ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-101/20 от 30.01.2019 Правобережного районного суда г. Магнитогорска (Челябинская область)

Дело № 2а-101/2020

УИД 74RS0030-01-2019-003168-07

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

«31» января 2020 года г. Магнитогорск

Правобережный районный суд г. Магнитогорска Челябинской области в составе:

председательствующего Горбатовой Г.В.,

при секретаре Целищевой М.А.,

рассмотрев в судебном заседании административное дело по иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 17 по Челябинской области к ФИО1 о взыскании страховых взносов, пени,

установил:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России №17 по Челябинской области (далее по тексту - Межрайонная ИФНС №17 по Челябинской области) обратилась в суд с иском, с учетом уточнений, к ФИО1, в котором просит, взыскать с ответчика страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, с Дата , в размере 1 429 рублей 65 копеек, пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемом в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с Дата , в размере 99 рублей 03 копейки, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемом в бюджет Пенсионного Фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии за расчетные периоды, с Дата в размере 7 198 рублей 81 копейка, пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного Фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии за расчетные периоды, начиная с Дата в размере 504 рубля 90 копеек, ссылаясь на то, что административный ответчик является плательщиком налогов, обязана платить установленные законом налоги и сборы. На дату составления заявления, административным ответчиком не исполнены требования налогового органа по уплате налога, сбора, пени, от Дата , от Дата , от Дата , от Дата , от Дата , от Дата , от Дата , от Дата , от Дата , от Дата , от Дата , от Дата , от Дата , от Дата на сумму 11 272 рубля 07 копеек. На Дата задолженность ФИО1 перед административным истцом составила 9 232 рубля 39 копеек.

Представитель административного истца - Межрайонной инспекции ФНС России № 17 по Челябинской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело без участия представителя.

Административный ответчик ФИО1 о дне и времени рассмотрения дела извещена, в судебное заседание не явилась, письменных возражений не представила.

Исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.

Согласно п.1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

Согласно положениям ст. 45 НК РФ, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.

Статьями 18, 28 ФЗ от 24.07.2009 года №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» для плательщиков страховых взносов установлена обязанность по своевременной и в полном объеме уплате страховых взносов.

В силу положений ст.14 указанного Федерального закона, плательщики страховых взносов, указанные в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с частями 1.1 и 1.2 настоящей статьи (в фиксированных размерах, определяемых в зависимости от величины дохода плательщика страховых взносов за расчетный период).

Размер страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей:

1) в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз;

2) в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз, плюс 1,0 процента от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 рублей за расчетный период. При этом сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз (ч. 1.1).

Согласно п.6 ст. 45 НК РФ неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренных НК РФ.

В силу подпункта 3 пункта 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом требования об уплате налога.

В соответствии с пунктом 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Анализ взаимосвязанных положений пунктов 1 - 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации свидетельствует об ограничении срока, в течение которого налоговый орган вправе обратиться в суд за взысканием налога, сбора, пеней, штрафов.

В судебном заседании установлено, что ответчик являлась индивидуальным предпринимателем в период времени с Дата по Дата .

Таким образом, страховые взносы за указанный период подлежали оплате не позднее Дата (с учетом праздничных дней).

Из материалов дела следует, что за ФИО1 числится задолженность по оплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с Дата в размере 1 429 рублей 65 копеек, пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с Дата в размере 99 рублей 03 копейки, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного Фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии за расчетные периоды, начиная с Дата в размере 7 198 рублей 81 копейка, пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного Фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии за расчетные периоды, начиная с Дата в размере 504 рубля 90 копеек.

Исходя из ч. 3 ст. 18 Закона о страховых взносах, при неисполнении плательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, обязанности по уплате страховых взносов, их взыскание производится в порядке, предусмотренном ст. 21 настоящего Федерального закона.

Часть 1 ст. 21 Закона о страховых взносах предусматривает право органа контроля за уплатой страховых взносов, направившего требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, обратиться в суд с заявлением о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества данного физического лица, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств, в пределах сумм, указанных в требовании об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

По смыслу данной нормы право на обращение в суд возникает у органа контроля за уплатой страховых взносов в отношении сумм задолженности, по которым, плательщику страховых взносов предварительно было направлено требование об уплате недоимки.

При этом, указанным выше Законом установлены конкретные процедура и сроки предъявления плательщику страховых взносов требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, а в суд - заявления о взыскании.

Так, в силу ч. ч. 2, 5 ст. 22 Закона о страховых взносах требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов направляется плательщику страховых взносов органом контроля за уплатой страховых взносов в течение трех месяцев со дня выявления недоимки и должно быть исполнено в течение 10 календарных дней со дня его получения, если более продолжительный период времени для уплаты недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов не указан в этом требовании.

В порядке ч. ч. 2, 3 ст. 21 Закона о страховых взносах заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции органом контроля за уплатой страховых взносов в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, а также не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

При этом ч. 2.3 ст. 21 Закона о страховых взносах устанавливает, что к отношениям о взыскании страховых взносов, регулируемым ч. ч. 2 - 2.2 настоящей статьи, не применяются положения об общем сроке исковой давности, установленные гражданским законодательством. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

Таким образом, приведенными нормами права возможность обращения органа контроля за уплатой страховых взносов в суд с заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций ограничена конкретными императивными сроками, не соблюдение которых не должно негативно сказываться на правах плательщика страховых взносов, поскольку он не может быть поставлен в ситуацию недопустимой неопределенности возможностью предъявления в любой момент требования о взыскании с него обязательных платежей и санкций.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в определении от 22 марта 2012 года N 479-0-0, законодательные правила направления и исполнения требования об уплате налога имеют юридическое значение для исчисления срока на обращение в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика причитающейся к уплате суммы налога.

Из разъяснений Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ следует, что, в любом случае, пропуск налоговым органом срока направления требования об уплате налога не влечет изменения порядка исчисления срока на принудительное взыскание налоговых платежей (п. 6 Информационного письма от 17 марта 2003 года N 71). Таким образом, не может осуществляться принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации.

Судом установлено, что требование налогового органа за от Дата было направлено ответчику - Дата , требование от Дата - Дата , требование от Дата - Дата , требование от Дата - Дата , требование от Дата - Дата , требование от Дата - Дата , требование от Дата - Дата , требование от Дата - Дата , через налогового курьера АНО «Редакция газеты «Магнитогорский рабочий».

Согласно государственному контракту от Дата , заключенному между Межрайонной ИФНС России №17 по Челябинской области (заказчик), и АНО «Редакция газеты «Магнитогорский рабочий» (исполнитель), последний обязался оказать заказчику услуги по курьерской доставке служебной корреспонденции (услуги по приему, доставке, выдаче, хранению и возврату корреспонденции по основной деятельности заказчика, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам в пределах территориального расположения г. Магнитогорска), по адресам, обозначенным заказчиком, в количестве, указанном в техническом задании.

Согласно техническому заданию, являющемуся неотъемлемой частью Государственного контракта, курьерская доставка служебной корреспонденции осуществляется простым способом (без расписки).

Между тем, из смысла пункта 6 статьи 69 Налогового кодекса РФ следует, что доставка требования должна осуществляться одним из способов, указанным в данной норме и позволяющим проверить факт и дату получения требований либо факт уклонения от его получения.

Направление требований об уплате пени в адрес ФИО1, посредством курьера, такой возможности не предоставляет, а положения закона, устанавливающие, что при направлении требования по почте заказным письмом соответствующая налоговая процедура признается соблюденной независимо от фактического получения налогоплательщиком (его представителем) требования об уплате налога, направленного заказным письмом, в данном случае не применимы.

Кроме того, в силу подпункта 14 статьи 2 Федерального закона от Дата № 126-ФЗ «О связи», организация связи - юридическое лицо, осуществляющее деятельность в области связи в качестве основного вида деятельности. Положения настоящего Федерального закона, регулирующие деятельность организаций связи, применяются, соответственно, к индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность в области связи в качестве основного вида деятельности.

Согласно пункту 1 статьи 29 указанного Закона деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по возмездному оказанию услуг осуществляется только на основании лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи.

Таким образом, АНО «Редакция газеты «Магнитогорский рабочий» вправе оказывать услуги связи при наличии соответствующей лицензии.

Доказательств наличия у данной организации лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи не представлено.

Требование за от Дата было направлено ответчику Дата , требование от Дата - Дата , требование от Дата - Дата , через курьера ООО «АЛДИ-сервис».

Согласно государственному контракту от Дата , заключенному между Межрайонной ИФНС России №17 по Челябинской области (заказчик), и ООО «АЛДИ-сервис» (исполнитель), последний обязался оказать заказчику услуги по курьерской доставке служебной корреспонденции (услуги по приему, обработке, доставке, выдаче, хранению и возврату корреспонденции, по адресам, указанным заказчиком, в количестве, обозначенном в техническом задании.

Из технического задания, являющегося неотъемлемой частью Государственного контракта, курьерская доставка служебной корреспонденции осуществляется заказной корреспонденцией с предоставлением уведомлений о вручении получателю корреспонденции. ООО «АЛДИ-сервис» действует на основании лицензии от Дата на оказание услуг почтовой связи, выданной Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

Самым ранним требованием, направленным налоговым органом, в соответствии с требованием законодательства, с предоставлением сведений о его вручении, явилось требование от Дата , сроком исполнения до Дата , направленное через курьера ООО «АЛДИ - сервис» - Дата .

Как указывалось выше, страховые взносы за Дата подлежали оплате ФИО1 не позднее Дата . Следовательно, орган контроля за уплатой страховых взносов, должен был узнать об этом - не позднее Дата .

Учитывая указанные обстоятельства, требование об уплате недоимки по страховым взносам и задолженности по пеням за 2017 год подлежало направлению административному ответчику в срок до Дата . Между тем, данное требование должным образом было направлено ФИО1 только Дата , то есть со значительным пропуском установленного ч. 2 ст. 22 Закона о страховых взносах срока, что свидетельствует о нарушении процедуры предъявления требования.

При этом, учитывая приведенные выше положения законодательства и правовую позицию Конституционного Суда РФ о том, что пропуск налоговым органом срока направления требования об уплате налога не влечет изменения порядка исчисления срока на принудительное взыскание налоговых платежей, следовательно, необходимо исчислять шестимесячный срок для обращения в суд с заявлением о взыскании недоимки с Дата , то есть по истечении 10 дней (определенных в требовании).

В таком случае, шестимесячный срок для обращения в суд с заявлением о взыскании истек Дата , в то время, как с заявлением о вынесении судебного приказа налоговый орган обратился только Дата .

Таким образом, материалами дела установлено, что налоговым органом пропущен установленный ст. 21 Закона о страховых взносах, срок обращения в суд с заявлением о взыскании.

В силу ст. 289 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.

Вместе с тем, данная обязанность в части соблюдения процедуры направления требования в адрес ответчика налоговым органом не выполнена.

Нарушение порядка направления налогового требования свидетельствует о несоблюдении порядка взыскания пени, что является основанием для отказа в удовлетворении требований, кроме того, суд учитывает, что административным ответчиком ФИО1 в материалы дела представлено платежное поручение, согласно которому ей оплачены страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в сумме 7198 рублей 81 копейка - Дата .

Руководствуясь ст. 175-178, 293-294 КАС РФ, суд,

Решил:

Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 17 по Челябинской области в удовлетворении исковых требований к ФИО1 о взыскании недоимки и пени, - отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Челябинского областного суда через Правобережный районный суд г. Магнитогорска в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий -

Мотивированное решение суда изготовлено 14 февраля 2020 года.