Дело № 2а-1016/2020 (УИД 37RS0022-01-2020-000360-96)
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 марта 2020 года г. Иваново
Фрунзенский районный суд г. Иваново в составе:
председательствующего судьи: Каманиной Н.П.,
при секретаре: Корчагиной Я.П.,
с участием старшего помощника прокурора Ленинского района г.Иваново Лазарева Э.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Ленинского района г.Иваново в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Управлению Федеральной службы Роскомнадзора по Ивановской области о признании информации запрещенной для распространения в Российской Федерации
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Ленинского района г.Иваново в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы Роскомнадзора по Ивановской области о признании информации, размещенной на сайте, запрещенной для распространения в Российской Федерации.
Иск мотивирован тем, что прокуратурой района в ходе осуществления проверочных мероприятий выявлены факты размещения в сети интернет для свободного доступа неограниченного круга лиц на сайте с <данные изъяты> видеоролики и инструкции о способах изготовления взрывных устройств. В результате изучения данных сайтов установлено, что на них размещена запрещенная к распространению информация, в частности видеоролики о способах изготовления взрывных устройств с приведением примеров оружия, технологии изготовления самодельных гранат из подручных материалов, бомб, взрывчаток. Статьей 223.1 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за незаконное изготовление взрывчатых веществ, незаконное изготовление, переделка или ремонт взрывных устройств.
В силу положений федерального закона №35-ФЗ от 06.03.2006 г. «О противодействии терроризму», Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом РФ 05.10.2009 г., федерального закона №114-ФЗ от 25.07.2002 г. «О противодействии экстремистской деятельности» распространение данной информации запрещено на территории РФ, поскольку существует реальная угроза причинения вреда жизни, здоровью и имуществу неопределенного круга лиц. Предоставление доступа к информации с использованием информационно-телекоммуникационных услуг сетей, в т.ч. сети Интернет, содержащей указанные сведения – фактически является распространением запрещенной информации. С учетом изложенного, размещенная на указанных сайтах информация находится в свободном доступе с нарушением норм действующего законодательства, а следовательно нарушает права и интересы неопределенного круга лиц, в силу чего признание информации, размещенной на указанных сайтах, является информацией, распространение которой в РФ запрещено, направлено на защиту конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, и необходимо для включения в единую автоматизированную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в РФ запрещено».
На основании изложенного, руководствуясь ст.39 КАС РФ, ст.9, ст.15.1 федерального закона №-З от ДД.ММ.ГГГГ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», прокурором заявлены требования признать информацию, размещенную в сети Интернет на сайте с сетевым адресом: <данные изъяты> информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено. Копию вступившего в законную силу решения суда направить в Управление Роскомнадзора по Ивановской области для включения указателя сайта в сети Интернет <данные изъяты> в Единый реестр систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в РФ запрещено.
В ходе судебного заседания старший помощник прокурора Ленинского района г.Иваново Лазарев Э.А. заявленные исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель административного ответчика – Управление Роскомнадзора по Ивановской области в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие, в связи с чем суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя административного ответчика. Из отзыва на административное исковое заявление следует, что в целях ограничения доступа к сайтам в сети Интернет, содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, в соответствии с требованиями ст.15.1 федерального закона №149-ФЗ от 27.07.2006 г. «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» с 01 ноября 2012 года создана и ведется единая информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов с ети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено». Полномочия по созданию, формированию и ведению единого реестра отнесены к компетенции Роскомнадзора. Деятельность по ведению реестра осуществляет Центральный аппарат Роскомнадзора, в настоящее время территориальные органы Роскомнадзора осуществляют функции по введению в единый реестр сведений о судебных решениях, вступивших в законную силу о признании информации запрещенной к распространению на территории РФ. При осуществлении проверки доступности размещенной информации к Интернет-ресурсам по URL адресам: <данные изъяты> установлено, что доступ ограничен, при этом в Единый реестр сведения об указанных URL адресах не внесены.
Суд, исследовав материалы дела, выслушав участников судебного заседания, приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В силу положений ст.2 федерального закона №149-ФЗ от 27.07.2006 г. «Об информации, информационных технологиях и защите информации» информационно-телекоммуникационная сеть - технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.
Сайт в сети "Интернет" - совокупность программ для электронных вычислительных машин и иной информации, содержащейся в информационной системе, доступ к которой обеспечивается посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет") по доменным именам и (или) по сетевым адресам, позволяющим идентифицировать сайты в сети "Интернет".
В силу ч.1 ст.9 указанного федерального закона ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Положениями п.2.1 указанного федерального закона предусмотрено, что Порядок идентификации информационных ресурсов в целях принятия мер по ограничению доступа к информационным ресурсам, требования к способам (методам) ограничения такого доступа, применяемым в соответствии с настоящим Федеральным законом, а также требования к размещаемой информации об ограничении доступа к информационным ресурсам определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи.
Согласно ч.1 ст.10 федерального закона №149-ФЗ от 27.07.2006 г. «Об информации, информационных технологиях и защите информации» в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно ч.5 ст.15 федерального закона №149-ФЗ от 27.07.2006 г. «Об информации, информационных технологиях и защите информации» передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
В силу ст.1 федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму» правовую основу противодействия терроризму составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, а также принимаемые в соответствии с ними нормативные правовые акты других федеральных органов государственной власти.
В силу ст.2 федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму» противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах: обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; законность; приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности; неотвратимость наказания за осуществление террористической деятельности; системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму.
Согласно Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом РФ 05.10.2009 субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму, негосударственные организации и объединения, а также граждане, оказывающие содействие органам государственной власти и органам местного самоуправления в осуществлении антитеррористических мероприятий.
В соответствии с указанной Конвенцией одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности.
В силу ст.1 федерального закона от 25.07.2002 N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" под экстремистской деятельностью (экстремизмом) понимается возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни; нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии; публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения.
В силу ст.12 федерального закона от 25.07.2002 N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности» запрещается использование сетей связи общего пользования для осуществления экстремистской деятельности.
Из материалов дела следует, что проведенной прокуратурой проверкой установлено, что на сайтах в сети Интернет http://www.bolshoyvopros.ru/question /2642205-mozhet-li-obychyj-grazhdanin-sdelat-atomnuju-bomby.html, http://cook.smotrikak.ru/kak_prigotovij_bombu_doma, http://video337.ru/как-сделать-бомбу-дома/, http://video-muzika.ru/look/UYggty8z6k/kak-sozdaty-bombu-doma содержатся видеоролики и инструкции о способах изготовления взрывных устройств. При этом данные ролики и статьи содержат, в том числе призывы к разжиганию межнациональной розни, информация о превосходстве различных государств и религий над иными, отличными от своей.
Вход на данные сайты является свободным, ознакомиться с содержанием указанных страниц может любой Интернет-пользователь.
В силу изложенного размещенная на указанных выше сайтах информация противоречит действующему законодательству, поскольку существует реальная угроза причинения вреда жизни, здоровью и имуществу неопределенного круга лиц, поскольку в результате террористического акта, где будут использоваться самодельные взрывные устройства, может пострадать неопределенное количество граждан.
В целях ограничения доступа к сайтам в сети Интернет, содержавшим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, в силу п.4 ст.15.1 федерального закона №149-ФЗ от 27.07.2006 г. «Об информации, информационных технологиях и защите информации» уполномоченных федеральный орган исполнительной власти включает соответствующую запрещенную информацию в реестр. При этом п.2 ч.5 ст.15.1 указанного федерального закона предусмотрено, что основанием для включения в соответствующий реестр сведений, является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Кроме того, в Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ №1 от 2018 года разъяснено, что федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, подлежит привлечению к участию в рассмотрении соответствующих административных дел в качестве административного ответчика.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что заявленные прокурором Ленинского района г.Иваново требования о признании распространяемой в сети Интернет информации запрещенной в Российской Федерации, являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление прокурора Ленинского района г.Иваново в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Управлению Федеральной службы Роскомнадзора по Ивановской области о признании информации запрещенной для распространения в Российской Федерации - удовлетворить.
Признать информацию, размещенную в сети Интернет на сайтах <данные изъяты> информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Копию вступившего в законную силу решения суда направить в Управление Роскомнадзора по <адрес> для включения указателя сайтов в сети «Интернет» <данные изъяты> в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет» содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Ивановского областного суда через Фрунзенский районный суд <адрес> в течение одного месяца со дня изготовления в окончательной форме.
Судья: Н.П. Каманина
Мотивированное решение изготовлено 13 марта 2020 года.