ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1013/2021 от 07.12.2021 Корочанского районного суда (Белгородская область)

УИД 31RS0011-01-2021-001367-55 Дело № 2а-1013/2021

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

7 декабря 2021 г. г. Короча

Корочанский районный суд Белгородской области в составе:

председательствующего судьи Болтенковой М.Л.,

при секретаре Овчаровой Л.В.,

с участием представителя административного истца помощника прокурора Корочанского района Кирилловой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Корочанского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц к администрации Мелиховского сельского поселения муниципального района «Корочанский район» Белгородской области о признании бездействия незаконным и о понуждении к совершению действий,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Корочанского района обратился в Корочанский районный суд Белгородской области с вышеуказанным административным иском, в котором просит (с учетом уточнений л.д. 111-116): признать незаконным бездействие администрации Мелиховского сельского поселения муниципального района «Корочанский район» Белгородской области, в части не принятия Порядка размещения сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера муниципальных служащих администрации Мелиховского сельского поселения муниципального района «Корочанский район» и членов их семей на официальном сайте администрации муниципального района «Корочанский район» и представления этих сведений средствам массовой информации в соответствии с федеральным законодательством; обязать администрацию Мелиховского сельского поселения муниципального района «Корочанский район» Белгородской области разработать и принять Порядок размещения сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера муниципальных служащих администрации Мелиховского сельского поселения муниципального района «Корочанский район» и членов их семей на официальном сайте администрации муниципального района «Корочанский район» и представления этих сведений средствам массовой информации в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ.

В судебном заседании помощник прокурора Корочанского района Кириллова Е.В. требования поддержала в полном объеме.

Представитель административного ответчика администрации Мелиховского сельского поселения муниципального района «Корочанский район» Белгородской области извещенный надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела к судебному разбирательству судебной повесткой, направленной посредством электронной почты, а также посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в судебное заседание не явился, ходатайств об отложении судебного разбирательства не заявил, в возражении на административный иск просил отказать в удовлетворении заявленных требований, так как правоотношения, связанные с размещением сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера муниципальных служащих администрации Корочанского сельского поселения и членов их семей на официальном сайте администрации муниципального района «Корочанский район» и предоставления этих сведений средствам массовой информации регулируются распоряжением администрации Корочанского района от 09.12.2013 № 491-р и осуществляются администрацией района в рамках исполнения условий соглашения о проведении единой кадровой политики от 01.10.2018, заключенного между администрацией района и администрацией поселения (л.д. 36-37).

Представитель заинтересованного лица администрации муниципального района «Корочанский район» Белгородской области извещенный надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела к судебному разбирательству судебной повесткой, направленной посредством электронной почты, а также извещен посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в судебное заседание не явился, ходатайств об отложении судебного заседания не заявил.

Лица, участвующие в деле и неявившиеся в судебное заседание извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, их явка не является обязательной, судом таковой не признавалась. На основании части 5 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся представителей административного ответчика и заинтересованного лица.

Изучив представленные в суд письменные материалы дела, выслушав административного истца в судебном заседании, суд приходит к следующему выводу.

В силу части 1 статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В соответствии с частью 6 статьи 5 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее – Закон №273-ФЗ) генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры реализуют свои полномочия в области противодействия коррупции, установленные федеральными законами.

Данный Федеральный закон устанавливает основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней (преамбула закона).

Противодействие коррупции – деятельность, направленная на ее предупреждение (выявление и последующее устранение причин коррупции), а также по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (подпункты «а», «б» пункта 2 статьи 1 Закона № 273-ФЗ).

В соответствии с пунктом 6 статьи 3 Закона № 273-ФЗ приоритетное применение мер по противодействию коррупции является основным принципом противодействия коррупции.

Согласно подпункту «в» пункта 3 статьи 1 Федерального закона № 273-ФЗ, к числу нормативных правовых актов Российской Федерации в числе прочих относятся также и муниципальные правовые акты.

В силу статьи 43 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131-ФЗ) в систему муниципальных правовых актов наряду с другими входят нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования.

Согласно части 1 статьи 7 Закона № 131-ФЗ по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.

В систему муниципальных правовых актов входят: устав муниципального образования, правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан); нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования; правовые акты главы муниципального образования, местной администрации и иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования (часть 1 статьи 7 Закона № 131-ФЗ).

В соответствии с частью 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации определяющей обязанность органов местного самоуправления соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Указом Президента Российской Федерации от 08.07.2013 № 613 «Вопросы противодействия коррупции» утвержден Порядок размещения сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера отдельных категорий лиц и членов их семей на официальных сайтах федеральных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и организаций и предоставления этих сведений общероссийским средствам массовой информации для опубликования.

Так, согласно пункту 2 утвержденного Порядка на официальных сайтах размещаются и общероссийским средствам массовой информации предоставляются для опубликования следующие сведения о доходах, о расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера служащих (работников), замещающих должности, замещение которых влечет за собой размещение таких сведений, а также сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера их супруг (супругов) и несовершеннолетних детей:

а) перечень объектов недвижимого имущества, принадлежащих служащему (работнику), его супруге (супругу) и несовершеннолетним детям на праве собственности или находящихся в их пользовании, с указанием вида, площади, и страны расположения каждого из таких объектов;

б) перечень транспортных средств с указанием вида и марки, принадлежащих на праве собственности служащему (работнику), его супруге (супругу) и несовершеннолетним детям;

в) декларированный годовой доход служащего (работника), его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;

г) сведения об источниках получения средств, за счет которых совершены сделки по приобретению земельного участка, иного объекта недвижимого имущества, транспортного средства, ценных бумаг, долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций, если общая сумма таких сделок превышает общий доход служащего (работника) и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих отчетному периоду.

В соответствии с положениями пункта 8 Указа Президента Российской Федерации органам местного самоуправления рекомендовано руководствоваться настоящим Указом при разработке и утверждении порядка размещения сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лиц, замещающих муниципальные должности и должности муниципальной службы, и членов их семей на официальных сайтах органов местного самоуправления и предоставления этих сведений общероссийским средствам массовой информации для опубликования.

Согласно пункту 3 Закона № 131-ФЗ, к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 20 (в части принятия в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или приведении ее в соответствие с установленными требованиями), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).

В соответствии с пунктом 11 статьи 6.4 Закона Белгородской области от 30.03.2005 № 177 «Об особенностях организации местного самоуправления в Белгородской области», к вопросам местного значения сельских поселений в Белгородской области наряду с вопросами местного значения, определенными Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» относится также осуществление мер по противодействию коррупции в границах поселения.

Подпунктом 24 пункта 1 статьи 8 Устава Мелиховского сельского поселения муниципального района «Корочанский район» Белгородской области (далее – Устав) закреплено, что сельское поселение решает вопросы осуществления мер по противодействию коррупции в границах сельского поселения.

Смысл и содержание деятельности органов местного самоуправления определяют права и свободы граждан, постоянно или преимущественно проживающих на территории сельского поселения (пункт 2 статьи 6 Устава).

Согласно пункту 4 статьи 6 Устава, муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также Уставу, законам, иным нормативным правовым актам Белгородской области. Муниципальные правовые акты органов местного самоуправления в случаях, предусмотренных федеральным законам, законом Белгородской области, настоящим Уставом, решением земского собрания сельского поселения, подлежат обнародованию. Муниципальный правовой акт органов местного самоуправления подлежит обнародованию главой сельского поселения в течение семи дней с момента его подписания. Муниципальный правовой акт считается обнародованным со дня создания в земском собрании сельского поселения необходимых условий для ознакомления любого гражданина с его официальным текстом, в том числе условий для его копирования, а также вывешивания текста муниципального правового акта в иных общедоступных местах сельского поселения определенных решением земского собрания. Муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, учредителем которых выступает сельское поселение, а также соглашения, заключаемые между органами местного самоуправления, вступают в силу после их официального обнародования.

В силу подпункта «г» пункта 1 части 1 статьи 2 Федерального закона от 03.12.2012 №230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», настоящий Федеральный закон устанавливает контроль за расходами лиц, замещающих (занимающих) муниципальные должности.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 03.12.2012 № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» лицо, замещающее (занимающее) одну из должностей, указанных в пункте 1 части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, обязано ежегодно в сроки, установленные для представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представлять сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), цифровых финансовых активов, цифровой валюты, совершенной им, его супругой (супругом) и (или) несовершеннолетними детьми в течение календарного года, предшествующего году представления сведений (далее - отчетный период), если общая сумма таких сделок превышает общий доход данного лица и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих отчетному периоду, и об источниках получения средств, за счет которых совершены эти сделки.

В ходе проверки прокуратурой района установлено, что по результатам проведения мониторинга действующего муниципального законодательства установлен факт бездействия администрации Мелиховского сельского поселения муниципального района «Корочанский район» Белгородской области, выразившийся в непринятии мер по приведению в соответствии с законом муниципального правового акта – постановления администрации Мелиховского сельского поселения муниципального района «Корочанский район» Белгородской области постановления от 28.12.2017 № 77 «Об утверждении Порядка размещения сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера муниципальных служащих администрации Мелиховского сельского поселения муниципального района «Корочанский район» и членов их семей на официальном сайте администрации муниципального района «Корочанский район» и представления этих сведений средствам массовой информации» (л.д. 17-19), а именно утвержденный данным постановлением Порядок не соответствует Указу Президента Российской Федерации от 08.07.2013 № 613 «Вопросы противодействия коррупции», так в пункте 2 вышеуказанного Порядка закреплен не полный перечень информации подлежащей опубликованию в средствах массовой информации – так в нарушении пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 03.12.2012 № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», отсутствуют сведения об источниках получения средств, за счет которых совершены сделки по приобретению земельного участка, иного объекта недвижимого имущества, транспортного средства, ценных бумаг, долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций, если общая сумма таких сделок превышает общий доход служащего (работника) и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих отчетному периоду.

В связи с указанными выше нарушениями, прокурором Корочанского района 15.06.2021 в адрес главы администрации сельского поселения вынесен протест на указанное постановление (л.д. 12-14).

24.06.2021 глава администрации представил информацию о том, что выводы, изложенные в протесте, обоснованы, однако правоотношения, связанные с размещением сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера муниципальных служащих администрации Корочанского сельского поселения и членов их семей на официальном сайте администрации муниципального района «Корочанский район» и предоставления этих сведений средствам массовой информации регулируются распоряжением администрации Корочанского района от 09.12.2013 № 491-р и осуществляются администрацией района в рамках исполнения условий соглашения о проведении единой кадровой политики от 01.10.2018, заключенного между администрацией района и администрацией поселения (л.д. 15-16).

Распоряжением администрации Корочанского района от 09.12.2013 №491-р (л.д. 20-22) утвержден Порядок размещения сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лиц, замещающих муниципальные должности и должности муниципальной службы Корочанского района, и членов их семей на официальном сайте органов местного самоуправления муниципального района «Корочанский район» и предоставления этих сведений средствам массовой информации для опубликования.

В соответствии с пунктами 3.2.6, 3.2.8 соглашения о проведении кадровой политики от 01.10.2018, администрация Корочанского района принимает на себя обязательства по проведению мониторинга принятых правовых актов по вопросам муниципальной службы, по оказанию методической и практической помощи в организации работы по вопросам исполнения положений законодательства Российской Федерации в сфере противодействия коррупции (л.д. 45-47).

Однако, в силу пункта 11 статьи 6.4 Закона Белгородской области от 30.03.2005 № 177 «Об особенностях организации местного самоуправления в Белгородской области» к вопросам местного значения сельских поселений в Белгородской области наряду с вопросами местного значения, определенными Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», также относится осуществление мер по противодействию коррупции в границах поселения, и именно сельское поселение, согласно подпункту 24 пункта 1 статьи 8 Устава Мелиховского сельского поселения, решает вопросы осуществления мер по противодействию коррупции в границах сельского поселения.

По запросу суда административный ответчик представил постановление от 16.11.2021 № 30 «О признании утратившим силу постановления администрации Мелиховского сельского поселения от 28.12.2017 № 77 «Об утверждении Порядка размещения сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера муниципальных служащих администрации Мелиховского сельского поселения муниципального района «Корочанский район» и членов их семей на официальном сайте администрации муниципального района «Корочанский район» и представления этих сведений средствам массовой информации» (л.д. 109-110).

Данное постановление обнародовано 24.11.2021 путем размещения на информационных стендах в общедоступных местах: расположенных в здании администрации сельского поселения, Мелиховской сельской библиотеке, Мелиховском ЦКР, Дальнеигуменском КСЦ (л.д. 108).

Как видно из материалов дела, выявленные нарушения в сфере противодействия коррупции устранены административным ответчиком не были, Порядок размещения сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера муниципальных служащих администрации Мелиховского сельского поселения муниципального района «Корочанский район» и членов их семей на официальном сайте администрации муниципального района «Корочанский район» и представления этих сведений средствам массовой информации – отсутствует, что и послужило поводом обращения прокурора в суд с уточненным административным иском.

Таким образом, проанализировав указанные выше положения, исходя из установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что отсутствие разработанного и принятого Порядка размещения сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера муниципальных служащих администрации Мелиховского сельского поселения муниципального района «Корочанский район» и членов их семей на официальном сайте администрации муниципального района «Корочанский район» и представления этих сведений средствам массовой информации, подтверждает факт незаконного бездействия администрации сельского поселения по осуществлению мер по противодействию коррупции.

На основании изложенного, суд находит требования прокурора района обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В силу пункта 2 статьи 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

В целях устранения имеющихся нарушений следует обязать администрацию Мелиховского сельского поселения муниципального района «Корочанский район» Белгородской области разработать и утвердить Порядок размещения сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера муниципальных служащих администрации Мелиховского сельского поселения муниципального района «Корочанский район» и членов их семей на официальном сайте администрации муниципального района «Корочанский район» и представления этих сведений средствам массовой информации

На основании подпункта 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации администрация Мелиховского сельского поселения муниципального района «Корочанский район» Белгородской области освобождается от уплаты государственной пошлины.

Руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административный иск прокурора Корочанского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц к администрации Мелиховского сельского поселения муниципального района «Корочанский район» Белгородской области о признании бездействия незаконным и о понуждении к совершению действий удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Мелиховского сельского поселения муниципального района «Корочанский район» Белгородской области, в части не принятия Порядка размещения сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера муниципальных служащих администрации Мелиховского сельского поселения муниципального района «Корочанский район» и членов их семей на официальном сайте администрации муниципального района «Корочанский район» и представления этих сведений средствам массовой информации в соответствии с федеральным законодательством.

Возложить обязанность на администрацию Мелиховского сельского поселения муниципального района «Корочанский район» Белгородской области разработать и утвердить Порядок размещения сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера муниципальных служащих администрации Мелиховского сельского поселения муниципального района «Корочанский район» и членов их семей на официальном сайте администрации муниципального района «Корочанский район» и представления этих сведений средствам массовой информации, в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации.

Администрации Мелиховского сельского поселения муниципального района «Корочанский район» Белгородской области сообщить об исполнении данного решения в Корочанский районный суд Белгородской области и прокурору Корочанского района, который являлся административным истцом по данному административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Белгородский областной суд через Корочанский районный суд Белгородской области в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья:

Решение принято в окончательной форме 7 декабря 2021 г.