ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1019/20 от 16.02.2021 Судакского городского суда (Республика Крым)

Дело №2а-167/2021

УИД: 91RS0021-01-2020-001915-51

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

16 февраля 2021 года г. Судак

Судакский городской суд Республики Крым в составе:

председательствующего – судьи – Рыкова Е.Г.,

при секретаре – Акопджанян С.С.,

с участием помощника прокурора г.Судака – Ближиной О.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора города Судака старшего советника юстиции Жеребцова Александра Николаевича к Администрации города Судака Республики Крым, заинтересованное лицо – Судакский городской совет Республики Крым, о признании недействующим постановления, -

УСТАНОВИЛ:

02 декабря 2020 года прокурор города Судака старший советник юстиции Жеребцов А.Н. обратился в суд с административным иском, уточненным в порядке ст.46 КАС РФ к Администрации города Судака Республики Крым, заинтересованное лицо – Судакский городской совет Республики Крым, о признании недействующим со дня вступления в законную силу решения суда постановления Администрации города Судака от 28 января 2020 года №66 «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Изменение цели предоставления и вида разрешенного использования для земельных участков, которые предоставлены в аренду без проведния торгов».

Административные исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой города Судака проведена проверка постановления Администрации города Судака от 28 января 2020 года №66 «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Изменение цели предоставления и вида разрешенного использования для земельных участков, которые предоставлены в аренду без проведния торгов» на соответствие действующему законодательству, в ходе которой выявлены нарушения.

С целью признания Регламена противоречащим требованиям федерального законодательства прокуратурой города Судака главе Администрации города Судака принесен протоест, который был отклонен.

Вместе с тем, административный истец считает, что Регламентом установлены административные барьеры, нарушающие принцип свободы экономической деятельности, в связи с чем обратился в суд с административным иском за защитой прав и законных интересов неопределенного круга лиц.

Определением Судакского городского суда Республики Крым от 24 декабря 2020 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Судакский городской совет Республики Крым.

Представитель административного ответчика – Администрации города Судака Республики Крым по доверенности Николаенко Е.Н., будучи надлежащим образом уведомленной о дате, времени и месте рассмотрения дела, в зал судебного заседания не явилась, направила в суд ходатайство об отложении судебного заседания.

Представитель заинтересованного лица – Судакского городского совета Республики Крым, будучи надлежащим образом уведомленным о дате, времени и месте рассмотрения дела, в зал судебного заседания не явился, о причинах неявки суду не сообщил, возражений по административному иску не предоставил.

В соответствии с ч.5 ст.213 КАС РФ суд считает возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие неявившихся лиц, извещенных надлежащим образом.

В судебном заседании помощник прокурора г.Судака Ближина О.К. заявленные административные исковые требования поддержала в полном объеме, просила административный иск удовлетворить по изложенным в нем основаниям, признать недействующим со дня вступления в законную силу решения суда постановление Администрации города Судака от 28 января 2020 года №66 «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Изменение цели предоставления и вида разрешенного использования для земельных участков, которые предоставлены в аренду без проведения торгов».

Суд, выслушав пояснения помощника прокурора г.Судака, исследовав представленные письменные доказательства по делу, всесторонне и полно исследовав все фактические обстоятельства дела, на которых обосновываются требования, объективно оценив доказательства, имеющие юридическое значение для рассмотрения дела по существу, приходит к выводу, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с Федеральным законом от 17 января 1992 года от N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор вправе оспорить в суде нормативные правовые акты в порядке, предусмотренном главой 21 КАС РФ.

В силу положений статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части в суд может обратиться прокурор в пределах своей компетенции, полагающий, что принятый нормативный правовой акт не соответствует иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, нарушает права, свободы и законные интересы граждан.

Право прокурора на обращение в суд с административным иском в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами, регламентировано частью 1 статьи 39 КАС РФ.

Согласно частей 1, 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ) по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Пункт 3 части 1 статьи 43 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ предусматривает, что в систему муниципальных правовых актов входят, в том числе, правовые акты главы муниципального образования, местной администрации и иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования.

Глава местной администрации в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования, нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, издает постановления местной администрации по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также распоряжения местной администрации по вопросам организации работы местной администрации (часть 6 статьи 43 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ).

Из содержания пункта 2 статьи 2 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - Федеральный закон от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ) следует, что под "муниципальной услугой", предоставляемой органом местного самоуправления, понимается деятельность по реализации функций органа местного самоуправления (органа, предоставляющего муниципальные услуги), которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ и уставами муниципальных образований, а также в пределах предусмотренных Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ прав органов местного самоуправления на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения, прав органов местного самоуправления на участие в осуществлении иных государственных полномочий, если это участие предусмотрено федеральными законами, прав органов местного самоуправления на решение иных вопросов, не отнесенных к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенных из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, в случае принятия муниципальных правовых актов о реализации таких прав.

Нормативное правовое регулирование отношений, возникающих в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами (статья 3 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ).

Согласно части 1 статьи 12 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ предоставление государственных и муниципальных услуг осуществляется в соответствии с административными регламентами.

Порядок разработки и утверждения административных регламентов предоставления муниципальных услуг устанавливается местной администрацией (часть 15 статьи 13 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ).

Частью 4 статьи 7 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определено, что муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции РФ, федеральным законам, и иным нормативным правовым актам РФ, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов РФ.

Согласно ч. 7 ст. 213 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме.

В соответствии с частью 8 статьи 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу.

Частью 9 статьи 213 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 настоящей статьи, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.

На основании требований пункта 1 части 2 статьи 215 КАС РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Как установлено в судебном заседании и следует из материалов административного дела, постановлением Администрации города Судака Республики Крым №66 от 28 января 2020 года утвержден административный регламент предоставления муниципальной услуги «Изменение цели предоставления и вида разрешенного использования для земельных участков, которые предоставлены в аренду без проведения торгов», который является муниципальным правовым актом.

27 октября 2020 года и.о. заместителем прокурора города Судака Кара Р.А. на имя главы Администрации города Судака Республики Крым принесен протест на вышеуказанное постановление Администрации города Судака, которым утвержден административный регламент.

Основанием для внесения протеста явилось несоответствие Регламента требованиям федерального законодательства.

Так, в силу положений статьи 3 Закона Республики Крым от 16.01.2015 г. №67-ЗРК/2015 «О регулировании градостроительной деятельности» полномочия органов местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым в сфере градостроительной деятельности определяются Градостроительным кодексом Российской Федерации за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом.

Согласно части 2 статьи 6 ГрК РФ Правительство Российской Федерации утверждает исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства с учетом особенностей осуществления градостроительной деятельности на территориях субъектов Российской Федерации и территориях муниципальных образований, порядок внесения изменений в данные перечни, порядок ведения реестра описаний процедур, указанных в данных перечнях.

В соответствии с пунктом 24 Постановления Правительства РФ от 30.04.2014 г. №403 исчерпывающей процедурой в сфере строительства является, в том числе предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка (применяется в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации).

Вышеуказанные Постановление Правительства и ГрК РФ не содержат процедуры, направленной на изменение цели предоставления земельного участка муниципальной собственности.

При таких обстоятельствах, Администрацией города Судака в нарушение положений статьи 3 Закона Республики Крым от 16.01.2015 г. №67-ЗРК/2015 «О регулировании градостроительной деятельности», части 2 статьи 6 ГрК РФ, пункта 24 Постановления Правительства РФ от 30.04.2014 г. №403 «Об исчерпывающем перечне процедур в сфере жилищного строительства» утвержден Регламент за пределами установленных федеральным и региональным законодательством полномочий.

Таким образом, оспариваемый административный регламент нарушает права граждан и принцип свободы экономической деятельности.

Не представление ответчиком доказательств законности оспариваемых нормативных установлений и соответствия их требованиям нормативно правовых актов, имеющих большую юридическую силу, как это предписано положениями ст.213 КАС РФ, влечет признание оспариваемого Постановления Администрации города Судака от 28 января 2020 года №66 «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Изменение цели предоставления и вида разрешенного использования для земельных участков, которые предоставлены в аренду без проведения торгов» не соответствующим региональному и федеральному законодательству и недействующим с момента вступления решения суда в законную силу.

В соответствии с частью 4 ст. 215 КАС РФ сообщение о принятии решения суда в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежит опубликованию в издании газеты "Судакские вести", где был ранее опубликован муниципальный правовой акт. Если опубликование невозможно в установленный срок в связи с определенной периодичностью выпуска официального печатного издания, публикация должна быть осуществлена в ближайшем номере такого издания.

На основании изложенного, руководствуясь 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд, -

РЕШИЛ:

Административные исковые требования прокурора города Судака старшего советника юстиции Жеребцова Александра Николаевича к Администрации города Судака Республики Крым, заинтересованное лицо – Судакский городской совет Республики Крым, о признании недействующим постановления – удовлетворить.

Признать недействующим со дня вступления в законную силу настоящего решения суда Постановление Администрации города Судака от 28 января 2020 года №66 «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Изменение цели предоставления и вида разрешенного использования для земельных участков, которые предоставлены в аренду без проведения торгов».

Опубликовать в издании газеты «Судакские вести» сообщение о принятии решения суда в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу. Если опубликование невозможно в установленный срок в связи с определенной периодичностью выпуска официального печатного издания, публикация должна быть осуществлена в ближайшем номере указанного издания.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Крым через Судакский городской суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме принято 19 февраля 2021 года.