ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1019/2022 от 12.05.2022 Кировского районного суда г. Томска (Томская область)

УИД 70RS0001-01-2022-001279-84

№2а-1019/2022

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

12 мая 2022 года Кировский районный суд г. Томска в составе:

председательствующего судьи Порохнюк Е.Н.

при секретаре Назиной Е.В., а также при ведении протокола помощником судьи Сафиулиной И.А.,

с участием административного истца Штерна Ф.В., его представителя Макаровой В.С.. представителя административного ответчика Региональной общественной организации «Томская областная Федерация каратэ» Теряева В.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске административное дело №2а-1019/2022 по административному исковому заявлению Штерна ФВ к Региональной Общественной организации «Томская Областная Федерация каратэ» о признании незаконным бездействия, возложении обязанности предоставить ответ,

установил:

Штерн Ф.В. обратился в суд с административным иском к Региональной Общественной организации «Томская Областная Федерация каратэ», в котором с учетом уточнения просит признать незаконным бездействие административного ответчика, выразившееся в отсутствии ответа на его обращение от 12.01.2022, возложить обязанность направить ответ на его обращение.

В обоснование указал, что 12.01.2022 он обратился к Региональной Общественной организации «Томская Областная Федерация каратэ» с запросом о предоставлении протоколов итоговых соревнований, однако ответ ему дан не был. Считает, что административный ответчик должен был дать ответ в соответствии с требованиями Федерального закона от 02.05.2006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ», так как Региональная Общественная организация «Томская Областная Федерация каратэ» является юридическим лицом, осуществляющим публично значимые функции. Административный ответчик имеет статус спортивной федерации, что влечет за собой правовые последствия для федерации, аналогичные как к работе государственного органа в части исполнения функций, связанных с государственной аккредитацией по виду спорта. Государством Региональной Общественной организации «Томская Областная Федерация каратэ» делегированы государством публичные функции и полномочия (организация и проведение спортивных мероприятий с официальным статусом, присвоение спортивных разрядов, присвоение спортивных судейских категорий).

В судебном заседании административный истец Штерн Ф.В. требования с учетом их уточнения поддержал в полном объеме. Дополнил, что с заявлением о 12.01.2022 обратился в связи с тем, что на официальном сайте Федерации они не были размещены. Протоколы итоговых соревнований ему необходимы для присвоения разрядов спортсменам, для учета судейской деятельности. Кроме того, к нему обращаются с вопросами по соревнованиям, соответственно ему необходимо проводить аналитику, вести статистику по спортсменам. Он не является членом Региональной Общественной организации «Томская Областная Федерация каратэ». Более того, Департамент по молодежной политике, физической культуре и спорту Томской области в одном из своих ответов по иному вопросу предложил обратиться в Федерацию.

Представитель административного истца Макарова В.С., действующая по устному ходатайству, позицию доверителя, а также возражения на отзыв административного ответчика, поддержала в полном объеме. Пояснила, что, несмотря на отсутствие легального определения публично значимых функций, из анализа теории и законодательства можно сделать вывод о том, что Региональная Общественная организация «Томская Областная Федерация каратэ» ими наделена. Она имеет государственную аккредитацию и является в силу пп.1.1 ст.5 Федерального закона от 04.12.2007 №329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» субъектом физической культуры и спорта в Российской Федерации. Именно с момента государственной аккредитации Региональная Общественная организация «Томская Областная Федерация каратэ» наделяется не только функциями, которые изложены в Уставе, но теми, которые прямо указаны в Федеральном законе «О физической культуре и спорте в Российской Федерации». С этого момента Федерация должна исполнять функции, возложенные на нее государством на уровне субъекта Российской Федерации. Более того, Федерация получает финансирование для проведения мероприятий за счет средств государственного бюджета, отчитывается перед органом государственной власти за исполненные обязанности.

Представитель административного ответчика Региональной общественной организации «Томская Областная Федерация каратэ» Теряев В.Л. требования не признал, поддержав позицию, изложенную в возражениях. Считал, что иск заявлен безосновательно. Ссылался на то, что стороной в публичных отношениях является государство. Федерация является общественной организацией, созданной в результате объединения граждан, не наделена отдельными государственными или иными публичными полномочиями. Соответственно, на нее не распространяются положения Федерального закона от 02.05.2006 №59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации". Это является волей Федерации давать ответ гражданам, которые не являются ее членом, или нет. Подтвердил, что Департамент по молодежной политике, физической культуре и спорту Томской области действительно осуществляет контроль за деятельностью Федерации, но только в части развития карате в субъекте. Каким способом это делать Федерация определяет самостоятельно. Административного контроля и надзора за Федерацией нет. Обратил внимание на то, что по результатам проведения проверки прокуратурой по сложившейся ситуации было принято определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, в котором уже установлено, что Региональная общественная организация «Томская Областная Федерация каратэ» не относится к организациям, осуществляющим публично значимые функции и на нее не распространяются положения Федерального закона от 02.05.2006 №59-ФЗ. Данное определение не обжаловалось, вступило в законную силу, имеет значение при рассмотрении дела.

Заслушав объяснения сторон, изучив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Одной из задач КАС административного судопроизводства Российской Федерации, является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.

Конституция Российской Федерации гарантирует каждому защиту своих прав и свобод всеми способами, не запрещенными законом (статья 45), а также судебную защиту его прав и свобод, закрепляя право обжаловать решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц в судебном порядке (статья 46).

В развитие конституционной гарантии на судебную защиту прав и свобод человека и гражданина ч. 1 ст. 4 КАС Российской Федерации устанавливает, что каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность.

В судебном заседании стороны не сошлись во мнении о том, осуществляет ли Региональная общественная организация «Томская Областная Федерация каратэ» как юридическое лицо публично значимые функции.

Суд приходит к выводу о том, что таковыми функциями Федерация обладает, при этом исходит из следующего.

В соответствии с ч. 4 ст. 1 Федерального закона от 02.05.2006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» установленный им порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами распространяется на правоотношения, связанные с рассмотрением указанными органами, должностными лицами обращений объединений граждан, в том числе юридических лиц, а также на правоотношения, связанные с рассмотрением обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, осуществляющих публично значимые функции государственными и муниципальными учреждениями, иными организациями и их должностными лицами.

Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 02.05.2006 №59-ФЗ граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.

Таким образом, субъектами, осуществляющими рассмотрение обращений, являются не все юридические лица, организации, а лишь те из них, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и они их осуществляют.

Федеральный законодатель не раскрывает содержание категории "осуществление публично значимых функций". Более того, в Федеральном законе от 02.05.2006 №59-ФЗ не содержатся нормы о том, каким образом происходит возложение осуществления публично значимых функций на конкретную организацию.

Исходя из этого, необходимо обратиться к толкованию слов в составе рассматриваемого термина:

- публичный - открытый, гласный, общественный, находящийся в распоряжении общества, а в юриспруденции всякое правоотношение, где одной из сторон является государство;

- значимый - имеющий свойство что-то выражать, значить, представляющий ценность;

- функция - обязанность, круг деятельности чего-то, кого-то; работа, производимая органом, организмом и т.п.

В праве слово "публичный" используется при описании вопросов "жизни" государства, отправления им функций, регулировании отношений, в которых государство проявляет свои властные полномочия/функции ("публичное право", "публичная власть", например, ч. 1 ст. 67, ч. 3 ст. 132 Конституции РФ). Публичное право - то, которое относится к государству, обеспечивает общественные, государственные интересы.

В таком контексте публично значимая функция - деятельность, производимая определенным органом публичной власти или специально уполномоченной организацией по отправлению функций государства и представляющая ценность для общества (широкого круга лиц), т.е. удовлетворяющая общественный (публичный, государственный) интерес, прежде всего в сфере "жизни" государства и общества.

В узком же смысле к публично значимым функциям можно отнести конкретное содержание функций по одному из направлений деятельности органов публичной власти и специально уполномоченных организаций.

Согласно Уставу Региональная общественная организация «Томская Областная Федерация каратэ» - это общественная организация, созданная в результате добровольного объединения граждан, объединившихся в установленном законом порядке на основе общности их интересов для достижения целей, предусмотренных настоящим уставом, осуществляющая свою деятельность в рамках Конституции РФ, в соответствии с Гражданским кодексом РФ, Федеральным законом «О некоммерческих организациях», Федеральным законом «Об общественных объединениях» и иными нормативно-правовыми актами, регулирующими сферу деятельности некоммерческих организаций.

Правовые, организационные, экономические и социальные основы деятельности в области физической культуры и спорта в Российской Федерации, определяет основные принципы законодательства о физической культуре и спорте установлены Федеральным законом от 04.12.2007 №329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации".

В соответствии с п. 6.1 ст. 2 Федерального закона от 04.12.2007 №329-ФЗ региональная спортивная федерация - это региональная общественная организация, являющаяся членом общероссийской спортивной федерации, которая получила государственную аккредитацию и целями которой являются развитие одного или нескольких видов спорта на территории субъекта Российской Федерации, их пропаганда, организация, проведение спортивных мероприятий и подготовка спортсменов - членов спортивных сборных команд субъекта Российской Федерации.

Государственная аккредитация региональных спортивных федераций отнесена к полномочиям субъектов Российской Федерации в области физической культуры и спорта (п. 2.1 ч. 1 ст. 8 указанного федерального закона).

Согласно ч. 5 ст. 13 Федерального закона от 04.12.2007 №329-ФЗ по одному виду спорта на территории субъекта Российской Федерации соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации обязан аккредитовать только одну региональную спортивную федерацию. Государственная аккредитация региональных спортивных федераций осуществляется на срок не более чем четыре года в соответствии с порядком проведения государственной аккредитации региональных спортивных федераций и по согласованию с общероссийской спортивной федерацией по соответствующему виду спорта.

Соответственно, аккредитованная организация осуществляет в определенный срок деятельность по развитию спорта на территории субъекта Российской Федерации, их пропаганде, организации и проведению спортивных мероприятий и подготовке спортсменов.

Согласно п.13 Порядка проведения аккредитации, установленного Приказом Минспорта России от 01.08.2014 №663, статус региональной спортивной федерации считается приобретенным со дня государственной аккредитации региональной общественной организации или структурного подразделения (регионального отделения) общероссийской спортивной федерации в качестве региональной спортивной федерации.

Сторонами не оспаривается, что Региональная общественная организация «Томская Областная Федерация каратэ» имеет действующую государственную аккредитацию.

Согласно п. 1 ч. 2 ст. 16.1 Федерального закона от 04.12.2007 №329-ФЗ Федерация наделяется полномочием по обеспечению развития соответствующего вида спорта в субъекте Российской Федерации в соответствии с программой развития вида спорта в субъекте Российской Федерации и во взаимодействии с иными субъектами физической культуры и спорта.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 8 данного Федерального закона к полномочиям субъектов Российской Федерации в области физической культуры и спорта относится определение основных задач и направлений развития физической культуры и спорта в субъектах Российской Федерации, принятие и реализация государственных региональных программ развития физической культуры и спорта и межмуниципальных программ в области физической культуры и спорта.

Спортивные федерации в силу п. 1.1 ст. 5 Федерального закона от 04.12.2007 №329-ФЗ являются субъектами физической культуры и спорта в Российской Федерации.

Как видно из п.2.1 Устава, основными целями Региональной общественной организации «Томская Областная Федерация каратэ» являются:

- содействие в выполнении задачи гармонического развития личности;

- развитие каратэ как вида спорта, организация и проведение спортивных мероприятий, а также подготовка спортсменов;

- содействие пропаганде и развитию стилей каратэ в Томской области;

- организационное и научно-методическое обеспечение занятий по стилям каратэ, совершенствование уровня подготовки спортсменов, тренеров, инструкторов, судей и других категорий актива путем проведения семинаров, аттестаций, соревнований;

- забота об охране здоровья и социальных интересов спортсменов;

- приобщение молодежи к активным занятиям физкультурой, утверждение здорового образа жизни;

- участие в спортивном движении России.

Пункт 2.2 Устава определяет предмет деятельности Федерации – совокупность видов деятельности, посредством которых достигаются общественно-полезные цели, предусмотренные уставом, а именно:

- проведение чемпионатов Томской области по каратэ по правилам Федерации Каратэ России, а также другие турниры, в том числе и международные, в рамках стилей каратэ;

- проведение подготовки спортсменов, тренеров, инструкторов и судей, формирование состава сборной Томской области по каратэ для участия в Российских, европейских и мировых чемпионатов, а также других турнирах в рамках стилей каратэ;

- представление в установленном порядке спортсменов, тренеров, судей и других специалистов к поощрению или наложению взысканий;

- создание и утверждение при соблюдении соответствующих требований отделов и комиссий;

- организация и проведение ежегодного традиционного соревнования по каратэ «Сибирский тигр»;

- разработка и реализация основных направлений развития стилей каратэ в Томской области;

- установление сотрудничества в области развития спорта со всеми юридическими и физическими лицами, в том числе зарубежными, кто проявляет интерес в этом;

- организация и проведение встреч, семинаров и пр. по вопросам деятельности Организации;

- установление правоотношений с различными субъектами хозяйственных отношений;

- владение, пользование и распоряжение принадлежащей Организации, на законных основаниях, собственностью, приобретение имущественных прав, исполнение обязанности и использование права быть истцом и ответчиком в суде, заключать договоры, контракты и соглашения;

- самостоятельная разработка, утверждение и реализация программы своей деятельности;

- создание филиалов, представительств и отделений Организации.

- свободное распространение информации о своей деятельности;

- участие в выработке решений органов государственной власти и органов местного самоуправления в порядке и объеме, предусмотренными действующим законодательством;

- представление и защита своих прав, законных интересов своих членов, а также других граждан в органах государственной власти, органах местного самоуправления и общественных объединениях;

- осуществление в полном объеме полномочий, предусмотренных законом об общественных объединениях;

- выступление с инициативами по различным вопросам общественной жизни, вносить предложения в органы государственной власти;

- учреждение других общественных объединений, некоммерческих организаций;

- объединение с другими общественными организациями в ассоциации (союзы) в порядке, установленном действующим законодательством;

- вступление в международные общественные объединения, приобретение прав и обязанности, соответствующих статусу этих международных общественных объединений, поддержание прямых международных контактов и связей, заключение соглашений с иностранными некоммерческими неправительственными объединениями.

Таким образом, исходя из целей и видов деятельности Региональной общественной организации «Томская Областная Федерация каратэ», а также учитывая наличие государственной аккредитации, а соответственно и статуса субъекта физической культуры и спорта в Российской Федерации, влекущего определенные обязанности и требования, ее основополагающую функцию по содействию развития соответствующего вида спорта, а также исходя из регулирования государством отношений в этой области, суд приходит к выводу о том, что Региональная общественная организация «Томская Областная Федерация каратэ» является организацией, осуществляющей публично значимые функции.

В связи с изложенным, Федеральный закон от 02.05.2006 №59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" распространяется на Региональную общественную организацию «Томская Областная Федерация каратэ»

В соответствии с ч. 4 ст. 29 Конституции РФ каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.

В силу п. 3 ст. 5 Федерального закона от 02.05.2006 №59-ФЗ при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.

Согласно п. 1 ст. 12 данного Федерального закона письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.

Как видно по делу, Штерн Ф.В. обратился 12.01.2022 в Региональную Общественную организацию «Томская Областная Федерация каратэ» с заявлением, в котором просил направить итоговые протоколы соревнований. Данное обращение не рассмотрено, ответ не дан, а потому на стороне административного ответчика имеет место бездействие.

В связи с чем, требование административного истца о признании незаконным бездействия административного ответчика, выразившегося в отсутствии ответа на его обращение от 12.01.2022, подлежит удовлетворению.

В соответствии с ч. 9 ст. 227 КАС Российской Федерации в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.

Так как суд пришел к выводу о бездействии административного ответчика, выразившегося в нерассмотрении обращения Штерна Ф.В. от 12.01.2022, на стороне административного ответчика возникает обязанность устранить допущенные нарушения путем его рассмотрения. В связи с этим суд отказывает в удовлетворении требования о возложении обязанности направить ответ на его обращение, так как направление ответа является следствием рассмотрения.

В связи с этим требование подлежит частичному удовлетворению.

Довод представителя административного ответчика о том, что по результатам проведения проверки прокуратурой по сложившейся ситуации было принято определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, в котором уже установлено, что Региональная общественная организация «Томская Областная Федерация каратэ» не относится к организациям, осуществляющим публично значимые функции и на нее не распространяются положения Федерального закона от 02.05.2006 №59-ФЗ, суд отклоняет, так как в настоящем деле данное определение само по себе не имеет правого значения. Несмотря на то, что оно не обжаловалось и вступило в законную силу, при рассмотрении настоящего дела правового значения не имеет.

На основании изложенного, руководствуясь ст.174, 176-180 КАС Российской Федерации, суд

решил:

административный иск Штерна ФВ удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие Региональной Общественной организации «Томская Областная Федерация каратэ», выразившееся в не рассмотрении заявления Штерна ФВ от 12.01.2022.

Возложить обязанность на Региональную Общественную организацию «Томская Областная Федерация каратэ» рассмотреть заявление Штерна ФВ от 12.01.2022.

В удовлетворении остальной части административного иска отказать.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Кировский районный суд г. Томска в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий (подпись) Е.Н.Порохнюк

Решение в окончательной форме изготовлено 26.05.2022.

Председательствующий (подпись) Е.Н.Порохнюк

Копия верна.

Председательствующий Е.Н.Порохнюк

Секретарь Е.В.Назина