ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1015/2022 от 27.04.2022 Октябрьского районного суда г. Омска (Омская область)

Дело № 2а-1015/2022

55RS0004-01-2022-000228-58

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Омск 27 апреля 2022 года

Октябрьский районный суд города Омска в составе председательствующего судьи Ведерниковой Н.В., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №4 по Омской области к Карычевой Ирине Фаритовне о взыскании обязательных платежей (санкций),

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №4 по Омской области обратилась в суд с требованиями о взыскании с Карычевой И.Ф. задолженности по уплате штрафа в общей сумме 750 рублей. В обоснование требования указано, что по результатам налоговых проверок вынесены решения о привлечении Карычевой И.Ф. к налоговой ответственности. В адрес Карычевой И.Ф. направлено требование об уплате задолженности по налогам, которое не исполнено.

Определением судьи Октябрьского районного суда г. Омска от 18.02.2022 административное исковое заявление принято к производству в порядке упрощенного (письменного) производства, сторонам установлен срок для представления в суд и направления ими друг другу доказательств и возражений относительно предъявленных требований – не позднее 25.03.2022, а также установлен срок, в течение которого стороны вправе представить в суд и направить друг другу дополнительно документы, содержащие объяснения по существу заявленных требований и возражений в обоснование своей позиции, - не позднее 15.04.2022.

Сторонами не представлены доказательства и возражения относительно предъявленных требований, а также документы, содержащие объяснения по существу заявленных требований и возражений в обоснование своей позиции.

В силу части 6 статьи 292 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) в порядке упрощенного (письменного) производства административные дела рассматриваются судьей единолично, если в соответствии с настоящим Кодексом не предусмотрено коллегиальное рассмотрение административного дела, и в срок, не превышающий десяти дней со дня истечения сроков, указанных в части 5.1 настоящей статьи.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу статьи 57 Конституции РФ, статьи 3, подпункта 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ) каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Статья 48 НК РФ предусматривает право на обращение налогового органа в суд за принудительным взысканием налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика, в случае неисполнения им в установленный срок обязанности по такой уплате.

Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве (ч. 3 ст. 48 НК РФ).

В соответствии с положениями ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Согласно ст. 19 НК РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать налоги и (или) сборы.

На основании ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги, представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.

Согласно п. 1 ст. 80 НК РФ налоговая декларация представляет собой письменное заявление или заявление налогоплательщика, составленное в электронной форме и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи или через личный кабинет налогоплательщика, об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.

Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

В соответствии с п. 6 ст. 80 НК РФ налоговая декларация (расчет) представляется в установленные законодательством о налогах и сборах сроки.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 227 НК РФ налогоплательщиками налога на доходы физических лиц являются физические лица, зарегистрированные в установленном действующим законодательством порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - по суммам доходов, полученных от осуществления такой деятельности.

На основании положений ст. 229 НК РФ налоговая декларация представляется налогоплательщиками, указанными в статьях 227, 227.1 и пункте 1 статьи 228 настоящего Кодекса. Налоговая декларация представляется не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено статьей 227.1 настоящего Кодекса (п. 1 ст. 229 НК РФ).

В случае прекращения деятельности, указанной в статье 227 настоящего Кодекса, до конца налогового периода налогоплательщики обязаны в пятидневный срок со дня прекращения такой деятельности представить налоговую декларацию о фактически полученных доходах в текущем налоговом периоде (п. 3 ст. 229 НК РФ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 119 НК РФ налоговая ответственность наступает за непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации (расчета по страховым взносам) в налоговый орган по месту учета.

Согласно п. 1 ст. 100.1 НК РФ дела о выявленных в ходе камеральной или выездной налоговой проверки налоговых правонарушениях рассматриваются в порядке, предусмотренном статьей 101 настоящего Кодекса.

В соответствии с п. 1 ст. 101.3 НК РФ решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения подлежит исполнению со дня его вступления в силу.

Частью 1 ст. 115 НК РФ установлено, что налоговые органы могут обратиться в суд с заявлением о взыскании штрафов с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в порядке и сроки, которые предусмотрены статьей 48 настоящего Кодекса.

Как следует из материалов дела, Карычева И.Ф. являлась в спорный период налогоплательщиком по налогу на доходы физических лиц в соответствии с положениями ст. 207, п.п. 1 п. 1 ст. 227 НК РФ.

В соответствии с Выпиской из ЕГРИП Карычева И.Ф. (ИНН ) значилась зарегистрированной в качестве индивидуального предпринимателя в период с 14.07.2008 по 29.12.2015.

Согласно Акту камеральной налоговой проверки от 18.10.2017 №31676, проведенной в период с 04.07.2017 по 04.10.2017 по факту предоставления Карычевой И.Ф. налоговой декларации «Налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ)» за 2015 год, Карычева И.Ф., являясь плательщиком налога на доходы физических лиц в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 227 НК РФ, в силу п. 3 ст. 229 НК должна была представить декларацию по налогу на доходы физических лиц за 2015 год до конца налогового периода не позднее 13.01.2016. В нарушение требований п. 3 ст. 229 НК РФ налоговая декларация представлена Карычевой И.Ф. 04.07.2017.

Копия акта камеральной налоговой проверки, содержащего порядок его оспаривания в соответствии со статьей 100 НК РФ, а также извещение о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки были направлены административному ответчику заказным письмом 25.10.2017 по адресу: <адрес> получены последней 31.10.2017.

Решением заместителя начальника ИФНС по Октябрьскому административному округу г. Омска Захарова С.А. от 06.12.2017 на основании результатов камеральной налоговой проверки Карычева И.Ф. привлечена к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 119 НК РФ, с назначением наказания в виде штрафа в размере 250 рублей.

Указанное решение направлено административному ответчику и получено последней 10.12.2017.

Кроме того, согласно Акту камеральной налоговой проверки от 31.01.2018 , проведенной в период с 17.10.2017 по 17.01.2018 по факту предоставления Карычевой И.Ф. налоговой декларации (расчета) «Декларация по форме 3-НДФЛ)» за 2016 год, Карычева И.Ф., являясь плательщиком налога на доходы физических лиц в соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 228 НК РФ, в силу п. 1 ст. 229 НК должна была представить декларацию по налогу на доходы физических лиц за 2016 год не позднее 30.04.2017 (в связи с совпадением с выходным днем срок представления декларации – 02.05.2017). В нарушение п. 1 ст. 229 НК РФ налоговая декларация представлена 17.10.2017.

Извещение о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки на 20.03.2018 и на 20.04.2018 направлены административному ответчику заказными письмами 07.02.2018 и 27.03.2018 по адресу: <адрес>.

Решением заместителя начальника ИФНС по Октябрьскому административному округу г. Омска Анищенко В.М. от 27.04.2018 на основании результатов камеральной налоговой проверки Карычева И.Ф. привлечена к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 119 НК РФ, с назначением наказания в виде штрафа в размере 500 рублей.

Указанное решение направлено административному ответчику 15.05.2018.

05.07.2021 Инспекция ФНС по Октябрьскому АО г. Омска в порядке ст. 48 НК РФ обратилась к мировому судье судебного участка №70 в Октябрьском судебном районе в городе Омске с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с Карычевой И.Ф. вышеуказанной задолженности по уплате штрафов на основании требования ИФНС по Октябрьскому АО г. Омска по состоянию на 27.01.2018 об уплате штрафа (непредставление налоговой декларации) в размере 250 рублей в срок до 16.02.2018 и требования №28349 по состоянию на 02.07.2018 об уплате штрафа (непредставление налоговой декларации) в размере 500 рублей в срок до 20.07.2018.

На основании данного заявления мировым судьей вынесен судебный приказ от 09.07.2021 о взыскании с Карычевой И.Ф. задолженности.

Определением мирового судьи от 22.07.2021 судебный приказ отменен по заявлению Карычевой И.Ф.

Согласно данным электронной системы ГАС «Правосудие» 21.01.2022 (с соблюдением предусмотренного частью 3 статьи 48 НК РФ срока) МИФНС России №4 по Омской области подан в районный суд настоящий административный иск (входящий №2222).

Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 КАС РФ и проанализировав их применительно к требованиям законодательства о налогах и сборах, суд приходит к выводу о том, что оснований для удовлетворения заявленных административных исковых требований не имеется.

В соответствии со ст. 45 НК РФ неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Согласно п. 10 ст. 101.4 НК РФ на основании вынесенного решения о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение этому лицу налоговым органом, выявившим соответствующее правонарушение, направляется требование об уплате (о перечислении) налога (сбора, страховых взносов), пеней и штрафа в порядке и сроки, которые установлены статьями 58, 60, 69 и 70 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Требование об уплате налога по результатам налоговой проверки должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) в течение 20 дней с даты вступления в силу соответствующего решения, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (ч.2 ст.70 НК РФ).

Требование об уплате налога может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (ч.6 ст.69 НК РФ).

Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании (ч.4 ст.69 НК РФ).

В силу п. 4 ч. 1 ст. 287 КАС РФ в административном исковом заявлении о взыскании обязательных платежей и санкций должны быть указаны сведения о направлении требования об уплате платежа в добровольном порядке.

Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.

Поскольку в требовании об уплате налога устанавливается срок исполнения требования в добровольном порядке, по истечении которого у налогового органа возникает право на принудительное взыскание задолженности в судебном порядке, направление налогоплательщику требования об уплате недоимки является необходимым условием для последующего принудительного взыскания задолженности и, соответственно, необходимым условием для удовлетворения административного иска о взыскании обязательных налоговых платежей (санкций).

Вместе с тем в материалы дела Межрайонной ИФНС №4 по Омской области представлена справка о том, что реестры почтовых отправлений к требованиям за 2016, 2017, 2018, 2019 г.г. (в том числе к вышеуказанным спорным требованиям) и налоговые уведомления отсутствуют. Согласно п. «т» ст. 75 Перечня документов, образующихся в деятельности Федеральной Налоговой службы, ее территориальных органов и подведомственных организаций, с указанием сроков хранения, утвержденного приказом ФНС России от 15.02.2012 №ММ-1-10/88@ и согласованного в ЦЭПК Росархива реестры почтовых отправлений хранятся 2 года.

Таким образом, административным истцом не представлено суду документального подтверждения направления в адрес налогоплательщика налоговых требований, на основании которых истребуется спорная задолженность.

Ненаправление в адрес налогоплательщика требования об уплате налога, пени, штрафа, является существенным нарушением процедуры принудительного взыскания налога и, соответственно, основанием для отказа в удовлетворении административного иска налогового органа о взыскании налогового штрафа в судебном порядке.

При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что в материалы дела административным истцом не представлены доказательства, свидетельствующие о направлении требований по уплате спорной задолженности в порядке и сроки, предусмотренные налоговым законодательством, административное исковое заявление не подлежит удовлетворению.

Руководствуясь статьями 175, 290 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №4 по Омской области к Карычевой Ирине Фаритовне о взыскании обязательных платежей (санкций) отказать.

Суд по ходатайству заинтересованного лица выносит определение об отмене решения суда, принятого им в порядке упрощенного (письменного) производства, и о возобновлении рассмотрения административного дела по общим правилам административного судопроизводства, если после принятия решения поступят возражения относительно применения порядка упрощенного (письменного) производства лица, имеющего право на заявление таких возражений, или новые доказательства по административному делу, направленные в установленный законом срок, либо если в течение двух месяцев после принятия решения в суд поступит заявление лица, не привлеченного к участию в деле, свидетельствующее о наличии оснований для отмены решения суда, предусмотренных пунктом 4 части 1 статьи 310 настоящего Кодекса.

Решение суда, принятое по результатам рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства, может быть обжаловано также в апелляционном порядке в Омский областной суд через Октябрьский районный суд г. Омска в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Судья Н.В. Ведерникова