ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1019/20 от 17.03.2020 Ленинскогого районного суда г. Иркутска (Иркутская область)

38RS0034-01-2020-000470-75

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

17 марта 2020 года Ленинский районный суд г. Иркутска в составе судьи Якушенко И.С. помощника судьи Тухватулиной Ю.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1019-20 по административному исковому заявлению ФИО1, ФИО2 к Администрации г. Иркутска о признании решения незаконным, рассмотрении заявления

УСТАНОВИЛ:

В суд с административным исковым заявлением к Администрации г. Иркутска о признании решения незаконным, рассмотрении заявления обратились ФИО1, ФИО2, мотивируя свои требования тем, что являются собственниками жилого дома по адресу: <адрес>. В Администрацию г. Иркутска ими подано заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка в соответствии со схемой расположения земельного участка на кадастровом плане. В предварительном согласование Администрацией г. Иркутска было отказано без указания причин с приложением копии ответа на обращение от ****год., содержащим отказ в предварительном согласовании в связи с тем, что в соответствии с проектом планировки территории планировочного элемента испрашиваемый земельный участок частично расположен в границах красных линий. Кроме того, испрашиваемый земельный участок пересекает границы образуемого земельного участка с условным номером площадью <...> кв.м. для индивидуального строительства. На испрашиваемом земельном участке расположено разрушенное пожаром здание. При этом Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации г. Иркутска собственник разрушенного объекта недвижимости вправе требовать предоставления земельного участка, занятого этим объектом только после восстановления объекта в установленном порядке. Считают ответ Администрации незаконным, поскольку пользуются земельным участком по указанному адресу в пределах соответствующих границ. Земельный участок находится в зоне жилой застройки. При этом Администрацией г. Иркутска не указаны координаты красных линий и не предложил откорректировать схему расположения земельного участка с учетом исключения красных линий и не указано в чем выявлено несоответствие заявления с проектом межевания территорий. В соответствии с письмом Администрации г. Иркутска указано, что в соответствии с проектом межевания территории планировочного элемента утвержденным постановлением Администрации г. Иркутска от ****год. указанный земельный участок отображен как образуемый земельный участок с условным номером площадью <...> кв.м. с видом разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства со способом образования - образование согласно перечню и сведениям об образуемых земельных участках. При этом Администрация г. Иркутска в письме от ****год. не ссылалась на расположение земельного участка в границах красных линий, в то время как границы красных линий утверждены постановлением Администрации г. Иркутска от ****год. Координаты, содержащиеся в ранее предоставляемом заявителями в КУМИ Администрации г. Иркутска каталоге координат по адресу: <адрес> площадью <...> кв.м. и координаты, содержащиеся в каталоге координат образуемого земельного участка площадью <...> кв.м. с условным номером в проекте межевания территории, утвержденным постановлением Администрации г. Иркутска от ****год. идентичны друг другу. Ответ Администрации г. Иркутска не содержит оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка, предусмотренные земельным законодательством. Указание на необходимость восстановления разрушенного объекта для того, чтобы требовать предоставление земельного участка не основано на законе. В ЕГРН жилой дом, находящийся на испрашиваемом земельном участке, разрушенным не является и учтен как существующий объект недвижимости. ****год. обратились в Отдел выдачи разрешительной документации Администрации г. Иркутска с уведомлением о планируемой реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства - жилого дома по адресу: <адрес>, на что документы были возвращены без рассмотрения, поскольку в уведомлении о планируемом строительстве не указан кадастровый номер земельного участка, отсутствуют сведения о праве застройщика на земельный участок, отсутствуют сведения о виде разрешенного использования. Испрашиваемые отделом выдачи разрешительной документации Администрации г. Иркутска документы не могут быть представлены в виду отсутствия утвержденной Комитетом по управлению муниципальным имуществом г. Иркутска схемы расположения земельного участка по адресу: <адрес> для дальнейшей постановки земельного участка на государственный кадастровый учет.

ФИО1, ФИО2 в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, представили суду заявление с просьбой о рассмотрении дела в их отсутствие.

Представитель ФИО1 - ФИО3, действующая на основании доверенности от ****годг., заявленные исковые требования поддержала в полном объеме по указанным в административном исковом заявлении основаниям.

Представитель Административного ответчика ФИО4 заявленные административные исковые требования не признала, представив письменные возражения, в соответствии с которыми отказ комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации г. Иркутска в предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка является законным и обоснованным. Основанием для отказа послужил тот факт, что, что согласно проекту планировки территориального планировочного элемента , утвержденным постановлением администрации г. Иркутска от ****год. испрашиваемый земельный участок расположен частично в границах красных линий. Кроме того, в соответствии с проектом межевания территории планировочного элемента , утвержденным постановлением Администрации г. Иркутска от ****год. спорный земельный участок пересекает границы образуемого земельного участка с условным номером площадью <...> кв.м. для индивидуального жилищного строительства. Нахождение спорного земельного участка частично в границах красных линий подтверждается представленными комитетом по градостроительной политике сведениями ИСОГД со схематическими рисунками расположения указанных красных линий. Согласно ст. 39.15 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований предусмотренных Земельным кодексом РФ. Основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории. Также административным ответчиком осуществлен выезд на спорный земельный участок, в результате которого установлено, что на данном земельном участке расположено разрушенное пожаром строение. Без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в соответствии со ст. 39.20 Земельного кодекса РФ. Собственник разрушенного объекта недвижимости вправе требовать предоставления земельного участка, занятого этим объектом после восстановления объекта. Представителем административного ответчика представлено заключение БТИ г. Иркутска о невозможности восстановления исследуемого объекта по адресу: <адрес>.

Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Судом установлено, что ФИО2, ФИО1 являются собственниками общей долевой собственности в порядке наследования наследственного имущества на жилой дом по адресу: <адрес>, что подтверждается представленными суду свидетельствами о праве на наследство по закону.

В соответствии с актом осмотра от ****годг. на земельном участке по адресу: <адрес> расположено разрушенное пожаром строение, земельный участок огорожен, доступ третьих лиц ограничен.

В соответствии с представленным заключением БТИ г. Иркутска от ****год. при визуальном осмотре ****год. объекта с кадастровым номером одноэтажного бревенчатого жилого дома (лит.А) ****год года постройки с жилой пристройкой (Лит.А1) общей площадью жилого дома <...> кв.м., в том числе жилой <...> кв.м., расположенного по адресу: <адрес> выявлено, что исследуемый жилой дом находится в частично разрушенном состоянии вследствие повреждения пожаром. На дату обследования физический износ жилого дома составляет 81%, техническое состояние негодное; пристройки 88% техническое состояние негодное. Восстановление исследуемого объекта невозможно.

В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра недвижимости по адресу: <адрес> расположен жилой дом ****год года постройки площадью <...> кв.м., собственниками которого на основании свидетельства о праве на наследство по закону серия <адрес>6 являются ФИО2 в виде 1/3 доли дома и на основании свидетельства о праве на наследство по закону серия <адрес>7 в виде 2/3 доли на жилой дом ФИО1.

Административным истцам на заявление от ****годг. о предварительном согласовании предоставления земельного участка расположенного по адресу: <адрес> площадью <...> кв.м. комитетом по управлению муниципальным имуществом г. Иркутска дан ответ об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, в связи с тем, что в соответствии с проектом планировки территории планировочного элемента , утвержденным постановлением администрации г. Иркутска от ****годг., испрашиваемый земельный участок расположен частично в границах красных линий. В соответствии с проектом межевания территории планировочного элемента , утвержденным постановлением администрации г. Иркутска от ****годг. , вышеуказанный земельный участок пересекает границы образуемого земельного участка с условным номером , площадью <...> кв.м. для индивидуального жилищного строительства. Согласно указанному ответу специалистом отдела формирования земельных участков земельного департамента комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации г. Иркутска осуществлен выезд на испрашиваемый земельный участок, в результате которого установлен, что на земельном участке расположено разрушенное пожаром строение. При этом указано, что в соответствии со ст. 39.20 собственник разрушенного объекта недвижимости вправе требовать только после восстановления объекта в установленном законом порядке.

В качестве основания отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка указано о том, то согласно ст. 39.15 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса;

2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 14.1 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса;

При этом в силу требований пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является:

1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи;

2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек;

3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам;

4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;

5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.

Кроме того, в соответствии со ст. 39.16 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

1) с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов;

2) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования, пожизненного наследуемого владения или аренды, за исключением случаев, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратился обладатель данных прав или подано заявление о предоставлении земельного участка в соответствии с подпунктом 10 пункта 2 статьи 39.10 настоящего Кодекса;

3) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок образован в результате раздела земельного участка, предоставленного садоводческому или огородническому некоммерческому товариществу, за исключением случаев обращения с таким заявлением члена этого товарищества (если такой земельный участок является садовым или огородным) либо собственников земельных участков, расположенных в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд (если земельный участок является земельным участком общего назначения);

3.1) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок предоставлен некоммерческой организации для комплексного освоения территории в целях индивидуального жилищного строительства, за исключением случаев обращения с заявлением члена этой организации либо этой организации, если земельный участок является земельным участком общего пользования этой организации;

4) на указанном в заявлении о предоставлении земельного участка земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, принадлежащие гражданам или юридическим лицам, за исключением случаев, если на земельном участке расположены сооружения (в том числе сооружения, строительство которых не завершено), размещение которых допускается на основании сервитута, публичного сервитута, или объекты, размещенные в соответствии со статьей 39.36 настоящего Кодекса, либо с заявлением о предоставлении земельного участка обратился собственник этих здания, сооружения, помещений в них, этого объекта незавершенного строительства, а также случаев, если подано заявление о предоставлении земельного участка и в отношении расположенных на нем здания, сооружения, объекта незавершенного строительства принято решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями и в сроки, установленные указанными решениями, не выполнены обязанности, предусмотренные частью 11 статьи 55.32 Градостроительного кодекса Российской Федерации;

5) на указанном в заявлении о предоставлении земельного участка земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев, если на земельном участке расположены сооружения (в том числе сооружения, строительство которых не завершено), размещение которых допускается на основании сервитута, публичного сервитута, или объекты, размещенные в соответствии со статьей 39.36 настоящего Кодекса, либо с заявлением о предоставлении земельного участка обратился правообладатель этих здания, сооружения, помещений в них, этого объекта незавершенного строительства;

6) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка;

7) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является зарезервированным для государственных или муниципальных нужд в случае, если заявитель обратился с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, постоянное (бессрочное) пользование или с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду, безвозмездное пользование на срок, превышающий срок действия решения о резервировании земельного участка, за исключением случая предоставления земельного участка для целей резервирования;

8) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок расположен в границах территории, в отношении которой с другим лицом заключен договор о развитии застроенной территории, за исключением случаев, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратился собственник здания, сооружения, помещений в них, объекта незавершенного строительства, расположенных на таком земельном участке, или правообладатель такого земельного участка;

9) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок расположен в границах территории, в отношении которой с другим лицом заключен договор о развитии застроенной территории, или земельный участок образован из земельного участка, в отношении которого с другим лицом заключен договор о комплексном освоении территории, за исключением случаев, если такой земельный участок предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения и с заявлением о предоставлении такого земельного участка обратилось лицо, уполномоченное на строительство указанных объектов;

10) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок образован из земельного участка, в отношении которого заключен договор о комплексном освоении территории или договор о развитии застроенной территории, и в соответствии с утвержденной документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения, за исключением случаев, если с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка обратилось лицо, с которым заключен договор о комплексном освоении территории или договор о развитии застроенной территории, предусматривающие обязательство данного лица по строительству указанных объектов;

11) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является предметом аукциона, извещение о проведении которого размещено в соответствии с пунктом 19 статьи 39.11 настоящего Кодекса;

12) в отношении земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, поступило предусмотренное подпунктом 6 пункта 4 статьи 39.11 настоящего Кодекса заявление о проведении аукциона по его продаже или аукциона на право заключения договора его аренды при условии, что такой земельный участок образован в соответствии с подпунктом 4 пункта 4 статьи 39.11 настоящего Кодекса и уполномоченным органом не принято решение об отказе в проведении этого аукциона по основаниям, предусмотренным пунктом 8 статьи 39.11 настоящего Кодекса;

13) в отношении земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, опубликовано и размещено в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 39.18 настоящего Кодекса извещение о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства или осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности;

14.1) испрашиваемый земельный участок полностью расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории, установленные ограничения использования земельных участков в которой не допускают использования земельного участка в соответствии с целями использования такого земельного участка, указанными в заявлении о предоставлении земельного участка;

15) испрашиваемый земельный участок не включен в утвержденный в установленном Правительством Российской Федерации порядке перечень земельных участков, предоставленных для нужд обороны и безопасности и временно не используемых для указанных нужд, в случае, если подано заявление о предоставлении земельного участка в соответствии с подпунктом 10 пункта 2 статьи 39.10 настоящего Кодекса;

16) площадь земельного участка, указанного в заявлении о предоставлении земельного участка садоводческому или огородническому некоммерческому товариществу, превышает предельный размер, установленный пунктом 6 статьи 39.10 настоящего Кодекса;

17) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, не уполномоченное на строительство этих объектов;

18) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок предназначен для размещения здания, сооружения в соответствии с государственной программой Российской Федерации, государственной программой субъекта Российской Федерации и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, не уполномоченное на строительство этих здания, сооружения;

19) предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается;

22) в отношении земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, принято решение о предварительном согласовании его предоставления, срок действия которого не истек, и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось иное не указанное в этом решении лицо;

23) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок изъят для государственных или муниципальных нужд и указанная в заявлении цель предоставления такого земельного участка не соответствует целям, для которых такой земельный участок был изъят, за исключением земельных участков, изъятых для государственных или муниципальных нужд в связи с признанием многоквартирного дома, который расположен на таком земельном участке, аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;

При повторном обращении от ****годг. Комитетом по управлению муниципальным имуществом Администрации г. Иркутска от ****год. дан ответ о том, что ранее же был предоставлен ответ от ****годг. на обращение о предварительном согласовании предоставления земельного участка.

Однако, административным ответчиком, не указаны конкретные обстоятельства, исключающие возможность предварительного согласования предоставления земельного участка. При этом, схема расположения земельного участка была приложена к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, что подтверждается заявлением административных истцов административному ответчику от ****год.

Кроме того, в представленном ответе указано на необходимость восстановления объекта в установленном порядке, что в силу требований земельного законодательства не является самостоятельным основанием отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка.

Таким образом, с учетом установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу о несоответствии оспариваемого решения закону, поскольку оно нарушает права административных истцов со стороны государства ранее возникших прав на объект недвижимости, неразрывно связанный с земельным участком, создает препятствия в оформлении прав на земельный участок.

Решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом. Суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований (статья 187 КАС РФ).

Согласно части 9 статьи 227 КАС РФ в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.

На основании данной нормы, суд считает необходимым возложить на Администрацию г. Иркутска обязанность рассмотреть вопрос о предварительном согласовании предоставления земельного участка по адресу: <адрес>.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175 - 179 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования удовлетворить.

Признать незаконным отказ Администрации г. Иркутска о предварительном согласовании предоставления земельного участка по адресу: <адрес>.

Обязать Администрацию г. Иркутска рассмотреть заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка по адресу: <адрес>.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Ленинский районный суд г. Иркутска в течении одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме

Решение изготовлено в окончательной форме 23.03.2020г.

Судья И.С.Якушенко