ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1015/16 от 21.01.2016 Щелковского городского суда (Московская область)

Дело № 2а-1015\16

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21 января 2016 года г. Щелково

Щелковский городской суд Московской области в составе председательствующего федерального судьи Разумовской Н.Г.,

при секретаре судебного заседания Шпитальной Ю.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Белоуса ФИО6 к Филиалу федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Московской области об оспаривании решения об отказе в изменении вида использования земельного участка,

УСТАНОВИЛ:

Белоус В.В. обратился в суд с заявлением о признании решения Филиала федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Московской области от 02.12.2015 г. № о приостановлении осуществления кадастрового учета, в отношении объекта недвижимости земельного участка с кадастровым номером площадью 400 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> по изменению вида разрешенного использования незаконным. Просит суд обязать административного ответчика внести изменения о виде разрешенного использования объекта недвижимости земельного участка с кадастровым номером , площадью 400 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> на вспомогательный вид разрешенного использования земельного участка – «торговые объекты площадью не более 100 кв.м.» в течение трех дней со дня вступления в законную силу решения суда.

В обосновании заявления административный истец указал, что ему на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 50:14:0060119:027, площадью 400 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> категория земель – земли населенных пунктов.

18.11.2015 года истец обратился с заявлением в Филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Московской области (далее – «Росреестр) с заявлением об изменении вида использования земельного участка на вспомогательный вид разрешенного использования земельного участка – «торговые объекты площадью не более 100 кв.м.». с приложением декларации, свидетельства на земельный участок, правил землепользования и застройки г.о. Лосино-Петровский, однако ДД.ММ.ГГГГ Росреестром было принято решение о приостановлении кадастрового учета объекта недвижимости. Основанием для приостановления указано, что в представленных документах отсутствуют основания для изменения сведений о виде разрешенного использования, государственный кадастр недвижимости не содержит сведений о наличии установленной территориальной зоне, в пределах которого расположен земельный участок, в связи с чем, невозможно определить принадлежность данного земельного участка к какой-либо зоне ввиду отсутствия детального описания границ указанных зон.

Истец, считает данный отказ не обоснованным, не мотивированным и не основанным на законодательстве РФ, поскольку им в Росреестр представлена детальная схема расположения земельного участка, в которой указаны границы территориальных зон.

Административный истец Белоус В.В. в суд не явился, его представитель по доверенности Козлов С.О. по доверенности в судебном заседании на заявлении настаивал по доводам, изложенным в заявлении.

Представитель административного ответчика по доверенности - Мельникова М.И. с заявлением Белоуса В.В. не согласилась, по основаниям указанным в письменном отзыве. В ходе судебного заседания также пояснила, что истцу необходимо представить в Росреестр заверенную гербовой печатью Администрации г.о. Лосино-Петровский копию решения Совета депутатов г.о. Лосино-Петровский от 27.03.2014 г. № 16/4 «Об утверждении Правил землепользования и застройки территории г.о. Лосино-Петровский», иных документов не требуется.

Выслушав представителя административного истца Козлова С.О., представителя административного ответчика Мельникову М.И., изучив материалы дела, суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено, что истцу, Белоусу В.В., на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером , площадью 400 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> категория земель – земли населенных пунктов, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 06.03.2013 г. серия <адрес>, запись регистрации в ЕГРП за .

Истец, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ обратился с заявлением в Росреестр с приложением декларации, свидетельства на земельный участок, правил землепользования и застройки г.о. Лосино-Петровский, об изменении вида использования земельного участка с кадастровым номером , площадью 400 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> категория земель – земли населенных пунктов, на вспомогательный вид разрешенного использования земельного участка – «торговые объекты площадью не более 100 кв.м.».

02.12.2015 года Росреестром было принято решение о приостановлении кадастрового учета объекта недвижимости, указав что, в представленных документах отсутствуют основания для изменения сведений о виде разрешенного использования, государственный кадастр недвижимости не содержит сведений о наличии установленной территориальной зоне, в пределах которого расположен земельный участок, в связи с чем, невозможно определить принадлежность данного земельного участка к какой-либо зоне ввиду отсутствия детального описания границ указанных зон.

В соответствии с ч. 4 ст. 37 Градостроительного кодекса РФ основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков правообладателями земельных участков, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.

По практическому применению вышеуказанной нормы законодательства Минэкономразвития РФ в своих письмах от 20.04.2011 г. № Д23-1624, от 17 декабря 2012 г. N ОГ-Д23-6469 указывает, что согласно пункту 9 статьи 1, частям 2 и 6 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешенное использование земельных участков определяется градостроительным регламентом, утвержденным в составе правил землепользования и застройки. Исходя из положений пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации, любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования. Частью 4 статьи 37 Градостроительного кодекса также установлено, что основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются соответствующим правообладателем самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования. Учитывая изложенное, при наличии утвержденных правил землепользования и застройки вид разрешенного использования земельного участка из предусмотренных градостроительным регламентом основных и вспомогательных видов разрешенного использования для соответствующей территориальной зоны выбирается соответствующим правообладателем самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования. В соответствии со статьей 22 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в целях осуществления государственного кадастрового учета изменений земельного участка в связи с изменением вида разрешенного использования в орган кадастрового учета необходимо представить соответствующее заявление и копию документа, подтверждающего в соответствии с федеральным законом, установленное разрешенное использование земельного участка. В этой связи, по мнению Департамента недвижимости, при наличии утвержденных в установленном порядке правил землепользования и застройки (градостроительных регламентов) для осуществления государственного кадастрового учета изменений земельного участка в связи с изменением вида разрешенного использования в орган кадастрового учета представляются заявление о государственном кадастровом учете изменений земельного участка, а также копия фрагмента правил землепользования и застройки, содержащая необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения (если сведения о правилах землепользования и застройки не были представлены в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 18 августа 2008 г. N 618). В указанном случае представление декларации заинтересованного лица о выбранном виде разрешенного использования земельного участка (далее - декларация) для осуществления государственного кадастрового учета изменений земельного участка в связи с изменением вида разрешенного использования действующим законодательством не предусмотрено.

Таким образом, при наличии утвержденных в установленном порядке правил землепользования и застройки правообладатель земельного участка может самостоятельно выбрать основной или вспомогательный вид разрешенного использования земельного участка.

В соответствии с решением Совета депутатов г.о. Лосино-Петровский Московской области от 27.03.2014 г. утверждены Правила землепользования и застройки территории г.о. Лосино-Петровский (далее – правила землепользования). Данные правила землепользования размещены, в том числе на официальном сайте Администрации <данные изъяты>

В соответствии с п.5 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» органы государственной власти и органы местного самоуправления в порядке, установленном в соответствии с настоящей статьей, обязаны направлять документы для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости в случаях принятия ими решений, в том числе об утверждении правил землепользования и застройки.

В силу требований ч. 7 ст. 15 Федерального закона от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» в случае, если указанные в частях 1 и 2 настоящей статьи сведения не поступили в государственный кадастр недвижимости в сроки, установленные настоящей статьей, заинтересованное лицо вправе обратиться в орган кадастрового учета с заявлением о внесении соответствующих сведений в государственный кадастр недвижимости. Орган кадастрового учета самостоятельно запрашивает содержащие указанные сведения документы в органах государственной власти и органах местного самоуправления. В силу прямого указания закона любые необходимые сведения запрашиваются органом кадастрового учета, но не заявителем. Соответственно, требование Росреестра о том, что истцу необходимо представить в Росреестр копию решения Совета депутатов г.о. Лосино-Петровский от 27.03.2014 г. № 16/4 заверенную гербовой печатью Администрации г.о. Лосино-Петровский незаконно.

Земельный участок, находящийся в собственности истца, в соответствии со ст. 39 Правил землепользования и Карте градостроительного зонирования г.о. Лосино-Петровский (утвержденной Решением совета депутатов г.о. Лосино-Петровский от 27.03.2014 г. № относится к зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1). Согласно ч. 3 Правил землепользования (Градостроительные регламенты) к вспомогательным видам разрешенного использования зоны Ж-1, относятся объекты торговли общей площадью не более 100 кв.м. Указанные доводы, подтверждаются письмом Администрации г.о. Лосино-Петровский от 04.12.2015 г. №

В сил ч. 1 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Таким образом, поскольку, Росреестр своим решением нарушает право заявителя на свободу выбора вида использования своего земельного участка в соответствии со ст. 37 Градостроительного кодекса РФ, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 175 – 180, 227-228 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административный иск Белоуса ФИО7 - удовлетворить.

Признать решение Филиала федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Московской области от 02.12.2015 г. о приостановлении осуществления кадастрового учета незаконным.

Обязать Филиал федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Московской области внести изменения о виде разрешенного использования объекта недвижимости земельного участка с кадастровым номером площадью 400 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> на вспомогательный вид разрешенного использования земельного участка – «торговые объекты площадью не более 100 кв.м.» в течение трех дней со дня вступления в законную силу решения суда.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Щелковский городской суд в течение одного месяца.

Судья Н.Г. Разумовская