ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1017/2023 от 15.05.2023 Ленинскогого районного суда г. Иркутска (Иркутская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

15 мая 2023 года город Иркутск

Ленинский районный суд города Иркутска в составе председательствующего судьи Трофимовой Э.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Марковой К.Н.,

в отсутствие представителя административного истца, административного ответчика,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1017/2023 (УИД 38RS0034-01-2022-005342-41) по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №22 по Иркутской области к ФИО2 о взыскании задолженности по транспортному налогу, пени,

установил:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №22 по Иркутской области обратилась в суд с административным иском к ФИО2 о взыскании задолженности по транспортному налогу, пени.

В обоснование указала, что административный ответчик являлся собственником имущества, признаваемого объектом налогообложения, а именно: машины <...> регистрационный номер , дата отчуждения 31.05.2017, Налогоплательщиком обязанность по уплате налога, пени не была исполнена в связи с чем выставлено требование № 14087 от 01.02.2019. Пени начислены за период с 04.12.2018 по 31.01.2019 в размере 30,77 руб. за несвоевременную уплату транспортного налога за 2017 год.

Определением мирового судьи от 02.08.2022 судебный приказ № 2а-2868/2021 от 08.06.2022 отменен в связи с поступившими возражениями.

Просила взыскать с ФИО2 задолженность по транспортному налогу за 2017 год в размере 2 033 руб., пени, начисленные за несвоевременную уплату транспортного налога за 2017 год в размере 30,77 руб.

Представитель административного истца МИФНС России №22 по Иркутской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежаще, представлено заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

Административный ответчик ФИО2 в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежаще, причины неявки суду не известны.

На основании ч. 2 ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд рассмотрел дело в отсутствие не явившихся участников процесса.

Исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

При разрешении административного дела суд применяет нормы материального права, которые действовали на момент возникновения правоотношения с участием административного истца, если из федерального закона не вытекает иное (часть 5 статьи 15 КАС РФ).

Статьей 356 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Законом Иркутской области от 04.07.2007г. № 53 ОЗ «О транспортном налоге» установлены налоговые ставки транспортного налога в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства.

В соответствии со статьей 357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства.

Объектом налогообложения в силу пункта 1 статьи 358 Налогового кодекса Российской Федерации признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Налоговым периодом по транспортному налогу является календарный год (п.1 ст. 360 Налогового кодекса Российской Федерации).

Согласно ст. 363 Налогового кодекса Российской Федерации налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

В случае просрочки исполнения обязанности по уплате установленных налогов в соответствии со ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации начисляется пеня за каждый календарный день просрочки, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что в период с 09.10.2010 по 31.05.2017 административный ответчик являлся собственником имущества, признаваемого объектом налогообложения, а именно: машины <...> регистрационный номер .

09.07.2018 налогоплательщику направлено налоговое уведомление №12097742 от 24.06.2018 о необходимости уплаты до 03.12.2018 транспортного налога в размере 2 033 руб., исчисленного за 5 месяцев 2017 года (список № 485240 почтовых отправлений от 09.07.2018).

Налогоплательщиком обязанность по уплате налога, пени не была исполнена в связи с чем выставлено требование № 14087 по состоянию на 01.02.2019 об уплате транспортного налога в размере 2 033 руб. (по сроку уплаты), пени в размере 30,77 руб. Срок исполнения требования до 15.03.2019.

Указанное требование направлено ФИО2 16.02.2019 (список № 957 почтовых отправлений).

05.07.2022 по заявлению взыскателя исполняющим обязанности мирового судьи судебного участка № 23 Ленинского района г.Иркутска мировым судьей судебного участка № 25 Ленинского района г.Иркутска вынесен судебный приказ №2а-2868/2022 о взыскании с ФИО2 в пользу Межрайонной ИФНС России № 22 по Иркутской области задолженности по транспортному налогу за 2017 г. в размере 2 033 руб., пени по транспортному налогу в размере 30,77 руб., расходов на оплату государственной пошлины в размере 200 руб.

02.08.2022 указанный судебный приказ отменен в связи с поступившими возражениями должника относительно его исполнения.

Проверяя соблюдение сроков для взыскания спорной налоговой задолженности в судебном порядке, суд исходит из следующего.

В соответствии с ч. 6 ст. 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.

Порядок взыскания налоговой задолженности регламентирован положениями Налогового кодекса Российской Федерации, механизм которого реализуется налоговым органом в несколько этапов, ограниченных строгими временными периодами. Реализация каждого последующего этапа принудительного взыскания недоимки и пеней напрямую зависит от предыдущих действий налогового органа.

Первоначальным действием по реализации налоговым органом механизма принудительного взыскания задолженности является направление требования об уплате налога в порядке статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации.

По общему правилу, установленному п. 1 ст. 70 Налогового кодекса Российской Федерации, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.

Пунктом 50 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении Арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что при применении статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации судам необходимо исходить из того, что требование об уплате налога направляется налогоплательщику либо в случае фактической неуплаты им указанной в налоговой декларации (расчете авансового платежа) или налоговом уведомлении суммы налога (авансового платежа), либо в случае доначисления ему налоговым органом подлежащих уплате сумм налога (авансового платежа).

В срок, предусмотренный пунктом 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации, направляется требование об уплате суммы налога, которая была указана в налоговой декларации (расчете авансового платежа) или налоговом уведомлении, но фактически не перечислена налогоплательщиком в бюджет. При этом под днем выявления недоимки следует понимать следующий день после наступления срока уплаты налога (авансового платежа), а в случае представления налоговой декларации (расчета авансового платежа) с нарушением установленных сроков - следующий день после ее представления (абзац 3 пункта 50 Постановления N 57).

Процедура и сроки взимания с налогоплательщика - физического лица задолженности и пени по уплате налогов в судебном порядке регламентированы статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации, которая в рассматриваемых правоотношениях подлежит применению в редакции Федерального закона от 23.11.2020 № 374-ФЗ, вступившего в силу 23 декабря 2020 года.

В силу пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 10 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 10 000 рублей.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 10 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

В соответствии с абзацем 2 пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Исходя из суммы налоговой задолженности 2 063,77 руб. (не превышающей 10 000 руб.), даты возникновения недоимки по налогу за 2017 год (04.12.2018) и срока выставления требования №14087 (01.02.2019), суд считает, что оно выставлено налоговым органом в пределах установленного срока.

С учетом даты исполнения требования (15.03.2019) с заявлением о вынесении судебного приказа налоговый орган обратился своевременно (28.06.2022) и также с соблюдением установленных процессуальных сроков подан в суд настоящий административный иск (27.12.2022) после отмены судебного приказа № 2а-2868/2022 (02.08.2022).

Таким образом, административные требования о взыскании с ФИО2 задолженности по транспортному налогу 2017 год в размере 2 033 руб., пени за неуплату транспортного налога за 2017 год в размере 30,77 руб. являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В силу п.п. 19 п. 1 ст. 333.19 НК РФ истец освобожден от уплаты государственной пошлины.

Согласно п. 1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход муниципального бюджета.

С учетом положений части 1 статьи 113 КАС РФ и разъяснений по их применению, изложенных в абзаце 2 пункта 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 января 2016 г. N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела", с административного ответчика в доход муниципального образования «город Иркутск» размер государственной пошлины, исчисленную по правилам подпункта 1 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации, составляет 400 руб. Руководствуясь ст.ст. 290, 293 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Административный иск удовлетворить в полном объеме.

Взыскать в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №22 по Иркутской области с ФИО2 (ИНН зарегистрированной по адресу: г. Иркутск, <адрес>) задолженность по транспортному налогу за 2017 год в размере 2 033 (Две тысячи тридцать три) рубля 00 копеек, пени за неуплату транспортного налога за 2017 год в размере 30 (Тридцать) рублей 77 копеек, а всего 2 063 (Две тысячи шестьдесят три) рубля 77 копеек.

Взыскать с ФИО2 в бюджет муниципального образования «город Иркутск» государственную пошлину в размере 400 (Четыреста) рублей 00 копеек.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Иркутский областной суд через Ленинский районный суд г. Иркутска в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Э.В.Трофимова

Мотивированный текст решения изготовлен 29 мая 2023 года.