Дело № 2а-1015/2017 12 декабря 2017 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Нарьян-Марский городской суд Ненецкого автономного округа в составе:
Председательствующего судьи Парфенова А.П.,
при секретаре судебных заседаний ФИО1,
с участием административного истца – прокурора Гладкобородова К.А.,
представителя административного ответчика – Департамента строительства, жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и транспорта Ненецкого автономного округа по доверенности ФИО2,
представителя административного ответчика – администрации муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» по доверенности ФИО3,
рассмотрев на открытом судебном заседании в помещении суда в г. Нарьян-Маре административное дело по административному исковому заявлению заместителя прокурора Ненецкого автономного округа в интересах неопределенного круга лиц к Департаменту строительства, жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и транспорта Ненецкого автономного округа, администрации муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» об обязании ликвидировать несанкционированные места размещения отходов на территории муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар»,
установил:
заместитель прокурора Ненецкого автономного округа обратился в суд с административным иском в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Департаменту строительства, жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и транспорта Ненецкого автономного округа, администрации муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» об обязании ликвидировать несанкционированные места размещения отходов на территории муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар».
В обоснование заявленных требований указано, что проведенной прокуратурой проверкой выявлены нарушения требований законодательства об отходах производства и потребления, а именно: на территории муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» на землях кадастровых кварталов 83:00:050022, 83:00:050038 на открытом грунте размещены отходы в виде твердых бытовых отходов, металлического лома, полиэтилена, строительного мусора. Участки, на которых размещены отходы, находятся в границах территории муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар», на землях, государственная собственность на которые не разграничена. Физическим и юридическим лицам данные земельные участки во владение и пользование не предоставлялись. Административный истец считает, что административные ответчики являются лицами, ответственными за организацию деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению указанных отходов. Данная обязанность, предусмотренная действующим законодательством, ответчиками не исполнена, в результате чего нарушено право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности.
Истец просит суд обязать Департамент строительства, жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и транспорта Ненецкого автономного округа, администрацию муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» ликвидировать несанкционированное место размещения отходов на территории муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар», расположенное на земельном участке с географическими координатами: 67°37"20.3" северной широты, 53°2"37.9" восточной долготы; 67°37"20.4" северной широты, 53°2"38.4" восточной долготы; 67°37"20.3" северной широты, 53°02"39" восточной долготы; 67°37"20.1" северной широты, 53°02"39" восточной долготы; ликвидировать несанкционированное место размещения отходов на территории муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар», расположенное на земельном участке с географическими координатами: 67°37"58.5" северной широты, 53°04"34.9" восточной долготы; 67°36"58.4" северной широты, 53°04"36.1" восточной долготы; 67°37"56" северной широты, 53°04"38.7" восточной долготы; 67°37"54.9" северной широты, 53°04"36.2" восточной долготы.
В судебном заседании прокурор Гладкобородов К.А. на иске настаивал по тем же основаниям, возражения ответчиков на исковое заявление считал необоснованными. Полагает, что редакция исковых требований сформулирована истцом согласно избранному способу защиты права, который считает надлежащим, соответствующим закону и не противоречащим ему. Просит учесть, что с учетом заявленных исковых требований личность лица – непосредственного исполнителя деятельности по ликвидации несанкционированных мест размещения отходов на территории муниципального образования не имеет значения по делу, при том, что существо исковых требований сводится к возложению на ответчиков обязанности по организации деятельности по ликвидации несанкционированных мест размещения отходов с тем, чтобы итогом такой деятельности и исполнения судебного решения об удовлетворении иска по настоящему делу стала фактическая ликвидация несанкционированных мест размещения отходов на территории муниципального образования. Пояснил, что исходя из существа исковых требований, их надлежащим исполнением не будет, в частности, заключение ответчиками соответствующего договора с конкретным исполнителем на сбор отходов без фактического осуществления данной деятельности и окончательной реальной ликвидации несанкционированных мест размещения отходов на территории муниципального образования. Доводы ответчиков об отсутствии должной правовой регламентации в настоящее время в соответствии с изменениями, внесенными в действующее законодательство, порядка и условий осуществления деятельности по организации сбора (в том числе раздельного сбора), транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов, а также участия в указанной деятельности, считает не имеющими правового значения по делу, как не свидетельствующие о наличии законных оснований для освобождения ответчиков от исполнения возложенной на них законом обязанности по ликвидации несанкционированных мест размещения отходов на территории муниципального образования. Обращает внимание, что полномочия по благоустройству и озеленению территории муниципального образования составляют самостоятельный блок полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения и не тождественны деятельности по ликвидации несанкционированных мест размещения отходов на территории муниципального образования. Критически оценивает, как основанные на ином толковании закона, доводы ответчика Департамента строительства, жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и транспорта Ненецкого автономного округа о том, что лицом, ответственным за ликвидацию несанкционированных мест размещения отходов на территории муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» в данном случае является Управление имущественных и земельных отношений Ненецкого автономного округа, как орган, осуществляющий полномочия по распоряжению на территории Ненецкого автономного округа земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена. Не возражал против установления срока исполнения ответчиками решения суда при удовлетворении иска – до 31.10.2018, считая данный срок разумным. Просил иск удовлетворить.
В судебном заседании представитель административного ответчика Департамента строительства, жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и транспорта Ненецкого автономного округа по доверенности ФИО2 с иском не согласился по основаниям, указанным в отзыве на иск. Не оспаривая того, что в соответствии с Законом НАО от 30.05.2016 № 208-ОЗ «О разграничении полномочий между органами государственной власти Ненецкого автономного округа в области обращения с отходами производства и потребления», к полномочиям исполнительного органа государственной власти Ненецкого автономного округа в сфере жилищно-коммунального хозяйства и жилищной политики в области обращения с отходами относится организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов, пояснил, что мероприятия по ликвидации несанкционированных свалок отходов не являются деятельностью по сбору твердых коммунальных отходов, поскольку места их размещения не являются местами накопления твердых коммунальных отходов для их последующего сбора, в связи с чем, осуществление деятельности по ликвидации несанкционированных свалок отходов не входит в компетенцию Департамента строительства, жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и транспорта Ненецкого автономного округа. Указанные в иске несанкционированные свалки образовались в результате длительного систематического самовольного сброса (размещения) различного мусора, в то время как, соответствующие меры по ликвидации свалок на территории муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» администрацией муниципального образования не предпринимались. Поскольку Департамент не является собственником, пользователем указанных в иске прокурора земельных участков, на которых размещены несанкционированные свалки отходов и мусора, не является арендатором данных участков, несанкционированные свалки образовались ранее, до передачи указанных полномочий Департаменту, то Департамент строительства, жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и транспорта Ненецкого автономного округа является ненадлежащим ответчиком по иску. Считает, что надлежащими ответчиками являются администрация муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар», на территории которого расположены несанкционированные места размещения отходов, либо Управление имущественных и земельных отношений Ненецкого автономного округа, как орган, осуществляющий полномочия по распоряжению на территории Ненецкого автономного округа земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена. При разрешении спора просит учесть, что в соответствии с частью 3 статьи 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных образований. Аналогичные положения предусмотрены пунктом 3 статьи 7 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Таким образом, орган местного самоуправления не исключен из указанных отношений и обязан осуществлять мероприятия по охране окружающей природной среды, а также участвовать в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов. Со ссылкой на Устав муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар», Правила и нормы по благоустройству территории и содержанию объектов, расположенных на территории МО «Городской округ «Город Нарьян-Мар» (утв. решением Совета городского округа «Город Нарьян-Мар» от 01.06.2015 № 109-р) указывает, что ликвидация несанкционированных мест размещения отходов на территории муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» должна обеспечиваться администрацией МО «Городской округ «Город Нарьян-Мар». При разрешении спора просит учесть, что в соответствии с требованиями Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются региональным оператором в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами; сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации (части 1, 2 статьи 24.6 Федерального закона № 89-ФЗ). Департамент согласно части 4 статьи 24.6 Федерального закона № 89-ФЗ, пункту 8 статьи 5 Закона Ненецкого автономного округа от 30.05.2016 № 208-оз «О разграничении полномочий между органами государственной власти Ненецкого автономного округа в области обращения с отходами производства и потребления» осуществляет конкурсный отбор региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Согласно части 5 статьи 24.7 Федерального закона № 89-ФЗ договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Считает, что у Департамента не только отсутствуют полномочия по непосредственному осуществлению деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территории городского округа, но в настоящее время отсутствуют и правовые инструменты для организации такой деятельности, не определены степень, объемы участия органов местного самоуправления в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов. Не оспаривал по существу того, что в обязанности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами входит, в т.ч., ликвидация несанкционированных свалок бытовых отходов и мусора, а также то, что действующим законодательством не предусмотрено конкретных отлагательных условий для начала исполнения органами государственной власти субъектов РФ полномочий по организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов. Не оспаривал того, что указанные в иске земельные участки на момент рассмотрения дела конкретным физическим, юридическим лицам во владение и пользование не предоставлялись. Просил в иске к Департаменту строительства, жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и транспорта Ненецкого автономного округа отказать, считая Департамент ненадлежащим ответчиком по иску. В случае удовлетворения исковых требований просил установить срок исполнения решения суда – до 31.10.2018.
В судебном заседании представитель административного ответчика администрации муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» по доверенности ФИО3 с иском не согласилась по основаниям, указанным в письменном отзыве. Считает администрацию муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» ненадлежащим ответчиком по иску.
Не оспаривала того, что в соответствии с требованиями действующего законодательства об общих принципах организации местного самоуправления на администрацию муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» возложена обязанность по участию в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов. Вместе с тем, обращает внимание, что обязанность по организации указанной деятельности в соответствии с действующим законодательством возложена на уполномоченные органы государственной власти субъектов РФ, - в данном случае на Департамент строительства, жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и транспорта Ненецкого автономного округа. Действующим законодательством не определены степень, объемы участия органов местного самоуправления в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов. Полагает, что участие органов местного самоуправления в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов, как государственных полномочий органов государственной власти субъектов РФ, предполагает выделение соответствующих средств для финансирования указанной деятельности. Критически оценивает ссылку представителя Департамента строительства, жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и транспорта Ненецкого автономного округа на Правила и нормы по благоустройству территории и содержанию объектов, расположенных на территории МО «Городской округ «Город Нарьян-Мар» (утв. решением Совета городского округа «Город Нарьян-Мар» от 01.06.2015 № 109-р) (Правила), при том, что полномочия по благоустройству и озеленению территории муниципального образования не тождественны деятельности по ликвидации несанкционированных мест размещения отходов на территории муниципальных образований. Полагает, что в обстоятельствах дела возложение на администрацию муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» обязанности по участию в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов не основано на законе. Не оспаривала того, что указанные в иске земельные участки на момент рассмотрения дела конкретным физическим, юридическим лицам во владение и пользование не предоставлялись. Просила в иске к администрации муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» отказать. В случае удовлетворения исковых требований просила установить срок исполнения решения суда – до 31.10.2018.
Представитель заинтересованного лица Управления имущественных и земельных отношений Ненецкого автономного округа, извещенный о рассмотрении дела, в судебное заседание не явился, ранее просил суд рассмотреть дело без его участия. В представленном письменном отзыве указал, что к обращению с иными отходами производства и потребления, кроме коммунальных, федеральный законодатель административных ответчиков не обязывает. Пояснил, что на указанных в исковом заявлении земельных участках расположены, помимо твердых коммунальных отходов, металлический лом, полиэтилен, строительный мусор. Считает, что редакция исковых требований подлежит уточнению, обращая внимание, что металлический лом, полиэтилен и строительный мусор к твердым коммунальным отходам не относятся, в связи с чем, обязанность по ликвидации места несанкционированного размещения данных отходов у ответчиков отсутствует.
Представитель заинтересованного лица ООО «Экология» извещался о рассмотрении дела по юридическому адресу места нахождения организации, в судебное заседание не явился, об отложении судебного заседания не ходатайствовал, пояснений по существу требований не предоставил.
С согласия явившихся участников судебного разбирательства дело рассмотрено судом при данной явке.
Заслушав пояснения участников судебного разбирательства, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ) прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Разрешая спор, суд учитывает, что в административном иске прокурором приведено надлежащее обоснование обращения с данным административным исковым заявлением в суд в защиту права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности.
Положениями статьи 42 Конституции РФ, преамбулы Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», статьи 8 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что каждый гражданин Российской Федерации имеет право на благоприятную окружающую среду.
Согласно пункту 1 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
В судебном заседании установлено, что проведенной прокуратурой проверкой выявлены нарушения требований законодательства об отходах производства и потребления, а именно: на территории муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» на открытом грунте размещены отходы в виде твердых бытовых отходов, металлического лома, полиэтилена, строительного мусора. Отходы расположены неравномерно на открытом грунте на землях кадастровых кварталов 83:00:050022, 83:00:050038.
В судебном заседании по существу не оспаривался факт несанкционированного размещения отходов производства и потребления на участках территории, указанных в иске, расположенных в границах территории муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар».
Участки с географическими координатами, указанными в иске, расположены в границах территории земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, конкретным лицам на праве собственности, аренды, по иному основанию данные участки не предоставлены, что по делу не опровергнуто.
Согласно статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» под твердыми коммунальными отходами понимаются отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами; а под ломом цветных и (или) черных металлов - пришедшие в негодность или утратившие свои потребительские свойства изделия из цветных и (или) черных металлов и их сплавов, отходы, образовавшиеся в процессе производства изделий из цветных и (или) черных металлов и их сплавов, а также неисправимый брак, возникший в процессе производства указанных изделий.
Учитывая содержание представленных в материалах дела фотоснимков несанкционированных мест размещения отходов, суд приходит к выводу, что на земельных участках, координаты которых указаны в исковом заявлении, имеются твердые коммунальные отходы.
В связи с чем, доводы возражений в отзыве на иск, указанные заинтересованным лицом – Управлением имущественных и земельных отношений Ненецкого автономного округа, о необоснованности исковых требований прокурора не свидетельствуют.
Доказательств того, что обнаруженные в ходе проверки отходы не относятся к коммунальным, образованы, в частности, в результате производственной деятельности, материалы дела не содержат.
В судебном заседании не оспаривалось, что вид разрешенного использования земельных участков в границах указанных в иске кадастровых кварталов, на территории которых выявлены отходы, не предполагает возможность их размещения на участках с данными географическими координатами.
Согласно статье 7 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. Федерального закона от 29.12.2014 № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации», вступившей в действие с 01.01.2016) к вопросам местного значения городских поселений отнесено участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих городских поселений.
В соответствии с пунктом 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 29.12.2014 № 458-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа относится участие в организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
К полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих поселений (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).
Из приведенных правовых норм следует, что участие в организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов отнесено к вопросам местного значения городского округа; на органы местного самоуправления возложена обязанность участвовать в организации деятельности, связанной с ликвидацией коммунальных отходов на территории муниципального образования.
Статьей 6 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в редакции, действующей с 01 января 2016 года), установлено, что организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов относится к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами.
Согласно подпункту 7.2 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 29.12.2014 № 458-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместно ведения, осуществляемым данными органами власти самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов по организации деятельности по сборы, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов.
Проанализировав приведенные положения нормативных правовых актов, суд приходит к выводу о том, что в соответствии с действующим законодательством на органы государственной власти субъектов РФ возложена обязанность по организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов, а на органы местного самоуправления городского округа – обязанность участвовать в организации деятельности по обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территории городского округа.
Согласно статье 5 Закона Ненецкого автономного округа от 30.05.2016 № 208-ОЗ «О разграничении полномочий между органами государственной власти Ненецкого автономного округа в области обращения с отходами производства и потребления» организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов относится к полномочиям исполнительного органа государственной власти Ненецкого автономного округа в сфере жилищно-коммунального хозяйства и жилищной политики.
Согласно пункту 1 Положения о Департаменте строительства, жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и транспорта Ненецкого автономного округа (утв. постановлением администрации НАО от 08.12.2014 № 474-п), исполнительным органом государственной власти Ненецкого автономного округа, осуществляющим функции по реализации государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства и жилищной политики, обращения с отходами производства и потребления, является Департамент строительства, жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и транспорта Ненецкого автономного округа.
Департамент строительства, жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и транспорта Ненецкого автономного округа является органом, уполномоченным в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами.
Согласно пункту 18.1 указанного Положения в сфере обращения с отходами производства и потребления Департамент строительства, жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и транспорта Ненецкого автономного округа организует деятельность по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов.
Разрешая спор, суд приходит к выводу о том, что исковые требования предъявлены к надлежащим ответчикам: Департаменту строительства, жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и транспорта Ненецкого автономного округа, а также администрации муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар», к полномочиям которых относится соответственно организация деятельности и участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов.
Суд критически оценивает доводы представителя ответчика Департамента строительства, жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и транспорта Ненецкого автономного округа об отсутствии у Департамента полномочий по организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению несанкционированно размещенных твердых коммунальных отходов.
Из материалов дела следует, что административное исковое заявление в суд по настоящему делу предъявлено 25.10.2017, т.е. после вступления в силу Закона Ненецкого автономного округа от 30.05.2016 № 208-ОЗ «О разграничении полномочий между органами государственной власти Ненецкого автономного округа в области обращения с отходами производства и потребления».
В соответствии с требованиями Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются региональным оператором в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами; сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации (части 1, 2 статьи 24.6 Федерального закона № 89-ФЗ).
Департамент строительства, жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и транспорта Ненецкого автономного округа согласно части 4 статьи 24.6 Федерального закона № 89-ФЗ, пункту 8 статьи 5 Закона Ненецкого автономного округа от 30 мая 2016 года № 208-оз «О разграничении полномочий между органами государственной власти Ненецкого автономного округа в области обращения с отходами производства и потребления» осуществляет конкурсный отбор региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В судебном заседании по существу не оспаривалось, что в обязанности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами входит, в т.ч., ликвидация несанкционированных свалок бытовых отходов и мусора, а также то, что действующим законодательством не предусмотрено конкретных отлагательных условий для начала исполнения органами государственной власти субъектов РФ полномочий по организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов, в т.ч., до утверждения региональной программы в области обращения с отходами и территориальной схемы обращения с отходами, выбора регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами и т.п. обстоятельств.
В этой связи, в обстоятельствах дела доводы ответчиков об отсутствии соответствующей нормативной базы, регламентирующей порядок и условия реализации полномочий по организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов, участию в указанной деятельности, сами по себе о необоснованности иска прокурора не свидетельствуют.
Отсутствие необходимого правового регулирования осуществления указанных полномочий, в т.ч., на уровне подзаконных актов, само по себе не указывает на наличие оснований для освобождения ответчиков от предусмотренной законом обязанности по организации и участию в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов, при том, что факт несанкционированного размещения отходов на территории муниципального образования в судебном заседании не оспаривался.
Перераспределение указанных полномочий между муниципальными органами и органами государственной власти субъектов РФ в силу действующего законодательства не освобождает органы местного самоуправления от исполнения предусмотренных законом обязанностей по участию в организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
В судебном заседании каких-либо доказательств участия ответчика - органа местного самоуправления в осуществлении указанной деятельности суду не предоставлено.
Не имеют правового значения по делу доводы возражений представителя Департамента строительства, жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и транспорта Ненецкого автономного округа со ссылкой на то, что несанкционированные свалки образовались в результате длительного систематического самовольного сброса (размещения) различного мусора, в то время как, ранее соответствующие меры по ликвидации свалок администрацией муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» не предпринимались.
Равно как не могут быть приняты судом во внимание доводы представителя Департамента строительства, жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и транспорта Ненецкого автономного округа о том, что поскольку Департамент не является собственником указанных в иске прокурора земельных участков, на которых размещены несанкционированные свалки бытовых отходов и мусора, не является арендатором данных участков и строений, расположенных на них, а несанкционированные свалки образовались до 31.05.2016, то Департамент является ненадлежащим ответчиком по иску.
Как следует из приведенных положений законодательства, реализация полномочий по организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов законом не поставлена в зависимость от принадлежности конкретного земельного участка соответствующему органу государственной власти субъекта РФ, уполномоченному в сфере обращения с отходами, а также от времени размещения несанкционированной свалки на территории соответствующего муниципального образования в границах территории субъекта РФ.
Не свидетельствует о необоснованности исковых требований прокурора доводы представителя Департамента строительства, жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и транспорта Ненецкого автономного округа со ссылкой на Устав муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар», Правила и нормы по благоустройству территории и содержанию объектов, расположенных на территории МО «Городской округ «Город Нарьян-Мар» (утв. решением Совета городского округа «Город Нарьян-Мар» от 01.06.2015 № 109-р), при том, что полномочия по благоустройству и озеленению территории муниципального образования не тождественны деятельности по ликвидации несанкционированных мест размещения отходов на территории муниципальных образований.
Равно как отклоняются судом как необоснованные доводы представителя Департамента строительства, жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и транспорта Ненецкого автономного округа о том, что лицом, ответственным за ликвидацию несанкционированных мест размещения отходов на территории муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» в данном случае является Управление имущественных и земельных отношений Ненецкого автономного округа, как орган, осуществляющий полномочия по распоряжению на территории Ненецкого автономного округа земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
Возложение на Управление имущественных и земельных отношений Ненецкого автономного округа ограниченных полномочий по распоряжению на территории Ненецкого автономного округа земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, не предполагает того, что Управление имущественных и земельных отношений Ненецкого автономного округа является правообладателем соответствующих земельных участков, а также не свидетельствует о том, что в силу закона Управление имущественных и земельных отношений Ненецкого автономного округа является лицом, уполномоченным в области обращения с отходами производства и потребления, ответственным за организацию деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов, а также ликвидацию несанкционированных мест размещения отходов на территории муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар».
Доводы представителя Департамента строительства, жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и транспорта Ненецкого автономного округа в данной части основаны на ином толковании закона, судом во внимание не принимаются.
Не свидетельствуют о необоснованности иска к ответчику – администрации муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» доводы представителя данного ответчика о том, что обязанность по организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов в соответствии с действующим законодательством возложена на уполномоченные органы государственной власти субъектов РФ, - в данном случае на Департамент строительства, жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и транспорта Ненецкого автономного округа.
В ходе рассмотрения дела по существу не оспаривалось, что в соответствии с требованиями действующего законодательства об общих принципах организации местного самоуправления на органы местного самоуправления муниципальных образований возложена обязанность по участию в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов.
То, что действующим законодательством не определены степень, объемы участия органов местного самоуправления в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов, само по себе не свидетельствует об отсутствии у органов местного самоуправления муниципальных образований данной обязанности по участию в организации указанной деятельности. Недостаточность правового регулирования в сфере указанной деятельности не является обстоятельством, освобождающим от ее осуществления.
В ходе рассмотрения дела суду не предоставлено доказательств того, что ответчиком администрацией муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» выполняются обязанности по решению вопросов местного значения применительно к участию в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов, расположенных на территории муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» на указанных в иске участках территории, не имеющих конкретного владельца, пользователя, в т.ч. доказательств направления соответствующих обращений в орган государственной власти субъекта РФ, уполномоченный в сфере обращения отходов производства и потребления.
Суд приходит к выводу о том, что не предоставлено доказательств исполнения обязанности по организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов, расположенных в границах муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» на указанных в иске участках территории, не имеющих конкретного владельца, пользователя, и со стороны ответчика Департамента строительства, жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и транспорта Ненецкого автономного округа.
В остальной части доводы ответчиков, в т.ч. ссылки ответчика администрации муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» на постановление Конституционного Суда РФ от 13.10.2015 N 26-П "По делу о проверке конституционности пункта 24 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в связи с жалобой администрации муниципального образования "Североуральский городской округ", постановление Конституционного Суда РФ от 26.04.2016 № 13-П "По делу о проверке конституционности пункта 18 части 1 статьи 14 и пункта 14 части 1 статьи 15 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в связи с жалобой администрации муниципального образования "Нерюнгринский район", в обстоятельствах дела о необоснованности исковых требований не свидетельствуют, сводятся к иному толкованию положений законодательства, подлежащих применению при разрешении спора.
Таким образом, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных требований, считая, что прокурором избран предусмотренный законом и не противоречащий ему способ защиты права.
Согласно пояснениям прокурора в судебном заседании с учетом заявленных по делу исковых требований личность лица – непосредственного исполнителя деятельности по ликвидации несанкционированных мест размещения отходов на территории муниципального образования не имеет значения для дела, при том, что существо исковых требований сводится к возложению на ответчиков обязанности по организации деятельности по ликвидации несанкционированных мест размещения отходов с тем, чтобы итогом такой деятельности и исполнения судебного решения об удовлетворении иска по настоящему делу стала фактическая ликвидация несанкционированных мест размещения отходов на территории муниципального образования, а исходя из существа исковых требований, оснований, по которым они заявлены, надлежащим исполнением требований прокурора не будет, в частности, заключение ответчиками соответствующего договора с конкретным исполнителем на сбор отходов без фактического осуществления данной деятельности и реальной ликвидации несанкционированных мест размещения отходов на территории муниципального образования. Цель предъявления иска в суд по настоящему делу – ликвидация несанкционированных мест размещения отходов на территории муниципального образования.
Руководствуясь частью 2 статьи 178 КАС РФ, принимая во внимание объем и характер действий, которые необходимо совершить административным ответчикам для исполнения решения суда, временные затраты на них, климатические условия региона, существо права неопределенного круга лиц, подлежащего защите (право на благоприятную окружающую среду и обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности), требования разумности сроков исполнения судебного решения, пояснения участников дела в судебном заседании о сроках исполнения решения суда в случае удовлетворения иска, суд считает возможным установить срок, в течение которого ответчиками судебное решение должно быть исполнено, – не позднее 31 октября 2018 года, в обстоятельствах дела считая данный срок разумным.
С учетом требований статьи 333.36 Налогового кодекса РФ оснований для взыскания с ответчиков государственной пошлины по делу не имеется.
Таким образом, административный иск подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 175-180, 298 КАС РФ, суд
решил:
административное исковое заявление заместителя прокурора Ненецкого автономного округа в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Департаменту строительства, жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и транспорта Ненецкого автономного округа, администрации муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» о возложении обязанности ликвидировать несанкционированные места размещения отходов на территории муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар», – удовлетворить.
Обязать Департамент строительства, жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и транспорта Ненецкого автономного округа, администрацию муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» в срок не позднее 31 октября 2018 года:
- ликвидировать несанкционированное место размещения отходов на территории муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар», расположенное на землях кадастрового квартала 83:00:050038 на земельном участке в районе географических координат: северная широта 67°37"58.5", восточная долгота 53°04"34.9"; северная широта 67°37"58.4", восточная долгота 53°04"36.1"; северная широта 67°37"56", восточная долгота 53°04"38.7"; северная широта 67°37"54.9", восточная долгота 53°04"36.2";
- ликвидировать несанкционированное место размещения отходов на территории муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар», расположенное на землях кадастрового квартала 83:00:050022 на земельном участке в районе географических координат: северная широта 67°37"20.3", восточная долгота 53°2"37.9"; северная широта 67°37"20.4", восточная долгота 53°2"38.4"; северная широта 67°37"20.3", восточная долгота 53°02"39"; северная широта 67°37"20.1", восточная долгота 53°02"39".
Разъяснить, что об исполнении настоящего решения суда по административному делу административным ответчикам необходимо сообщить в суд и лицу, которое являлось административным истцом, в течение одного месяца со дня истечения установленного судом срока исполнения возложенной обязанности.
На решение суда могут быть поданы апелляционная жалоба, представление прокурора в суд Ненецкого автономного округа в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи через Нарьян-Марский городской суд Ненецкого автономного округа
Председательствующий А.П. Парфенов
Мотивированное решение изготовлено 18 декабря 2017 года