ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1013/2021 от 19.02.2021 Московского районного суда г. Нижнего Новгорода (Нижегородская область)

Дело *а-1013/2021

52RS0*-32

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

19 февраля 2021 года

Московский районный суд г.Нижнего Новгорода в составе председательствующего судьи Лопатиной И.В., с участием помощника прокурора Московского района г.Н.Новгорода Селивановской Ю.И., при секретаре Пановой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному заявлению

Прокуратуры Московского района города Нижнего Новгорода в интересах неопределенного круга лиц о признании информации в качестве запрещенной к распространению на территории РФ,

у с т а н о в и л:

Прокуратура Московского района г.Н.Новгорода обратилась в суд с указанным административным заявлением, указав, что Прокуратурой Московского района с использованием служебного компьютера, находящегося по адресу: ***, подключенного к информационно-телекоммуникационной сети Интернет, проведена проверка исполнения законодательства в сфере противодействия распространению в телекоммуникационной сети «Интернет» информации. Проведена проверка и поиск ресурсов, на которых размещены сведения о продаже водительских удостоверений без фактического обучения и сдачи экзаменов.

Проверка и поиск интернет-ресурсов осуществлялась с использованием программы браузера «Google Chrome», «Yandex» поисковых систем «Google» и «Yandex», путем введения в строке интернет-адресов тегов «купить водительские удостоверения», где отразились следующие интернет-сайты: <данные изъяты>

Установлено, что на указанных сайтах содержится информация, запрещенная законодательством Российской Федерации к размещению, о продаже водительских удостоверений без фактического обучения и сдачи экзаменов, предлагаются услуги по возврату прав лицам, лишенным права управления транспортными средствами.

Обучение граждан правилам безопасного поведения на автомобильных дорогах осуществляется на основании методических рекомендаций, разрабатываемых совместно федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими управление соответственно в области транспорта, образования, здравоохранения и социальной защиты населения. Органы внутренних дел Российской Федерации и государственные средства массовой информации обязаны оказывать помощь в проведении мероприятий по обучению граждан правилам безопасного поведения на дорогах.

Правила проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений утверждены постановлением Правительства РФ от 24.10.2014 № 1097 «О допуске к управлению транспортными средствами».

На интернет-сайтах: <данные изъяты>/, размещены сведения о продаже водительских удостоверений, размещены предложения по оказанию услуг по возврату прав лицам, лишенным права управления транспортными средствами.

На сайтах предлагаются услуги по покупке водительских удостоверений на автомобиль категории А, В, С, D, Е, в том числе в г.Нижнем Новгороде, с регистрацией водительских удостоверений в базе ГИБДД, без обучения в автошколах, о возврате прав после любых нарушений, оформление водительских удостоверений осуществляется на основании онлайн-заявки и документов, направленных на электронную почту, адрес которой размещен на сайтах. Посещение сайтов свободно для всех без исключения граждан.

Размещенная на указанных сайтах информация адресована неопределенному кругу лиц, направлена на привлечение внимания к услугам по продаже водительских удостоверений и является рекламой.

На момент проверки данные указатели страницы сайтов, на которых размещена указанная информация, в едином реестре отсутствуют (http://eais.rkn.gov.ru/).

Сведений о местонахождение IP-адресов не имеется, в связи, с чем привлечь лиц, допускающих размещение материалов, распространение которой в Российской Федерации запрещено, к участию в процессе не представляется возможным.

Административный истец просит признать информацию, размещенную на интернет-сайтах: <данные изъяты>/, информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено. Обратить решение к немедленному исполнению.

В судебном заседании помощник прокурора Московского района г.Н.Новгорода Селивановская Ю.И. иск поддержала в полном объеме, просила его удовлетворить.

Судом по ходатайству представителя истца изменен процессуальный статус административных ответчиков на заинтересованных лиц.

Представители заинтересованных лиц Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в лице Управления Роскомнадзора по Приволжскому Федеральному округу в суд не явились, извещены надлежащим образом. В письменном заявлении просили о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Суд полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Выслушав мнение прокурора, проверив материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу п.1 ст. 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации использование транспортных средств признается деятельностью, осуществление которой связано с повышенной опасностью для окружающих.

Указанная деятельность создает повышенную вероятность причинения вреда из-за невозможности полного контроля над ней со стороны человека.

Согласно ст. 1 Федерального закона Российской Федерации от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее - Федеральный закон № 196-ФЗ) задачами Федерального закона №196 являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.

В силу ст. 3 Федерального закона № 196-ФЗ основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.

Согласно ст. 25 Федерального закона № 196-ФЗ право на управление транспортными средствами предоставляется лицам, сдавшим соответствующие экзамены. Проведение экзаменов на право управления транспортными средствами (далее - экзамены), определение состава технических средств контроля, предназначенных для проведения экзаменов, требований к указанным техническим средствам и условий их применения, а также выдача водительских удостоверений осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Экзамены проводятся уполномоченными должностными лицами органов внутренних дел Российской Федерации. Экзамены могут проводиться с применением технических средств контроля теоретических знаний и практических навыков экзаменуемых. Право на управление транспортными средствами подтверждается водительским удостоверением.

В силу ст. 29 Федерального закона № 196-ФЗ обучение граждан правилам безопасного поведения на автомобильных дорогах осуществляется организациями, осуществляющими образовательную деятельность, в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, предусматривающими такое обучение.

Статьей 3.8 КоАП РФ установлено, что лишение физического лица, совершившего административное правонарушение, ранее предоставленного ему специального права устанавливается за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом в случаях, предусмотренных статьями Особенной части настоящего Кодекса. Лишение физического лица ранее предоставленного ему специального права устанавливается также за уклонение от исполнения иного административного наказания, назначенного за нарушение порядка пользования этим правом, в случаях, предусмотренных статьями Особенной части настоящего Кодекса, за нарушение установленного в соответствии с законодательством об исполнительном производстве временного ограничения на пользование специальным правом. Лишение специального права назначается судьей. Срок лишения специального права не может быть менее одного месяца и более трех лет.

В соответствии с ч.1, ч.3 ст. 28 Федерального закона № 196-ФЗ основаниями прекращения действия права на управление транспортными средствами являются лишение права на управление транспортными средствами. Возврат водительского удостоверения после утраты оснований прекращения действия права на управление транспортными средствами осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Пунктами 2,3 Правил возврата водительского удостоверения после утраты оснований прекращения действия права на управление транспортными средствами, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14.11.2014 № 1191 установлено, что возврат водительского удостоверения лицу, подвергнутому административному или уголовному наказанию в виде лишения права на управление транспортными средствами (далее - лицо, лишенное права на управление), производится после проверки знания им правил дорожного движения в подразделении Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации. Проверка проводится путем сдачи теоретического экзамена на предоставление специального права на управление транспортными средствами в соответствии с Правилами проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24.10.2014 № 1097 «О допуске к управлению транспортными средствами».

В соответствии с требованиями, предусмотренными ст. ст. 9,10,15 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - Федеральный закон №149-ФЗ), в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами. Ограничение доступа к информации возможно в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны и безопасности государства.

Согласно п.6 ст. 10 Федерального закона №149-ФЗ запрещается распространение информации, за которую предусмотрена уголовная или административная ответственность.

Изготовление или сбыт поддельных документов, штампов, печатей, бланков, а также использование заведомо подложного документа являются уголовно наказуемыми деяниями, за которые предусмотрена уголовная ответственность ст. 327 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 13.03.2006 №38-Ф3 «О рекламе» установлен запрет на рекламу товаров, производство и (или) реализация которых запрещены законодательством Российской Федерации.

Размещение на указанных сайтах информации о возможности получения водительских удостоверений без обучения и сдачи экзаменов, а также возврат водительских удостоверений после утраты оснований прекращения действия права на управление транспортными средствами, в том числе лицам, подвергнутым административному или уголовному наказанию в виде лишения права на управление транспортными средствами, в установленном законом порядке, указание на факт содействия сотрудников органов внутренних дел при оформлении водительских удостоверений, указывает на коррупционный характер отношений, возникших между продавцом и должностными лицами указанного ведомства.

В соответствии со ст.ст. 1,3,6 Федерального закона от 25.12.2008 №273- ФЗ «О противодействии коррупции» злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами является коррупционными действиями. Деятельность органов государственной власти всех уровней, организаций и физических лиц должна быть нацелена на предупреждение коррупции, в том числе на выявление и последующее устранение причин, способствующих ее проявлению, в пределах своих полномочий. Одним из основных принципов противодействия коррупции является приоритетное применение мер по предупреждению, в частности, формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению.

В целях ограничения доступа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» к интернет-сайтам, содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, необходимо внесение данных сайтов в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» в соответствии со ст. 15.1 Федерального закона № 149- ФЗ.

Постановлением Правительства РФ от 26.10.2012 № 1101 утверждены Правила создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно- телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в РФ запрещено» (далее - Правила).

В соответствии с п. 5 Правил основаниями для включения в Единый реестр являются соответствующие решения уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или суда.

В соответствии с п. 4 Правил принятия уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти решений в отношении отдельных видов информации и материалов, распространяемыхпосредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», распространение которых в Российской Федерации запрещено, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.10.2012 №1101, установлен исчерпывающий перечень информации, в отношении которой Роскомнадзор принимает решения, являющиеся основаниями для включения доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети Интернет, а также сетевых адресов в Реестр.

В силу ст.35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства.

Судом установлено, что Прокуратурой Московского района с использованием служебного компьютера, находящегося по адресу: ***, подключенного к информационно-телекоммуникационной сети Интернет, проведена проверка исполнения законодательства в сфере противодействия распространению в телекоммуникационной сети «Интернет» информации. Проведена проверка и поиск ресурсов, на которых размещены сведения о продаже водительских удостоверений без фактического обучения и сдачи экзаменов.

Проверка и поиск интернет-ресурсов осуществлялась с использованием программы браузера «Google Chrome», «Yandex» поисковых систем «Google» и «Yandex», путем введения в строке интернет-адресов тегов «купить водительские удостоверения», где отразились следующие интернет-сайты: <данные изъяты>

Установлено, что на указанных сайтах содержится информация, запрещенная законодательством Российской Федерации к размещению, о продаже водительских удостоверений без фактического обучения и сдачи экзаменов, предлагаются услуги по возврату прав лицам, лишенным права управления транспортными средствами.

Обучение граждан правилам безопасного поведения на автомобильных дорогах осуществляется на основании методических рекомендаций, разрабатываемых совместно федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими управление соответственно в области транспорта, образования, здравоохранения и социальной защиты населения. Органы внутренних дел Российской Федерации и государственные средства массовой информации обязаны оказывать помощь в проведении мероприятий по обучению граждан правилам безопасного поведения на дорогах.

Правила проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений утверждены постановлением Правительства РФ от 24.10.2014 № 1097 «О допуске к управлению транспортными средствами».

На интернет-сайтах: <данные изъяты>/, размещены сведения о продаже водительских удостоверений, размещены предложения по оказанию услуг по возврату прав лицам, лишенным права управления транспортными средствами.

На сайтах предлагаются услуги по покупке водительских удостоверений на автомобиль категории А, В, С, D, Е, в том числе в г.Нижнем Новгороде, с регистрацией водительских удостоверений в базе ГИБДД, без обучения в автошколах, о возврате прав после любых нарушений, оформление водительских удостоверений осуществляется на основании онлайн-заявки и документов, направленных на электронную почту, адрес которой размещен на сайтах. Посещение сайтов свободно для всех без исключения граждан.

Размещенная на указанных сайтах информация адресована неопределенному кругу лиц, направлена на привлечение внимания к услугам по продаже водительских удостоверений и является рекламой.

На момент проверки данные указатели страницы сайтов, на которых размещена указанная информация, в едином реестре отсутствуют (http://eais.rkn.gov.ru/).

Сведений о местонахождение IP-адресов не имеется, в связи, с чем привлечь лиц, допускающих размещение материалов, распространение которой в Российской Федерации запрещено, к участию в процессе не представляется возможным.

Указанные выше обстоятельства подтверждаются материалами дела.

Поскольку информация, размещенная на вышеуказанных сайтах, прямо не отнесена к информации, в отношении которой Роскомнадзор вправе самостоятельно принять решение, являющееся основанием для включения доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети Интернет, а также сетевых адресов в единый реестр, суд полагает, что иск подлежит удовлетворению.

Иного порядка ограничения доступа к данной информации и, соответственно, защиты прав граждан от такой информации не предусмотрено.

Согласно ч.4 ст.265.5 КАС РФ решение суда об удовлетворении административного искового заявления о признании информации запрещенной подлежит немедленному исполнению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-180, 265.5 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административное заявление удовлетворить.

Признать информацию, размещенную на интернет-сайтах: <данные изъяты>/, информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.

Обратить решение к немедленному исполнению.

Копию решения суда направить в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, иным лицам, участвующим в деле, в порядке, установленном статьей 182 настоящего Кодекса.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Нижегородский областной суд с подачей жалобы через районный суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Судья И.В. Лопатина