Дело № 2а-1017/2022
УИД 51RS0009-01-2022-001444-28
Мотивированное решение изготовлено 27 октября 2022 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 октября 2022 года город Кандалакша
Кандалакшский районный суд Мурманской области в составе: судьи Каторовой И.В.,
при секретаре Тришиной Е.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Кандалакшского районного суда административное дело по административному исковому заявлению
Управления Федеральной налоговой службы по Мурманской области – правопреемника Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Мурманской области
к ФИО1
о взыскании недоимки по налогу на доходы физических лиц и пени,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 9 по Мурманской области (далее по тексту – МИФНС № 9, инспекция) обратилась в суд с административным иском к ФИО1 о взыскании в бюджет недоимки по налогу на доходы физических лиц за 2020 год (далее по тексту – НДФЛ) и пени. В обоснование иска указала, что ФИО1 является плательщиком НДФЛ.
ФИО1 в МИФНС № 9 представлена налоговая декларация по НДФЛ по форме 3-НДФЛ за 2020 год, согласно которой сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, составляет 50450 руб. 00 коп.
В связи с тем, что налогоплательщик в установленный законом срок не оплатил указанную сумму налога, ФИО1 выставлено и направлено требование <номер> от 23.09.2021.
В добровольном порядке данное требование не исполнено, что послужило основанием для обращения налогового органа с заявлением о вынесении судебного приказа.
Мировым судьей 23.11.2021 был вынесен судебный приказ № 2а-5040/2021 о взыскании с ФИО1 недоимки, однако на основании заявления ФИО1 28.02.2022 данный судебный приказ отменен.
Административный истец просит взыскать с ФИО1 налог на доходы физических лиц за 2020 год в размере 50450 руб. 00 коп., пени по налогу на доходы физических лиц в сумме 747 руб. 43 коп.
В соответствии с приказом ФНС России от 13.05.2022 № ЕД-7-4/396 «О структуре Управления Федеральной налоговой службы по Мурманской области» инспекция реорганизована путем присоединения с 29.08.2022 к УФНС России по Мурманской области. Определением суда от 30.09.2022 произведена замена Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Мурманской области на его правопреемника – Управление Федеральной налоговой службы по Мурманской области.
Представитель административного истца в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени судебного заседания извещался надлежащим образом.
Административный ответчик ФИО1 в судебном заседании 24.10.2022 участия не принимал, просил рассмотреть дело в свое отсутствие, возражал против удовлетворения административного иска, указал, что исполнил обязанность в установленный законом срок.
Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает, что административное исковое заявление удовлетворению не подлежит.
Статьей 57 Конституции Российской Федерации и пунктом 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации закреплено, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно статье 19 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту НК РФ) налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации возложена обязанность уплачивать налоги и сборы.
Пунктом 1 статьи 207 НК РФ установлено, что налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 227 НК РФ исчисление и уплату налога производят, в том числе, следующие налогоплательщики: нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты и другие лица, занимающиеся в установленном действующим законодательством порядке частной практикой, - по суммам доходов, полученных от такой деятельности. Налогоплательщики самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет, в порядке, установленном статьей 225 настоящего Кодекса.
На основании подпункта 10 пункта 1 статьи 208 НК РФ к доходам от источников в Российской Федерации относятся иные доходы, получаемые налогоплательщиком в результате осуществления им деятельности в Российской Федерации.
Налоговым периодом, согласно положениям статьи 216 НК РФ, признается календарный год.
В соответствии с пунктом 2 статьи 228 НК РФ налогоплательщики самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет.
Согласно пункту 1 статьи 229 НК РФ налоговая декларация представляется не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено статьей 227.1 данного Кодекса.
В соответствии с пунктом 4 статьи 228 НК РФ общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисленная исходя из налоговой декларации с учетом положений данной статьи, уплачивается по месту жительства налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
В силу пункта 1 статьи 224 НК РФ налоговая ставка устанавливается в размере 13 процентов, если иное не предусмотрено данной статьей.
Пунктом 6 статьи 227 НК РФ предусмотрено, что общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисленная в соответствии с налоговой декларацией с учетом положений настоящей статьи, уплачивается по месту учета налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Согласно положениям статьи 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов (пункт 1).Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах (пункт 2).
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса (абз. 1 пункта 3 в редакции Федерального закона от 30.11.2016 № 401-ФЗ).
Не начисляются пени на сумму недоимки, которую налогоплательщик (участник консолидированной группы налогоплательщиков, к которому в соответствии со статьей 46 настоящего Кодекса были приняты меры по принудительному взысканию налога) не мог погасить в силу того, что по решению налогового органа был наложен арест на имущество налогоплательщика или по решению суда были приняты обеспечительные меры в виде приостановления операций по счетам налогоплательщика (участника консолидированной группы налогоплательщиков, к которому в соответствии со статьей 46 настоящего Кодекса были приняты меры по принудительному взысканию налога) в банке, наложения ареста на денежные средства или на имущество налогоплательщика (участника консолидированной группы налогоплательщиков). В этом случае пени не начисляются за весь период действия указанных обстоятельств (абз. 2 пункта 3 в редакции Федерального закона от 16.11.2011 № 321-ФЗ).
Пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога. Процентная ставка пени для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (пункт 4 в редакции Федерального закона от 30.11.2016 № 401-ФЗ).
Пени могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств (драгоценных металлов) налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьями 46-48 настоящего Кодекса (пункт 6 в редакции Федерального закона от 27.11.2017 № 343-ФЗ).
В судебном заседании установлено, не оспаривалось сторонами, что ФИО1 является лицом, осуществляющим адвокатскую деятельность, состоит на учете в ИФНС в качестве налогоплательщика налога на доходы физических лиц, ИНН- <номер>.
Административным ответчиком 08.04.2021 в налоговый орган представлена налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц по форме 3-НДФЛ за 2020 год, согласно которой сумма НДФЛ, подлежащая уплате в бюджет, составляет 50450 руб. 00 коп. (по сроку уплаты 15.07.2021).
В ходе рассмотрения дела административным ответчиком представлены платежные поручения <номер> от 23.06.2021 на сумму 3000 руб., <номер> от 21.06.2021 на сумму 5000 руб., <номер> от 21.06.2021 на сумму 40000 руб., <номер> от 15.06.2021 на сумму 3000 руб. об уплате налога на доходы физических лиц по форме 3-НДФЛ за 2020 год на общую сумму 51000 руб.
Вместе с тем, из дополнений к административному исковому заявлению административным истцом указано на некорректное заполнение реквизитов вышеуказанных платежных поручений, в связи с чем налоговый орган распределил поступившие денежные средства на ранее образовавшуюся задолженность: 3000 руб. в счет погашения задолженности за 2018 год, 40000 руб. – за 2017-2019 года, 5000 руб. – 2019 год, 3000 руб. – 2019 год.
Однако, согласно представленной административным истцом карточке «Расчеты с бюджетом» местного уровня по налогу (сбору, взносу) у ФИО1 в июне 2021 года за отчетный период 2020 год учтена сумма уплаченного налога в сумме 51000 руб., следующими платежами с датой списания со счёта: 16.06.2021 на сумму 3000 руб., 21.06.2021 на сумму 40000 руб., 21.06.2021 на сумму 5000 руб., 23.06.2021 на сумму 3000 руб. Сведений о распределении поступивших денежных средств на основании вышеуказанных платежных поручений в иной период, как то заявляет административный истец, в представленной карточке не имеется.
Согласно пункту 7 статьи 45 Кодекса при обнаружении налогоплательщиком (иным лицом, предъявившим в банк поручение на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации денежных средств в счет уплаты налога за налогоплательщика) ошибки в оформлении поручения на перечисление налога, не повлекшей неперечисления этого налога в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства, налогоплательщик вправе подать в налоговый орган по месту своего учета заявление о допущенной ошибке с приложением документов, подтверждающих уплату указанного налога и его перечисление в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства, с просьбой уточнить основание, тип и принадлежность платежа, налоговый период или статус плательщика.
Налоговый орган на основании заявления налогоплательщика и акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам, если такая совместная сверка проводилась, принимает решение об уточнении платежа на день фактической уплаты налога в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства. При этом налоговый орган осуществляет пересчет пеней, начисленных на сумму налога, за период со дня его фактической уплаты в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства до дня принятия налоговым органом решения об уточнении платежа.
Решениями налогового органа
- <номер> от 23.06.2021 об уточнении платежа по расчетному документу <номер> от 21.06.2021 на сумму 5000 руб.,
- <номер> от 18.06.2021 об уточнении платежа по расчетному документу <номер> от 15.06.2021 на сумму 3000 руб.,
- <номер> от 23.06.2021 об уточнении платежа по расчетному документу <номер> от 21.06.2021 на сумму 40000 руб.;
<номер> от 25.06.2021 об уточнении платежа по расчетному документу <номер> от 23.06.2021 на сумму 3000 руб. уточнены реквизиты поручения на перераспределение налога в бюджетную систему Российской Федерации с указанием корректных реквизитов и с учетом указанного в платежных документах назначения платежа: «НДФЛ за 2020 год» в поле 107 платежного документа внесены реквизиты налогового периода ГД.00.2020.
Представленные административным ответчиком вышеуказанные решения согласуются как с содержанием платежных поручений, так и фактическим распределением денежных средств в карточке «Расчеты с бюджетом».
Таким образом, из материалов административного дела следует, что за заявленный истцом период недоимка по налогу НДФЛ отсутствует.
В соответствии с абзацем 16 пункта 7 Приложения N 2 к приказу Министерства финансов Российской Федерации от 12 ноября 2013 года N 107н "Об утверждении Правил указания информации в реквизитах распоряжений о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации" налоговые органы при невозможности однозначно идентифицировать платеж самостоятельно относят поступившие денежные средства к одному из указанных в пункте 7 Приложения N 2 к приказу оснований платежа.
Доводы административного истца о том, что уплаченные ФИО1 суммы налога по вышеуказанным платежным поручениям зачтены в счет уплаты задолженности, образовавшейся за более ранние периоды, судом отклоняются, поскольку у налогового органа, с учетом внесения ФИО1 назначения платежа «НДФЛ за 2020», имелась возможность однозначно идентифицировать платеж самостоятельно, что фактически административным истцом было сделано. Доказательств обратному суду не представлено, оснований для взыскания налога НДФЛ за 2020 в сумме 50450 руб. не имеется.
В связи с отсутствием у административного ответчика в спорный период недоимки по НДФЛ, налоговым органом также неправомерно начислены пени за неуплату указанного налога.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления Управления Федеральной налоговой службы по Мурманской области к ФИО1 о взыскании недоимки по налогу на доходы физических лиц за 2020 год и пени отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд подачей жалобы через Кандалакшский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья подпись И.В.Каторова