Дело №2а-1013/2020
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
11 ноября 2020 года г. Павлово
Павловский городской суд Нижегородской области (<...>) в составе судьи Романова Е.Р., при секретаре Коржук И.С., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску
МРИ ФНС РФ №7 по Нижегородской области к ФИО1 о взыскании задолженности по налогу на имущество, задолженности по транспортному налогу, задолженности по земельному налогу, пени,
У С Т А Н О В И Л:
МРИ ФНС РФ №7 по Нижегородской области обратилась в Павловский городской суд с иском к ФИО1 о взыскании задолженности по налогу на имущество, задолженности по транспортному налогу, задолженности по земельному налогу, пени.
В обоснование заявленных требований указано следующее.
В обоснование заявленных требований указано, что по данным регистрирующих органов ФИО1 является (являлся) собственником объектов налогообложения, указанных в приложении к данному административному исковому заявлению.
Обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.
В адрес административного ответчика было направлено налоговое уведомление № с расчетом имущественных налогов за ДД.ММ.ГГГГ. Срок оплаты - ДД.ММ.ГГГГ.
Обязанность по оплате имущественных налогов за ДД.ММ.ГГГГ в установленный законом срок административным ответчиком не исполнена.
Административному ответчику на недоимку по налогу на имущество физических лиц (октмо №) за ДД.ММ.ГГГГ начислены пени в размере 9 рублей 89 копеек.
Административному ответчику на недоимку по земельному налогу (октмо №) за ДД.ММ.ГГГГ начислены пени в размере 656 рублей 18 копеек.
Административному ответчику на недоимку по транспортному налогу за ДД.ММ.ГГГГ начислены пени в размере 309 рублей 17 копеек.
Также в адрес административного ответчика было направлено налоговое уведомление № с расчетом имущественных налогов за ДД.ММ.ГГГГ. Срок оплаты - ДД.ММ.ГГГГ.
В установленный законом срок обязанность по оплате имущественных налогов за ДД.ММ.ГГГГ административным ответчиком не исполнена. Недоимка по имущественным налогам за ДД.ММ.ГГГГ взыскана судебным приказом № от ДД.ММ.ГГГГ.
Административному ответчику на недоимку по налогу на имущество (октмо №) за ДД.ММ.ГГГГ начислены пени в размере 497 рублей 69 копеек.
Административному ответчику на недоимку по земельному налогу (октмо №) за ДД.ММ.ГГГГ начислены пени в размере 1996 рублей 01 копейка.
Административному ответчику на недоимку по транспортному налогу за ДД.ММ.ГГГГ начислены пени в размере 1744 рубля 46 копеек.
В связи с возникновением у административного ответчика недоимки по налогам, пени, в соответствии с нормами ст.69 НК РФ, ему были выставлены и направлены требования об уплате налога, пени от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№.
Однако требования не исполнены.
Таким образом, в соответствии с прилагаемыми требованиями за административным ответчиком до настоящего времени числится задолженность по имущественным налогам на общую сумму 33607 рублей 49 копеек, из которой:
-налог на имущество физических лиц (октмо №) за ДД.ММ.ГГГГ – 4395 рублей, пени – 507 рублей 58 копеек;
-транспортный налог за ДД.ММ.ГГГГ – 12285 рублей, пени – 2053 рубля 63 копейки;
-земельный налог (октмо №) за ДД.ММ.ГГГГ – 11714 рублей, пени -2652 рубля 28 копеек.
Инспекция обратилась на судебный участок №1 Павловского судебного района Нижегородской области с заявлением о выдаче судебного приказа.
Мировым судьей судебного участка №1 Павловского судебного района Нижегородской области ДД.ММ.ГГГГ бы вынесен судебный приказ №.
Административный ответчик в установленный законом срок обратился на судебный участок с возражениями относительно исполнения указанного судебного приказа.
ДД.ММ.ГГГГ судебный приказ № отменен.
Относительно возражений административного ответчика инспекция сообщает следующее.
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ административный ответчик признан несостоятельным (банкротом) и введена процедура реализации имущества.
Определением Арбитражного суда Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ по делу № процедура реализации имущества в отношении административного ответчика завершена и инспекцией, в соответствии со ст.59 НК РФ, была списана задолженность невозможная к взысканию, образованная до даты возбуждения дела о несостоятельности (банкротстве), то есть, до ДД.ММ.ГГГГ.
В требованиях от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№ включена недоимка по имущественным налогам за ДД.ММ.ГГГГ и задолженность по пени, начисленным на недоимку за ДД.ММ.ГГГГ.
Задолженность за налоговые периоды ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с п.1 ст.5 Федерального закона от 26.10.2002 года №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» является текущей.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, административный истец просит суд взыскать с ФИО1 задолженность по имущественным налогам на общую сумму 33607 рублей 49 копеек, из которой:
-налог на имущество физических лиц (октмо №) за ДД.ММ.ГГГГ – 4395 рублей, пени – 507 рублей 58 копеек;
-транспортный налог за ДД.ММ.ГГГГ – 12285 рублей, пени – 2053 рубля 63 копейки;
-земельный налог (октмо №) за ДД.ММ.ГГГГ – 11714 рублей, пени -2652 рубля 28 копеек.
Представитель административного истца МРИ ФНС РФ №7 по Нижегородской области, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в суд не явился.
Административный ответчик ФИО1, извещенная надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в суд не явилась.
Согласно п.2 ст.150 КАС РФ, лица, участвующие в деле, а также их представители в случаях, если представители извещены судом и (или) ведение гражданами административного дела с участием представителя является обязательным, обязаны до начала судебного заседания известить суд о невозможности явки в судебное заседание и причинах неявки. Лица, участие которых при рассмотрении административного дела в силу закона является обязательным или признано судом обязательным, должны сообщить о причинах неявки в судебное заседание и представить суду соответствующие доказательства. Если указанные лица не сообщили суду о причинах своей неявки в судебное заседание в установленный срок, такие причины считаются неуважительными и не могут служить основанием для вывода о нарушении процессуальных прав этих лиц.
С учетом изложенного, суд полагает возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствии не явившихся лиц.
Исследовав материалы дела, оценив, согласно ст., ст.60-61 КАС РФ, относимость, допустимость, достоверность каждого из представленных доказательств в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к следующему.
В силу ст.57 Конституции РФ, ст.3, п.п.1 п.1 ст.23 Налогового кодекса РФ, каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии с ч.ч.1,2 ст.287 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
В соответствии со ст.32 НК РФ, налоговые органы обязаны направлять налогоплательщику или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом, налоговое уведомление и требование об уплате налога и сбора.
В соответствии с п.1 ст.45 НК РФ, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик либо в случаях, установленных настоящим Кодексом, участник консолидированной группы налогоплательщиков вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.
На основании ст.19 НК РФ, налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которые возложена обязанность уплачивать налоги и сборы.
Согласно ст.356 части II Налогового кодекса РФ (далее по тексту – НК РФ), транспортный налог (далее в настоящей главе - налог) устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных настоящей главой. В отношении налогоплательщиков-организаций законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, устанавливая налог, определяют также порядок и сроки уплаты налога.
Абзацем 1 ст.357 части II НК РФ установлено, что налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В свою очередь, ч.1 статьи 358 НК РФ предусмотрено, что объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статьей 362 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации. В случае регистрации транспортного средства и (или) снятия транспортного средства с регистрации (снятия с учета, исключения из государственного судового реестра и т.д.) в течение налогового (отчетного) периода исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. При этом месяц регистрации транспортного средства, а также месяц снятия транспортного средства с регистрации принимается за полный месяц.
Нормами п.3 ст.363 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
Согласно со ст.52 НК РФ, налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
Согласно ст.360 НК РФ, налоговым периодом признается календарный год.
Налоговая база определяется, как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.
Законом №71-3 от 28.11.2002 года "О транспортном налоге" по Нижегородской области с последующими изменениями и дополнениями, установлены ставки налога в зависимости от мощности автомобиля.
Сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физические лицами, исчисляются налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств.
В соответствии с п.1 ст.387 НК РФ, земельный налог (далее в настоящей главе - налог) устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В соответствии с п.1 ст.388 НК РФ, налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
В соответствии с п.1 ст.389 НК РФ, объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.
Исходя из положений п.4 ст.391 Налогового кодекса Российской Федерации, для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база по земельному налогу определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В соответствии с частью 1 статьи 399 НК РФ, налог на имущество физических лиц (далее в настоящей главе - налог) устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В статье 400 НК РФ говорится, что налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
В силу статьи 401 НК РФ, объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: жилой дом; жилое помещение (квартира, комната).
В соответствии со ст.406 НК РФ, налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в зависимости от применяемого порядка определения налоговой базы.
Сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физические лицами, исчисляются налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимого имущества.
Так, в силу положений п.4 ст.85 НК РФ, органы, осуществляющие государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество,органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территориинедвижимом имуществе, отранспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 01 января текущего года.
Пунктом 2 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление (абзац второй); налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления (абзац третий).
Налоговое уведомление может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (пункт 4 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 4 статьи 57 названного Кодекса, в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
В соответствии с пунктом 1 статьи 70 НК РФ, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки. При выявлении недоимки налоговый орган составляет документ по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Налоговый кодекс Российской Федерации предусматривает определенные сроки и процедуру взимания налогов, пеней как до обращения в суд, так и в судебном порядке.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога, в котором помимо прочего указывается об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога, с указанием размера пеней, начисленных на момент направления требования. Такое требование должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено ст.70 Налогового кодекса РФ, и налогоплательщиком должно быть исполнено в течение восьми дней с даты его получения, если более продолжительный период времени для уплаты налога и пеней не указан в самом требовании (п.1 ст.45, п.п.1 - 5 ст.69, п.1 ст.70 Налогового кодекса РФ в редакции, действующей в спорный период).
Статьей 75 НК РФ установлено, что пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса…
Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора.
Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Согласно п.п.4,6 ст.289 КАС РФ, обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца. При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Из материалов дела следует, что по данным регистрирующих органов ФИО1 является (являлся) собственником объектов налогообложения, указанных в приложении к данному административному исковому заявлению.
Обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.
В адрес административного ответчика было направлено налоговое уведомление № с расчетом имущественных налогов за ДД.ММ.ГГГГ. Срок оплаты - ДД.ММ.ГГГГ.
Обязанность по оплате имущественных налогов за ДД.ММ.ГГГГ в установленный законом срок административным ответчиком не исполнена.
Административному ответчику на недоимку по налогу на имущество физических лиц (октмо №) за ДД.ММ.ГГГГ начислены пени в размере 9 рублей 89 копеек.
Административному ответчику на недоимку по земельному налогу (октмо №) за ДД.ММ.ГГГГ начислены пени в размере 656 рублей 18 копеек.
Административному ответчику на недоимку по транспортному налогу за ДД.ММ.ГГГГ начислены пени в размере 309 рублей 17 копеек.
Также в адрес административного ответчика было направлено налоговое уведомление № с расчетом имущественных налогов за ДД.ММ.ГГГГ. Срок оплаты - ДД.ММ.ГГГГ.
В установленный законом срок обязанность по оплате имущественных налогов за ДД.ММ.ГГГГ административным ответчиком не исполнена. Недоимка по имущественным налогам за ДД.ММ.ГГГГ взыскана судебным приказом № от ДД.ММ.ГГГГ.
Административному ответчику на недоимку по налогу на имущество (октмо №) за ДД.ММ.ГГГГ начислены пени в размере 497 рублей 69 копеек.
Административному ответчику на недоимку по земельному налогу (октмо №) за ДД.ММ.ГГГГ начислены пени в размере 1996 рублей 01 копейка.
Административному ответчику на недоимку по транспортному налогу за ДД.ММ.ГГГГ начислены пени в размере 1744 рубля 46 копеек.
Как указывалось выше, частью 1 ст.70 части I НК РФ установлено, что требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В случае, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, составляет менее 500 рублей, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.
В связи с ненадлежащим исполнением своих обязанностей административному ответчику были выставлены и направлены требования об уплате налога, пени от ДД.ММ.ГГГГ№ со сроком оплаты – ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ№ со сроком оплаты – ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ№ со сроком оплаты – ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с прилагаемыми требованиями за административным ответчиком до настоящего времени числится задолженность по имущественным налогам на общую сумму 33607 рублей 49 копеек, из которой:
-налог на имущество физических лиц (октмо №) за ДД.ММ.ГГГГ – 4395 рублей, пени – 507 рублей 58 копеек;
-транспортный налог за ДД.ММ.ГГГГ – 12285 рублей, пени – 2053 рубля 63 копейки;
-земельный налог (октмо №) за ДД.ММ.ГГГГ – 11714 рублей, пени -2652 рубля 28 копеек.
Указанные обстоятельства участниками процесса в рамках судебного разбирательства не оспаривались, доказательств обратного суду не предоставлено.
Законодатель установил также порядок взыскания недоимки, пеней в судебном порядке. В частности, в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, пеней, налоговый орган, направивший требование об уплате налога, пеней, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, пеней за счет имущества данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, пеней с учетом особенностей, установленных ст.48 Налогового кодекса РФ.
Согласно пункту 1 статьи 48 Налогового кодекса РФ, в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов.
В соответствии с абзацем 3 п.1 ст.48 НК РФ, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании недоимки, если общая сумма превышает 3000 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд.
В силу пункта 2 указанной статьи заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
В соответствии с п.2 ст.286 КАС РФ, административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.
Срок исполнения по требованию от ДД.ММ.ГГГГ№ – ДД.ММ.ГГГГ. Соответственно, срок для обращения в суд с заявлением о вынесении судебного приказа – ДД.ММ.ГГГГ (ДД.ММ.ГГГГ
Инспекция обратилась на судебный участок №1 Павловского судебного района Нижегородской области с заявлением о выдаче судебного приказа ДД.ММ.ГГГГ.
Мировым судьей судебного участка №1 Павловского судебного района Нижегородской области ДД.ММ.ГГГГ бы вынесен судебный приказ №.
Административный ответчик в установленный законом срок обратился на судебный участок с возражениями относительно исполнения указанного судебного приказа.
ДД.ММ.ГГГГ судебный приказ № отменен.
Таким образом, срок для обращения с заявлением о выдаче судебного приказа административным истцом нарушен не был.
В соответствии с п.3 ст.48 НК РФ, требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Поскольку определение об отмене судебного приказа вынесено ДД.ММ.ГГГГ, шестимесячный срок предъявления в суд заявления о взыскании налоговой санкции исчисляется с даты вынесения указанного определения, то есть, с ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, срок для обращения в суд с заявлением о взыскании суммы налогов, сборов, пеней, штрафов истекал ДД.ММ.ГГГГ.
Налоговый орган обратился с заявлением в суд ДД.ММ.ГГГГ путем направления искового заявления почтовым отправлением, что подтверждается соответствующим штампом на почтовом конверте, а также отчетом об отслеживании отправления с почтовым идентификатором №, имеющимся в материалах дела.
Учитывая вышеприведенные положения закона, а также, принимая во внимание изложенные обстоятельства, суд приходит к выводу, что МРИ ФНС РФ №7 по Нижегородской области срок для подачи административного искового заявления о взыскании с ФИО1 задолженности по налогу на имущество, задолженности по транспортному налогу, задолженности по земельному налогу, пени пропущен.
С ходатайством о восстановлении пропущенного срока для обращения в суд за защитой своего нарушенного права МРИ ФНС №7 по Нижегородской области не обращалась.
В соответствии с п.8 ст.219 КАС РФ, пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
В соответствии с п.1 ст.59 НК РФ, безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случаях: принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам.
В соответствии с разъяснениями, данными в п.20 Постановления Пленума Верховного суда РФ №41 и Пленума ВАС РФ №9 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой НК РФ», при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные пунктом 3 (ныне п.2) статьи 48 или пунктом 1 статьи 115 Кодекса сроки для обращения налоговых органов в суд.
Имея в виду, что данные сроки являются пресекательными, то есть, не подлежащими восстановлению, в случае их пропуска суд отказывает в удовлетворении требований налогового органа.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь приведенными положениями закона, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований МРИ ФНС РФ №7 по Нижегородской области.
При этом, доводы административного ответчика о том, что начисления налогов по имуществу, земельному налогу, транспортному налогу и пени по ним за ДД.ММ.ГГГГ, за период с февраля по ДД.ММ.ГГГГ должны быть признаны безнадежной задолженностью и подлежат списанию в порядке ст.59 НК РФ, судом во внимание не принимаются ввиду следующего.
Как усматривается из материалов дела, в требования от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№ включена недоимка по имущественным налогам за ДД.ММ.ГГГГ и задолженность по пени, начисленным на недоимку за ДД.ММ.ГГГГ.
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ административный ответчик признан несостоятельным (банкротом) и введена процедура реализации имущества.
Определением Арбитражного суда Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ по делу № процедура реализации имущества в отношении административного ответчика завершена и инспекцией, в соответствии со ст.59 НК РФ, была списана задолженность невозможная к взысканию, образованная до даты возбуждения дела о несостоятельности (банкротстве), то есть, до ДД.ММ.ГГГГ.
Открытие в отношении ФИО1 конкурсного производства, признание ее несостоятельной (банкротом), передача имущества конкурсному управляющему и его последующая реализация не может рассматриваться в качестве основания для освобождения ФИО1, как физического лица, являющегося собственником объектов налогообложения, от исполнения возложенной на нее законом обязанности по уплате имущественного, земельного и транспортного налога.
Согласно пункту 4 Постановления Пленума ВАС Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15 декабря 2004 года №29 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", требования налоговых, таможенных и иных органов, в чью компетенцию в силу законодательства входит взимание и взыскание соответствующих сумм платежей, по обязательным платежам, возникшим после принятия заявления о признании должника банкротом и до открытия конкурсного производства, а также по обязательным платежам, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства (текущие платежи), удовлетворяются в установленном законодательством порядке (вне рамок дела о банкротстве).
Подлежащий взысканию имущественный, земельный, транспортный налог и пени относятся к текущим платежам, требование об их взыскании не могло быть заявлено в рамках дела о банкротстве.
В соответствии с разъяснениями, приведенными в пункте 29 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30 июня 2011 года №51 "О рассмотрении дел о банкротстве индивидуальных предпринимателей", после завершения конкурсного производства гражданину могут быть предъявлены требования по обязательствам и обязательным платежам, от исполнения которых должник не освобожден и которые сохраняют свою силу. При предъявлении указанных требований в судебном порядке они рассматриваются в суде по общим правилам подведомственности.
Руководствуясь ст., ст.175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административного искового заявления МРИ ФНС РФ №7 по Нижегородской области к ФИО1 о взыскании задолженности по налогу на имущество, задолженности по транспортному налогу, задолженности по земельному налогу, пени отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Нижегородского областного суда в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционных жалобы, представления через суд первой инстанции.
Судья: Е.Р. Романов