащен газоснабжением, водоснабжением, водоотведением и подъездными путями, в связи с чем при удовлетворении настоящего административного иска, в соответствии с правилами п.1 ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, на администрацию подлежит возложить обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов Львутиной Е.В., в рамках возложенных законодателем на орган местного самоуправления соответствующих полномочий, поскольку такая обязанность совершения определенных действий возложена на орган местного самоуправления в соответствии с законом. Оснований полагать, что административный истец ставил вопрос о реализации публичной обязанности органа местного самоуправления в приоритетном по отношению к ней порядке не имеется. Срок устранения нарушения подлежит определению с учетом длительности нарушения и реальной возможности устранения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административные исковые требования Львутиной Е.В. удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования город Тула в необеспечении земельного участка, предоставленного в качестве меры социальной поддержки семьям, имеющим трех и более детей для индивидуального жилищного строительства, расположенного в северной части Зареченского района города Тулы инфраструктурой газо- и водоснабжения, водоотведения, а также отдельных вопросов в сфере дорожной деятельности, с кадастровым номером .

Обязать администрацию муниципального образования город Тула обеспечить инженерной инфраструктурой - газоснабжения, водоснабжения, водоотведения, подъездной дорогой участок с кадастровым номером 71:30:010806:6 в течение двух лет с момента вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд путем подачи апелляционной жалобы в Зареченский районный суд города Тулы в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 25 июня 2021 года.

Председательствующий <данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>