ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-101/20 от 18.03.2020 Неманского городского суда (Калининградская область)

Дело №2а-101/2020

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Неман 18 марта 2020 года

Судья Неманского городского суда Калининградской области Марочкович Л.А.,

рассмотрев в упрощенном порядке гражданское дело по административному иску Межрайонной ИФНС России №2 по Калининградской области к ФИО1 о взыскании задолженности по транспортному налогу с физических лиц и пени,

У С Т А Н О В И Л:

Межрайонная ИФНС России №2 по Калининградской области обратилась в суд с иском к ФИО1 о взыскании задолженности по транспортному налогу с физических лиц за 2017 год в сумме 5 461 руб. 55 коп., из них: транспортный налог 5 359 руб. 36 коп., пени 102 руб. 19 коп.

В обоснование исковых требований налоговый орган указывает, что ФИО1 является собственником следующих транспортных средств:

- <данные изъяты> дата возникновения собственности 25.02.2003 года;

- <данные изъяты>, дата возникновения собственности 21.12.2012 года;

- <данные изъяты>, дата прекращения собственности 05.02.1998 года;

- <данные изъяты> дата возникновения собственности 31.10.1995 года, дата прекращения собственности 06.08.2005 года; - <данные изъяты> дата возникновения собственности 24.06.2015 года.

Налоговый орган направил в адрес ФИО1 налоговое уведомление от 04.07.2018 года. Налоговое уведомление получено налогоплательщиком ФИО1 в электронном виде через Личный кабинет, доступ к которому открыт 23 января 2017 года.

Согласно произведенного налоговым органом расчета (налоговое уведомление от 04.07.2018 года) транспортный налог подлежащий уплате ФИО1 составляет 6 032 рублей в отношении следующих транспортных средств:

- <данные изъяты> исчисленная сумма налога 1950 рублей;

- <данные изъяты>, сумма налоговых льгот 2 142 рублей;

- <данные изъяты> исчисленная сумма налога 4 082 рублей.

В установленный срок до 03.12.2018 года транспортный налог с физических лиц за 2017 год ФИО1 в сумме 6 032 рублей не оплачен. Частичная оплата в размере 672 руб. 74 коп. произведена 15 августа 2019 года. Остаток задолженности по налогу составляет 5 359 руб. 36 коп.

Согласно ст.7 Закона Калининградской области от 16.11.20022 года № 193 «О транспортном налоге» установлены льготные категории граждан, которые освобождены от уплаты налога, в том числе граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, в соответствии с Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», имеющие легковой транспорт. Налогоплательщик ФИО1 освобожден от уплаты налога на легковой автомобиль <данные изъяты>

Инспекцией выставлено требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа от 08.02.2019 года, которое направлено 10 февраля 2019 года в электронном виде через Личный кабинет.

Согласно п.6 ст.69 НК РФ требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано по электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления указанного требования по почте заказным лицом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма. Данное требование в установленный срок не исполнено.

В соответствии со ст.75 НК РФ ФИО1 начислены пени за несвоевременную уплату транспортного налога за период с 04.12.2018 года по 07.02.2019 года в общей сумме 102 руб. 19 коп.

24.07.2019 года мировым судьей Неманского судебного участка вынесен судебный приказ по делу №2а-2585/2019 о взыскании с ФИО1 задолженности по транспортному налогу. Налогоплательщиком представлены возражения, на основании которых 19.08.2019 года мировым судьей судебный приказ отменен. Ссылаясь на ст.ст. 23, 48, 52, 70, 72, 75, 85, 357, 358 НК РФ просит взыскать с ФИО1 задолженность по транспортному налогу с физических лиц за 2017 год в сумме 5 461 руб. 55 коп., из них: транспортный налог 5 359 руб. 36 коп., пени 102 руб. 19 коп.

Изучив материалы дела в совокупности с представленными доказательствами, суд приходит к следующему.

Согласно ст.57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют. Указанные обязанности закреплены и в подпункте 1 п.1 ст.23 НК РФ.

Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах (п.1 ст.45 НК РФ).

По сведениям налоговой базы – АИС, включающей в себя сведения из МРЭО ГИБДД УМВД России по Калининградской области, ФИО1 состоит на учете в Межрайонной ИФНС России №2 по Калининградской области в качестве налогоплательщика (ИНН <данные изъяты>), являясь собственником следующих транспортных средств:

- <данные изъяты> дата возникновения собственности 25.02.2003 года;

- <данные изъяты> дата возникновения собственности 21.12.2012 года;

- <данные изъяты> дата возникновения собственности 23.05.1996 года, дата прекращения собственности 05.02.1998 года;

- <данные изъяты> дата возникновения собственности 31.10.1995 года, дата прекращения собственности 06.08.2005 года; - <данные изъяты>, дата возникновения собственности 24.06.2015 года.

В силу главы 28 НК РФ плательщиком транспортного налога признается лицо, на которое зарегистрировано транспортное средство.

В соответствии с п.1 ст.357, ст.358 НК РФ плательщиками транспортного налога являются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, которые уплачивают налог в размерах, установленных Законом Калининградской области «О транспортном налоге». Объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные судна, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

На основании ст.361 НК РФ налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.

Законом Калининградской области от 16 ноября 2002 года №193 «О транспортном налоге» с 1 января 2014 года по настоящее время установлены налоговые ставки в следующих размерах: автомобили грузовые с мощностью двигателя до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно – 25 рублей; свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно – 40 рублей.

Сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации. Сумма налога исчисляется в отношении каждого транспортного средства, как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки (ст.362 НК РФ).

Исходя из п.1 ст.359 НК РФ, налоговая база определяется в отношении транспортных средств, имеющих двигатели - как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.

В соответствии с указанными выше правовыми актами налоговым органом ФИО1 начислен транспортный налог за 2017 год, срок уплаты до 03.12.2018 года:

<данные изъяты> – 1 950 рублей;

- <данные изъяты> сумма налоговых льгот 2 142 рублей;

- <данные изъяты> – 4 082 рублей.

В установленный срок до 03.12.2018 года транспортный налог с физических лиц за 2017 год ФИО1 в сумме 6 032 рублей не оплачен.

Частичная оплата в размере 672 руб. 74 коп. произведена 15 августа 2019 года. Остаток задолженности по налогу составляет 5 359 руб. 36 коп.

Согласно ст.7 Закона Калининградской области от 16.11.2002 года № 193 «О транспортном налоге» установлены льготные категории граждан, которые освобождены от уплаты налога, в том числе граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, в соответствии с Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», имеющие легковой транспорт. Налогоплательщик ФИО1 освобожден от уплаты налога на легковой автомобиль <данные изъяты>

Федеральный законодатель, устанавливая в главе 28 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог, связал возникновение объекта налогообложения с фактом регистрации транспортного средства на налогоплательщика, что само по себе не может рассматриваться как нарушение прав налогоплательщиков.

Признание лица плательщиком транспортного налога производится на основании сведений о транспортных средствах, зарегистрированных в уполномоченных органах, а также о лицах, на которые эти транспортные средства зарегистрированы. Таким образом, юридическим фактом, свидетельствующим о возникновении объекта обложения транспортным налогом, являются сведения о регистрации транспортного средства за конкретным лицом (физическим или юридическим), представленные налоговому органу соответствующим уполномоченным государственным органом.

Административным ответчиком ФИО1 не представлено доказательств, что владельцем транспортных средств он не является.

Расчет суммы налога произведен налоговым органом исходя из количества нахождения в собственности ФИО1 транспортных средств.

В силу п.1 ст.75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.

Согласно п.1 ст.70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки. При выявлении недоимки налоговый орган составляет документ по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

В связи с тем, что транспортный налог за 2017 год в установленные законодательством сроки ФИО1 не уплачен, налогоплательщику начислены пени, которые согласно требованию об уплате транспортного налога от 10.02.2019 года в общей сумме составляют 102 руб. 19 коп.

В силу ст. 72, 75 НК Российской Федерации пеня является способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора в виде денежной суммы, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

В п. 3 ст. 75 НК Российской Федерации определено, что пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.

Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 15.07.1999 года N 11-П определена позиция, согласно которой пеня относится к правовосстановительным мерам принуждения, которые устанавливаются законодателем в целях обеспечения выполнения публичной обязанности платить законно установленные налоги и сборы и возмещения ущерба, понесенного казной в результате ее неисполнения. Такая мера обеспечивает возмещение ущерба от несвоевременной и неполной уплаты налога.

Согласно п.4 ст.75 НК РФ процентная ставка пени принимается равной 1/300 действующей в это время ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации.

Расчет пени за указанный период истцом произведен правильно, основан на представленных доказательствах, в связи с чем является арифметически верным, альтернативный расчет ответчиком не представлен.

В силу того, что обязанность по уплате транспортного налога ФИО1 выполнена не была, в соответствии со ст. 75 Налогового кодекса РФ с ответчика подлежат взысканию пени по транспортному налогу в размере 102 руб. 19 коп.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований Межрайонной ИФНС России №2 по Калининградской области о взыскании с ФИО1 задолженности по транспортному налогу с физических лиц за 2017 год с учетом произведенной 15 августа 2019 года частичной оплаты в сумме 672 руб. 74 коп. в общей сумме 5 461 руб. 55 коп.

Согласно части 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

Поскольку в пользу ИФНС России № 2 по Калининградской области взыскано 5 461 руб. 55 коп., следовательно, с ФИО1 в бюджет Неманского городского округа подлежит взысканию государственная пошлина в размере 400 руб.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 293-294 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административные исковые требования удовлетворить.

Взыскать с ФИО1 в пользу Межрайонной ИФНС России № 2 по Калининградской области задолженность по транспортному налогу с физических лиц за 2017 год в сумме 5 461 руб. 55 коп., из них: транспортный налог 5 359 руб. 36 коп., пени 102 руб. 19 коп.

Взыскать с ФИО1 госпошлину с бюджет МО «Неманский городской округ» 400 руб.

Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Неманский городской суд в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения копии решения.

Судья Марочкович Л.А.