ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1015/2021 от 17.12.2021 Ржевского городского суда (Тверская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

17 декабря 2021 г. г. Ржев Тверской области

Ржевский городской суд Тверской области в составе:

председательствующего судьи Харази Д.Т.,

при секретаре Тетюхиной Н.В.,

с участием представителя административного ответчика ФИО1ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Тверской области к Станичному казачьему обществу «Ржевское станичное казачье общество Тверского окружного казачьего общества Центрального казачьего войска» и ФИО1 о ликвидации общества; о возложении обязанности на лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени юридического лица – атамана Станичного казачьего общества «Ржевское станичное казачье общество Тверского окружного казачьего общества Центрального казачьего войска» ФИО1 совершить действия по ликвидации Общества в соответствии с положениями Гражданского кодекса Российской Федерации в срок не более шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу,

УСТАНОВИЛ:

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Тверской области обратилось в суд с административным исковым заявлением к Станичному казачьему обществу «Ржевское станичное казачье общество Тверского окружного казачьего общества Центрального казачьего войска» (далее – СКО «РСКОТОКОЦКВ») и ФИО1 о ликвидации общества; о возложении обязанности на лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени юридического лица – атамана СКО «РСКОТОКОЦКВ» ФИО1 совершить действия по ликвидации Общества в соответствии с положениями Гражданского кодекса Российской Федерации в срок не более шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Требования административного истца, со ссылками на положения ст. 18 и ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях», ст. 61 и ст. 62 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 19, ст. 22, ст. 125, ст. 126 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, п. 19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, мотивированы тем, что Управлением 22 октября 2020 г. в адрес Организации вынесено письменное предупреждение № 04-29/154 за нарушение п. 3 ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях», п. 1 Приказа Минюста России от 26 мая 2020 г. № 122 «Об установлении сроков представления некоммерческими организациями отчетности» - Организацией не представлена в Управление ежегодная отчетность за 2017, 2019 годы. Предупреждение, направленное по адресу места нахождения Организации, вернулось в Управление. К установленному в предупреждении сроку (02 декабря 2020 г.) нарушения Организацией не устранены. Управлением 05 августа 2021 г. в адрес руководящих органов Организации вынесено письменное предупреждение № 04-29/66 за нарушение ст. 13.1 Федерального закона «О некоммерческих организациях» Организацией в Управление не представлены документы для внесения изменения в учредительные документы о принадлежности его к Тверскому Отдельному казачьему обществу; п. 3 ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях», Приказа Минюста России от 26 мая 2020 г. № 122 - Организацией не представлена в Управление ежегодная отчетность за 2017, 2019, 2020 годы. Предупреждение, направленное по адресу места нахождения Организации, вернулось в Управление. К установленному в предупреждении сроку (14 сентября 2021 г.) нарушения Организацией не устранены. В предупреждении от 05 августа 2021 г. Управление информировало Организацию о том, что в случае неустранения выявленных нарушений в установленный срок в соответствии со ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» Управление вправе обратиться в суд с заявлением о ликвидации Организации. Таким образом, по мнению заявителя, Организация на протяжении нескольких лет неоднократно нарушала требования действующего законодательства Российской Федерации. Бездействие руководящих органов Организации, неприятие мер, направленных на соблюдение законодательства Российской Федерации, свидетельствует о том, что Организация не осуществляет мероприятия, направленные на достижение уставных целей.

Представитель административного ответчика ФИО1ФИО2, участвующий в судебном заседании, возражал против удовлетворения заявленных административных исковых требований, пояснив, что в настоящее время допущенные нарушения устранены – 04 октября и 16 декабря 2021 г. административным ответчиком представлены документы (ежегодная отчетность за 2019-2020 г.г., расчёт по страховым взносам за 2021 г., налоговые декларации за 2021 г., упрощенная бухгалтерская (финансовая) отчётность за 2020 г.) в уполномоченные органы – Межрайонную ИФНС России № 7 по Тверской области и Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Тверской области соответственно.

Надлежаще извещенный о дате, времени и месте рассмотрения дела административный истец – Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Тверской области, явку своего представителя в суд не обеспечил. В административном исковом заявлении одновременно содержится просьба административного истца о рассмотрении дела без участия представителя Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по Тверской области.

Надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения дела административный ответчик СКО «РСКОТОКОЦКВ», явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, каких-либо заявлений или ходатайств в адрес суда не предоставил.

Заинтересованное лицо – Межрайонная ИФНС России № 12 по Тверской области, надлежащим образом извещенное о дате, времени и месте судебного заседания, явку своего представителя в суд не обеспечило, никаких ходатайств и заявлений не представило.

Заслушав объяснения представителя административного ответчика ФИО1ФИО2, установив юридически значимые обстоятельства, огласив письменные материалы дела и дав оценку собранным по делу доказательствам в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на их всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании, суд приходит к следующему.

Согласно п. 1 ч. 3 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям, в том числе о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации, а также о запрете деятельности общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, об исключении сведений о некоммерческой организации из государственного реестра.

В соответствии с п. 33.2. ст. 32 от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», Некоммерческие организации, за исключением указанных в пункте 3.1 настоящей статьи, обязаны представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников, а некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, также аудиторское заключение. При этом в документах, представляемых некоммерческими организациями, выполняющими функции иностранного агента, должны содержаться сведения о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, полученных от иностранных источников, и об их фактическом расходовании и использовании. Формы представления указанных документов (за исключением аудиторского заключения) и сроки их представления с учетом сроков, предусмотренных абзацем вторым настоящего пункта, определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Согласно пп. «а» п. 2 Постановления Пленума Правительства РФ от 15 апреля 2006 г. № 212, указано, что некоммерческая организация, если иной порядок не установлен федеральными законами об отдельных видах некоммерческих организаций, представляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный принимать решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, в том числе общественных объединений (далее - уполномоченный орган), или его территориальный орган, к компетенции которого отнесено принятие решения о государственной регистрации этой организации, документы, содержащие отчет о ее деятельности, сведения о персональном составе ее руководящих органов, а также документы, содержащие сведения о расходовании денежных средств и использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, ежегодно, не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.

Некоммерческая организация представляет указанные документы в уполномоченный орган (его территориальный орган) непосредственно или в виде почтового отправления с описью вложения.

Уполномоченный орган (его территориальный орган) не вправе отказать в принятии указанных документов и в случае их непосредственного представления некоммерческой организацией обязан выдать расписку с отметкой об их получении.

Датой представления некоммерческой организацией указанных документов считается дата их принятия уполномоченным органом (его территориальным органом), если документы представлены непосредственно, или дата отправки почтового отправления с описью вложения, если документы представлены в виде почтового отправления с описью вложения.

Также в соответствии с п. 3.2 вышеназванного Закона «Некоммерческие организации, за исключением указанных в пункте 3.1 настоящей статьи, обязаны ежегодно, а некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, - один раз в полгода размещать в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» или предоставлять средствам массовой информации для опубликования отчет о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в уполномоченный орган или его территориальный отдел».Судом установлено и подтверждается материалами дела, что СКО «РСКОТОКОЦКВ» зарегистрировано 29 июля 2013 г. Межрайонной ИФНС № 12 по Тверской области в качестве юридического лица ОГРН <***>, основной государственный регистрационный .

Вышеуказанная организация осуществляет свою деятельность на основании Устава, утверждённого 09 июня 2013 г. с внесёнными в него изменениями 17 февраля 2014 г. и 07 декабря 2016 г.

Как следует из Устава СКО «РСКОТОКОЦКВ» и из вышеуказанной выписки из Единого государственного реестра юридических лиц, адресом местонахождения юридического лица является адрес: 172390, <...>.

Лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени организации является директор ФИО1, сведения о котором содержаться в Едином государственном реестре юридических лиц.

Судом установлено, что СКО «РСКОТОКОЦКВ» в установленный законом срок в Министерство юстиции Российской Федерации по Тверской области не предоставлялась информация о своей деятельности за 2017 и 2019 г.

В соответствии с пп. 5 п. 5 ст. 32 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Тверской области СКО «РСКОТОКОЦКВ» вынесено предупреждение от 22 октября 2020 г. № 04-29/154 за нарушение п. 3 ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях», п. 1 Приказа Минюста России от 26 мая 2020 г. № 122 «Об установлении сроков представления некоммерческими организациями отчетности» - Организацией не представлена в Управление ежегодная отчетность за 2017, 2019 годы, в котором установлен срок для устранения выявленных нарушений законодательства Российской Федерации до 02 декабря 2020 г.

В соответствии с пп. 5 п. 5 ст. 32 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Тверской области СКО «РСКОТОКОЦКВ» вынесено предупреждение от 05 августа 2021 г. № 04-29/66 за нарушение ст. 13.1 Федерального закона «О некоммерческих организациях» Организацией в Управление не представлены документы для внесения изменения в учредительные документы о принадлежности его к Тверскому Отдельному казачьему обществу; п. 3 ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях», Приказа Минюста России от 26 мая 2020 г. № 122 - Организацией не представлена в Управление ежегодная отчетность за 2017, 2019, 2020 годы, в котором установлен срок для устранения выявленных нарушений законодательства Российской Федерации до 14 сентября 2021 г.

Нарушения законодательства Российской Федерации, допущенные Организацией, к установленному в предупреждении сроку не устранены, предупреждения в вышестоящий орган или суд не обжаловалось.

Данное неисполненное требование, с приведёнными положениями по данному вопросу явились основанием для обращения административного истца - Министерства юстиции Российской Федерации по Тверской области о ликвидации Организации.

Из анализа вышеприведённых правовых норм и доказательств имеющихся в материалах дела, следует, что заявленный к ответчикам иск преждевременный, поскольку неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений является основанием для обращения с заявлением о ликвидации некоммерческой организации, а не безусловной её ликвидацией.

Вместе с тем, ликвидация, как это следует из правовой позиции, выраженной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 18 июля 2003 г. № 14-П, не может быть применена к юридическому лицу по одному лишь формальному основанию - в связи с неоднократными нарушениями закона; такие нарушения в совокупности должны быть столь существенными, чтобы позволить суду с учётом всех обстоятельств дела, включая оценку характера допущенных юридическим лицом нарушений и вызванных им последствий, принять решение о его ликвидации в качестве меры, необходимой для защиты прав и законных интересов других лиц.

При рассмотрении дела суд принимает меры к соблюдению процессуальных прав участников процесса, включая общественную организацию, в отношении которой подано заявление, а также исследует все доказательства, ему представленные, в том числе данные, полученные от органа, обратившегося с заявлением, имея в виду, что для принятия решения, вследствие которого общественная организация утрачивает статус юридического лица, факт прекращения ею своей деятельности должен быть доказан. Суд, в частности, может принять во внимание сведения о возврате почтовых отправлений, направленных по адресу общественной организации, явку (как и неявку) в судебное заседание ее руководителей, а равно представленные ими объяснения; суд учитывает и данные о банковских счетах, поскольку движение денежных средств по счетам юридического лица доказывает факт его деятельности, даже если оно нарушает правила отчетности, а полное отсутствие сведений о состоянии банковских счетов может ставить под сомнение достаточность данных для вывода о прекращении общественной организацией своей деятельности.

Данная правовая позиция изложена в Определении Конституционного Суда РФ от 28 июня 2012 г. № 1246-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы региональной общественной организации "Молодежный центр поэзии, музыки и кулинарного искусства» и гражданки Насоновой Н. А. на нарушение конституционных прав и свобод положениями частей третьей, четвертой и пятой статьи 29 Федерального закона «Об общественных объединениях».

Согласно разъяснениям п. 32 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 декабря 2016 г. № 64 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами», исходя из общеправовых принципов юридической ответственности (в том числе наличия вины) и установленных частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации оснований ограничения прав и свобод, соблюдение которых обязательно, неоднократное нарушение требований закона, даже при условии их доказанности, само по себе не является безусловным основанием для ликвидации или запрета деятельности объединения граждан. Указанные меры реагирования должны быть соразмерны допущенным нарушениям и вызванным ими последствиям.

С учётом изложенного в каждом конкретном случае суд оценивает существенность допущенных объединением граждан нарушений и их последствий, а также возможность их устранения без ликвидации либо запрета деятельности объединения.

Непредставление ответчиком в нарушение требований п. 3 ст. 32 Федерального закона № 7-ФЗ в уполномоченный орган за 2017, 2019, 2020 годы документов, содержащих отчёт о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, о расходовании денежных средств и использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, не свидетельствует об осуществлении им деятельности с грубым нарушением закона, и не является основанием для его ликвидации.

Характер допущенных юридическим лицом нарушений, а также вызванные ими последствия должны быть настолько существенными и неустранимыми, чтобы восстановление законности и было возможно только путём его ликвидации.

Суд исходит из того, что имевшие место в деятельности названной некоммерческой организации нарушения действующего законодательства, которые были выявлены в ходе проведённой Управлением проверки, по своему характеру и их последствиям не могут являться достаточным основанием для ликвидации этой организации.

Кроме того, суд принимает во внимание, что в настоящее время большинство допущенных нарушений устранено, а именно 04 октября и 16 декабря 2021 г. административным ответчиком представлены документы (ежегодная отчетность за 2019-2020 г.г., расчёт по страховым взносам за 2021 г., налоговые декларации за 2021 г., упрощенная бухгалтерская (финансовая) отчётность за 2020 г.) в уполномоченные органы – Межрайонную ИФНС России № 7 по Тверской области и Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Тверской области соответственно, о чём имеются отметки об их получении.

Принимая во внимание вышеизложенное, а также учитывая, что деятельность СКО «РСКОТОКОЦКВ» фактически не прекращена, допущенные ею нарушения закона устранены, суд приходит к выводу, что организация не может быть ликвидирована и как следствие исключена из Единого государственного реестра юридических лиц в качестве юридического лица.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении административных исковых требований Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Тверской области к Станичному казачьему обществу «Ржевское станичное казачье общество Тверского окружного казачьего общества Центрального казачьего войска» и ФИО1 о ликвидации общества; о возложении обязанности на лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени юридического лица – атамана Станичного казачьего общества «Ржевское станичное казачье общество Тверского окружного казачьего общества Центрального казачьего войска» ФИО1 совершить действия по ликвидации Общества в соответствии с положениями Гражданского кодекса Российской Федерации в срок не более шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, отказать.

Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Ржевский городской суд Тверской области в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Судья Д.Т. Харази

Мотивированное решение суда изготовлено 24 декабря 2021 г.

1версия для печатиДело № 2а-1015/2021 ~ М-1150/2021 (Решение)