Дело №2А-1019/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
6 апреля 2021 года г.Серпухов, Московской области
Серпуховский городской суд Московской области в составе: председательствующего судьи Фетисовой И.С., при секретаре судебного заедания Зарапиной А.А.,
С участием:
Административного истца Курбатова Е.В.,
Представителя административного ответчика Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> по доверенности - Чекуловой В.А.,
Представителя заинтересованного лица Администрации городского округа Серпухов Московской области по доверенности – Ефимовой О.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Курбатова Евгения Валентиновича о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области об отказе в государственном кадастровом учете
УСТАНОВИЛ:
Курбатов Е.В. обратился в суд с административным исковым заявлением и просит признать незаконным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области от 02.12.2020 № КУВД-001/2020-12407120/3 об отказе в государственном кадастровом учете; обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области внести изменение сведений о вспомогательном виде разрешенного использования в отношении объекта недвижимости с кадастровым <номер>.
Свои требования Курбатов Е.В. мотивирует тем, что является собственником земельного участка с кадастровым номером <номер>, расположенного по <адрес>, с видом разрешённого использования «для индивидуального жилищного строительства».
21.08.2020 Курбатов Е.В. подал в МФЦ г. Серпухова заявление для изменения (дополнения) вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым <номер> «для индивидуального жилищного строительства» с вспомогательным видом разрешенного использования «Обслуживание жилой застройки 2.7», однако получил уведомление о приостановлении государственного кадастрового учёта от 02.09.2020 №КУВД-001/2020- 12406854/1. Основанием для принятия решения о приостановлении послужило не представление документов (сведений содержащихся в них), запрошенных органом регистрации прав по межведомственным запросам. Для устранения причин, препятствующих осуществлению государственной регистрации прав, Курбатову Е.В. рекомендовано предоставить необходимые для государственной регистрации прав документы, оформленные в соответствии с требованиями законодательства.
С целью обжалования решения о приостановлении, Курбатов Е.В. обращался в Апелляционную комиссию, где ему было отказано в принятии заявления к рассмотрению, предоставленного с нарушением требований, установленных в пунктах 20-25, 28, 29 и 30 Положения о порядке формирования и работы апелляционной комиссии, поскольку в заявлении отсутствовали сведения о кадастровом инженере, изготовившем межевой план, а также отсутствовал сам межевой план.
02.10.2020 Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области вынесено повторное уведомление о приостановлении государственного кадастрового учёта № КУВД-001/2020-12407120/2 по указанным ранее в уведомлении 02.09.2020 №№ КУВД-001/2020-12407120/1 основаниям.
02.12.2020 Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области вынесено решение об отказе государственного кадастрового учёта, полученное Курбатовым Е.В. 25.12.2020. Основанием для вынесения указанного решения явилось не устранение причин, препятствующих осуществлению государственного кадастрового учета. По результатам проверки выявлено, что в соответствии с правилами землепользования г.о. Серпухов от 20.12.2017 № 243/28, земельный участок с кадастровым номером <номер> включен в границы территориальной зоны застройки индивидуальными жилыми домами (ж2). Площадь земельного участка, заявленного к учету (277 кв.м.), не соответствует предельно минимальному размеру земельных участков установленных для основного вида разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства» - 500 кв.м.
Административный истец ссылается на положения п. 7 и п.9 ч. 1 ст.26 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», и указывает, что именно участники межведомственного взаимодействия не представили запрошенные органом регистрации документы, а в силу положений ч. 6 ст. 7.1 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» непредставление (несвоевременное представление) органом или организацией по межведомственному запросу документов и информации не может являться основанием для отказа в предоставлении заявителю государственной или муниципальной услуги.
Административный истец указывает, что в соответствии с Правилами землепользования и застройки территории (части территории) городского округа Серпухов Московской области, для земельных участков, предельные размеры которых не соответствуют предельным размерам, установленным градостроительными регламентами, предельными считаются фактические размеры, подтвержденные документацией по планировке территории (за исключением территорий, подлежащих комплексному и устойчивому развитию), утвержденной до вступления в силу настоящих Правил (от 20.12.2017 № 243/28).
Истец отмечает, что согласно свидетельства о государственной регистрации права, земельный участок с кадастровым <номер>, пл. 277 кв.м. зарегистрирован за Курбатовым Е.В. 24.03.2014, то есть до вступления в силу Правил землепользования и застройки территории (части территории) городского округа Серпухов Московской области от 20.12.2017, в связи с чем решение об отказе дополнить основной вид разрешенного использования принадлежащего ему земельного участка с кадастровым <номер> вспомогательным видом разрешенного использования по указанным административным ответчиком основаниям является незаконным. Кроме того, административным ответчиком указано о нахождении земельного участка с кадастровым <номер> в зоне Ж-2, что является не верным, поскольку согласно Правил землепользования и застройки территории (части территории) городского округа Серпухов Московской области от 20.12.2017, участок с кадастровым <номер> расположен в зоне Ж-1.
В судебном заседании административный истец Курбатов Е.В. заявленные требования поддержал по изложенным в исковом заявлении основаниям, указав, что при обращении в МФЦ с заявлением на дополнительный вспомогательный вид разрешенного использования земельного участка, он не просил сменить или изменить вид разрешенного использования, что трактуется ответчиком, основной вид разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства» оставался неизменным.
Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области по доверенности – Чекулова В.А. в судебном заседании против заявленных требований возражала, поддержала представленные письменные объяснения на исковое заявление, из которых следует, что 21.08.2020 с заявлением №MFC-0555/2020-550839-1 об учете изменений в отношении объекта недвижимого имущества - земельный участок, кадастровый <номер>, обратился административный истец.
02.09.2020 по данному заявлению было вынесено решение о приостановлении государственного кадастрового учета за № КУВД-001/2020-12407120/1.
02.10.2020 было вынесено уведомление об отказе в снятии приостановления государственного кадастрового учета за № КУВД-001/2020-12407120/2.
Представитель административного ответчика указывает, что основаниями для принятия решения о приостановлении послужило отсутствие документа, подтверждающего принадлежность земельного участка определенной территориальной зоне. В Управление архитектуры и градостроительства Московской области направлен запрос о предоставлении информации о нахождении испрашиваемого земельного участка в определенной территориальной зоне в соответствии с утвержденными ПЗЗ. На данный запрос поступили сведения о разрешенном использовании земельных участков в соответствии с зонированием территории, согласно которым земельный участок с кадастровым номером 50:58:0100401:58 включен в границы территориальной зоны «Ж-1» - зона многоквартирной жилой застройки. В перечне основных видов разрешенного использования, вид разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства» отсутствует.
В связи с истечением срока приостановления 02.12.2020 вынесено решение об отказе в учете изменений.
Представитель административного ответчика также указывает, что согласно сведениям ЕГРН земельный участок с кадастровым <номер>, общей площадью 277 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства, принадлежит на праве собственности Курбатову Е.В. на основании договора купли-продажи земельного участка от 28.02.2014. Право собственности зарегистрировано 24.03.2014.
Деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель устанавливается исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства, является одним из основных принципов земельного законодательства. Собственники и иные владельцы земельных участков обязаны использовать их в соответствии с целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием.
В соответствии с утвержденными в установленном порядке Правилами землепользования и застройки, земельный участок с кадастровым <номер> находится в границе территориальной зоны «Ж-1» - зона многоквартирной жилой застройки, которая не предусматривает основной вид разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства» и не позволяет осуществить учет изменений в отношении спорного объекта.
Представитель заинтересованного лица Администрации городского округа Серпухов Московской области по доверенности – Ефимова О.В. в судебном заседании указала, что земельный участок на момент подачи заявления от 21.09.2020 КУВД-001/2020-12407120 о государственном кадастровом учете в отношении объекта недвижимости, и на сегодняшний день, земельный участок с кадастровым <номер> находится в зоне Ж-2, что позволяет предоставить истцу вспомогательный вид разрешенного использования. На момент образования земельного участка с кадастровым <номер> действовали Правил землепользования и застройки территории (части территории) городского округа Серпухов Московской области в ред. от 20.12.2017 № 243/28, в связи с чем вспомогательный вид разрешенного использования «обслуживание жилой застройки» имел место быть.
В соответствии с ч.1 ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Разрешая заявленные административным истцом требования, выслушав административного истца и представителей административного ответчика, заинтересованного лица, оценив в совокупности представленные сторонами письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, 28.02.2014 на основании договора купли-продажи земельного участка Курбатов Е.В. приобрёл у И., Ю., М., С. земельный участок с кадастровым <номер>, предоставленный для индивидуального жилищного строительства, расположенный на землях населенных пунктов, пл. 277 кв.м. (л.д. 89-90).
Из свидетельств о государственной регистрации права от 08.05.2014 усматривается, что Курбатов Е.В. на основании договора купли-продажи от 28.02.2014 является собственниками земельного участка с кадастровым <номер>, общей площадью 277 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства. Право собственности зарегистрировано 24.03.2014 (л.д. 10,54).
21.08.2020 Курбатов Е.В. подал через многофункциональный центр в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области заявление № MFC-0555/2020-550839-1 о государственном кадастровом учета недвижимого имущества, в котором просил в части государственного кадастрового учета осуществить изменение характеристики объекта недвижимости: сменить вид разрешенного использования с: для индивидуального жилищного строительства на: для индивидуального жилищного строительства, вспомогательный вид «Обслуживание жилой застройки - 2.7» (л.д. 57-59).
02.09.2020 Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области по данному заявлению в соответствии с п.7 ч.1 ст.26 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» вынесено решение за № КУВД-001/2020-12407120/1 о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права до 02.12.2020 в связи с тем, что в нарушение п.9 ч.1 ст.26 Закона не представлены (не поступили) документы (сведения, содержащиеся в них) запрошенные органом регистрации прав по межведомственным запросам. Для устранения причин, препятствующих осуществлению государственной регистрации прав, рекомендовано предоставить необходимые для государственной регистрации прав, оформленные в соответствии с требованиями законодательства (так указано в уведомлении) (л.д. 15).
14.10.2020 апелляционная комиссия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области по итогам рассмотрения заявления Курбатов Е.В. от 30.09.2020 об обжаловании решения от 02.09.2020 № № КУВД-001/2020-12407120, принято решение об отказе в принятии к рассмотрению заявления Курбатова Е.В., в связи с тем, что в заявлении отсутствуют сведения о кадастровом инженере, изготовившем межевой план, а также отсутствует сам межевой план, предоставленный с заявлением в орган регистрации права (л.д. 18).
02.10.2020 по заявлению Курбатов Е.В. от 21.08.2021 № MFC-0555/2020-550839-1 в соответствии с п.7 ч.1 ст.26 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» вынесено решение за № КУВД-001/2020-12407120/2 о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права до 02.12.2020 в связи с тем, что по результатам проверки выявлено, что в соответствии с Правилами землепользования и застройки территории (части территории) городского округа Серпухов Московской области, утвержденными решением Совета депутатов городского округа Серпухов Московской области от 20.12.2017 № 243/28 (в ред. от 16.10.2019) земельный участок с кадастровым <номер> включен в границы территориальной зоны застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-2). Площадь земельного участка, заявленного к учету (277 кв.м.), не соответствует предельно минимальному размеру земельных участков, установленных для основного вида разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства» - 500 кв.м. (л.д. 46-47).
02.12.2020 Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области на основании статьи 27 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в связи с истечением 2 декабря 2020 года срока приостановления, указанного в уведомлении от 2 октября 2020 года и не устранении обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, вынесено решение № КУВД-001/2020-12407120/3 об отказе в постановке на кадастровый учет и государственной регистрации права в отношении объектов недвижимости, расположенных в пределах кадастрового квартала (смежных кадастровых кварталов) <номер>, документы на который были представлены вместе с заявлением от 21.08.2020 № КУВД-001/2020-12407120 (л.д.45).
В силу пункта 4 ч.5 ст.8 Федерального закона № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в кадастр недвижимости вносятся, в том числе, дополнительные сведения об объекте недвижимого имущества, к которым отнесена информация о виде или видах разрешенного использования земельного участка.
В силу пунктов 2 и 3 статьи 13 Федерального закона от 13 июля 2015 г. №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» внесение в ЕГРН дополнительных сведений об объекте недвижимого имущества осуществляется в порядке межведомственного информационного взаимодействия либо в уведомительном порядке.
Как указано в пункте 2 части 1 ст.32 Федерального закона № 218-ФЗ, органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия ими решений (актов) об установлении или изменении разрешенного использования земельного участка.
При этом как следует из подпункта 3 пункта 22 Порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 16.12.2015 № 943, вид или виды разрешенного использования земельного участка обозначаются путем указания:
установленного вида разрешенного использования - на основании соответствующего акта уполномоченного органа с указанием в том числе реквизитов такого акта об установлении вида разрешенного использования;
вида разрешенного использования земельного участка из числа видов разрешенного использования, предусмотренных градостроительным регламентом, и сведений о территориальной зоне, в границах которой расположен земельный участок (с указанием реестрового номера границы территориальной зоны, сведения о которой внесены в ЕГРН, посредством указания которого в том числе обеспечивается взаимосвязь записей раздела ЕГРН на земельный участок с записями реестра границ, или реквизитов решений органов государственной власти или органов местного самоуправления об утверждении правил землепользования и застройки или о внесении изменений в них, если в реестре границ отсутствует запись о соответствующей зоне).
В соответствии с положениями частей 3 и 4 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации, изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов. Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.
Как следует из разъяснений, содержащихся в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с изменением вида разрешенного использования земельного участка, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 14 ноября 2018 г., при наличии утвержденных в установленном порядке правил землепользования и застройки собственник земельного участка, находящегося в частной собственности, может выбирать основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельного участка самостоятельно без дополнительных разрешений и согласований с органами местного самоуправления. Изменение сведений о разрешенном использовании в таком случае производится на основании заявления заинтересованного лица и необходимых для кадастрового учета документов с использованием процедуры кадастрового учета изменений объекта недвижимости.
Решением Совета депутатов городского округа Серпухов Московской области от 20.12.2017 г. N 243/28 утверждены Правила землепользования и застройки территории (части территории) городского округа Серпухов Московской области, в соответствии с п.8 ст.27 предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства применяются в случаях, если национальными стандартами и сводами правил, техническими регламентами, нормативами градостроительного проектирования, санитарными правилами, нормативными правовыми актами Российской Федерации не предусмотрены иные требования к предельным параметрам.
В соответствии с п.11 ст.27 Правила землепользования и застройки территории (части территории) городского округа Серпухов Московской области (в редакции от 30.04.2019, действующей на дату рассмотрения заявления Курбатова Е.В.) для земельных участков, предельные размеры которых не соответствуют предельным размерам, установленным градостроительными регламентами, предельными считаются фактические размеры, подтвержденные документацией по планировке территории (за исключением территорий, подлежащих комплексному и устойчивому развитию), утвержденной до вступления в силу настоящих Правил. При образовании земельных участков под существующими многоквартирным домом, индивидуальным жилым домом и объектом гаражного назначения, предназначенным для хранения личного автотранспорта граждан, размер земельного участка может не соответствовать минимальным размерам земельного участка, установленным в Правилах в составе градостроительного регламента.
Согласно ст. 28 Правил землепользования и застройки территории (части территории) городского округа Серпухов Московской области, утвержденных решением Совета депутатов городского округа Серпухов Московской области 20.12.2017 № 243/28 (в редакции от 30.04.2019), Ж-2 - зона застройки индивидуальными и блокированными жилыми домами установлена для обеспечения формирования жилых районов из отдельно стоящих индивидуальных жилых домов и блокированных жилых домов. В состав зоны Ж-2 могут включаться территории, предназначенные для ведения садоводства и дачного хозяйства. Вспомогательные виды разрешенного использования для данной зоны установлены: 1. Обслуживание жилой застройки – 2.7; 2. Обеспечение деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях – 3.9.1; 3. Банковская и страховая деятельность – 4.5; 4. Обеспечение внутреннего правопорядка – 8.3. Зона Ж-1 - Зона многоквартирной жилой застройки Ж-1 установлена для обеспечения условий формирования жилых районов из многоквартирных жилых домов. Вспомогательные виды разрешенного использования 1. Обслуживание жилой застройки - 2.7; 2. Объекты гаражного назначения - 2.7.1; 3. Образование и просвещение - 3.5; 4. Общественное управление - 3.8; 5. Обеспечение научной деятельности - 3.9; 6. Обеспечение деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях - 3.9.1; 7. Банковская и страховая деятельность - 4.5; 8. Спорт - 5.1: 9. Обеспечение внутреннего правопорядка - 8.3.
Согласно части 1 статьи 26 Закона о государственной регистрации осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета: и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации (пункт 7); не представлены (не поступили) документы (сведения, содержащиеся в них), запрошенные органом регистрации прав по межведомственным запросам (пункт 9).
В силу статьи 27 данного Федерального закона в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации трав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
Согласно ч. 1 статьи 21 указанного Закона документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости.
Согласно п. 4 Положения о единой системе межведомственного электронного взаимодействия, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 8 сентября 2010 г. № 697 «О единой системе межведомственного электронного взаимодействия» данная система предназначена для решения следующих задач: обеспечение исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме; обеспечение информационного взаимодействия в электронной форме при предоставлении государственных и муниципальных услуг и исполнении государственных и муниципальных функций.
В соответствии с п. 6 Положения основными функциями системы взаимодействия являются: а) обеспечение передачи запросов, иных документов и сведений, необходимых для получения государственных и муниципальных услуг и поданных заявителями через единый портал, в подключенные к системе взаимодействия информационные системы органов и организаций, обязанных предоставить испрашиваемые государственные (муниципальные) услуги; б) обеспечение обмена электронными сообщениями между органами и организациями, информационные системы которых подключены к системе взаимодействия, при предоставлении государственных и муниципальных услуг и исполнении государственных и муниципальных функций.
Исходя из п. п. 5, 6 ст. 7.1 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» межведомственное информационное взаимодействие в целях представления и получения документов и информации, указанных в п. 2 ч. 1 ст. 7 настоящего Федерального закона, в электронной форме с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия осуществляется в соответствии с положением о единой системе межведомственного электронного взаимодействия, утвержденным Правительством Российской Федерации, и принятыми в соответствии с ним правовыми актами высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации о региональных системах межведомственного электронного взаимодействия. Порядок представления и получения документов и информации, указанных в п. 2 ч. 1 ст. 7 настоящего Федерального закона, может определяться нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления с учетом указанного положения.
Непредставление (несвоевременное представление) органом или организацией по межведомственному запросу документов и информации, указанных в п. 2 ч. 1 ст. 7 настоящего Федерального закона, в орган, указанный в абзаце первом части 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, не может являться основанием для отказа в предоставлении заявителю государственной или муниципальной услуги. Должностное лицо и (или) работник, не представившие (несвоевременно представившие) запрошенные и находящиеся в распоряжении соответствующих органа либо организации документ или информацию, подлежат административной, дисциплинарной или иной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из материалов дела установлено, что 02.09.2020 Комитет по архитектуре и градостроительству Московской области с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия предоставлены сведения о разрешенном использовании земельного участка с кадастровым номером <номер>, в соответствии с Правилами землепользования и застройки территории (части территории) г.о. Серпухов Московской области, утвержденными решением Совета депутатов г.о. Серпухов Московской области от 20.12.2017 № 243/28, данный земельный участок включен в границы территориальной зоны «Ж-1» - зона многоквартирной жилой застройки. К сведениям о разрешенном использовании земельных участков в соответствии с зонированием территории прилагалась информация о градостроительных регламентах территориальной зоны и выкопировка из правил землепользования (л.д.48-51).
В день предоставления Комитетом по архитектуре и градостроительству Московской области сведений о разрешенном использовании земельного участка Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области вынесено решение № КУВД-001/2020-12407120/1 о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права до 02.12.2020 в связи с тем, что в нарушение п.9 ч.1 ст.26 Закона не представлены (не поступили) документы (сведения, содержащиеся в них) запрошенные органом регистрации прав по межведомственным запросам.
02.12.2020 Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области вынесено решение об отказе государственного кадастрового учёта, полученное Курбатовым Е.В. 25.12.2020, основанием для вынесения указанного решения явилось не устранение причин препятствующих осуществлению государственного кадастрового учета, по результатам проверки выявлено, что в соответствии с правилами землепользования г.о. Серпухов от 20.12.2017 № 243/28, земельный участок с кадастровым <номер> включен в границы территориальной зоны застройки индивидуальными жилыми домами (Ж2). Площадь земельного участка, заявленного к учету (277 кв.м.) не соответствует предельно минимальному размеру земельных участков установленных для основного вида разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства» - 500 кв.м.
Пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса земли в Российской Федерации подразделены по целевому назначению на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.
Градостроительное зонирование территории регламентируется Градостроительным кодексом Российской Федерации, в пункте 7 статьи 1 этого Кодекса содержится понятие территориальных зон, то есть зон, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
Согласно статье 30 Градостроительного кодекса РФ границы территориальных зон устанавливаются на карте градостроительного зонирования, а виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства указываются в градостроительном регламенте. Карта градостроительного зонирования и градостроительные регламенты входят в состав правил землепользования и застройки. Правила землепользования и застройки, наряду с прочим, включают в себя положения об изменении видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства физическими и юридическими лицами.
Порядок установления территориальных зон, их виды и состав регулируются нормами статей 34, 35 Градостроительного кодекса РФ.
Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Разрешенное использование может быть следующих видов: 1) основные виды разрешенного использования; 2) условно разрешенные виды использования; 3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними (часть 1 статьи 37 Градостроительного кодекса РФ).
Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования (часть 4 статьи 37 Градостроительного кодекса РФ, пункт 2 статьи 7 Земельного кодекса РФ). Разрешение на условно разрешенный вид использования предоставляется в установленном статьей 39 Градостроительного кодекса РФ порядке (часть 6 статьи 37 Градостроительного кодекса РФ).
В рамках утвержденных в установленном порядке Правилами землепользования и застройки основных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства изменение одного вида использования на другой осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов. В случае расположения земельного участка на землях, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, изменение одного вида разрешенного использования на другой вид такого использования осуществляется на основании решения, принимаемого в соответствии с федеральными законами (части 3, 5 статьи 37 Градостроительного кодекса).
Сведения о категории земель, к которой отнесен земельный участок, и о его разрешенном использовании в числе других сведений об объекте недвижимости вносятся в Единый государственный реестр недвижимости (кадастр недвижимости) в качестве дополнительных сведений (часть 5 статьи 8 Федерального закона № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»).
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.09.2014 № 540 (ред. от 04.02.2019) «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков».
Изменение сведений о разрешенном использовании в таком случае производится на основании заявления заинтересованного лица и необходимых для кадастрового учета документов с использованием процедуры кадастрового учета изменений объекта недвижимости.
Выбор основного и вспомогательного видов разрешенного использования земельных участков относится к праву собственника земельного участка, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, которое реализуется самостоятельно без дополнительных разрешений и согласований (часть 4 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пункт 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации).
Исходя из положений пункта 4 статьи 37 Градостроительного кодекса, пункта 3 статьи 85 Земельного кодекса, правообладатель земельного участка свободен в выборе основных и вспомогательных видов разрешенного использования такого земельного участка в пределах, предусмотренных градостроительным регламентом (при условии соблюдения требований технических регламентов), и вправе осуществлять указанное правомочие самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.
Основания для приостановления кадастрового учета изменений объекта недвижимости установлены частью 1 статьи 26, а основания для отказа - в статье 27 Федерального закона № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Разрешая заявленные требования, суд учитывает, что на дату вынесения 02.09.2020 Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской решения за № КУВД-001/2020-12407120/1 о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права до 02.12.2020 в связи с тем, что в нарушение п.9 ч.1 ст.26 Закона не представлены (не поступили) документы (сведения, содержащиеся в них) запрошенные органом регистрации прав по межведомственным запросам, Комитетом по архитектуре и градостроительству была предоставлена запрошенная информация.
Несмотря на то, что в поступавших на межведомственный запрос документах содержалась ошибочная информация о включении принадлежащего Курбатову Е.В. земельного участка с кадастровым <номер> в границы территориальной зоны «Ж-! – зона многоквартирной жилой застройки, в уведомлении о приостановлении и об отказе в осуществлении кадастрового учета регистрирующий орган указывал правильный вид разрешенного использования земельного участка «Ж-2» - зона застройки индивидуальными и блокированными жилыми домами.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В пункте 7 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» предусмотрено, что осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.
В решении Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской от 02.10.2020 о приостановлении государственного кадастрового учета административный ответчик ссылается на положения п.7 ч.1 ст.26 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ, не указав при этом форма и (или) содержание какого именно документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета вспомогательного вида разрешенного использования принадлежащего на праве собственности Курбатову Е.В. земельного участка, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации. Кроме того, Курбатову Е.В. не были даны какие-либо конкретные рекомендации по устранению причин, послуживших основанием для приостановления кадастрового учета.
При указанном правовом регулировании наличие утвержденных Правил землепользования и застройки позволяет правообладателю самостоятельно, без дополнительных разрешений и согласования, избирать вид разрешенного использования земельного участка из предусмотренных градостроительным регламентом основных и вспомогательных видов разрешенного использования для данной территориальной зоны.
Разрешая заявленные требования, суд приходит к выводу, что все представленные Курбатовым В.Е. в орган кадастрового учета документы по форме и содержанию соответствовали требованиям закона.
В соответствии с действующими на момент обращения Курбатова Е.В. в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области Правилами землепользования и застройки территории (части территории) городского округа Серпухов Московской области, утвержденными решением Совета депутатов городского округа Серпухов Московской области 20.12.2017 № 243/28 (в редакции от 30.04.2019, действующей на дату спорных правоотношений) земельный участок с кадастровым <номер>, находящийся в собственности истца, в соответствии со статьей 29 Правил землепользования и застройки, Картой градостроительного зонирования относится к зоне застройки индивидуальными и блокированными жилыми домами (Ж-2), предусматривающей в качестве одного из вспомогательных видов разрешенного использования «Обслуживание жилой застройки – 2.7.».
Указания государственного регистратора о нарушении требований к минимальному размеру принадлежащего истцу земельного участка, установленных Правилами землепользования и застройки территории (части территории) городского округа Серпухов Московской области, утвержденными решением Совета депутатов городского округа Серпухов Московской области 20.12.2017 № 243/28 (в редакции от 16.10.2019 – так указано в уведомлении), суд находит несостоятельным.
Как следует из статьи 27 Правил в редакции от 30.04.2019, действовавший на момент принятия соответствующих решений регистрирующим органом, для земельных участков, предельные размеры которых не соответствуют предельным размерам, установленным градостроительными регламентами, предельными считаются фактические размеры, подтвержденные документацией по планировке территории (за исключением территорий, подлежащих комплексному и устойчивому развитию), утвержденной до вступления в силу настоящих Правил. При образовании земельных участков под существующими многоквартирным домом, индивидуальным жилым домом и объектом гаражного назначения, предназначенным для хранения личного автотранспорта граждан, размер земельного участка может не соответствовать минимальным размерам земельного участка, установленным в Правилах в составе градостроительного регламента.
Разрешая заявленные требования, суд также учитывает то обстоятельство, что Курбатовым Е.В. не ставился вопрос об изменении вида разрешенного использования земельного участка, поскольку заявитель просил внести в ЕГРН в сведения о виде разрешенного использования земельного участка «для индивидуального жилищного строительства» изменения, добавив его вспомогательным видом разрешенного использования, что не противоречило действующим на дату рассмотрения заявления Правилам землепользования и застройки территории (части территории) городского округа Серпухов Московской области.
Принимая во внимание, что какие-либо иные замечания, в решениях Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области при вынесении уведомлений от 02.09.2020 и 02.10.2020 о приостановлении осуществлении государственного кадастрового учета не содержались, то решение от 02.12.2020 № КУВД-001/2020-12407120/3 об отказе в государственном кадастровом учете в отношении объекта недвижимости – с кадастровым <номер>, документы на который были представлены Курбатовым Е.В. вместе с заявлением от 21.09.2020 № MFC-0555/2020-550839-1 (№ КУВД-001/2020-12407120) по основаниям истечения срока приостановления и не устранением приведенных в уведомлении 02.10.2020 № КУВД-001/2020-12407120/2 причины (причин), препятствующей (их) осуществлению государственного кадастрового учета, суд приходит к выводу о незаконности данного решения.
При отсутствии оснований для приостановления государственного кадастрового учета не может быть признан законным и отказ в осуществлении государственного кадастрового учета по предусмотренному статьей 27 Закона о государственной регистрации недвижимости основанию.
Оснований обязывать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области внести в Единый государственный реестр недвижимости изменение сведений о виде разрешенного использования земельного участка с кадастровым <номер> не усматривает, поскольку разрешение такого рода вопросов относится к исключительной компетенции органа государственной власти, подменять который суд при разрешении административных дел в порядке главы 22 КАС РФ не вправе.
В силу положений п.1 ч.3 ст.227 КАС РФ, суд полагает необходимым возложить на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области повторно рассмотреть заявление Курбатова Евгения Валентиновича от 21.09.2020 КУВД-001/2020-12407120 о государственном кадастровом учете в отношении объекта недвижимости – с кадастровым <номер>.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административный иск Курбатова Евгения Валентиновича удовлетворить.
Признать незаконным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области от 02.12.2020 № КУВД-001/2020-12407120/3 об отказе в государственном кадастровом учете в отношении объекта недвижимости – с кадастровым <номер>, документы на который были представлены вместе с заявлением от 21.09.2020 КУВД-001/2020-12407120.
Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области повторно рассмотреть заявление Курбатова Евгения Валентиновича от 21.09.2020 КУВД-001/2020-12407120 о государственном кадастровом учете в отношении объекта недвижимости – с кадастровым <номер>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Серпуховский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: Фетисова
Мотивированное решение составлено 14 апреля 2021 года