административное дело №2а-1016/2023
УИД 09RS0007-01-2023-001322-14
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 декабря 2023 года ст-ца Зеленчукская, КЧР
Зеленчукский районный суд Карачаево-Черкесской Республики в составе председательствующего судьи Петяшина А.А.,
при секретаре судебного заседания Згонниковой Л.В.,
рассмотрев в судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Зеленчукского района, в интересах неопределенного круга лиц к администрации Марухского сельского поселения о признании бездействия администрации Марухского сельского поселения незаконными, обязании совершить действия,
у с т а н о в и л:
Прокурор Зеленчукского района КЧР обратился в суд с административным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к администрации Кызыл-Октябрьского сельского поселения в котором просит признать незаконным бездействие администрации Марухского сельского поселения, выразившееся в непринятии мер по постановке на государственный кадастровый учет бесхозяйных земельных участков, предназначенных для размещения детских площадок; обязать администрацию Марухского сельского поселения в срок 3 месяца с момента вступления решения суда в законную силу организовать постановку на государственный кадастровый учет бесхозяйный земельный участок, предназначенный для размещения детской площадки по адресу: <адрес>
В обоснование административного иска указано, что прокуратурой района по поручению прокуратуры республики проведена проверка исполнения требований федерального законодательства о несовершеннолетних в части принятия органами местного самоуправления организационных и практических мер в целях предотвращения несчастных случаев и травматизма на игровых и спортивных площадках, минимизации рисков чрезвычайных происшествий на различных объектах, несущих потенциальную опасность.
На территории Марухского сельского поселения имеются объект спортивно-игровой инфраструктуры -. <адрес>
Администрацией Марухского сельского поселения земельный участок под указанной спортивной площадкой не прошел государственный кадастровый учет.
В соответствии со ст. 38 Конституции РФ детство находится под защитой государства.
В соответствии с положениями статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (далее - Закон № 124-ФЗ), целями государственной политики в интересах детей являются, в том числе: осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений; содействие физическому развитию детей; защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.
В соответствии с ч. 1 ст. 14.1 Федерального закона № 124-ФЗ, в целях содействия физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей и формированию у них навыков здорового образа жизни органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в соответствии с их компетенцией создают благоприятные условия для осуществления деятельности физкультурно-оздоровительных организаций, организаций культуры, организаций, образующих социальную инфраструктуру для детей.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона № 124-ФЗ органы местного самоуправления в пределах своих полномочий осуществляют мероприятия по обеспечению прав детей на отдых и оздоровление.
Согласно статьям 11, 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходных земельных участков.
Согласно п.п. 3, 12, 14, 15, 30 ч.1 ст. 14Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ. М131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относится, в том числе владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; обеспечение условий для развития на территории поселения физической культуры, школьного спорта и массового спорта, организация проведения официальных физкультурно- оздоровительных и спортивных мероприятий поселения; создание условий для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организации культуры, создание условий для массового отдыха жителей поселения и организации обустройства мест массового отдыха населения; организация и осуществление мероприятий по работе с детьми и молодежью в поселении. К вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19, 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи) развитию детей; защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.
На основании ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из принципов земельного законодательства является учет значения земли как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации, и одновременно как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю.
В соответствии со ст.ст. 6, 7 Земельного кодекса Российской Федерации объектом земельных отношений является земельный участок. Земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется, исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
На основании части 7 статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ Уа218-Ф3 «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Федеральный закон №218-ФЗ) государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно :вязаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).
В статье 8 Федерального закона №218-ФЗ содержатся требования, предъявляемые к основным и дополнительным сведениям об объекте недвижимости. К основным сведениям относятся вид земельного участка, его кадастровый номер, площадь, описание местоположения.
В силу части 1 статьи 14 Федерального закона №218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
В соответствии с ч. 5 ст. 15 Федерального закона №218-ФЗ в случае осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на объект недвижимости, принадлежащий Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию поступающий в собственность Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования), от их имени при подаче заявлений о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав выступают уполномоченные органы государственной власти, органы местного самоуправления либо уполномоченные юридические лица и граждане.
Исходя из анализа норм Федерального закона №218-ФЗ, земельный участок является образованным с момента его государственного кадастрового учета, сведения которого подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально определенной вещи.
Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении перечня объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов», в пункте 26 которого в числе таких объектом указаны детские площадки, не освобождает органы местного самоуправления от выполнения обязанности по выделению земельных участков и их постановки на кадастровый учёт.
Поскольку земельные участки под детскими площадками на государственный кадастровый учет не поставлены, администрацией сельского поселения не обеспечивается контроль за эксплуатацией и обустройством детской (спортивной) площадкой, предназначенной для отдыха и оздоровления детей, а также не обеспечивается контроль за эксплуатацией лиц, ответственных вести надлежащий уровень контроля, исключая тем самым травматизм на объекте инфраструктуры.
Статьей 225 Гражданского кодекса РФ установлено, что бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество.
На основании ст. 226 ГК РФ движимые вещи, брошенные собственником или иным образом оставленные им с целью отказа от права собственности на них (брошенные вещи), могут быть обращены другими лицами в свою собственность в порядке, предусмотренном пунктом 2 настоящей статьи.
Лицо, в собственности, владении или пользовании которого находится земельный участок, водный объект или иной объект, где находится брошенная вещь, стоимость которой явно ниже суммы, соответствующей пятикратному минимальному размеру оплаты труда, либо брошенные лом металлов, бракованная продукция, топляк от сплава, отвалы и сливы, образуемые при добыче полезных ископаемых, отходы производства и другие отходы, имеет право обратить эти вещи в свою собственность, приступив к их использованию или совершив иные пействия, свидетельствующие об обращении вещи в собственность.
С учетом изложенных правовых норм, предусмотренных ст.ст. 225-226 ГК РФ, постановка земельного участка под детскими (спортивными) площадками на государственный кадастровый учет исключает обращение третьими лицами объектов инфраструктуры, находящегося в ведении сельского поселения из его собственности.
В ходе проведения надзорных мероприятий установлено, что на государственный кадастровый учет земельные участки под спортивными площадками администрацией Марухского сельского поселения поставлены не были. Поскольку данные нарушения создают реальную угрозу жизни и здоровью граждан, администрация Марухского сельского поселения обязана принять меры к проведению мероприятий по постановке на государственный кадастровый учет спортивных площадок. В свою очередь, отсутствие надлежащего контроля за эксплуатацией детских игровых площадок создает угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, что недопустимо.
Представитель административного истца в судебное заседание не явился, о причинах неявки не сообщил.
Представитель административного ответчика администрации Марухского сельского поселения, в судебное заседание не явился, о дате и времени проведения судебного заседания извещен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в их отсутствие.
Исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона № 124-ФЗ органы местного самоуправления в пределах своих полномочий осуществляют мероприятия по обеспечению прав детей на отдых и оздоровление.
Согласно статьям 11, 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходных земельных участков.
Согласно п.п. 3, 12, 14, 15, 30 ч.1 ст. 14Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ. М131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относится, в том числе владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; обеспечение условий для развития на территории поселения физической культуры, школьного спорта и массового спорта, организация проведения официальных физкультурно- оздоровительных и спортивных мероприятий поселения; создание условий для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организации культуры, создание условий для массового отдыха жителей поселения и организации обустройства мест массового отдыха населения; организация и осуществление мероприятий по работе с детьми и молодежью в поселении. К вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19, 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи) развитию детей; защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.
В соответствии с ч. 1 ст. 14.1 Федерального закона № 124-ФЗ, в целях содействия физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей и формированию у них навыков здорового образа жизни органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в соответствии с их компетенцией создают благоприятные условия для осуществления деятельности физкультурно-спортивных организаций, организаций культуры, организаций, образующих социальную инфраструктуру для детей.
Согласно материалов дела на основании проверки проведенной прокуратурой Зеленчукского района по поручению прокурора республики проведена проверка исполнения требований федерального законодательства о несовершеннолетних в части принятия органами местного самоуправления организационных и практических мер в целях предотвращения несчастных случаев и травматизма на игровых спортивных площадках, минимализации рисков чрезвычайных происшествий на различных объектах, несущих потенциальную опасность, в адрес главы Марухского сельского поселения, ДД.ММ.ГГГГ было направлено представление, в котором указывалось, что в ходе проверки стало установленным, что на территории Марухского сельского поселения имеются бесхозяйные детские площадки, расположенные по адресам: <адрес> Что данное нарушение создает реальную угрозу жизни и здоровью граждан. Отсутствие надлежащего контроля за эксплуатацией детской игровой площадки создает угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, что недопустимо. Прокурор требовал рассмотреть представление с участием прокурора и принять действенные меры по недопущению впредь подобных нарушений закона, устранению причин и условий их способствовавших; рассмотреть вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц, допустивших названные нарушения закона; о результатах рассмотрения сообщить прокурору (л.д.№).
ДД.ММ.ГГГГ глава администрации Марухского сельского поселения направил ответ в адрес прокуратуры Зеленчукского района о том, что все замечания указанные в представлении приняты к сведению и к исполнению; за ненадлежащее исполнение своих обязанностей должностные лица привлечены к дисциплинарной ответственности. Согласно распоряжения главы Марухского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ№ФИО1, в связи с допущением нарушением законодательства РФ, по представлению прокуратуры Зеленчукского района от ДД.ММ.ГГГГ№, вынесено замечание и указание на недопустимость нарушения законодательства (л.д№).
ДД.ММ.ГГГГ года Глава Марухского сельского поселения ФИО3 обратился с письменным заявлением на имя и.о. главы администрации Зеленчукского муниципального района ФИО4, где просил выделить в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки, находящиеся под игровыми площадками, расположенные по адресам: <адрес>
ДД.ММ.ГГГГ Глава Марухского сельского поселения дал ответ на требование прокурора Зеленчукского района, в котором сообщалось, что четыре комплекта детского игрового оборудования, приобретенные администрацией Марухского сельского поселения установленные на участках находятся на балансовом учете администрации Марухского сельского поселения. ДД.ММ.ГГГГ в адрес администрации Зеленчкукского муниципального района направлено письмо №с просьбой выделить земельные участки под игровыми площадками в постоянное (бессрочное) пользование. После утверждения схемы расположения земельных участков и передачи их администрации Марухского сельского поселения будет подано заявление на государственную регистрацию права на постоянное (бессрочное) пользование под детские игровые площадки и присвоены участкам номера.
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ№-Ф3 «О государственной регистрации недвижимости» определено, что государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).
В статье 8 Федерального закона №218-ФЗ содержатся требования, предъявляемые к основным и дополнительным сведениям об объекте недвижимости. К основным сведениям относятся вид земельного участка, его кадастровый номер, площадь, описание местоположения.
В силу части 1 статьи 14 Федерального закона №218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Обстоятельства того, что администрацией Марухского сельского поселения допущено незаконное бездействие в виде непринятия мер по постановке на государственный кадастровый учет бесхозяйных земельных участков, предназначенных для размещения детских площадок, а также обязании администрации Марухского сельского поселения в срок 3 месяца с момента вступления решения суда в законную силу организовать постановку на государственный кадастровый учет бесхозяйных земельных участков, предназначенных для размещения детских площадок.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 47, 175-180 КАС РФ, суд,
р е ш и л:
Административное исковое заявление прокурора Зеленчукского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Марухского сельского поселения - удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Марухского сельского поселения, выразившееся в непринятии мер по постановке на государственный кадастровый учет бесхозяйных земельных участков, предназначенных для размещения детских площадок.
Обязать администрацию Марухского сельского поселения в срок 3 месяца с момента вступления решения суда в законную силу организовать постановку на государственный кадастровый учет бесхозяйных земельных участков, предназначенных для размещения детских площадок по адресам: <адрес>
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики через Зеленчукский районный суд в течение месяца со дня принятия судом решения.
Мотивированное решение изготовлено 29 декабря 2023 года.
Судья
Зеленчукского районного суда А.А. Петяшин