39RS0011-01-2020-001206-31
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
24 сентября 2020 г. г. Зеленоградск
Судья Зеленоградского районного суда Калининградской области Безруких Е.С., с участием представителя административного истца ФИО1, представителя административного ответчика ФИО2, при секретаре Исаевой Г.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2А-1014/2020 по административному иску ФИО3 к администрации МО «Зеленоградский городской округ» о признании незаконным уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке,
установил:
ФИО3 обратилась в суд с административным иском к администрации МО «Зеленоградский городской округ» о признании незаконным уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке.
В обоснование заявленных требований указала, что на основании договора от 03.06.2020 г. является собственником земельного участка с КН № площадью 1200 кв.м, с разрешенным использованием – индивидуальная усадебная жилая застройка 1-4 этажа с земельными участками, категория земель – земли населенных пунктов, расположенного в <адрес>. Условно-разрешенный вид использования данного земельного участка был установлен постановлением администрации МО «Переславское сельское поселение» от 06.11.2014 г. № 202.
17.06.2020 г. ФИО3 обратилась в администрацию МО «Зеленоградский городской округ» с уведомлением о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства на указанном земельном участке. 29.06.2020 г. администрацией было вынесено уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке. В обоснование указано, что согласно ПЗЗ земельный участок относится к территориальной зоне 1ЖЗ 0200 2ОДЗ – многофункциональная: зона застройки малоэтажными жилыми домами и общественного деловых зон. При этом основными видами разрешенного использования в данной зоне не предусмотрено строительство объектов индивидуального жилищного строительства. Также указано, что согласно проекту ПЗЗ земельный участок истицы будет располагаться в зоне Ж3, где строительство ИЖД относится к основным видам разрешенного использования. Однако, истице не известно, когда будет, и будет ли утвержден проект ПЗЗ, на который ссылается администрация.
Считает указанное уведомление администрации незаконным, полагает, что с установленным на земельном участке с КН № видом разрешенного использования, на нем допустимо размещение объекта индивидуального жилищного строительства.
Просила признать незаконным и отменить вынесенное администрацией МО «Зеленоградский городской округ» уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке от 29.06.2020 г. № 113. Обязать администрацию МО «Зеленоградский городской округ» выдать уведомление о соответствии, указанных в уведомлении о планируемом строительстве, от 19.06.2020 г. вх № 5491/01-23, параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на спорном земельном участке.
Административный истец ФИО3 в судебное заседание не явилась, о месте и времени извещена надлежащим образом. Представила дополнительные пояснения, в которых указала на предоставление предыдущему собственнику земельного участка разрешения на условно-разрешенный вид использования земельного участка в соответствии с ПЗЗ. (л.д. 73-75)
Представитель административного истца по доверенности ФИО1. заявленные требования подержал, просил удовлетворить.
Представитель административного ответчика администрации МО «Зеленоградский городской округ» по доверенности ФИО2 в судебном заседании против удовлетворения иска возражала, полагая оспариваемое уведомление законным и обоснованным.
Выслушав стороны, исследовав все доказательства по делу в их совокупности, дав им оценку в соответствии со ст. 84 КАС РФ, суд приходит к следующему.
ФИО3 является собственником земельного участка с КН №, площадью 1200 кв.м, расположенного в <адрес>, из земель населенных пунктов, с разрешенным использованием – индивидуальная усадебная жилая застройка 1-4 этажа с земельными участками, что подтверждается копией договора купли-продажи от 03.06.2020 г. и выпиской из ЕГРН.
17.06.2020 г. ФИО3 обратилась в администрацию МО «Зеленоградский городской округ» с уведомлением о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства на указанном земельном участке. К уведомлению были приложены копии паспорта, правоустанавливающего документа на земельный участок, схема с отступами от границ земельного участка.
29.06.2019 г. администрация МО «Зеленоградский городской округ» выдала уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, указав на недопустимость размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке с №, поскольку данный земельный участок расположен в территориальной зоне 1 ЖЗ 0200 2ОДЗ – многофункциональной: зоне застройки малоэтажными жилыми домами и общественного деловых зон, согласно Правилам землепользования и застройки МО «Переславское сельское поселение», утвержденным Решением поселкового Совета депутатов МО «Переславское сельское поселение» от 21.12.2010 г. № 20. Основными видами разрешенного использования строительство объектов индивидуального жилищного строительства в данной зоне не предусмотрено.
Также указано, что согласно проекту Правил землепользования и застройки, которые находятся в стадии согласования и утверждения, указанный земельный участок отнесен к зоне Ж3 – зона застройки индивидуальными жилыми домами (подзона А), где основными видами разрешенного использования земельного участка предусмотрено строительство объектов индивидуального жилищного строительства. После утверждения проекта заявитель вправе вновь обратиться с уведомлением о планируемом строительстве.
Кроме того, указано, что вид разрешенного использования земельного участка с КН № – индивидуальная усадебная жилая застройка 1-4 этажа с земельными участками, не соответствует назначению объекта – объект индивидуального жилищного строительства и классификатору видов разрешенного использования земельных участков, утвержденному приказом Минэкономразвития РФ от 01.09.2014 г. № 540. Со ссылкой на ч.13 ст. 34 Федерального закона № 171-ФЗ от 23.0-6.2014 г., указали, что до установления соответствия между видом разрешенного использования земельного участка с КН № и видом разрешенного использования, установленным классификатором, размещение объекта индивидуального жилищного строительства на таком участке не допустимо.
Не согласившись с данным уведомлением, ФИО3 обратилась с рассматриваемым административным иском.
Согласно ч.1 ст. 4 КАС РФ, каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность.
Согласно ч.1 ст. 51.1 ГрК РФ, в целях строительства объекта индивидуального жилищного строительства застройщик подает на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (далее также - уведомление о планируемом строительстве).
Указанное уведомление было подано ФИО3 в уполномоченный орган местного самоуправления – администрацию МО «Зеленоградский городской округ».
Из материалов дела следует, что поданное ФИО3 19.06.2020 г. № 5491/01-23 уведомление о планируемом строительстве соответствует требованиям, предъявляемым ч.ч.1-3 ст. 51.1 ГрК РФ.
В соответствии со ст. 40 ЗК РФ собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием.
Пунктом 1 ст. 263 ГК РФ предусмотрено, что собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос - при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о назначении земельного участка.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 7 ЗК РФ подразделяющего земли Российской Федерации на категории, и части 2 названной нормы, земли населенных пунктов используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется, исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
На основании п. 2 ст.85 ЗК РФ границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.
Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений.
Правила землепользования и застройки МО «Переславское сельское поселение» утверждены решением поселкового Совета депутатов 21.12.2010 г. № 20, с внесенными изменениями в 2012 году, по результатам публичных слушаний.
Согласно данным Правилам, земельный участок с КН № расположен в территориальной зоне 1 ЖЗ 0200 2ОДЗ – многофункциональная: зоны застройки малоэтажными жилыми домами и общественно-деловых зон.
Применительно к данной зоне Правилами землепользования и застройки МО «Переславское сельское поселение» одним из условно-разрешенных видов использования земельных участков является индивидуальная усадебная жилая застройка 1-4 этажа с земельными участками.
В силу ч. 6 ст. 37 ГрК РФ предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 39 ГрК РФ, то есть путем обсуждения на общественных обсуждениях или публичных слушаниях.
Постановлением Главы МО «Переславское сельское поселение» от 08.10.2014 г. № 177 было назначено проведение публичных слушаний на 31.10.20214 г. по вопросу предоставления ФИО6 разрешения на условно-разрешенный вид использования – «индивидуальная усадебная жилая застройка 1-4 этажа с земельными участками», в том числе, в отношении земельного участка с КН №. Данное постановление опубликовано в газете «Волна» № 78 (8833) от 15.10.2014 г.
В газете «Волна» № 85 от 12.11.2014 г. было опубликовано заключение о результатах публичных слушаний, состоявшихся 31.10.2014 г., согласно которому комиссия посчитала возможным предоставление ФИО6 разрешения на условно-разрешенный вид использования – «индивидуальная усадебная жилая застройка 1-4 этажа с земельными участками», в отношении земельных участков, расположенных в кадастровом квартале №.
Постановлением Главы МО «Переславское сельское поселение» от 06.11.2014 г. № 202 ФИО6 предоставлено разрешение на условно-разрешенный вид использования – «индивидуальная усадебная жилая застройка 1-4 этажа с земельными участками», в том числе, в отношении земельного участка с КН №. Данное постановление опубликовано в газете «Волна» № 85 от 12.11.2014 г.
03.06.2020 г. земельный участок с КН № был продан ФИО6 ФИО3
Исходя из указанных обстоятельств, суд приходит к выводу, что, вопреки доводам, изложенным в оспариваемом уведомлении, земельный участок с КН № может быть использован его собственником ФИО3 в соответствии с установленным видом разрешенного использования, отнесенного к условно-разрешенным видам использования Правилами землепользования и застройки.
Приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 N 540 (ред. от 04.02.2019) "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков", был утвержден классификатор видов разрешенного использования земельных участков, которым определяются виды разрешенного использования земельных участков, устанавливаемые после вступления настоящего приказа в силу.
Согласно п.3 Приказа, он вступает в силу по истечении 90 дней после дня его официального опубликования.
В первоначальной редакции Приказ Минэкономразвития России от 01.09.2014 N 540 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков" был опубликован в "Российской газете", № 217 от 24.09.2014 г., начало действия редакции - 24.12.2014 г.
В соответствии с ч.11 ст. 34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ (ред. от 27.12.2019) "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации классификатора видов разрешенного использования земельных участков, признается действительным вне зависимости от его соответствия указанному классификатору.
Таким образом, поскольку вид разрешенного использования земельного участка ФИО3 с КН №индивидуальная усадебная жилая застройка 1-4 этажа с земельными участками» был установлен 06.11.2014 г., то есть до вступления в силу классификатора видов разрешенного использования земельных участков, он может использоваться в соответствии с установленным видом разрешенного использования.
С учетом изложенного, суд полагает, что ссылка на несоответствие классификатору в оспариваемом уведомлении, не соответствует закону и является не обоснованной.
Довод представителя административного ответчика о том, что на земельном участке с указанным видом разрешенного использования не допустимо размещение объектов индивидуального жилищного строительства суд также полагает не состоятельным.
Согласно Приложению В "СП 30-102-99. Планировка и застройка территорий малоэтажного жилищного строительства" (принят Постановлением Госстроя России от 30.12.1999 N 94), усадебный жилой дом - одноквартирный дом с приквартирным участком, постройками, для подсобного хозяйства.
В силу п. 39 ст. 1 ГрК РФ, объект индивидуального жилищного строительства - отдельно стоящее здание с количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более двадцати метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, и не предназначено для раздела на самостоятельные объекты недвижимости. Понятия "объект индивидуального жилищного строительства", "жилой дом" и "индивидуальный жилой дом" применяются в настоящем Кодексе, других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации в одном значении, если иное не предусмотрено такими федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации. При этом параметры, устанавливаемые к объектам индивидуального жилищного строительства настоящим Кодексом, в равной степени применяются к жилым домам, индивидуальным жилым домам, если иное не предусмотрено такими федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно п. 3.5 "СП 55.13330.2016. Свод правил. Дома жилые одноквартирные. СНиП 31-02-2001" (утв. и введен в действие Приказом Минстроя России от 20.10.2016 N 725/пр) (ред. от 10.07.2018), дом жилой одноквартирный отдельно стоящий – это дом, состоящий из отдельной квартиры (одного жилого автономного блока), включающий в себя комплекс помещений, предназначенных для индивидуального и/или односемейного заселения жильцов, при их постоянном, длительном или кратковременном проживании (в т.ч. сезонном, отпускном и т.п.).
Согласно п. 1.1 Приложения Б "СНиП 31-02-2001. Дома жилые одноквартирные" (утв. Постановлением Госстроя РФ от 22.03.2001 N 35), дом жилой одноквартирный – это дом, предназначенный для постоянного совместного проживания одной семьи и связанных с ней родственными узами или иными близкими отношениями людей.
Таким образом, исходя из приведенных положений закона, является очевидным, что на земельном участке под индивидуальную усадебную жилую застройку 1-4 этажа с земельными участками, допустимо размещение объекта индивидуального жилищного строительства, которым является усадебный жилой дом.
При таких обстоятельствах, суд полагает, что уведомление администрации МО «Зеленоградский городской округ» о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке от 29.06.2020 г. № 113, является незаконным и в этой части заявленные административным истцом требования подлежат удовлетворению.
При этом, с учетом положений п.1 ч.2 ст. 227 КАС РФ, суд полагает требование административного истца об отмене оспариваемого уведомления излишне заявленным и не подлежащим удовлетворению.
По смыслу ст. 227 КАС РФ, целью судебной процедуры является как оценка соответствия закону действий, решений органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, так и возложение обязанности по совершению конкретных действий, влекущих восстановление нарушенных прав административного истца.
Учитывая обстоятельства дела, принимая во внимание, что в силу ч.11 ст. 51.1 ГрК РФ, в уведомлении о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке должны содержаться все основания направления застройщику такого уведомления, с целью восстановления нарушенного права ФИО3, суд полагает возможным удовлетворить и ее требование о возложении на администрацию МО «Зеленоградский городской округ» обязанности выдать ФИО3 уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке с КН №, расположенном в <адрес>, от 19.06.2020 г.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ,
решил:
Административное исковое заявление ФИО3 удовлетворить.
Признать незаконным уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке от 29.06.2020 г. № 113, выданное администрацией МО «Зеленоградский городской округ» ФИО3.
Обязать администрацию МО «Зеленоградский городской округ» выдать ФИО3 уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке с КН №, расположенном в <адрес>, от 19.06.2020 г.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Калининградского областного суда через Зеленоградский районный суд Калининградской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, то есть с 05 октября 2020 года.
Решение в окончательной форме изготовлено 05 октября 2020 года.
Судья Е.С. Безруких